Журналистика как система СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:35, доклад

Краткое описание

Система средств массовой информации – совокупность средств массовой информации, имеющих необходимое и достаточное количество функций, позволяющих удовлетворять информационные (коммуникационные, партиципарные*) потребности личности, всех групп населения, государства, общества в целом.
Современная система журналистики состоит из подсистем: печать, радиовещание и ТВ.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по журналистике 3 курс.docx

— 66.37 Кб (Скачать файл)

Организаторская функция журналистики. Взаимосвязь функций. Журналистика занимается формированием массового сознания.  Это она может делать двумя способами: Оказывать влияние на сознание, через создание общественного мнения в первую очередь. Оказывать непосредственное воздействие на поведение социальных институтов. Сегодняшними особенностями работы аудитории с информацией является явные признаки атрофирования сознания. Информация, которую получает человек сегодня безгранична по объему и весьма противоречива по содержанию. Зачастую не представляется возможным отличить истину от только гипотезы или откровенной лжи. Весьма распространенные технологии манипулирования общественным сознанием отбивают у человека всяческое желание вообще делать попытки какого-либо анализа. Это и есть главная причина атрофирования сознания и формирования цинизма как формы защиты от массированного оболванивания. Журналистика ставит своей задачей как можно более адекватное отражение мира, выявление истины, чтобы аудитория имела возможность принимать решения, позволяющие ей достичь оптимальных результатов при минимальных затратах в реализации своих потребностей. А различные коммуникативные технологии озабочены тем, чтобы аудитория совершала действия, направленные на реализацию не своих потребностей, а потребностей источника информации. Потребности ИИ и аудитории не обязательно совпадают. Текст может быть монофункциональным (представлено одна функция). С доминирующей функцией (превалирует одна, но есть и другие). Полифункциональным (несколько или даже все функции). Чем больше, тем лучше, может быть вся совокупность не в тексте, а в конкретном номере газеты. Чем большее число потребностей затронуто у аудитории, тем более вероятна реализация разнообразных функций журналистики.

8. Реальным «физическим» объектом изучения аудитории СМИ являются массы людей, различные общественные группы в определенной системе отношений — отношений по поводу информации, распространяемой по каналам периодической печати, радио, телевидения.

Понятие «аудитория» закреплено за субъектом, который занят в рамках этой системы, прежде всего потреблением информации и тем самым является объектом информационного воздействия.

Средства  массовой информации направляются к  личности и её социальнымролям — как к гражданину и семьянину, представителю российского народа в целом и жителю конкретного района, представителю данной профессии и работнику народнохозяйственной отрасли и т. д. В целом содержание массовой информации охватывает все стороны связей человека с обществом и его подсистемами, все области общественных отношений, в которые включена личность.

В целом  вся система массовой информации рассчитана на все население страны, местные средства—соответственно  на все население того региона, в  котором они действуют. Население  страны или региона составляет потенциальную  аудиторию СМИ.

В рамках каждого из средств информации действуют  отдельные издания, программы, рассчитанные на определенную часть населения, выделенную по конкретному признаку (полу, возрасту, образованию, профессии, любительским увлечениям). Такая аудитория является расчетной, или целевой (этим понятием можно обозначать и ту часть аудитории  данного канала информации, на которую  рассчитаны данные программа, цикл передач  и т. п.). Люди, вступающие в контакт  с источниками информации (отдельно рассматриваемыми программами, циклами  передач) составляют реальную аудиторию—это  те, кто смотрит, слушает данные материалы, передачи или вообще обращается к  каналу и его программе. Более  тонким оказывается разделение аудитории  на массовую и специализированную. Оно вытекает из явления разделения информации внутри системы СМИ. В  аудитории телевидения есть часть  аудитории, на интересы и компетенцию  которой делается особый акцент. Вообще у большинства материалов есть двойной  адресат, точнее, в их аудитории есть две группы: одна, для которой  данное сообщение несет информацию, связанную с профессионально - должностной  или общественно-политической ролью, другая — для которой содержание сообщения таким образом «повернутым» не оказывается. Иначе говоря, хотя, например, наши центральные каналы обращены к самой широкой аудитории, есть «свой» слушатель и зритель  у программ и циклов передач. Массовые программы должны рассчитывать свои выступления на обе группы аудитории, иногда помещая дифференцированные материалы, иногда — те, что должны привлечь внимание обеих групп, так  как «призвание» СМИ — устанавливать  связи между специалистами и  неспециалистами, производителями  и потребителями, обслуживающими и  их клиентами и т. д. Однако специализированная аудитория «имеет право» и на особое внимание какой-либо программы. Таким  образом, в отношении аудитории  к СМИ сочетается общее и особенное, что и позволяет выделять в  ней при исследовании разные группы.

