Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 06:43, автореферат
Рубеж ХХ и ХХI веков наглядно продемонстрировал те структурные изменения, которые произошли в мировой медиасистеме с точки зрения ее включенности в процесс глобализации и формирования «информационного общества». Телевидение в подобном контексте оказалось зоной конфликтного противостояния разных взглядов на роль СМИ в жизни общества. Проблема заключается в том, что реальная практика журналистской деятельности поставила перед теорией новые задачи, требующие смены концептуального отношения непосредственно к самим СМИ и анализа тех проблем, которые влечет за собою изменение роли медиа в обществе. Их изучение – насущная потребность теории журналистики. Практики отечественной медиасферы отчетливо понимают тупиковость эксплуатации той модели функционирования медиа, которая спонтанно возникла в середине 1990-х годов на постсоветском информационном пространстве, и ныне обрела черты системы. Последняя эксплуатируется как сложившийся организм, чутко реагирующий на микро- и макроизменения окружающей среды (реальности) во всех ее проявлениях.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
ИЛЬЧЕНКО Сергей Николаевич
ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ ЖАНРОВ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ И ЕЕ ТРАНСФОРМАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА
Специальность 10.01.10 - журналистика
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук
Санкт-Петербург
2011
Работа выполнена на кафедре радио и телевидения факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета
Научный консультант: доктор филологических наук, профессор
Геннадий Васильевич Жирков
Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор
Короченский Александр Петрович
доктор филологических наук, профессор
Ведущая организация: Воронежский государственный университет
Защита состоится «____»____________________2011 г. в «____»часов
на заседании совета Д.212.232.17 по защите докторских диссертаций при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199004, Санкт-Петербург, В.О., 1-я линия, д. 26, факультет журналистики СПбГУ ауд. 303.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке имени
им. Горького Санкт-Петербургского государственного университета.
Автореферат разослан «_____»__________________2011 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат филологических наук Л.Г.Фещенко
Актуальность темы исследования. Рубеж ХХ и ХХI веков наглядно продемонстрировал те структурные изменения, которые произошли в мировой медиасистеме с точки зрения ее включенности в процесс глобализации и формирования «информационного общества». Телевидение в подобном контексте оказалось зоной конфликтного противостояния разных взглядов на роль СМИ в жизни общества. Проблема заключается в том, что реальная практика журналистской деятельности поставила перед теорией новые задачи, требующие смены концептуального отношения непосредственно к самим СМИ и анализа тех проблем, которые влечет за собою изменение роли медиа в обществе. Их изучение – насущная потребность теории журналистики. Практики отечественной медиасферы отчетливо понимают тупиковость эксплуатации той модели функционирования медиа, которая спонтанно возникла в середине 1990-х годов на постсоветском информационном пространстве, и ныне обрела черты системы. Последняя эксплуатируется как сложившийся организм, чутко реагирующий на микро- и макроизменения окружающей среды (реальности) во всех ее проявлениях.
В подобной ситуации научный интерес автора исследования направлен, прежде всего, на российское телевидение. Сама история его институализации и эволюции определена хронологическими рамками новейшей истории Российской Федерации, существующей как самостоятельное государство с 1991 года. Некоторые тенденции, которые привели к формированию нынешней системы отечественных медиа, оформлялись несколько ранее. Поэтому мы определяем хронологические рамки исследования изучения медийного пространства с конца 1980-х годов по настоящий момент.
Объективные и субъективные факторы, влияющие на практику функционирования российских медиа, формируют систему жанров отечественного телевидения, которая избрана нами в качестве главного «персонажа» исследования. Ее интенсивно развивающийся характер определяет теоретическую проблематику журналистской деятельности, симптоматичную для последнего времени. Не могут не оказывать на нее влияние и насущные практические потребности телевещательной индустрии, испытывающей воздействие с разных сторон – от социальных настроений и общественного мнения потенциальной зрительской аудитории до политической ситуации и доминирующей цивилизационной проблематики в условиях глобализации информационного пространства.
