Особенности влияния интернет-СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 10:21, курсовая работа

Краткое описание

Современная Россия находится в периоде кардинальной трансформации социального, культурного, информационного устройства общественных отношений. Под влиянием глобализации, системной открытости возникают новые ценности и приоритеты, меняются стандарты поведения, исторически используемые обществом в повседневной деятельности.
Данная тема особенно актуальна сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля над рынком средств массовой информации, неконтролируемой подаче информации различной аудитории, что в конечном счете пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей подрастающего поколения.

Содержание

Введение
Глава I. Средства массовой информации и воспитательное воздействие телевидения как лидирующего СМИ
§ 1. СМИ как часть медиакультуры. Основные модели медиавоздействия
§ 2. Роль телевидения в воспитании подростков
Глава II. Интернет и пресса как субъекты медиавоздействия на молодёжь
§ 1. Особенности влияния Интернет-СМИ на подрастающее поколение
§ 2. Влияние прессы на молодое поколение
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая шевченко.docx

— 141.97 Кб (Скачать файл)

По мнению специалистов, газеты и журналы для досуга всегда ориентированы на широкую читательскую аудиторию и по соответствующему ей назначению могут быть отнесены к популярным или массовым. Общеизвестно, что выделение читательских групп в массовых изданиях достаточно проблематично, поэтому одним из наиболее распространенных признаков деления становится возрастной. По отношению к детским изданиям ОСТ 29.127-2002 выделяет 4 возрастные группы: для дошкольного, младшего школьного возраста, подростков и юношества[47]. Знание возрастных особенностей помогает редакциям учитывать интересы и удовлетворять потребности юной аудитории. В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, определяются его содержание, структура, форма и объем. В ходе формирования детских изданий учитываются и социально-психологические характеристики читателей.

Современный рынок представлен  различными видами детских досуговых периодических изданий: журналами, газетами, а также детскими приложениями к взрослым досуговым изданиям.

Возрастные особенности  детской аудитории и своеобразие  работы с каждой из возрастных групп  определили возникновение следующих  типов досуговых периодических изданий: для дошкольников; для младших школьников; для подростков; для старшеклассников.

Вместе с тем сегодня  большинство изданий для детей  и юношества, стремясь привлечь внимание более широкой аудитории, все  чаще обращается сразу к нескольким возрастным группам:

1) дошкольникам и младшим  школьникам;

2) младшим школьникам  и подросткам;

3) подросткам и старшеклассникам. При этом издания для старшеклассников  также имеют условную верхнюю  возрастную границу, опубликованные  в них материалы представляют  интерес и для молодежной аудитории.

Специфика данного вида журналистики - прессы - определяется чётко выраженной возрастной ориентированностью на детскую  и юношескую аудиторию. В связи  с этим в ней применяются особые, специфические приёмы отображения  действительности, собственные выразительные  средства, формы, способы контакта с  аудиторией.

Специалисты отмечают, что  детская досуговая периодика не обходится без произведений русских, советских и зарубежных классиков. Из беллетристики в периодических изданиях для детей печатаются стихи, рассказы, юморески, повести, т.е. малые литературные жанры, объем которых составляет практически половину объема изданий.

Велика роль игровых и  развивающих заданий. Специфика  игры предполагает активное участие  в ней аудитории, предоставляет  возможность для выявления способностей в различных сферах деятельности, приобщает ко многим областям знания, поэтому досуговая периодика для детей все чаще выполняет функции занимательного обучения и развивающей игры.

Можно сказать, что большинство  изданий, предназначенных для юной аудитории, вне зависимости от возрастной направленности и функционального  назначения, занимательны. Они создаются по принципу "развлекая - поучать". Игровые элементы, являющиеся обязательными в изданиях для малышей (загадки, раскраски, настольные игры, самоделки и т.д.), часто используются и в изданиях для старшеклассников, это конкурсы, викторины, тесты, домашние задания, кроссворды[48].

Чтобы привлечь детей и  удержать их внимание, во время прочтения  используются такие раздражители, как  цвет, контраст, иллюстрации, особенности  верстки и композиции, наличие  дополнительных стимулов: вклеек, вкладышей, призов, поделок. Все детские журналы многоцветны и красочны. Количество фотографий меняется в зависимости от возраста и направления журнала. Для детей шести-семи лет количество фотографий минимальное, но в некоторых журналах их место заняли диапозитивы. Следует отметить, что иллюстрации часто имеют нестандартную форму - круг, эллипс, ломаную линию.

Ориентирование в детских  досуговых журналах минимально. Чаще всего оно сводится к оглавлению типа: "Читай в июне", "В номере", "Содержание", "Читай в номере". Многие журналы вообще обходятся без ориентирования. Это не способствует развитию читательской культуры детей, однако вполне соответствует общепринятому мнению о том, что досуг - занятие произвольное и даже в чтении приятнее всего разнообразие, неожиданность и отсутствие видимой для читателя системы[49].

