Стилистические и языковые особенности аналитических жанров в центральных газетах "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Профессия журналиста – самая популярная публичная профессия, требующая широкой теоретической базы.
В настоящее время одной из основных проблем является недостаточное изучение жанров журналистики. Ученые и исследователи, которые рассматривают данную тему в своих научных работах, зачастую придерживаются разных, а нередко и противоположных точек зрения. Некоторые ученые ставят под сомнение даже само существование жанров. Например, Н.А. Тертычный и М.Н. Ким рассматривают жанры журналистики как «устойчивые типы публикаций», в то время как Л.Е.Кройчик считает, что «в современной журналистике понятие «жанр» заметно потеснено понятием «текст».

Содержание

Введение 3
1 Газетные жанры в современных СМИ 6
1.1 Понятие жанра 6
1.2 История формирования жанров журналистики 8
1.3 Система жанров газетной журналистики 9
1.3.1 Информационные жанры 14
1.3.2 Художественно-публицистические жанры 16
1.3.3 Аналитические жанры 18
2 Аналитические жанры в современной прессе Республики Беларусь (на материалах центральных газет "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика») 35
3 Стилистические и языковые особенности аналитических жанров в центральных газетах "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика» 55
Заключение 67
Список использованных источников 71

Вложенные файлы: 1 файл

ИТОГ_Диплом.docx

— 231.50 Кб (Скачать файл)

В  том, и в другом случаях  рецензент при отборе предмета для  анализа руководствуется актуальностью  поднимаемой в произведении проблемы. И кроме того он, безусловно, учитывает  интересы и запросы своей аудитории. Ведь одной из задач рецензии называется способность воспитать в человеке волю к творческой, культурно-преобразующей  жизнедеятельности.

Рецензии свойственна оценочность  языковых средств. Оценочная лексика  связана с острой потребностью формирования новых знаний и убеждений, определенного  отношения к ним. Поэтому в  арсенале рецензента есть и разговорные  конструкции, и книжные высокие  слова, и архаизмы, и многообразные  средства эмоционального синтаксиса. Так, в рецензии «Напиши, художник, свою душу»– «Наверное, к стихам Лесовой можно отнести определение «чистая лирика» — они непафосны и не предлагают словесной и формальной игры, а говорят в традиционной форме все о тех же вечных ценностях: любви к Родине и маме, уважении к предкам и литературным предшественникам... Особенность же придает им некая пронзительная, трагическая нота — та же, что и в народных песнях. Кстати, фольклорные мотивы характерны для поэзии Дарьи с их особыми словесными формами — «жураўка, слоўца, ночка», песенностью, лаконичностью». [86] Здесь и разговорные конструкции («они непафосны», «словесной и формальной игры»), и книжные слова («литературным предшественникам», «пронзительная, трагическая нота»).

Задача непосредственного воздействия  на читателя ярким, эмоциональным, образным словом обусловливает характерный  речевой строй этого жанра. Ведущая  роль отдается автору, личностные черты, индивидуальность, богатство чувств и мыслей которого приобретают особую значимость. В рецензии «Напиши, художник, свою душу»: «Но если поначалу разворачиваемый в переписке между двумя влюбленными сюжет прост и понятен, читатель выстраивает для себя судьбы, рассказанные в убедительных бытовых и психологических подробностях, то постепенно ему делается все более странно... Сколько же человек переписывается? Из каких времен? Вдруг вместо интеллектуальных юноши Володи и девушки Саши из поколения Х начинают говорить люди явно старших поколений, а потом вдруг этот Володя участвует в совместном походе русских, американцев, немцев, японцев и французов на Пекин для подавления Ихэтуаньского восстания начала ХХ века. Постепенно начинаешь подозревать, что герой попал на войну в своем посмертии... ». [86]

В средствах массовой коммуникации чаще всего встречаются микрорецензии, занимающие до ста строк. Малый объем  не позволяет журналисту полностью  раскрыть личностные впечатления, поэтому  микрорецензии - лаконичны, точны, емки. Например, «Напиши, художник, свою душу» [86]; «Бешеная белка против африканской четверки» «Бешеная белка против африканской четверки» [56]. Большая, развернутая рецензия свойственна прежде всего специализированным изданиям. Такую макрорецензию обычно готовят маститые критики, специализирующие на определенных подвидах рецензий. Например, «Пьеса без возраста» [33].

Статья. Осмысление ситуации в статье начинается с конкретного фактического материала. Мысль автора, возникшая по вполне определенному факту, определяет тему статьи. Для ее доказательности выдвигаются аргументы – логические доводы, результат анализа целого ряда типических фактов. Они, кстати, тоже приводятся автором для того, чтобы подтвердить верность системы авторских суждений. Завершает статью вывод, дающий читателю новое видение жизненной ситуации и перспектив развития. Сила статьи – не в фактах, а в обобщениях, опирающихся на развернутую аргументацию. Ведь статья излагает итоги исследования, проведенного журналистом-аналитиком. [102]

Любая статья должна обладать ясной  концептуальной линией. Читателю должны быть понятны те методы, которые  журналист применяет при оценке явлений, а аргументация, использованная в статье, – помогать аудитории правильно воспринимать значимость для себя общих событий и вырабатывать свою линию поведения. В самом начале статьи журналист уточняет: почему он избрал для анализа данную ситуацию и насколько важна она для общества. Поскольку любая ситуация содержит в себе внутренние противоречия, важно показать все нюансы и расставить нужные акценты.

