Особенности влияния интернет-СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 10:21, курсовая работа

Краткое описание

Современная Россия находится в периоде кардинальной трансформации социального, культурного, информационного устройства общественных отношений. Под влиянием глобализации, системной открытости возникают новые ценности и приоритеты, меняются стандарты поведения, исторически используемые обществом в повседневной деятельности.
Данная тема особенно актуальна сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля над рынком средств массовой информации, неконтролируемой подаче информации различной аудитории, что в конечном счете пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей подрастающего поколения.

Содержание

Введение
Глава I. Средства массовой информации и воспитательное воздействие телевидения как лидирующего СМИ
§ 1. СМИ как часть медиакультуры. Основные модели медиавоздействия
§ 2. Роль телевидения в воспитании подростков
Глава II. Интернет и пресса как субъекты медиавоздействия на молодёжь
§ 1. Особенности влияния Интернет-СМИ на подрастающее поколение
§ 2. Влияние прессы на молодое поколение
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая шевченко.docx

— 141.97 Кб (Скачать файл)

Одна из важнейших сфер воздействия Интернет на культуру - образование. Нет культуры без образования. Система образования может быть определена как квинтэссенция любой  культуры. В ней определенным образом "упаковано" ее важнейшее содержание[28].

Современная система образования, которая начинает интегрировать  в себя новые образовательные  технологии, основанные на использовании  возможностей компьютера, качественно  меняет "упаковку" культурного  содержания. Интернет не терпит книжной  организации текста, где фрагменты  текста следуют один за другим, подобно  вагонам, сцепленным в единый состав, в соответствии с единственной волей  их автора. Интегрированный во всемирную  паутину, текст обрастает гипертекстовыми  полями, в нем возникают новые  созданные "кем-то" произвольные связи, он в значительной мере утрачивает своего автора и выстроенную им смысловую  законченность. Текст превращается в черновик.

Внедрение компьютера с его  гипертекстовым пространством в  систему образования разрушает  старую тоталитарную в своей основе архитектонику педагогического  пространства, где преподаватель-предметник являлся по существу единственным персонажем педагогического действия, и функция  которого заключалась, главным образом, в озвучивании учебника (законченного текста). Возможности сетевого образования  подрывают монополию педагога на знание и вынуждают уступить часть  педагогического пространства компьютеру, делая его более персональным. Дело преподавателя-предметника в новой модели образования - подготовка гипертекстовых учебных материалов и организация работы с ними в форме живого диалога.

В последнее время всё  чаще ведутся дискуссии о предмете виртуальной реальности, которая  в свою очередь способна породить новую идентичность и модель субъективности. Некоторые исследователи связывают  появление феномена виртуальной  реальности с развитием новейших информационных и коммуникативных  технологий: "Виртуальная реальность - искусственно созданная компьютерными  средствами среда, в которую можно  проникать, меняя её изнутри, наблюдая трансформации и испытывая при  этом реальные ощущения. Попав в  этот новый мир аудио-визуальной реальности, можно вступать в контакты с другими людьми и с искусственными персонажами"[29].

Однако, по мнению других учёных, в частности А.Я. Флиера, соотносить генезис виртуальной реальности с компьютером было бы не совсем правомерно, так как в качестве аналогичного стимулятора может выступить, например, любое психотропное вещество. Если же обратиться к далёкому прошлому человечества, точнее ко времени возникновения языка, то можно сказать, что и язык является одной из первейших форм замещения реальных предметов и событий их символическими названиями: "Виртуальная реальность ведёт свой генезис отнюдь не от компьютера и даже не от схоластической философии, а из самых глубин первобытности - от начала символической деятельности человека, с созданием системы симулякров, лишь условно и конвенционально обозначающих предметы и события - слов, рисунков, лепных и резных изображений"[30].

Виртуальная реальность имеет  место на протяжении длительной истории  развития человечества, тем не менее именно сейчас стала очевидной актуальность данного явления. Известный американский социолог Мануэль Кастельс в своих работах очень часто использует выражение "реальная виртуальность". В "Галактике Интернет" он пишет, что мы живём в условиях особой культуры, которая "является виртуальной, поскольку строится, главным образом, на виртуальных процессах коммуникаций, управляемых электроникой. Она является реальной (а не воображаемой), потому что это наша фундаментальная действительность, физическая основа, с опорой на которую мы планируем свою жизнь, участвуем в трудовом процессе, связываемся с другими людьми, отыскиваем нужную информацию, формируем своё мнение. Вот что отличает культуру информационной эпохи: именно через виртуальность мы в основном и производим наше творение смысла"[31].