Таким образом, современная  досуговая периодика для детей в полной мере соответствует особенностям и природе детского досуга. Большинство досуговых периодических изданий чуждо противопоставлению "учебное время - досуг" и воплощает принцип активности, включая многочисленные игровые и развивающе-обучающие задания. Их структура отвечает принципу нерегламентированной, свободной деятельности, жанровое и тематическое наполнение удовлетворяет интересы детства и выступает как своеобразная зона ограниченного вмешательства взрослых.

Современная юношеская досуговая пресса большое внимание уделяет "звездным" новостям, шоу-бизнесу, эстраде, видео, кино, музыке, рассказывая о личной жизни известных музыкантов, артистов, спортсменов и т.д. Сегодня у юных читателей появилась возможность выбирать те издания,

которые вызывают у них  интерес, помогают сориентироваться в  сложных проблемах современности, определить свой путь в жизни. Чувствуя близость

тематики публикаций к  собственным интересам, юный читатель легко идет на контакт с редакцией  и часто становится соавтором  издания (письма, вопросы, собственные  литературные произведения, фотографии, анекдоты).

Анализ молодежных СМИ  позволяет утверждать, что сегодняшняя  молодежная пресса формирует определенные стереотипы общения, отношение к  старшему поколению, к социуму, к  основополагающим вопросам свободы, вероисповедания, культуры и т.д.

Существует несколько  тем, которым в подростковых журналах уделяется особое внимание:

Отношения полов, секс и сексуальные  девиации.

Алкоголь и наркотики.

Взаимоотношения с родителями.

Отношение к материнству (отцовству).

Молодежная мода, аксессуары, технические и автомобильные  новинки.

Музыка, кино, жизнь звезд.

Компьютерные игры и Интернет.

Культивирование образа "крутого  парня".

Весь спектр молодежных СМИ, которые высказываются по этим вопросам, условно можно разбить на 4 части.

Во-первых, это печатные и  сетевые молодежные издания о  музыке и звездах шоу-бизнеса, а  также телеканалы МУЗ-ТВ и MTV, ориентированные в основном на подростков от 10 до 17 лет.

Вторым блоком можно выделить журналы о компьютерных играх, их основными потребителями являются подростки до 18 лет.

Отдельно можно выделить политические издания различных  лево - и праворадикальных молодежных группировок. При том, что они зачастую поднимают вопросы, имеющие общественную значимость, их главный контингент - молодые люди, которые через приобщение к некой субкультуре, пытаются самоидентифицировать себя[50].

Последний, четвертый, тип  можно условно назвать "гибридным", поскольку он, с одной стороны, охватывает широкий круг тем, а с  другой - формирует у молодого читателя некий определённый тип поведения - журналы "Хулиган", "Cool", "Ровесник", "Fakел".

По мнению психологов, в  подростковом возрасте ребенок начинает соотносить свою личность с системой оценок окружающего мира. Поскольку  школа, утратив педагогическую функцию, не фиксирует внимание подростка  на положительных примерах, а семья  нередко не дает жизненных установок, молодой человек начинает искать ориентиры для самоопределения  в обществе своих сверстников  и в молодежной прессе. Из СМИ  ребенок черпает информацию, создающую  стереотипы и модели его поведения, жизненные ценности и приоритеты. Подростковые СМИ можно рассматривать  как канал опосредованного общения  со взрослыми.

Подросток воспринимает преподносимые  прессой сведения как достоверные, неоспоримые и доказательные. Тем  более что молодежные СМИ зачастую формируют негативное отношение  к родителям, создают отрицательный  образ отца и матери, различными способами систематически дискредитируя  и подрывая их авторитет. Более того, родители представляются как агрессоры, стремящиеся подавить естественную волю ребенка. Они только и думают, как бы ущемить тебя в правах", - говорят авторы журнала "Хулиган". У подростков девальвируются понятия "умный взрослый", "любящий  родитель", и ребенок начинает противопоставлять себя "чуждому  и враждебному" родительскому  крову, агрессивно отстаивая свои желания  и интересы.

Впрочем, негативное отношение  прививается не только к родителям, но и к остальному взрослому миру, особенно к пожилым людям, которые  описываются презрительно-саркастическим тоном и становятся предметом  насмешек. На страницах журнала "Cool" мы находим статью под названием "Взбеси пассажира: экстрим-развлечения в общественном транспорте". В данном материале авторы дают рекомендации, как лучше избежать возможных притязаний со стороны старшего поколения на занятое подростком сидячее место и каким образом разнообразить поездку: изобразить больного туберкулезом, спящего, нетрезвого, глухонемого, приставать к пассажирам и т.п.