Для жанра статьи естественны специальные термины, определения, общие формулировки. Но все они должны быть понятны массовому читателю из контекста. Строгую последовательность и организованность статье придают повторы. Это могут быть перечисления, связанный с повторами вопросно-ответный метод изложения материала, анафора, составляющая начало абзацев, рефрены, создающие вариантное развитие темы статьи. Например, в статье «Сногсшибательная встреча» (о вреде пьянства): «Новый год — это не только мандарины, подарки, елка и звон бокалов, а еще и море всяких неприятностей. Алкогольные и пищевые отравления, обморожения, повышенная аварийность, пьяные драки, травмы от пиротехники — к сожалению, тоже неизменные атрибуты праздника»; «после бурной встречи Нового года одни просто не в состоянии работать, а другие и вовсе уходят на больничные, которые нужно оплачивать»; «Но все–таки для большинства Новый год — самый масштабный и разгульный праздник»; «Хотя кто ж на Новый год не пьет?»; «Поверь, Рождество и Новый год везде отмечают с размахом»; «насколько актуальна алкогольная проблема на Новый год». [7]

Широта и разносторонность сравнений, ассоциаций, сопоставлений, яркие публицистические и литературные образы, ссылки на мифологические и сказочные персонажи, поговорки, пословицы, афоризмы, крылатые слова  и выражения, точные и острые эпитеты, метафоры, развернутые сравнения, гиперболы  и аллегории, – одним словом, яркий и выразительный словарь публициста помогает дать всестороннюю характеристику описываемому явлению. А это, в свою очередь, выгодно отличает публицистическую статью от строгого научного стиля академического исследования проблемной ситуации ученым. Например, в статье «На волнах Средизменого»: эпитеты – «Средиземное море, причудливо и непередаваемо игравшее синими, темными, голубыми, бирюзовыми красками»; гиперболы – «был не то что очарован, а всецело ею поглощен»; метафоры: «И среди этого морского великолепия — два советских военных корабля: крейсер «Адмирал Ушаков» и эскадренный миноносец «Сметливый». Они пришли с официальным визитом дружбы в Латакию, портовый город Сирии»; «верный глаз и крепкая рука у нашего старшины»; сравнения – «Змеей взвился в воздух тонкий линь с пеньковой грушей на конце.»; «а корабли, эти настоящие красавцы, гордо возвышались над морскими волнами». [110]

Ясность, динамизм, строгая простота и композиционная стройность дополняют  основные законы публицистического  отражения действительности в аналитической  журналистике – теоретическую аргументацию, анализ фактов, событий, явлений, умозаключения на основе научных обобщений. Развивая теоретические достижения науки в соответствии с реальной жизнью, творчески применяя их к конкретным социальным процессам, публицист и создает статью как специфический жанр журналистики. К примеру, статьи «Заказать генетический портрет? Это просто» [77]; «Космической тропой – к земным кладам» [78]; «Эффект мерцающих светлячков» [72].

Обозрение. Проникновение в язык науки, строгость обращения с научными понятиями, данными, концепциями, адаптация их к массовому восприятию – это особенности обозрения как жанра аналитической журналистики. Идя от явления к сущности, обозреватель подводит аудиторию к определенной идее. И здесь ему помогают выразительные примеры, детали, придающие тексту наглядно-конкретный характер. [54]

Лексический состав обозрения количественно  неограничен, незамкнут. Здесь и  межстилевая лексика, и тематическая, определяемая темой обозрения, и  слова, в разной степени приближающиеся к основным разрядам внутристилевой лексики. Критерием отбора для журналиста служит способность слова выражать оценку, его актуально- или потенциально-оценочные  свойства. В качестве примера можно привести «Сообщения пресс-службы Президента». [94]

Обзор СМИ. Публицистическое начало обзора диктует журналисту такую существенную и глубинную стилистическую особенность как социально-оценочная заостренность слова. Принцип социальной оценочности, социальной значимости языка и определяет во многом отбор речевых средств, призванных выражать не только индивидуальную, но прежде всего социальную оценку фактов, явлений, событий. Обозреватель использует по преимуществу социально значимые речевые средства, обладающие эмоциональной силой, выразительностью. Оценочными становятся слова, не несущие первоначально оценочность, но в переносном значении обретающие позитивную или негативную окраску. Формирование этого разряда лексики вызвано острой потребностью публицистики в средствах выражения социально-политической оценки. Сюда относятся, скажем, такие слова, как гнойник, бутафория, рассадник и им подобные. [54]

Отметим, что этот жанр отличается использованием большого количества цитат  из обозреваемых изданий, радио- и телепередач. Ведь обзор должен обладать силой  доказательности, развернутой аргументацией  и убедительными выводами, а все  это можно достичь только с  помощью извлечений из анализируемых  текстов.

