Детская журналистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 17:25, реферат

Краткое описание

Задачи:
• изучение истории периодических изданий для детей; знакомство с историей детской теле- и радиожурналистики;
• осмысление современных тенденций центральных и региональных детских СМИ;
• раскрытие особенностей детской психологии и воспитательных возможностей журналистики;
• показ уровней взаимодействия детской журналистики с образованием, наукой, культурой;
• изучение жанровой специфики и приёмов отображения действительности, способов контакта с аудиторией.

Вложенные файлы: 1 файл

материал важный для курсовой работы.docx

— 98.83 Кб (Скачать файл)

«Чиж» – журнал для октябрят, объем – 15, 16 страниц. В журнале  печатались рассказы и стихи С. Маршака, Д. Хармса, М. Ильина, О. Бергольц и др. Были такие рубрики, как «Зоасад  Чижа», «Товарищ Чиж» (рассказы о жизни  детей), «Чиж-следопыт», «Веселые картинки» (рисунки со стихами), «Школа Чижа» (как  ходить по улицам, как наливать молоко и т.п.), «Чиж-изобретатель», КУР (Клуб умных ребят: фокусы, загадки, шарады). Большое место в журнале занимают небольшие очерки, рассказы, стихи, рисунки, посвященные Ленину, революции, пятилетке. Авторам журнала удается  найти образную форму подачи идеологизированного  материала. Так, в № 9–10 за 1930 год  помещены стихотворение Д. Хармса «Первый  бой» (о взятии Смольного), на развороте  рисунки с подписями «Что было в октябре», стихотворение «Песня ударников» с иллюстрациями, рассказ  о пятилетке «Наше  дело». Рисунки в «Чиже» играют вполне самостоятельную роль, нередко это рисунки-рассказы: например, в № 4 развернута целая картина, сюжет которой – противостояние прошлого и будущего («Старая деревня и колхоз»). Одним из важнейших свойств и «Чижа» и «Ежа» «была их активная жизненная позиция: не чтение, а объяснение мира, не рассказ, а показ явлений, не занятие для досуга, а стремление сделать читателя деятельным участником событий» [Холмов 1983: 174].

В 1924 году при «Рабочей газете»  начал выходить журнал для детей 6–12 лет «Мурзилка». В становлении журнала участвовали К.И. Чуковский, С.Я. Маршак,           М.М. Пришвин, В.В. Лебедев, Е.М. Чарушин и др. Первым редактором был Н.И. Смирнов, Всего было шестнадцать главных редакторов, среди них – известные писатели, например, Лев Кассиль. Журнал, названный по имени известного героя произведений Анны Хвольсон, некоторое время искал образ своего ведущего персонажа – Мурзилки. Сначала Мурзилкой звали щенка, который вместе с мальчиком Петей и стал героем журнала. И только в 1937 году художник А. Каневский нарисовал образ, который так хорошо  знаком многим поколениям – желтый, пушистый человечек в красном шарфике и с фотоаппаратом.

В первом номере «Мурзилки» авторский коллектив заявил о  том, что новый журнал будет отражать «ребячье житие-бытье и природу», показывать, «как ребята должны работать сообща, чтобы им было весело от работы». Программа издания включала: рассказы, очерки, сценки и сказки из животного  мира; «маленькие пьески»; рассказы о  явлениях природы; «очерки из области  труда и  производства» и, конечно, игры, загадки, самодельные игрушки.  Действительно, журнал много места уделял рассказам, героями которых были дети. Они преодолевали свои капризы и проблемы, узнавали новое о мире растений и животных, умело выполняли любое дело.  Со временем журнал стал получать обширную корреспонденцию от своих читателей, обзавелся штатом пикоров, которые присылали репортажи и заметки о жизни детей. Для публикации детских писем было создано специальное приложение «Мурзилкина газета» (1927–1928 г.). Постоянными были рубрики «Мурзилкин клуб» (из нее читатели узнавали о растениях и животных, о местах и условиях их обитания), «Мурзилкина почта». В разные годы в журнале работали К. Чуковский, C. Маршак, М. Пришвин, К. Паустовский, В. Берестов, Ю. Коринец. Иллюстрировали «Мурзилку» Е. Чарушин, В. Лебедев, Т. Маврина, В. Конашевич, Е. Рачев, В. Чижов.

Итак, в 1920-е годы формировалась  система детских изданий с  учетом возрастных особенностей детской  аудитории и идеолого-педагогических задач. Приобретениями детского журнала  в этот период стали формы и  методы взаимодействия с аудиторией, игровые приемы и тесная связь  детского чтения с «взрослой» жизнью. Публицистический, литературный, развлекательные  отделы знакомили читателя с современностью, формировали активное отношение  к жизни, ясную гражданскую и  морально-этическую позицию. Детские  журналы включали политические, идеологические реалии времени, но с учетом возраста находили соответствующие формы  их подачи. Участие в детских журналах талантливых авторов способствовало новаторским поискам в области  жанров детской публицистики и литературы. Так, например, в творчестве Б. Житкова, Ильина, Е. Чарушина, В. Бианки и др. складывалась научно-художественная и природоведческая литература для детей.  

