Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:35, доклад
Система средств массовой информации – совокупность средств массовой информации, имеющих необходимое и достаточное количество функций, позволяющих удовлетворять информационные (коммуникационные, партиципарные*) потребности личности, всех групп населения, государства, общества в целом.
Современная система журналистики состоит из подсистем: печать, радиовещание и ТВ.
Организаторская функция журналистики.
Взаимосвязь функций. Журналист
8. Реальным «физическим» объектом изучения аудитории СМИ являются массы людей, различные общественные группы в определенной системе отношений — отношений по поводу информации, распространяемой по каналам периодической печати, радио, телевидения.
Понятие «аудитория» закреплено за субъектом, который занят в рамках этой системы, прежде всего потреблением информации и тем самым является объектом информационного воздействия.
Средства массовой информации направляются к личности и её социальнымролям — как к гражданину и семьянину, представителю российского народа в целом и жителю конкретного района, представителю данной профессии и работнику народнохозяйственной отрасли и т. д. В целом содержание массовой информации охватывает все стороны связей человека с обществом и его подсистемами, все области общественных отношений, в которые включена личность.
В целом
вся система массовой информации
рассчитана на все население страны,
местные средства—
В рамках
каждого из средств информации действуют
отдельные издания, программы, рассчитанные
на определенную часть населения, выделенную
по конкретному признаку (полу, возрасту,
образованию, профессии, любительским
увлечениям). Такая аудитория является
расчетной, или целевой (этим понятием
можно обозначать и ту часть аудитории
данного канала информации, на которую
рассчитаны данные программа, цикл передач
и т. п.). Люди, вступающие в контакт
с источниками информации (отдельно
рассматриваемыми программами, циклами
передач) составляют реальную аудиторию—это
те, кто смотрит, слушает данные материалы,
передачи или вообще обращается к
каналу и его программе. Более
тонким оказывается разделение аудитории
на массовую и специализированную.
Оно вытекает из явления разделения
информации внутри системы СМИ. В
аудитории телевидения есть часть
аудитории, на интересы и компетенцию
которой делается особый акцент. Вообще
у большинства материалов есть двойной
адресат, точнее, в их аудитории есть
две группы: одна, для которой
данное сообщение несет информацию,
связанную с профессионально - должностной
или общественно-политической ролью,
другая — для которой содержание
сообщения таким образом «
В широком
спектре человеческих потребностей
существует и потребность в информации.
Последняя, вытекает из с социальной
системы как системы
Для любого социального субъекта (личности, группы, общества в целом) существует необходимость в получении информации.
Характер взаимоотношений аудитории с источниками массовой информации объясняется не долгом или обязанностью, а «просто интересом».
§2 Аудитория и включение ее в средства массовой информации
Выбор того
или иного средства информации в
системе СМИ (печать, радио, телевидение,
интернет) или отдельных источников
в рамках этих средств (определенная
газета, определенный телеканал) происходит
под влиянием большого числа факторов
объективного и субъективного свойства.
Величина свободного времени, доход
на одного человека в семье, размеры
жилплощади, престижность владения той
или иной маркой телевизора, компьютера
— лишь немногие из тех факторов,
что определяют включенность людей
в аудиторию отдельных каналов
и источников массовой информации.
Серьезную роль здесь играют и
собственно коммуникативные факторы
(лежащие в самой системе
Доступность информации имеет множество аспектов: физиологический (человек должен достаточно хорошо видеть слышать, чтобы воспринять информацию), временной (у человека должно быть время, которое он может уделить восприятию информации), физико-технический (должны быть соответствующие географические условия, уровень развития сети теле- и радиовещания, системы доставки периодических изданий), финансовый (владение данным средством информации должно быть доступно по стоимости данному потребителю), семиотический (потребитель должен владеть системой знаков — языком данного средства информации).
