Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 11:33, реферат
Порядок и степень эффективности использования земли в крупных городах являются важнейшим слагаемым общественной жизни, в зависимости от которого общество может или продвигаться по пути экономического и социального прогресса, или идти к серьезным социальным, экологическим и политическим потрясениям. Поиск путей повышения эффективности использования земельных ресурсов как важнейшего фактора и условия устойчивого развития крупного города выступает органической частью целевых ориентиров управления городом.
Государство, субъекты федерации и муниципальные образования, действуя через свои органы (органы государственной власти или местного управления) выполняют своего рода "подготовительную работу", необходимую для организации эффективного использования земли. В качестве инструмента, реализующего такой механизм управления, может и должен использоваться гражданско-правовой подход к управлению землей, при котором набор и уровень норм и способов по управлению землей устанавливается в зависимости от целевого использования земельных участков.
Указ Президента
РФ "О продаже гражданам и
юридическим лицам
Развитие этих отношений
связано с заключением
- ликвидация монополии государственной собственности на землю, введение платности землепользования;
- реализация экономического
потенциала земли и
Для города земля является основным пространственно экономическим базисом в функциональном производстве как размещение производства товаров и получение жителями городов различных благ28. При этом необходимо отметить, что в процессе эксплуатации природные ресурсы подвергаются амортизации и территориальная часть производственного потенциала. Земля как объект пространственного обеспечения при правильной эксплуатации не уменьшит своих характеристик, а может их увеличить.
Пространственная ограниченность земли диктуется ее местонахождением и определяется социально-экономическими, административно-историческими и биофизическими функциями, влияющими на цену. Основной особенностью земли является её уникальная незаменимость, что диктует высокую интенсивность использования земельных участков.
Городские земли — уникальный ресурс — пространственная база для развития урбанизации и размещения всех видов строительства, на которой сосредоточено основное национальное богатство, созданное трудом человека29.
Поэтому, анализируя земли городских поселений, как объекты управления, приносящий доход, можно выделить следующие характеристики:
1. Ограниченность территории городского
поселения для
экстенсивного расширения, поэтому необходимо
увеличить эффективность
использования земельных участков и уменьшить
землеемкости
(ресурсопотребления) выпускаемой продукции
и транспортных средств;
2. Изменение правовых отношений, дефицит
привлекательных
земельных участков, инфляция, концентрация
производства, экономическая
эффективность городской среды повышает
цену земельных участков;
3. Земля является физической недвижимостью,
что отражается в более
широком количестве рисков по отношению
к другому товару (обладает более
низкой ликвидностью);
4. Инвестиции в земельные участки требуют
вложения крупного
капитала с целью получения в будущем
стабильного дохода от их
эксплуатации и продажи;
5. Рынки земельных участков (городских
земель) являются одними из
самых сегментированных и локальных.
Регулирование градостроительных требований к землепользователям в городе Москве определено Генпланом развития города Москвы и иной градостроительной документацией, разрабатываемой и утверждаемой в соответствии с законодательством города Москвы «О градостроительстве».
Использование земельного участка в городе Москве собственником земельного участка, землепользователем, арендатором независимо от форм собственности должно осуществляться в соответствии с требованиями и ограничениями к разрешенному использованию земельного участка, установленные для данного вида целевого назначения земельного участка.
Деятельность
К городским землям законодательство относит все земли, находящиеся в пределах черты поселений, которая является для них внешней границей.
Земельные отношения - это общественные отношения между органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землями, а также по поводу государственного управления земельными ресурсами.
В Российской Федерации возможны следующие формы управления земельными ресурсами:
В соответствии с Земельным кодексом РФ участниками земельных отношений являются: граждане; юридические лица; Российская Федерация; Субъекты Российской Федерации; муниципальные образования.
Таблица 1- Права участников земельных отношений
Участники земельных отношений |
Имущественные правоотношения |
Собственники земельных участков |
Земельный участок принадлежит на праве собственности. |
Землепользователи |
Обладают правом постоянного (бессрочного) и правом постоянного срочного пользования на земельный участок. |
Землевладельцы |
Владеют земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения. |
Арендаторы земельных участков |
Пользуются и (или) владеют земельными участками на основании заключения договора аренды. |
Обладатели сервитута |
Имеют право ограниченного
пользования соседними |
Объектами земельных отношений являются:
- Земельный участок - это часть поверхности земли, имеющая фиксированную границу, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации прав на землю.
Граница земельного участка фиксируется на планах и выносится в натуру. Площадь земельного участка определяется после выноса границы в натуру. Правовой статус земельного участка включает в себя целевое назначение, разрешенное использование и форму законного владения.
- Земельные участки и права на них, а также прочно связанные с земельными участками объекты (почва, замкнутые водоемы, лес, многолетние насаждения, здания, строения, сооружения и другие) находятся в обороте нераздельно, если иное не предусмотрено законом. Земельный участок может быть делимым и неделимым.
- Земли городов и других населенных пунктов образуют сложный сослав, в который входят, сгруппированные по целевому. назначению земельные участки:
Практически во всех экономически развитых странах основой управления земельными ресурсами городов является государственное регулирование правоотношений на землю, хотя принципы, формы и подходы к правовому решению этой проблемы в разных странах существенно различаются.
Анализ современного зарубежного опыта показывает, что применение всей системы управления существующей в Европейском союзе и США, без существенной адаптации к российской экономики и современному правовому полю практически невозможно, за исключением отдельных моделей ипотеки земельных и природных ресурсов и лизинга отдельных видов имущественно - земельного комплекса (в основном это предприятия мелкого и среднего бизнеса, так называемые предприятия обслуживания населения и службы обеспечения функционирования городского хозяйства).
Характерным примером основ управления земельными ресурсами для России могут служить субъекты управления и права, существующие в настоящее время в Москве.
1. Субъектами управления являются:
- Московская городская Дума;
2. Субъекты права, осуществляющие управление
земельными
ресурсами города:
- хозяйствующие субъекты;
В соответствии со сложившейся ситуацией земельные ресурсы рассматриваются как территория в целом, на которой осуществляется жизнедеятельность городского сообщества, и как обособленные земельные участки - части территории города, имеющие площадь, границы, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в Государственном земельном кадастре.
Управление направлено
на повышение эффективности
а) возможности оперативной государственной
регистрации прав на
земельный участок;
б) формирования объекта недвижимости,
определения его правового
статуса;
в) разработки и утверждения системы законодательных
и нормативных
актов об установлении (определении) сервитутов,
ограничений и
обременении, целевого назначения земельного
участка;
Информация о работе Городская земля: понятие, классификация, право, ресурс в экономике города