Расширилась в 20-е годы и  сама система детской периодики, ее неотъемлемой частью стала детская  газета.

Лекция 8. Детские газеты

 

Первые в советской  России печатные газеты детских объединений  и организаций начали выходить в 1919–1920-х годах. Это «Детская правда» (1919, Саратов), «Муравей-чудодей» (1920, Пермь), «Наша газетка» (1922, Тула). Они вели среди читателей в основном общеобразовательную  работу. Газета «Юный Спартак» (1922, Харьков) носила политический характер. После  создания в 1922 пионерской организации  в более чем 20 городах начали выходить пионерские газеты: «Будь готов» (Пермь), «Дети Октября» (Владивосток), «За  Ильичем» (Казань), «Киевский пионер», «Ленинские внучата» (Ростов-на-Дону, Вологда), «Молодой пионер» (Тбилиси), «Юные строители» (Красноярск), «Юный ленинец» (Ереван), «Юный пионер» (Курск, Смоленск), «Юный  строитель» (Минск) и др. К концу 1925 года издавалось 27 пионерских газет (на русском и других языках народов  СССР) общим тиражом 165 тыс. экземпляров. В 1927–39 годах для детей сельских районов издавалась газеты «Колхозные ребята» (первоначальное название «Газетка дружных ребят», в 1927 году тираж 30 тыс. экземпляров, в 1931 году – 1 млн. экземпляров)[1]. Непосредственное руководство пионерскими газетами осуществлял    ЦК ВЛКСМ.

Большое влияние на определение  типа пионерской газеты, её отделов, круга  авторов, специфических форм и методов  работы с юными читателями и корреспондентами оказали газеты «Ленинские искры» (1924–1992, с 1992 года – «Пять углов») и «Пионерская  правда» (с 1925, Москва).

Газета «Ленинские искры» начала выходить 31 августа 1924 года в Ленинграде. Состояла она из заметок, написанных «деткорами» – детскими корреспондентами. Как рассказывает Нона Тимошенко, редактор газеты «Пять углов», «она издавалась с совершенно определенной политической целью – помочь развитию и расширению пионерской организации. Никто не знал, как ее делать, но все горели революционным пафосом и задором. Для помощи в издании были приглашены ребята из разных пионерских баз и отрядов. Они рассказывали о том, как они создают в своих регионах эти самые отряды. Первый номер был похож на листовку, он с двух сторон состоял из коротких заметок юных пионеров» [Тимошенко http://www.karta-smi.ru]. Л. Бергман, один из создателей газеты писал: «Для нас тогда было очень важно отобразить жизнь самих ребят дома, в школе, на улице и, особенно, в полной новизны жизни пионерских отрядов». Газета в первые годы своего существования преследовала следующие цели: давать материал для чтения, служить руководством к действию и проводить обмен опытом между детьми.

В создании газеты «Ленинские искры» принимали участие члены  редакционной коллегии «Нового Робинзона», в том числе Иван Халтурин, ставший  ее редактором. На страницах газеты печатались лучшие детские писатели и поэты – Корней Чуковский, Самуил Маршак, Агния Барто, Лев Кассиль, Сергей Михалков, Аркадий Гайдар,  Борис Житков и Виталий Бианки.

На протяжении многих десятилетий  газета сочетала декларацию практических задач (например, сбор металлолома, макулатуры и др.), рассказ о профессиях и  людях труда и романтику путешествий  и приключений. В «Ленинских искрах»  удачно сочетались материалы юнкоров  и взрослых журналистов. О школьно-пионерских делах читатели узнавали из заметок  и писем детей, а вопросы общественно-политического  характера освещали взрослые. Газета нередко использовала игровые приемы. Так, например, в 1975 году «Ленинские искры» объявили начало игры «Ждите нас, звезды», курировал ее летчик-космонавт Г.М. Гречко. Эта игра-экперимент «на  психологическую совместимость» воспитывала  чувство коллективизма, взаимопомощи, умение общаться и налаживать отношения. Газета организовывала не только игры, но различные акции и конкурсы, например, сбор металлолома для электропоезда, конкурс на лучший проект станции  метро, «Клуб непосед» и т.п.

Писала газета и о проблемах  межличностных отношений детей  и подростков (рубрика «Собеседник»), давала уроки для юных хозяек и  хозяев («Школа домашних волшебников»), были в газете традиционные литературный раздел и  раздел игр и развлечений.     