Действительно, инновационные  технологии в сфере информации и  коммуникации оказали невиданное ранее  влияние буквально на все стороны  общественной жизни, изменив сознание и социально-психологическое поведение людей. Виртуальная реальность порождает новые культурные идентичности и, возможно, новые проблемы. В частности речь идёт о создании виртуальной "личности" и определении грани между ней и реальным "я".

Интернет интересует личность прежде всего как коммуникативное пространство. Общение в интернете привлекает анонимностью - человек волен быть кем угодно, создавать новый образ, наделённый желаемыми чертами. Добровольность и желательность контактов подразумевает, что человек имеет возможность по своему усмотрению завязывать контакты или уходить от них. Создателями виртуальных "личностей" являются, например, классик сетевой литературы, Светлана Мартынчик, больше известная как Макс Фрай, или же Алексей Андреев, одним из воплощений которого стала Мэри Шелли. Таким образом, можно сказать, что новый образ пользователи Интернет-ресурсов формируют с целью расширения круга общения, в основе которого лежит мотив самовыражения и самоутверждения.

Интернет как уникальная совокупность локальных, региональных, национальных и общемировых компьютерных сетей и универсальная технология обмена информацией - важнейший символ и главное связующее средство глобального информационного пространства. Он стал средством информационного  обмена многих миллионов людей на всех континентах.

Сеть активно развивается, направления ее использования расширяются. Число только официально зарегистрированных пользователей сети в нашей стране уже превысило 5 млн. человек. Постоянно  растут объемы информационных ресурсов, там представленных. Каждый день появляется более 3 млн. новых web-страниц. Но несмотря на то, что возможности, предоставляемые обществу Интернетом, поистине грандиозны, заметен и широкий спектр порождаемых ею опасностей[32].

До сих пор отношение  к интернету неоднозначно. Для  одних он - универсальный источник разнообразной информации, принципиально  новое средство организации всей жизнедеятельности на более высоком уровне. Для других - "мировая паутина", опутывающая и губящая души молодых людей, "электронный концлагерь", "всемирная сплетница", "оружие инквизиторов"[33].

Получая несомненные преимущества от использования информационных систем, построенных на основе глобальных компьютерных сетей, общество постепенно входит в  зависимость от их нормального функционирования[34]. Для молодых россиян пользование Интернетом является таким же признаком "символического потребления" и "жизненного комфорта", как собственный автомобиль или путешествие за границу. Молодежь обращается к услугам глобальной Сети в большинстве случаев для удовлетворения не когнитивных или профессиональных потребностей, а других, прежде всего досуговых целей. Данные факты заставляют вырабатывать новые подходы к защите интересов личности, общества, государства в этой сфере.

Ряд опасностей связан с  попытками определенных политических сил использовать информационные возможности  Сети для формирования общественного  мнения, воздействия на массы в  целях достижения своих интересов. Безусловно, подобному информационному  влиянию в высшей степени подвержена наиболее массовая и активная часть  аудитории Интернета - молодежь. На молодых людей буквально обрушивается поток информации, значительную часть  которой они просто не в состоянии  адекватно воспринять. Часть материалов, подаваемых в предвзятом виде, способна привести к нравственным деформациям, породить агрессию, стремление к проявлению насилия.

Проникновение материалов из Интернета в традиционные средства массовой информации стало обычным  явлением, несмотря на то, что в глобальной Cети может быть опубликовано все, что угодно. Интернет-СМИ

отличаются от обычных  средств массовой информации тем, что  там можно публиковать новости  не только дешево и оперативно, но и  что самое примечательное - анонимно.

Так, отсутствие отлаженных правовых механизмов влияния на представляемую в компьютерных сетях информацию позволяет размещать здесь материалы  откровенно националистического, фашистского, расистского содержания, порнографическую продукцию с элементами насилия, рецепты производства наркотических  и взрывчатых веществ и т.д. В  ряде стран отмечается появление  сайтов, принадлежащих организованным преступным группировкам и террористическим организациям, через которые ведется  не только обмен информацией, но и  пропаганда соответствующих идей и  образа жизни.

Анализируя влияние сетевых  информационных ресурсов на формирование жизненных установок молодежи, допустимо  рассматривать Интернет в качестве специфичной среды проявления общественных отношений. В этой среде представлены практически все социальные слои и возрастные группы населения, здесь  нашли воплощение в той или  иной форме большинство видов  деятельности общества (политическая, финансово-экономическая, коммерческая, образовательная, культурная и т.д.), на основе общности интересов создаются  многочисленные "виртуальные" группы территориально удаленных субъектов. В таких группах складывается своя внутренняя социальная иерархия, появляются формальные и неформальные лидеры.

