Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 13:08, дипломная работа
Цель: выявить речевые стратегии диалогового типа в телепрограмме «Познер»; определить, какие стратегии преобладают в интервью при построении диалога.
Задачи: 1. Изучить и систематизировать имеющийся материал по теме в научной литературе;
2. Уточнить содержание понятия «речевая стратегия»;
3. Описать классификацию типов речевых стратегий С.И. Виноградова применительно к диалоговому взаимодействию, а также попытаться самостоятельно расширить круг стратегий на основе анализа текстов интервью В.Познера;
3. Описать концепцию телевизионной программы;
4. Выявить и проанализировать речевые стратегии в ходе диалога участников программы.
Введение…………………………………………………………………..… 3
Глава 1. Актуализация речевых стратегий в интервью как средства построения диалога………………………………………………………...7
1.1. Интервью-диалог и его специфика…………………………………..7
1.2. Приемы диалогизации речи…………………………………………16
1.3. Речевые стратегии. Типология речевых стратегий………………..21
Глава 2. Речевые стратегии в телепрограмме «Познер»…………….41
2.1. Концепция и описание телепрограммы «Познер»…………………..41
2.2. Методика исследования……………………………………………….43
2.3. Интервью с Ириной Антоновой, директором Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина (эфир от 23 января 2011г.)..44
2.4. Интервью с Вячеславом Фетисовым, 14-кратным чемпионом Советского Союза, двукратным Олимпийским чемпионом, семикратным чемпионом мира, десятикратным чемпионом Европы (эфир от 30 января 2011 г.)……………………………………………………………………..51
2.5. Интервью с Александром Ткачевым, губернатором Краснодарского края (эфир от 6 февраля 2011г.)………………………………………………..57
2.6. Интервью с Вячеславом Зайцевым, художником, модельером (эфир от 13 февраля 2001г.)…………………………………………………………63
2.7. Интервью с Виктором Христенко, министром промышленности и торговли РФ (эфир от 20 февраля 2011 г.)……………………………….65
2.8. Интервью с Михаилом Горбачевым, видным советским и мировым политическим и общественным деятелем (эфир от 22 февраля 2011г.)..70
2.9. Интервью с Михаилом Пиотровским, директором государственного Эрмитажа (эфир от 13 марта 2011г.)………………………………………74
2.10. Интервью с Николаем Цискаридзе, Народный артист России, лауреатом Государственных премий РФ, лауреатом международных конкурсов артистов балета. (эфир от 3 апреля 2011г.)……………….…79
2.11. Интервью с Игорем Волком, летчиком-космонавтом СССР, Героем Советского Союза (эфир от 10 апреля 2011г.)…………………………...83
2.12. Интервью с Геннадием Зюгановым, председателем Центрального Комитета Коммунистической Партии Российской Федерации (эфир от 17 апреля 2011г.)……………………………………………………………….85
Заключение…………………………...………………………………… …. 90
Список использованной литературы…………………………………… 94
Журналистика – это одна из тех сфер, где понимание того, что, как и когда говоришь, является неотъемлемой частью деятельности и залогом успеха. К сожалению, не все представители этой профессии владеют, что называется, чувством языка. Особенно значимо оно у работников радио и телевидения. «И на самом деле, люди смотрят не столько программу, сколько ведущих. Как правило, отличие заключается именно в том, кто ведет программу, а не что она из себя представляет. И это подтверждается много раз, и чем более ярок ведущий программы, тем меньше шансов для выживания этой программы, когда ведущий уходит. То есть замена его почти невозможна», - говорит в одном из своих интервью Владимир Познер, советский и российский тележурналист, телеведущий, первый президент Академии российского телевидения и признанный мастер диалога, речевые стратегии которого стали предметом исследования данной работы. В этом высказывании, думается, В. Познер подразумевал не только такие составляющие имиджа телеведущего, как внешний облик и манеру поведения, но и интерес к самой личности ведущего, его профессиональный талант.
В начале дипломной работы за гипотезу взято предположение, что ведущими типами речевых стратегий в телепрограмме «Познер» являются диалоговые кооперативные стратегии, которые и служат залогом удачного интервью.
Как показали рассмотренные нами текстовые версии телепрограммы «Познер», Владимир Познер в своей речи активно использует как кооперативные, так и некооперативные речевые стратегии. Данные стратегии, несомненно, можно отнести к диалоговому типу. Это подтверждается тем, что они:
а) намечают развитие диалога,
б) ситуативны (зависят от обстановки разговора, обладают малой степенью организованности),
в) контекстуальны (обусловлены предыдущими высказываниями),
г) обладают стимулирующей интенцией.
Для Владимира Познера характерны следующие приемы диалогизации речи:
- обращения к собеседнику,
- вводные слова и вводные конструкции,
- апелляция к собеседнику и зрителю,
- вопросно-ответный ход изложения,
- введение чужой речи посредством цитации и квазипрецедентных высказываний.
Однако исследованные нами материалы не дают основания говорить о том, что для В.Познера более характерно использование только кооперативных речевых стратегий. Так, из десяти интервью кооперативные стратегии используются журналистом во всех, а некооперативные – в пяти. В двух интервью В.Познер использовал преимущественно некооперативные речевые стратегии: в одном случае это было обусловлено тем, что таким образом он побуждал собеседника к высказыванию (интервью с А.Ткачевым), во втором – зависел от общих установок, а также от степени пересечения контекстов интерпретации обсуждаемых событий действительности (интервью с Г.Зюгановым). В остальных трех случаях использования некооперативных стратегий диалогового типа (интервью с В. Фетисовым, В Христенко и М. Пиотровским) была налицо антипатия к героям со стороны журналиста, которая выражалась в той или иной мере (например, в интервью с М.Пиотровским, директором Эрмитажа, некооперативные речевые стратегии ведущий начал использовать лишь во второй части программы). Причем в интервью, где использовались или преобладали диалоговые некооперативные речевые стратегии, В.Познер использовал в своей речи сниженную лексику: использовал непривлекательные и неприятные для объекта речевой агрессии детали, подробности, обстоятельства и т.д. Это форма речевого поведения называется языковой агрессией, которая является нарушением этико-речевой нормы. [Энциклопедический словарь-справочник «Культура русской речи».- М: «Издательство «Москва», 2003. - с. 720/ с. 562-563]. Журналист также проявлял стремление к превосходству над собеседником, иронизировал над его словами, применял манипулятивные тактики.
Характерными для Познера-журналиста являются следующие кооперативные стратегии:
- соблюдение этических норм общения,
- использование этикетных формул,
- выяснение истинного положения вещей посредством спора,
- принцип «укрупнения»
собеседника через его
- повтор отдельных слов и выражений собеседника, сопровождающихся положительными комментариями,
- соблюдается правило индивидуализации собеседника.
Таким образом, анализ практического материала говорит о том, что в зависимости от преобладания тех или иных диалогических типов речевых стратегий интервью программы развиваются в двух направлениях: как диалоги-унисоны и как диалоги-диссонансы. Однако стоит отметить, что независимо от направления интервью, они не потеряли своего главного свойства: остались, как изначально и было определено концепцией программы, интервью-диалогами.
Информация о работе Диалоговый тип речевых стратегий в телепрограмме «Познер»