В широком  спектре человеческих потребностей существует и потребность в информации. Последняя, вытекает из с социальной системы как системы информационной, в которой взаимодействие (сотрудничество) протекает в форме информационных процессов. Потребность в информации выражает в субъекте общественную необходимость  в информационном обеспечении практически  всех видов человеческой деятельности и предопределяет включение личности в существующую в обществе систему  социальной информации. Потребность  в информации как бы пронизывает  все другие человеческие потребности, обслуживает их и в то же время  носит и самостоятельный характер, выражая творческую сущность человеческого  сознания. Ведь информация обеспечивает процесс мышления, который, «имеет своей основной функцией опережение, предвосхищение, активное отношение к извне поступающим данным».[2]

Для любого социального субъекта (личности, группы, общества в целом) существует необходимость  в получении информации.

Характер  взаимоотношений аудитории с  источниками массовой информации объясняется  не долгом или обязанностью, а «просто  интересом».

§2 Аудитория и включение ее в средства массовой информации

Выбор того или иного средства информации в  системе СМИ (печать, радио, телевидение, интернет) или отдельных источников в рамках этих средств (определенная газета, определенный телеканал) происходит под влиянием большого числа факторов объективного и субъективного свойства. Величина свободного времени, доход  на одного человека в семье, размеры  жилплощади, престижность владения той  или иной маркой телевизора, компьютера — лишь немногие из тех факторов, что определяют включенность людей  в аудиторию отдельных каналов  и источников массовой информации. Серьезную роль здесь играют и  собственно коммуникативные факторы (лежащие в самой системе общения  людей с источниками информации). Состав аудитории (и соответственно не аудитории) формируется под влиянием множества факторов, которые можно  было бы объединить общим понятием доступности.

Доступность информации имеет множество аспектов: физиологический (человек должен достаточно хорошо видеть слышать, чтобы воспринять информацию), временной (у человека должно быть время, которое он может  уделить восприятию информации), физико-технический (должны быть соответствующие географические условия, уровень развития сети теле- и радиовещания, системы доставки периодических изданий), финансовый (владение данным средством информации должно быть доступно по стоимости  данному потребителю), семиотический (потребитель должен владеть системой знаков — языком данного средства информации).

Тенденция использования различных средств  массовой информации обусловлена ритмом жизни современного человека. Высокий  уровень регулярности обращения  к печати, как правило, сочетается с регулярным использованием интернета  и телевидения как источников информации. То же происходит и внутри системы однотипных каналов. В современной  аудитории распространено чтение нескольких газет, причем регулярное (наиболее характерный  набор газет: 1—2 центральные и  местная печать). Тоже самое происходит и в сфере телеканалов. Зрители  предпочитают смотреть как центральные  телеканалы, так и местные, впрочем, чаще всего это только выпуски  новостей.

Определение эффективности включения личности в сферу влияния СМИ зависит  также от того, реализация каких  функций СМИ становится предметом  изучения. Различают два основных уровня функционирования СМИ. На первом изучается реализация социально-психологических  или психологических функций- целей, связанных с удовлетворением  потребностей личности в снятии психологического напряжения, развлечении, сопереживании, общении и т. д. В этом случае оцениваются  различные эффекты восприятия конкретной личностью конкретных сообщений  СМИ. На втором уровне изучается реализация собственно социальных функций-целей, связанных с удовлетворением  потребностей социальных субъектов  в управлении и воспитании, формировании и выражении социальной активности. Зритель выступают не как конкретная и единственная в своем роде личность, а как персонифицированный социальный тип, коммуникатор — как социальный институт. Социальные функции-цели СМИ  при этом выступают в качестве терминальных (цели-ценности) и могут  быть определены как социально-стратегические, а социально-психологические и  психологические функции-цели выступают  в качестве инструментальных (цели-средства) и определяются как социально-прагматические, имеющие подчиненный по отношению к первым характер.[3]

Результаты  реализации данных функций СМИ в  процессе влияния на личность можно  определить в соответствии с основными  видами социальной деятельности: как  уровень познавательной, общественно-политической и трудовой активности личности. Сравнение  этих результатов с социально-стратегическими целями дает представление об эффективности включения личности в сферу влияния СМИ.

Рассматривая  массовую коммуникациюкак деятельность телевидения по отражению окружающего мира, созданию моделей социальной действительности в комплексе с деятельностью зрителей по восприятию информации, отметим, что реализация своих целей осуществляется коммуникатором посредством формирования социальной действительности в сообщениях СМИ через различные характеристики и их содержание, а так же с помощью коммуникативного выражения избранной модели «картины мира», через различные характеристики их формы.[4]

Зритель «всегда остается личностью «для себя» и «для нас» также, как может  быть «частичной личностью»—«функционером»  для себя и для других, если таковы его индивидуальные особенности. Иными  словами, он остается свободным в  своем отношении к массовой коммуникации, единственные механизмы контроля —  его ориентации и склонности, его  привычки и интересы, его рассудок и предрассудки. Таким образом, процесс  включения личности в сферу влияния  СМИ можно представить как  единство двух процессов: реализации коммуникатором предлагаемой модели социальной действительности, как бы «материализующейся», «опредмеченной» в сообщениях СМИ — с одной стороны, и реализации аудиторией ожидаемой социальной действительности, начинающейся с момента выбора источника информации и восприятия, «распредмечивания» конкретного сообщения — с другой.