Образовался разрыв между теми событиями и процессами, которые происходят в стране и мире, с одной стороны, и тем, как и с помощью каких творческих средств эти процессы и события освещаются в телеэфире, с другой. Прежние условия существования телевидения предполагали адекватность теоретических построений (в том числе, и системы жанров) возможностям данного электронного медиа и необходимости решения определенных идеологических задач воздействия на общество. В современных условиях процесс виртуализации реальности, который мы наблюдаем в журналистской практике и деятельности СМИ как субъектов информационной сферы, предопределяет их противоречивые отношения с самой эмпирической действительностью, что очерчивает проблематику, связанную с типологической идентичностью теории жанров в научно-методическом плане, характерном для исследовательской и обучающей деятельности, и реальной практикой функционирования отечественного телевидения.
В то же время в новом веке все отчетливее раскрывается игровая природа телевидения не только как самого массового и суггестивного медиа, но и как оригинального способа интерпретации реальности, отвечающего определенным социально-психологическим потребностям зрителей. Тем самым, телевидение занимает в иерархии современных медиа доминирующую позицию и органично вписывается в сложившуюся систему массовых коммуникаций. При этом происходит трансформация прежней системы жанров, образование новых жанровых моделей интерпретации эмпирической и организации экранной реальностей, расширение совокупного функционала телевидения и телевизионной журналистики.
Следствием этих процессов становится деформация морально-этического контекста телевизионного вещания, когда креативные субъекты телевизионной деятельности апеллируют к снижающей, маргинальной тематике, основанной на провоцировании низких инстинктов и удовлетворении соответствующих потребностей. Тематические предпочтения в подобной эфирной ситуации очевидны: криминал, эротизация контента и сексуализация гендерной проблематики, девиантные ситуации и поступки отдельных индивидуумов и групп индивидуумов, эксцессы политического, экономического и социального порядка, катастрофы, похоронные ритуалы, военные, межнациональные и межрелигиозные конфликты, мистификация истории и биографий отдельных исторических личностей. Вся эта совокупность отклонений от нормы обозначает тягу к сенсационности и предопределяет присутствие в эфире соответствующих персон, которых принято обозначать как «медийные лица».
Вышеизложенные соображения позволяют обратиться к заявленной теме исследования как актуальной и востребованной в современном научном теоретическом тренде.
Заявленная проблематика исследования имеет традиции в современной науке о медиа, труды которой составляют теоретическую базу данной работы, фиксируя степень изученности темы.
Функционирование телевидения в контексте политических и социальных реалий современного российского государства рассматривается в трудах таких исследователей как И.М. Дзялошинский, В.В. Егоров, И.И Засурский, А.Г. Качкаева, С.В. Коновченко, А.Г. Киселев, А.А. Мухин, В.Д.Попов, В.А. Сидоров, С.С. Смирнов, В.Л. Цвик и ряда других. Они анализировали: концентрация СМИ, создание крупных медиаструктур, призванных комплексно решать как проблему экономической состоятельности телебизнеса, так и реализовывать единую информационную политику в существующих условиях правового регулирования профессиональной деятельности1.
Предпосылки возникновения и доминирования экономической функции в электронных СМИ были замечены исследователями еще в 1980-90-х годах. При этом Я.Н. Засурский, Е.Л. Вартанова, С.М. Гуревич, А.Н. Назайкин, В.Л. Полукаров, Е.А. Разумов, О.Л. Тульсанова, Е.Е. Корнилова, В.В. Падейский и др.2 сходились во мнении, что медиасфера становится сферой бизнес-деятельности, где действуют законы экономики, а целеполагающим является понятие прибыли. Этот подход предопределил взгляд на сферу медиа как специфическую область бизнес-деятельности, по-своему влияющей на творческую составляющую телевизионной журналистики.