Здесь получают развитие неизвестные  ранее формы общения и взаимодействия людей, идет процесс формирования особой субкультуры.

Наблюдения показывают, что  сетевая среда, как и социальная среда в целом, влияет на личность и нравственность людей, социально-психологические  характеристики представленных в ней  групп, порождает соответствующую  мотивацию поведения, избрание конкретных средств достижения целей (в том  числе противоправных). Именно поэтому  сетевая среда все чаще выступает  предметом исследований, направленных на изучение особенностей общения и  взаимодействия пользователей, форм самовыражения  личности, характеристик особых "виртуальных" коллективов. Становится очевидным, что процесс становления социальных отношений в новой информационной среде, не подкрепленный в достаточной мере ни соответствующими законодательными, ни нравственными установками, порождает неизвестные ранее формы негативного, девиантного поведения, особенно среди молодежи.

Известно, что изоляция субъекта с нестандартными (в том числе  и негативными) установками от нормальных контактов в реальной микросреде в большинстве случаев приводит к тому, что он ищет признания  в других местах среди подобных себе[35]. В таких случаях сетевое общение может помочь молодому человеку в известном смысле преодолеть внутриличностные и внешние конфликты, возникающие в семейных отношениях, отношениях со сверстниками и т.п. При этом индивид очень просто найдет в Сети поддержку и понимание практически в любых взглядах, которые отвергаются его конкретным окружением. Общаясь в Интернете, он может не только на время "менять" пол и имя, представать перед собеседником в ином физическом облике, но даже создавать свой новый образ - реализовывать, пусть "виртуально", свои фантазии, которые трудно или невозможно осуществить в обычном мире.

"Виртуальный" мир  дает дополнительную свободу  действий и выражения мыслей, эмоций, чувств, ограничиваемую в  реальной жизни. Закомплексованный человек, имеющий серьезные проблемы в ежедневном общении с окружающими его людьми, в сетевом общении получает возможность полностью раскрепоститься. Однако при этом он может легко оказаться втянутым в общение маргинальных групп, способных навязать ему

негативные социальные установки. Даже при неглубоком поиске в сети Интернет легко обнаружить сайты, где  положительно оцениваются такие  явления, как сатанизм, педофилия, и  другие виды сексуальных извращений, наркотизм и т.п. Молодые люди с неустоявшейся психикой при посещении подобных сайтов могут активно воспринять пропагандируемые здесь взгляды и перенести их в свою повседневную жизнь.

Исследователи отмечают, что  Интернет усиливает процесс опосредованного  общения людей, участники которого чаще всего имеют поверхностные, неглубокие межличностные отношения. Возможность анонимного участия  в сетевом общении нередко  формирует у молодых людей  представление о вседозволенности и ненаказуемости любых проявлений в сетевой среде. По мнению психологов, анонимность и отсутствие запретов освобождают скрытые комплексы (в  первую очередь связанные с тягой  к насилию и сексуальностью), стимулируют  людей изменять здесь свой стиль  поведения, вести себя более раскованно и даже переходить некоторые нравственные границы.

Есть немало примеров, когда  подростки используют сетевые возможности, чтобы досаждать людям, с которыми в реальной жизни их связывают  неприязненные отношения. В США  получило значительное распространение  явление, обозначаемое как "киберпреследование", когда злоумышленник постоянно преследует свою жертву, направляя ей угрозы с помощью сетевых средств. Подобные случаи отмечаются и в отечественной практике.

Сетевая среда способна оказывать  определенное влияние даже на психическое  здоровье личности. Учеными отмечаются случаи болезненного пристрастия к участию в сетевых процессах (так называемой интернет-зависимости). Термин "Интернет-зависимость" - болезненное пристрастие к участию в сетевых процессах, появился в 1996 году и к настоящему моменту широко употребляется в научной и публицистической литературе.

Данная зависимость проявляется  в навязчивом желании неограниченно  долго продолжать сетевое общение. Для подростков, получающих доступ к Интернету, виртуальная среда  иногда кажется даже более адекватной, чем реальный мир. Возможность перевоплотиться  в некую бестелесную "идеальную  личность" открывает для них  новые ощущения, которые им хочется  испытывать постоянно или очень  часто.

Специалисты отмечают, что  в некоторой степени указанная  зависимость близка к патологической увлеченности азартными играми, а  ее деструктивные эффекты схожи с возникающими при алкоголизме. По мнению специалистов, изучающих различные виды зависимого поведения, можно условно выделить пять типов "Интернет-зависимостей"[36]:

Информация о работе Особенности влияния интернет-СМИ