В 1992 году газета изменила название. О смене названий рассказала в  одном из интервью Нона Тимошенко: «Площадь «Пяти углов» – одно из самых  «питерских» мест. Мы решили, что  это название очень подходит для  нашего ежемесячного вкладыша для подростков – детей «постарше». Естественно, все малыши читали это влёт. И  когда в 1992 году нашему городу вернули  историческое название, мы поняли, что  оставаться «Ленинскими искрами» не совсем правильно. Я прекрасно понимала, что пройдет еще какое-то время  и не каждый ребенок вспомнит вообще, кто такой был этот Ленин. И  с искрами тоже не все понятно. И тогда мы обратились к читателям  с вопросом, менять название газеты или нет. Мы целый год, претерпевая  жуткую борьбу с почтой, выходили с  новым названием в каждом номере. Большинство ребят проголосовало  за «5 углов», потому что для них  это была их любимая вкладка» [Тимошенко http://www.karta-smi.ru].

Газета «Пионерская правда» начала выходить в Москве, первый номер вышел 6 марта 1925 года, тираж – 20 тысяч экземпляров, редактор – М. Стремяков. Уже через два года газета стала всесоюзным  изданием для пионеров и взяла на себя роль организатора детского коммунистического движения[2]. Газета была почти полностью посвящена вопросам пионерской работы. Как и во взрослой периодике 20-х годов, в «Пионерской правде» призывы, лозунги, плакатный стиль и образность определяли ее лицо. Редакция организовывала работу пионерских отрядов с беспризорниками, создавала отряды ликбеза, брала на себя организацию досуга детей, показывала образцы нового быта («Субботник в избе колхозника Васильева» – 20 июня, 1934 г.) и новые идеалы (история Павлика Морозова). Практически с первых лет существования газета начала создавать различные клубы и движения (Клуб сельских опытников «Малая Тимирязевка», Клуб мотористов, Клуб авиамоделистов). Это была новая форма работы с читателем. Газета печатала отчеты, рассказы о достижениях пионерских отрядов, созывала слеты. Со страниц «Пионерской правды» к детям обращались известные люди, герои, окруженные ореолом романтики. Летчики, спасшие челюскинцев[3], предлагали открыть при аэроклубах секции юных авиамоделистов, президент Академии наук СССР С.И. Вавилов давал напутствие юным ученым и исследователям природы.

К 1930-м годам сложилась  структурно-содержательная модель пионерской газеты. Рассмотрим ее на примере газеты от 3 декабря 1937 года. Значительное место  занимала  общественно-политическая информация (письмо Л. Шмуглякова «Рассказываем родителям о кандидатах в депутаты», письмо А. Веселовского «Будем охранять колхозное имущество и дома колхозников»); рассказ о событиях и происшествиях (фото «Горячая работа на избирательных участках», подборка заметок «Телеграф сообщает» и т.п.); жизнь детей, межличностные отношения (письмо Ш. Киселевой «Какие же это братья?», замечание от редакции «Нет ли среди вас похожих на братьев Зины?»); научно-популярный отдел (заметка «На раскопках города Ольвии», репортаж «Золотые плоды грейпфрута»); советы по уходу за животными и советы по изготовлению игрушек, поделок; отдел смесь, шахматы, работа кружков.

В последующие десятилетия  «Пионерская правда», по сути,  определяла направление школьной и внешкольной жизни советских детей, создавала среду как для идеологического, так и для нравственного воспитания, была инициатором общественных, экологических, спортивных движений. Нельзя не упомянуть о том, что на страницах газеты в 1956 году   было объявлено начало всесоюзной экспедиции «Моя Родина – СССР», миллионы школьников выполняли задания поискового, краеведческого, экологического, туристического характера. Военно-спортивные соревнования выросли во всесоюзную военно-спортивную игру «Зарница», участники которой осваивали военные специальности, учились ориентироваться на местности и т.п. В рамках игры велась музейная и поисковая работа, осуществлялось шефство над ветеранами.

Массовым стало участие  школьников в шахматном клубе  «Белая ладья», президентом которого был Анатолий Карпов. «Пионерская  правда» популяризировала такой  вид спорта, как картинг – клуб «Серебряный карт». В 1964 году газета объявила об открытии клуба «Кожаный мяч»: «Внимание, мальчишки! Специально для вас открываем клуб «Кожаный мяч»! Лучшие футболисты и тренеры  будут давать вам советы. Создайте в каждом дворе, а сельские ребята на каждой улице футбольную команду. Будет хорошо, если каждая команда  построит спортивную площадку». В том  же году открылся клуб «Золотая шайба».

Эти клубы предполагали активное участие ребят: от устройства спортивных площадок до освещения хода соревнований в газете. Газета знакомила читателей  с правилами игры, давала упражнения для тренировок, рассказывала о победителях, о взрослых и юных спортсменах.