В ряде работ зарубежных исследователей, посвященных телевидению России, анализируются различные аспекты его функционирования. В этом ряду - коллективная монография Ф. Сиберта, У. Шрамма, Т. Питерсона «Четыре теории прессы»3, труды Монро Э. Прайс и Т. Рантанен 4 . Наиболее полной попыткой исследовать состояние дел в электронной медиасфере является монография Э. Мицкевич «Телевидение, власть и зрители в России»5. Для этих ученых характерен подход, ориентированный на анализ социально-политической обстановки в конкретный период истории страны. Такой подход к анализу деятельности медиа показывает, что сегодня эфирный контент электронных СМИ зависит не только от экономических, но и от политических, организационных, территориальных, аудиторных и иных социальных факторов. Соответственно данные обстоятельства предопределяют бытование и жанровую структуру телевидения, его форматы и особенности современного телевизионного текста.
При их исследовании, рассмотрении проблем типологической идентификации жанров, видов и форматов действующей системы электронного вещания с учетом перспектив свершающейся ее трансформации автор опирался на традиции отечественной филологической науки. В трудах наиболее видных ее представителей - М.М. Бахтин, А.Н. Веселовский, Г.Д. Гачев, Л.Я. Гинзбург, В.П. Днепров, В.В. Кожинов, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, Ю.Н. Тынянов, О.М. Фрейденберг, В.Б. Шкловский, Л.В. Чернец и ряда других6 - теория жанров занимает одно из системообразующих мест.
Особый раздел филологических дисциплин, к которым обращался автор исследования, был связан с особенностями функционирования медиатекстов в системе современных электронных СМИ. Для понимания особенностей жанрообразования в журналистской практике важны лингвистические и речевые аспекты того, как создаются и реализуются в эфирной практике отдельные программы, проекты и передачи. Этому посвящены книги и работы В.И. Конькова, А.Д. Васильева, М.А. Кронгауза, О.А. Лаптевой, Н.Ю. Ломыкиной, Б.Я. Мисонжникова, С.Б. Рассадина, С.В. Светаны-Толстой, С.И. Сметаниной, О.А. Сусской и других ученых. 7
С теоретической точки зрения в анализе специфики функционирования, развития и особенностей телевидения как СМК автор опирался на корпус работ отечественных и зарубежных исследователей, определивших принципиальные подходы к рассмотрению и изучению данного медиа. Среди них – труды Т.Э. Адамьянц, Э.Г. Багирова, М.А. Бережной, Ю.А. Богомолова, Р.А. Борецкого, П. Бурдье, В.М. Вильчека, А.М. Зайцевой, А.А. Кащук, Р.Д. Копыловой, Г.В. Кузнецова, М.В. Лукова, М. Маклюэна, В.О. Михалковича, Е.Н. Молчановой, С.A. Муратова, О.Ф. Нечай, В.С. Саппака, , А.Л. Сокольской, В.С. Хелемендика, В.Л. Цвика, В.А. Шкуратова, А.Я. Юровского и ряда других исследователей. 8
Особое место в структуре исследования занимают вопросы, связанные со спецификой функционирования телевидения в общем цивилизационном контексте, в системе современной медиакультуры. В этом аспекте значительные теоретические предпосылки, помогающие расширить поле анализа и сравнения, автор обнаружил (и воспользовался ими) в работах и исследованиях философов, социологов, теоретиков культуры, практиков различных видов культурной деятельности, в том числе и смежных с телевидением СМК. В этом ряду – труды Б.В. Алперса, А. Базена, Р. Барта, Ж. Бодрийяра, Д. Брайнта и С. Томпсон, Г. Дебора, М.С. Кагана, Н.Б. Кирилловой, Р. Клера, Г. Лебона, Н. Лумана, М.К. Мамардашвили, Р. Меншела, А. Моля, Д. Нейсбита, Л. Рашкоффа, М.И. Ромма, Э. Тоффлера, Л.З. Трауберга, Б.М. Фирсова, Ю. Хабермаса, С.М. Эйзенштейна, Т.Х. Эриксена и других теоретиков и практиков. 9
Существенной частью в структуре исследования является анали современной и функционирующей системы жанров журналистского творчества, особенностей и разнообразия используемых в практике медиа (и, прежде всего, электронных) видов и форматов вещания, способов организации изначального эмпирического материала, который преобразуется в конкретный информационный продукт, обладающий вполне очевидным и артикулируемым набором имманентных свойств. Причем принципиально существенным для цели исследования было обозначить круг данных научных трендов, как в исторической ретроспективе, так и в современном состоянии. Подобная проблематика освещается в трудах таких отечественных исследователей, как Е.В. Ахмадулин, Г.П. Бакулев, А.С. Вартанов, Н.Л. Волковский, Н.А. Голядкин, А.А.Грабельников, И.Е. Имамова-Стефанчук, И.Г. Кацев, М.Н. Ким, С.Г. Корконосенко, Г.В. Лазутина, И.Ю. Лапина, Л.В. Матвеева, Т.Я. Аникеева, Ю.В. Мочалова, Г.С. Мельник, А.А. Новикова, Р.В. Овсепян, Е.В. Поберезникова, Е.П.Прохоров, А.В. Черных.10 Именно в работах этих теоретиков и практиков отечественной журналистики оказался развернут комплекс идей и тем обозначенного выше научного дискурса, связанного с жанровой проблематикой.
Исследование трансформации системы жанров современного телевидения определила научную концепцию работы, направленную на анализ его игровой природы как специфического вида творческой деятельности, имеющей информационный базис и апеллирующей к визуальной составляющей окружающей действительности. Что, в свою очередь, и разворачивает деятельность как самих журналистов, так и СМИ, в направлении виртуализации реальности, фактическому превращению «общества спектакля» в «шоу-цивилизацию». В связи с этим возникла необходимость дать анализ и очертить круг проблем в связи с рассмотрением игры как специфического вида человеческой деятельности, явно транспонируемой в условиях глобализированного общества в способ интерпретации реальности. Именно игра преобразует эмпирическую действительность в виртуальную реальность. Поэтому существенное место в настоящем исследовании заняло рассмотрение самого феномена игры, ролевых функций журналистики, а также их взаимодействия с реальностью российского телевизионного вещания. Теоретической основой в этом разделе работы служили исследования и разработки отечественных и зарубежных ученых. Среди них: Т.И. Апинян, Н.А. Барабаш, М.М. Бахтин, Э. Бентли, Э. Берн, И.Н. Блохин, Р. Кайуа, В.В. Макаров, Г.А. Макарова, О. Маховская, Д. Моррис, А.А. Новикова, Л.Т. Ретюнских, Л.М. Рошаль, Й. Хейзинга, Н.А. Хренов, Э.И Шарипов, С.И. Кронин, Ф. Шиллер, В.Д. Шинкаренко, К.Г. Юнг, Я. Харгривз, А. Китти, К. Хаусман и ряд других. 11
Обзор научно-исследовательских проблем, затрагиваемых в диссертации, с одной стороны, дал автору необходимую теоретическую базу. А, с другой стороны, показал то, что они еще не изучены в полной мере.
Исходя из степени изученности заявленной в работе проблематики, автор поставил перед собою цель – исследовать эволюцию системы жанров отечественного телевидения в контексте общей трансформации данного электронного медиа в направлении виртуализации реальности и выявления его игровой природы.
В соответствии с поставленной целью исследования в диссертации поставлены следующие научные задачи:
- проанализировать предпосылки, эволюцию и результат развития существующей системы жанров отечественного телевидения;
- определить адекватность существующей системы жанров реальной практике функционирования российских электронных СМИ и условиям журналистской деятельности в РФ;