Относительно большой  удельный вес в молодежной прессе имеют материалы, затрагивающие  секс и околосексуальные темы. Эти вопросы вызывают наибольший интерес подростка, поскольку именно в пубертатный период у человека формируются стереотипы общения с противоположным полом. На страницах журналов молодое поколение активно обсуждает проблемы свободного секса, "ломку стереотипов" и толерантность к сексуальным девиациям.

В журнале "Хулиган" есть рубрика, рассказывающая читателям  о новых порносайтах, раздел писем читателей, обсуждающих свои сексуальные проблемы. В популярном печатном издании "Fakeл", которое позиционирует себя как "журнал для думающей молодежи", содержится целый каталог статей на тему секса: "Папа, мама, я - веселая семья", "Семейный секс" и т.п. В журнале Молоток под рубрикой "Ну и ню" регулярно размещаются фотографии обнаженных юношей и девушек, в том числе несовершеннолетнего возраста[51]. За это детям обещано денежное вознаграждение. Кроме того, фотографии обнаженных читателей проходят конкурс, по итогам которого победителю присваивается титул "Ню месяца" и высылается приз.

В 2002 году Большое жюри Союза  журналистов России на заседании  коллегии под председательством  М.А. Федотова констатировало, что журнал "Молоток", являясь, согласно заявлению  о регистрации, изданием для молодежи, систематически публикует материалы, эксплуатирующие интерес детей  и подростков к сексу. При этом были приняты во внимание как публикации, так и иллюстрации. Однако "Молоток" не был перерегистрирован как эротическое издание или закрыт. Представитель Министерства печати заявил, что журнал нарушает и Конвенцию о правах ребенка, и соответствующий закон, но он не нарушает ст.4 Закона о СМИ, предусматривающую случаи злоупотребления свободой СМИ.

Таким образом, под лозунгом свободы слова блокируются попытки  защитить детей от непристойной информации. Происходит ранняя сексуализация детей, что провоцирует расторможенное поведение, которое может привести к серьезным психическим сдвигам. Упраздняются понятия "стыд", "нравственность", "мораль", а это, по мнению бывшего председателя Комитета Госдумы по делам женщин, семьи и молодежи А. Апариной, разрушительно влияет на психику, нравственное и духовное здоровье подрастающего поколения, неизбежно ведет к искажению личности подростка.

Супружество становится устаревшей формой сосуществования мужчины  и женщины, и в качестве альтернативы подростку предлагается сексуальное  партнерство, основанное не на принципах  брака, а на идеях свободы от привязанностей и обязанностей. Молодого читателя ориентируют прежде всего на получение собственного удовольствия, на удовлетворение желаний, что невозможно при наличии семьи и особенно детей. Обо всех удовольствиях, большинство из которых станут запретными при создании семейного очага, и повествуется на страницах вышеупомянутых периодических изданий.

Не обходят СМИ стороной и актуальную тему наркотического бизнеса. По мнению прокуратуры Москвы, в  некоторых молодежных изданиях зачастую публикуются материалы, содержащие открытую пропаганду потребления наркотиков. Через публикации в юношеское  сознание внедряется миф о возможности  полного избавления от наркотической  зависимости, дается подробная информация о различных видах и свойствах  психотропных и наркотических веществ, о местах их приобретения и сбыта.

Так в №9 журнала "Fakел" за 2003 год приводится список 15 наркосодержащих препаратов, которые продаются без рецепта либо без соблюдения норм рецептурного отпуска. А в № 9 за 2005 год напечатан материал "Сказки белого порошка", в котором говорится, что кокаин - самый богатый и элитарный наркотик, который в начале его употребления дает ощущение легкой искрящейся эйфории, вызывает желание общаться со всеми вокруг и делиться самым сокровенным. А в журнале "Молоток" (№ 10 за 2004 год) опубликованы материалы, где приводятся рекомендации по безопасному употреблению так называемых "тяжелых" наркотиков (опиатов). В этом же номере журнала даются ссылки на высказывания знаменитых людей, употреблявших или употребляющих наркотики для более полной реализации своих талантов и способностей.

Присутствует на страницах  изданий и нецензурная лексика, прозрачно завуалированная изъятием одной буквы из слова. Впрочем, на допустимость применения нецензурной  лексики и мата специально обращается внимание читателей. В журнале "Хулиган" герой интервью утверждает: "Если ты общаешься с русскими, то каждое второе слово обычно матерное". Подобные приемы и приобщение детей к нецензурным  словам способствуют росту безграмотности и растормаживают психику подростка, поскольку матерная брань всегда была табуированной в русской  культуре[52].

Кроме того, нецензурную  лексику можно отнести к проявлениям  антиобщественного поведения, к  чему, впрочем, и призывает подростковая пресса. В журнале "Хулиган" существует специальная рубрика "Дестрой", где читателям даются подробные советы, как уличные вывески превращать в нецензурные слова, как досадить прохожему, как измазать краской дверь соседки-старушки.

Информация о работе Особенности влияния интернет-СМИ