В конце 1960-х годов «Пионерская  правда» выходила на 8 полосах, два  раза в неделю, стоила одну копейку. Тираж газеты составил 9,5 млн. экземпляров.

В 1960-е годы «Пионерская  правда» начала вести диалог с  читателями о международной политике – открыла политический клуб «Колокол». «Пионерка» не выходила за рамки мифологии  международной журналистики периода  холодной война, темы клуба были регламентированы, оценка событий и явлений однозначна, но форма подачи материала учила  читателей анализировать, отстаивать свое мнение, спорить, хотя и в заданных рамках.  Еще один клуб – «Зеркало» – стал площадкой для дискуссий и обмена мнениями по проблемам межличностного общения, вопросам нравственности. Дети под руководством ведущих клуба анализировали свои и чужие поступки, учились прислушиваться к чужому мнению и отстаивать свое. С интересом воспринимали домашние задания, например, провести в семье разговор, диспут на определенную тему, взять интервью у родных, друзей. Результатом этих заданий были тысячи писем в свой клуб.  Трудно перечислить все рубрики и начинания детской газеты, всех ее героев и гостей. Важно то, что для взрослых – спортсменов, писателей, политиков, актеров и др. – участие в ней было важным делом. С детьми шел разговор на равных, что создавало атмосферу доверия. Большую роль в этом сыграло постоянное участие самих детей, они присылали письма, литературные и журналистские работы. Ежегодно «Пионерская правда» получала свыше 200 тыс. детских писем, многие из которых были опубликованы на страницах газеты. Традиционными были слеты  юных корреспондентов в Артеке.

«Пионерская правда» в 60–80-е  годы была не только организатором  и координатором пионерского движения, но и старшим другом. В газету писали дети, учителя, родители, обращались за помощью. Специальные корреспонденты «Пионерки» выезжали в школы, помогали разобраться в проблемных ситуациях. Как говорил   В.В. Носов, один из редакторов газеты,  ее задача состояла в том, чтобы помочь ребенку адаптироваться в мире взрослых, быть амортизатором, оказывать психологическую помощь. Материалы газеты носили сюжетный характер, показывали модель поведения в той или иной сложной ситуации.  «Пионерская правда» в это период была общественно-политическим изданием, при этом газета охватывала практически все сферы жизни ребенка 9–14 лет. Основные отделы газеты: общественно-политический, школьной и пионерской жизни, познавательно-развлекательный и беллетристический.  Более 20 лет, с 1983 по 2006 годы, газету возглавляла О. Грекова.

Сегодня газета «Пионерская  правда» выходит с приложениями «Юная Москва», «АСЯ и КЛАВА», «Привет, мальчишки-девчонки», «Олимпионик», имеет  свой Интернет-портал «Пионерка.ру».

Лекция 9. Детская журнальная периодика середины XX века. Особенности журналов для детей младшего и среднего возраста

 

В 1936 году издавалось 28 детских  журналов (19 на национальных языках) разовым  тиражом 700 тыс. экземпляров. В годы Великой Отечественной войны (1941–45 гг.) издание многих пионерских журналов было временно приостановлено (продолжали выходить «Пионер», «Дружные ребята», «Мурзилка»). В 1948 году издавалосьь 15 пионерских и детских журналов (10 на национальных языках) разовым тиражом 313 тыс. экземпляров.

В 1974 году выходило 25 ежемесячных  пионерских журналов и 10 журналов для  октябрят и дошкольников общим разовым  тиражом свыше 17,5 млн. экземпляров. Центральные журналы ЦК ВЛКСМ  и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации                   им. В.И. Ленина: «Пионер» (с 1924), «Мурзилка» (с 1924), «Юный натуралист» (с 1928), «Костёр» (с 1936), «Советский школьник» (с 1938, для слепых детей, печатается шрифтом Брайля), «Юный техник» (с 1956), «Весёлые картинки» (с 1956), «Моделист-конструктор» (с 1966)[1].

Система детской периодики  охватывала аудиторию от дошкольников до старших подростков. Малышам были адресованы «Веселые картинки», младшим  школьникам «Мурзилка», детям среднего школьного возраста «Пионер» и «Костер», старшеклассникам – «Ровесник». Возраст  аудитории являлся одним из  главных типоформирующих факторов. Журналы этого периода создавались с учетом психологических особенностей того или иного возраста, педагогических подходов к обучению и воспитанию детей разных возрастных групп. Рассказывая об истории журналов, их структуре и задачах, мы отметим и ряд приемов, которые делают журнал интересным и полезным для детей младшего (на примере «Веселых картинок» и «Мурзилки») и среднего возрастов (на примере «Костра» и «Пионера»).

Информация о работе Детская журналистика