§3 Влияние телевидения

Телевидение является мощнейшим средством влияния  на поведение человека. Использование  в его работе новейших высокоэффективных  средств, методов и технологий воздействия  на сознание и подсознание позволяет  искусственно создавать общественное мнение, формировать симпатии и антипатии, манипулировать.

В процессе просмотра телевизора очень много  от сеанса гипноза. Телевизор смотрят  в статичной позе, да еще, как правило, полулежа в кресле. Помещение затемнено, взгляд человека фиксирован на светящемся предмете, на котором к тому же идет постоянное мелькание, способствующее полудремотному состоянию. Введенному в подобный транс зрителю можно  с экрана внушить что угодно.

Телевидение - одна из наиболее эффективных форм психологических и информационных войн. Уже сейчас большинство семей  в развитых странах Запада и Востока  владеют более чем одним телевизором. Его роль непрерывно растет по мере расширения сети спутникового телевидения, появлением цифрового телевидения, соединения телевидения скомпьютернымисетямиИнтернет.

Психологическое воздействие с помощью телевещания  обладает целым рядом преимуществ  по сравнению с другими формами  ведения психологическойвойны.

Во-первых, телевидение влияет на формирование общественного мнения так, как никакое  иное средство информации. Эффект присутствия, синхронности, причастности зрителя  к событиям, происходящим на экране телевизора, заставляет его верить в правдивость подаваемого ему  материала ("лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать"). Сила этого эффекта настолько велика, что телевидение способно вводить  зрителя в заблуждение даже во время прямого репортажа. Влияние  телевидения настолько велико, что существовали прецеденты, когда человека, видевшего то или иное событие собственными глазами, опровергали словами: "Но я же видел по телевизору;.."

Похоже, что правительства и крупные  корпорации не могли даже мечтать  о более эффективном оружии пропаганды!

Во-вторых, с помощью телевидения можно  показать конкретные эпизоды боевых действий, фотодокументы, пропагандирующие мощь и превосходство своего оружия или демонстрирующие зверства противника. Аналогично может быть сделан видеообзор международных событий, передан репортаж о жизни сдавшихся в плен военнослужащих противника, показаны художественные и документальные кино- и телефильмы и т.п. Так, например диктору достаточно произнести в новостях одно лишь слово - «диктатор» по отношению к тому или иному политическому деятелю - и тут же вызвать негативное к нему отношение большинства телезрителей.

В 1996-м  благодаря телевидению народ  российской федерации проголосовал за президента Б.Ельцина. Тогда лозунг: «Проголосуй или проиграешь!»  не слышал разве что глухой. Второй президент РФ В.Путинпришел на пост после полугодового активного телевизионного эфира. Современный человек настолько привык получать информацию посредством телевизора, что не может обойтись него. Несмотря на то, что любой телевизионный канал, в любой стране, в любое время предельно идеологизирован и запрограммирован, люди в подавляющем своем большинстве воспринимают телепередачи как индивидуальное средство информации. Им кажется, что телевидение по самой своей природе позволяет свободно оценивать получаемую информацию и делать независимые выводы. Разумеется, подобное мнение является колоссальным заблуждением. У большинства зрителей уже существует готовность пользоваться чужой точкой зрения. Например, во время недавнего кризиса по телевизору в новостях показывали, как толпы людей в магазинах хватают в диких количествах все, что под руку попадется. И зрители ринулись так же сметать с прилавков продукты. И никто не задумывался: а зачем людей толкают на это, зачем создают панику? Может, под соусом кризиса просто захотелось сбыть залежавшийся товар. То, что мы видим на экране, само по себе не может изменить взрослую здоровую зрелую личность. Поглощая кровавые боевики и похождения маньяков, порнографию или политические дебаты, нормальный зритель, находясь в здравом уме и твердой памяти, не научится насилию, разврату, наркомании и не поменяет свои общественные взгляды. С точки зрения психологов, восприятие любого зрелища и его воздействие зависит не столько от того, ЧТО смотрят, сколько — КТО смотрит. Например, наиболее частые обвинения в адрес телевидения: пропаганда насилия, зомбирование граждан, утомительная реклама.

Информация о работе Журналистика как система СМИ