Таким образом, можно сделать следующие выводы из раздела: 

1) Любой аналитический текст состоит из факта и комментария. Факт – это сообщение о предмете интереса автора выступления: отдельное событие, явление, феномен, процесс или ситуация. Форма жанра предопределена как особенностями личности публициста, так и устойчивыми признаками публицистического повествования, свойственные тому или иному жанру.

Набор композиционных и стилевых приемов, используемых публицистом для воспроизведения  картины мира или его фрагментов, велик.

Главное – привлечение внимания к описываемым фактам, проблемам, ситуациям; ясность и логичность в системе аргументации; занимательность  и остроумие в изложении материала; создание целостного представления  о воспроизводимой социально-нравственной проблеме, ставшей предметом анализа.

2) Принцип социальной оценочности, социальной значимости языка и определяет во многом отбор речевых средств, призванных выражать не только индивидуальную, но прежде всего социальную оценку фактов, явлений, событий;

Перед журналистом стоит задача: во-первых, увидеть проблему в широком  социальном контексте, во-вторых, увидеть  ее глазами всех заинтересованных лиц, в-третьих, определить ее место в  ряду социальных приоритетов;

3) Критерием отбора для журналиста служит способность слова выражать оценку, его актуально- или потенциально-оценочные свойства;

4) Основные законы публицистического отражения действительности в аналитической журналистике – теоретическая аргументация, анализ фактов, событий, явлений, умозаключения на основе научных обобщений;

5) Задача непосредственного воздействия  на читателя ярким, эмоциональным,  образным словом обусловливает  характерный речевой строй аналитических жанров.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В ходе исследования нами решены следующие  задачи: проанализирована научная литература по проблеме жанровых классификаций  и изучены понятия «жанры журналистики», «аналитические жанры журналистики»; исследованы сущность и содержание понятий «жанры журналистики», «аналитические жанры журналистики»; изучены различные  теоретические подходы к классификации  аналитических жанров; проанализированы материалы центральных газет "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика»; определено  жанровое своеобразие анализируемых изданий; выявлены особенности применения на практике аналитических жанров журналистики.

При изучении журналистских материалов центральных газет "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика», сделан вывод, что при написании аналитических текстов соблюдаются основные жанровые характеристики.

В процессе исследования нами сделаны некоторые выводы.

Понятие «жанр» не является единым. Анализ различных словарей показывает разноплановость  и многофункциональность данного  термина.

Публицистический жанр – это  относительно устойчивая структурно-содержательная организация текста, обусловленная  своеобразным отражением действительности и характером отношения к ней  творца, в зависимости от целей  воздействия на читателя, широты освещения  реальности, глубины анализа и  широты обобщения, выразительно-изобразительным  средствам. [48]

Жанр – категория исторически  конкретная, то есть развивающаяся  во времени, претерпевающая изменения  в процессе своего существования. [48]

Как отмечает М.Н. Ким, «появление жанров журналистики было обусловлено историческими условиями развития журналистики, общественной и политической практикой, теми задачами, которые стояли перед каждым поколением публицистов, наконец, насущными требованиями того или другого времени». [36; 8]

Традиционным в журналистике считается  подход к разделению жанров на три  группы (информационные, аналитические, художественно-публицистические). 

Цель аналитического материала  – рассмотрение и  обобщение фактов, их комментирование, постановка проблем  и их истолкование.

Предметом аналитической журналистики выступают явления, события, процессы, ситуации и связанные с ними общественные проблемы. Журналист при работе в таких жанрах должен ответить на вопросы «как?», «с какой целью?», «почему?». Аналитические тексты должны выявлять причинно-следственные связи между явлениями, давать им оценку. Поэтому для таких материалов важна оперативность, четкость, конкретность темы, работа с примерами, статистикой. Для информационной журналистики важен факт, а для аналитической – мысли автора об этом факте. Аналитические материалы часто содержат прогнозы, гипотезы или версии. Аналитическая журналистика составляет основное содержание качественной прессы. Чаще такие материалы имеют большой объем.

Особенности аналитических жанров:

1) призваны раскрывать причины,  отсюда – наличие в тексте  тезисов, аргументов, авторской оценки;

2) воспроизведение процесса познания  стоит на первом плане; четко  прослеживается логика авторских  рассуждений для убедительности  и доказательности;

3) широко представлены все методы  познания:

    • сравнение (сопоставление с целью выявить различия);
    • аналогия  (сопоставление с целью выявить сходства);
    • оценка (проверка предмета на соответствие идеалу);
    • детализация (выявление наиболее значимых деталей);
    • разъяснение (воссоздание цепи причинно-следственных связей);
    • предсказание (построение гипотезы);
    • обобщение (выявление общего звена в ряду событий);

Информация о работе Стилистические и языковые особенности аналитических жанров в центральных газетах "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика»