Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 06:43, автореферат
Рубеж ХХ и ХХI веков наглядно продемонстрировал те структурные изменения, которые произошли в мировой медиасистеме с точки зрения ее включенности в процесс глобализации и формирования «информационного общества». Телевидение в подобном контексте оказалось зоной конфликтного противостояния разных взглядов на роль СМИ в жизни общества. Проблема заключается в том, что реальная практика журналистской деятельности поставила перед теорией новые задачи, требующие смены концептуального отношения непосредственно к самим СМИ и анализа тех проблем, которые влечет за собою изменение роли медиа в обществе. Их изучение – насущная потребность теории журналистики. Практики отечественной медиасферы отчетливо понимают тупиковость эксплуатации той модели функционирования медиа, которая спонтанно возникла в середине 1990-х годов на постсоветском информационном пространстве, и ныне обрела черты системы. Последняя эксплуатируется как сложившийся организм, чутко реагирующий на микро- и макроизменения окружающей среды (реальности) во всех ее проявлениях.
Во второй главе «Отечественное телевещание на рубеже XX-XXI веков: трансформация системы жанров» анализируются функционирующая в отечественном телеэфире система жанров в динамике ее развития, в контексте существующих предпосылок для ее трансформации, что приводит к формированию новых видов, форматов и жанров.
В параграфе 2.1 «Функционирование телевидения в системе массовых коммуникаций» исследуются функциональные характеристики телевидения с точки зрения социально-ролевой парадигмы как системы СМИ в целом, так и журналистики как специфического вида деятельности.
Изучая место телевидения в нынешней системе массовых коммуникаций (СМК), автор обращается к анализу опыта его функционирования в ХХ веке. Общая тенденция развития СМК в его первой половине выражалась в стремлении к наиболее полному отражению действительности с точки зрения максимальной информационной насыщенности. В данный период телевидение не воспринималось как полноправное СМИ. Таковым оно стало во второй половине ХХ века.
Сравнивая коммуникационные особенности бытования различных СМИ в современном медиапространстве, автор отмечает тенденцию к их сближению в условиях глобализации. Телевидение как самый распространенный и востребованный вид СМИ сохраняет схожие с печатной прессой и интернетом черты, основанные на персонификации не только самой информации, но и ее восприятия. В нынешней ситуации массовидного характера коммуникационных процессов, характерных для глобализации, как раз и возрастает потребность и необходимость подобной индивидуализированной реализации желания человека в получении информации. Телевидение такую потребность как раз и способно удовлетворять в силу социальных, технологических и творческих причин. В советский период телевизионного вещания принцип массовой коммуникации формулировался как «для всех и для каждого». На нем базировалась как информационная политика, так и общая концепция эфира.
В современных условиях парадигма формирования телеконтента формулируется иначе: «Для каждого и для всех». Прежний тренд отношений между аудиторией и вещателями, основанный на массовом сознании и коллективной традиции восприятия, трансформировался в ориентированный на конкретную индивидуальность потребителя информации алгоритм творческой деятельности субъектов телевизионного вещания.
Анализируя общий объем и структуру телесмотрения в разных странах, автор приходит к выводу о том, что в России телевидение занимает лидирующую позицию в номенклатуре источников информации, успешно взаимодействуя с иными каналами массовой коммуникации (от кино до интернета). Тем самым усиливается синергетический эффект воздействия на потенциальную аудиторию, что в настоящее время отчетливо проявилось в тенденции переноса на телеэкран литературной классики в формате сериалов.
В параграфе 2.2. «Телевидение новейшего времени: последствия виртуализации реальности» автор рассматривает место телевидения в системе доставки информации о реальности, ее формах и видах, характерных для нынешней эпохи; анализу подвергаются те последствия процесса виртуализации информационных потоков, который обеспечивает данному электронному медиа лидирующее положение.
При иллюзии вариативности приобщения каждого отдельного человека к потреблению визуального потока в индивидуальном порядке в современной технологической ситуации зритель не до конца свободен в своем выборе. Телевидение поставило на поток процесс визуализации подсознания общества, придав этой деятельности экономический и социально-психологический смысл. В определенном смысле нынешнее отношение топ-менеджеров, а также большинства сотрудников электронных СМИ к производству АВП и размещению его в эфире, процессу формирования контента в целом, мало чем отличается от принципов менеджмента и маркетинга автомобилей или холодильников.