Тенденция
использования различных
Определение
эффективности включения
Результаты
реализации данных функций СМИ в
процессе влияния на личность можно
определить в соответствии с основными
видами социальной деятельности: как
уровень познавательной, общественно-политической
и трудовой активности личности. Сравнение
этих результатов с социально-
Рассматривая массовую коммуникациюкак деятельность телевидения по отражению окружающего мира, созданию моделей социальной действительности в комплексе с деятельностью зрителей по восприятию информации, отметим, что реализация своих целей осуществляется коммуникатором посредством формирования социальной действительности в сообщениях СМИ через различные характеристики и их содержание, а так же с помощью коммуникативного выражения избранной модели «картины мира», через различные характеристики их формы.[4]
Зритель «всегда остается личностью «для себя» и «для нас» также, как может быть «частичной личностью»—«функционером» для себя и для других, если таковы его индивидуальные особенности. Иными словами, он остается свободным в своем отношении к массовой коммуникации, единственные механизмы контроля — его ориентации и склонности, его привычки и интересы, его рассудок и предрассудки. Таким образом, процесс включения личности в сферу влияния СМИ можно представить как единство двух процессов: реализации коммуникатором предлагаемой модели социальной действительности, как бы «материализующейся», «опредмеченной» в сообщениях СМИ — с одной стороны, и реализации аудиторией ожидаемой социальной действительности, начинающейся с момента выбора источника информации и восприятия, «распредмечивания» конкретного сообщения — с другой.
§3 Влияние телевидения
Телевидение является мощнейшим средством влияния на поведение человека. Использование в его работе новейших высокоэффективных средств, методов и технологий воздействия на сознание и подсознание позволяет искусственно создавать общественное мнение, формировать симпатии и антипатии, манипулировать.
В процессе просмотра телевизора очень много от сеанса гипноза. Телевизор смотрят в статичной позе, да еще, как правило, полулежа в кресле. Помещение затемнено, взгляд человека фиксирован на светящемся предмете, на котором к тому же идет постоянное мелькание, способствующее полудремотному состоянию. Введенному в подобный транс зрителю можно с экрана внушить что угодно.
Телевидение
- одна из наиболее эффективных форм
психологических и
Психологическое
воздействие с помощью
Во-первых,
телевидение влияет на формирование
общественного мнения так, как никакое
иное средство информации. Эффект присутствия,
синхронности, причастности зрителя
к событиям, происходящим на экране
телевизора, заставляет его верить
в правдивость подаваемого ему
материала ("лучше один раз увидеть,
чем сто раз услышать"). Сила
этого эффекта настолько
Похоже, что правительства и крупные корпорации не могли даже мечтать о более эффективном оружии пропаганды!
Во-вторых, с помощью телевидения можно показать конкретные эпизоды боевых действий, фотодокументы, пропагандирующие мощь и превосходство своего оружия или демонстрирующие зверства противника. Аналогично может быть сделан видеообзор международных событий, передан репортаж о жизни сдавшихся в плен военнослужащих противника, показаны художественные и документальные кино- и телефильмы и т.п. Так, например диктору достаточно произнести в новостях одно лишь слово - «диктатор» по отношению к тому или иному политическому деятелю - и тут же вызвать негативное к нему отношение большинства телезрителей.
В 1996-м благодаря телевидению народ российской федерации проголосовал за президента Б.Ельцина. Тогда лозунг: «Проголосуй или проиграешь!» не слышал разве что глухой. Второй президент РФ В.Путинпришел на пост после полугодового активного телевизионного эфира. Современный человек настолько привык получать информацию посредством телевизора, что не может обойтись него. Несмотря на то, что любой телевизионный канал, в любой стране, в любое время предельно идеологизирован и запрограммирован, люди в подавляющем своем большинстве воспринимают телепередачи как индивидуальное средство информации. Им кажется, что телевидение по самой своей природе позволяет свободно оценивать получаемую информацию и делать независимые выводы. Разумеется, подобное мнение является колоссальным заблуждением. У большинства зрителей уже существует готовность пользоваться чужой точкой зрения. Например, во время недавнего кризиса по телевизору в новостях показывали, как толпы людей в магазинах хватают в диких количествах все, что под руку попадется. И зрители ринулись так же сметать с прилавков продукты. И никто не задумывался: а зачем людей толкают на это, зачем создают панику? Может, под соусом кризиса просто захотелось сбыть залежавшийся товар. То, что мы видим на экране, само по себе не может изменить взрослую здоровую зрелую личность. Поглощая кровавые боевики и похождения маньяков, порнографию или политические дебаты, нормальный зритель, находясь в здравом уме и твердой памяти, не научится насилию, разврату, наркомании и не поменяет свои общественные взгляды. С точки зрения психологов, восприятие любого зрелища и его воздействие зависит не столько от того, ЧТО смотрят, сколько — КТО смотрит. Например, наиболее частые обвинения в адрес телевидения: пропаганда насилия, зомбирование граждан, утомительная реклама.