В условиях нынешнего роста влияния телевидения на массовое сознание встает вопрос о том, что именно данное СМИ фактически отменяет все возможные коммуникационные преграды (если, конечно, потенциальные потребители получают к нему непосредственный доступ). Виртуальная реальность, возникающая на экране телевизионного монитора или приемника, как кажется индивидуальному зрителю, преодолевает все возможные препятствия. Зрителю комфортно воспринимать виртуальную реальность, несмотря на отрицательные социально-психологические издержки подобного процесса.
Стремительное развитие новейших технологий позволило существенно усилить иллюзию присутствия аудитории при свершении любого события. В то же время техногеничность вещательной практики телевидения новейшего времени формирует в общественном сознании абсолютно противоположную по смыслу иллюзию – видимость существенного влияния на дискурс общественной мысли. В этой ситуации возникает важное обстоятельство: телевидение из СМИ сегодня становится средством массовой коммуникации.
Современная практика телевидения выстраивается таким образом, что не только новейшие технологии, но и новообразующиеся виды и формы вещания (интерактив, игровые программы, «reality show» и т.д.), активно формируют у публики восприятие телевидения как ситуации игры в реалии жизни. Когда ведущими таких программ становятся опытные журналисты, осознающие возможности манипуляций по созданию у аудитории чувства доверия к тому, что ей показывают и о чем ей рассказывают с экрана, то иллюзия достоверности сконструированной реальности оказывается подавляющей.
Там, где общественно-политическая реальность приобретает черты эксцесса, чрезвычайности, приемы виртуализации уже не срабатывают, а профессиональная объективность преобразуется в субъективизм, растерянность, надрывность стиля вещания, что потверждается примерами из новейшей истории телевидения: встреча «Политического Нового года» (декабрь 1993 г.), президентские выборы 1996 года, трагедия АПЛ «Курск» (август 2000 г.), события 11 сентября 2001 года, захват заложников на Дубровке (октябрь 2002 г.), события в Беслане (сентябрь 2004 г.).
В параграфе 2.3. «Предпосылки трансформации системы жанров отечественного телевещания» исследуется проблема типологической идентичности жанровой системы отечественного электронного вещания в соотношении с практикой отечественной журналистики.
В основе принятого деления жанров – базисный элемент профессиональной деятельности – информация. Отношение к ней определяет деление существующих жанровых форм на триаду – информационные, аналитические, художественно-публицистические жанры. Однако современная практика телевидения фиксирует трансформацию информационной функции в направлении развлекательности (явление «инфотейнмента»).
На модернизации типологии жанров сказывается и организация процесса производства эфирного контента, в который встраиваются образцы журналистского творчества, «соответствующие» прежней теории. Единицей измерения наполнения эфира в таком случае является не функциональная оценка свойств журналистского произведения в его отношении к информации, а определенный «формат».
Происхождение теории жанров в журналистике имеет литературоведческие корни, что проявлялось в период становления отечественной радио- и тележурналистики в ХХ веке. Лавинообразное увеличение объемов информации, способов ее производства, обработки и доставки в любом виде до потребителя – существенное обстоятельство, предопределяющее изменения типологии жанров. В этом отношении техника и законы бизнеса из факторов субъективно влияющих на труд журналиста становятся факторами объективными.
Не менее важным фактором, влияющим на трансформацию жанровой системы в тележурналистике, является условность принятой жанровой классификации всего словесного творчества и журналистского, в частности. Подвижность жанра как операционного понятия была артикулирована теоретиками еще в первой половине ХХ века. Свое воздействие на эстетику словесного творчества оказывали и новые виды искусства (кинематограф), и новые виды массовой коммуникации (радио). Давление усилилось во второй половине столетия, когда визуализация информации стала одним из доминирующих трендов развития мировой цивилизации.
Важной предпосылкой для трансформации системы жанров отечественного телевещания является типологический генезис его структуры с точки зрения корреляции с существовавшими на момент широкого внедрения в жизнь социума иными СМИ (периодическая печать, радио). Литературоцентричность развития культуры в ХIХ веке создала объективные условия, которые привели к доминированию вербальной составляющей в системе массовой коммуникации.
В подобную тенденцию органично «вписывалось» появление радио, как нового технического канала распространения информации. Иной системы жанров, чем та, что была принята в практике печатных СМИ, у радио не было и быть не могло, так как оба медиа объединял главный носитель информации – слово. Что и определило их первоначальную типологическую идентичность.
Зарождение телевидения как средства передачи информации происходило позже становления радио. Телевидение имело мощную эстетическую опору в виде экранного искусства – кинематографа. Но именно радио с его принципами работы с информацией, ставкой на вербальную составляющую, было функционально ближе телевидению на первом этапе существования. Поэтому генетически телевидению достались «в наследство» «старые» жанры радио, первоосновой которых являлась утвердившаяся и апробированная система жанров печатных СМИ.
С развитием и совершенствованием оригинальных технологий фиксации и передачи изображения телевидение все более отрывалось от «старой» жанровой системы. Визуализация информационной составляющей в деятельности телевидения определяла коррекцию жанровой идентичности журналистской практики. Общий контекст развития мировой культуры формировал в ХХ веке вектор развития интересов массовой аудитории с учетом наиболее востребованных каналов коммуникации, по которым воспринималась и воспринимается информация. Доминирующим в этом перечне оказался визуальный канал с его выявленной игровой природой, что дает нам основание определять существующую систему связей в социуме как «шоу-цивилизацию», cмысл которой формулирует широко известная фраза: «Событие не состоялось, если его не показали в телеэфире».
Диалектика отношений с реальностью для журналиста в настоящее время является тем моментом его профессиональной самоидентификации, в котором субъективные факторы пересекаются с факторами объективными. Жанр выступает в подобной ситуации как «примиряющая» категория, динамично коррелирующая и с текстом создаваемого журналистского произведения и с формой (форматом) его реализации в условиях конкретного СМИ. Прежние приемы, описанные и зафиксированные в существовавшей системе жанров, используются сегодня «в их новом конструктивном значении» (выражение Ю.Н.Тынянова).
Выводы параграфа базируются на анализе контента Первого и Пятого каналов, на его сопоставлении с прежними жанровыми формами.
В параграфе 2.4. «Функции телевидения и типология жанров» анализируется влияние совокупного функционала отечественной телевизионной журналистики на расширение современной номенклатуры используемых жанров.
Происходящая трансформация системы электронного вещания замещает традиционный набор функций вновь приобретенными (рекламы, PR, манипуляции). Изначальные функции телевидения преобразуются в прикладные и прагматические. Реализация же экономической функции оказывает существенное давление на журналистов, минимизируя некоторые традиционные функции профессиональной информационной деятельности (например, познавательную).
Данному процессу способствует ряд обстоятельств в деятельности телевидения, как-то: навязывание повестки дня, жесткое структурирование информационного потока, отвлекающие маневры развлекательного вещания, создание искаженной картины реальности с уклоном в чрезвычайную событийность. Все это предопределяет смену приоритетов в журналистике, которая интерпретируется автором как информационная деятельность, четко ориентированная на конкретный материал и конкретного потребителя. Она невозможна сегодня вне системы традиционного жанрового деления. Его основу составляет такой признак как отношение к информации. Проблема ее интерпретации и есть дискурс жанровых трансформаций отечественного телевидения.
Исследование практики телевидения показывает, что расширение принятой триады жанровых групп происходит за счет игрового (развлекательного) телевидения, в эфире которого не отражается, а имитируется реальность. Факты и события, демонстрируемые в программах подобного рода, являются фактами и событиями значимыми непосредственно для самих участников, но они лишены подобного статуса для телеаудитории. Объективно игровой контент не несет в себе сколь-нибудь значимой социальной информации. Единственная новость, которую узнает при просмотре такого типа передач зритель: кто оказался победителем или кто выбыл из игры (см. «Поле чудес», «Кто хочет стать миллионером?», «Десять миллионов», «Минута славы», «Сomedy Баттл. Турнир», «Своя игра», «Танцы со звездами», «Ледниковый период» и т.п.). Главнейшая функция СМИ – информационная, оказывается невостребованной в подобной эфирной телепродукции. Ее игнорирование может считаться жанрообразующим фактором для игрового телевидения, в природе которого доминируют экономическая и развлекательная (рекреативная) функции.
Новая жанровая группа телепрограмм, определяемых автором как «игровые», имеет следующие устойчивые жанровые признаки: