Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2014 в 20:09, курсовая работа
В начале 1990-х гг. с провозглашением политической установки на переход к рыночным отношениям и формированию рынка недвижимости наступил переходный период на международной экономической арене. Все мировые державы приняли политическую установку на развитие рынка недвижимости и, прежде всего, частной собственности. Данный исторический момент обусловил создание института правового градорегулирования. Появилась необходимость в формировании условий для его полноправного функционирования.
4 ДОКУМЕНТЫ ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
В развитых странах на местном уровне действует, как правило, двухуровневая система документов градостроительного проектирования32. Эта система строится на основе принципа согласования общего регионального контекста окружения и более детальных местных решений.
Предусматриваются документы территориального планирования (первый уровень) и документы, определяющие права использования и изменения объектов недвижимости (второй уровень). В Германии документы территориального планирования первого уровня называются планами использования территории, в Великобритании — структурными планами, во Франции — директивными схемами, в Швеции — генеральными планами, в США — комплексными планами. Документы второго уровня называются в Германии33 планами застройки, в Великобритании — местными планами, во Франции — планами использования территории, в Швеции — детальными планами, в США34 — зональными планами.
Документы первого уровня содержат, по существу, подготовительные и предваряющие решения, учитываемые при разработке и принятии документов второго уровня. Для простоты будем называть документы первого уровня документами территориального планирования, а документы второго уровня - документами градостроительного (правового) зонирования.
Документы территориального планирования фиксируют принципиальные (стратегические) решения по развитию нескольких общин (коммун), всего города в контексте ближайшего окружения или в границах более крупных административных единиц, например графств. Эти документы содержат принципиальные решения в части перспективного развития общественных (муниципальных) систем социального и инженерно-технического обеспечения, характера распределения территорий различного назначения. Документы градостроительного (правового) зонирования представляют собой более детальные проработки, в результате которых выделяются различные типы территориальных зон с различным набором ограничений и видов разрешенного использования недвижимости, а также с различными предельными размерами земельных участков и различной плотностью застройки35.
Помимо различий в задачах, планы двух уровней имеют существенные различия в правовом статусе, они различаются по своей юридической силе. Понятие юридического статуса четко определяется двумя положениями: во-первых, тем, кому адресованы те или иные решения и кто обязан их выполнять, а во-вторых, тем, какого рода решения (в отношении чего/кого) надлежит выполнять.
Документы территориального планирования адресованы главным образом местным административным органам, которые должны следить за выполнением стратегических планировочных решений. Принятие документов территориального планирования не связано с наступлением прямых правовых последствий для частных правообладателей недвижимости.
Документы градостроительного (правового) зонирования адресованы не только местной администрации, но и собственникам и арендаторам недвижимости, и все обязаны выполнять решения этих документов. Документы градостроительного (правового) зонирования вместе с регламентациями утверждаются представительными органами местного самоуправления и имеют статус местных законов.
Законодательство предусматривает согласованность содержания обоих видов документов. Однако степень этой согласованности (в части обязательной трансляции решений подготовительных документов территориального планирования в документы градостороительного зонирования) применительно к различным странам варьируется в достаточно широких пределах. Следует отметить, что степень распространенности подготовительных документов территориального планирования различна: в одних странах они разрабатываются на регулярной основе (Германия, Франция, Швеция), в других — по мере необходимости, от случая к случаю (США, Великобритания).
В Германии документ градостроительного зонирования (план застройки), разработанный при отсутствии документа территориального планирования (плана использования территории) нуждается в утверждении вышестоящим органом власти земли. Другие планы застройки подлежат только представлению этим органам для регистрации. При представлении плана застройки вышестоящему органу власти земли, последний в течение трех месяцев должен выявить нарушения правовых процедур (если таковые имели место), которые могут оправдать отказ в утверждении. Содержание самого плана застройки не является предметом согласования. План застройки может вступить в силу только при условии, что вышестоящий орган не выявил в установленный срок нарушения правовых процедур или если до истечения срока объявил об отсутствии нарушений процедур36. План использования территории может быть признан необязательным, если для регулирования градостроительного развития достаточно плана застройки. С изменением, дополнением или упразднением плана застройки одновременно может изменяться или дополняться план использования территории (так называемый параллельный процесс). План застройки может разрабатываться, дополняться или упраздняться до разработки плана использования территории, если этого требуют неотложные причины и если план застройки не будет противоречить намечаемому градостроительному развитию общины (так называемый досрочный план застройки)37. В Великобритании планировочная администрация графства должна подтвердить соответствие документа градостроительного зонирования (местного плана) документу территориального планирования (структурному плану). Расхождения по этому вопросу должны быть урегулированы министром окружающей среды, который может обязать произвести ревизию (корректировку) подготовленного местного плана. Однако если несоответствие не удалось (или по каким-либо причинам невозможно) устранить, то местный план вступает в юридическую силу, которая в этом случае оказывается более высокой, чем сила структурного плана. Это положение было закреплено Актом по жилью и планировке от 1986 г. Министр окружающей среды не отвечает непосредственно за утверждение местных планов, однако копии этих документов должны обязательно ему направляться, кроме того, министр обладает властью по своему усмотрению запросить тот или иной местный план для специального рассмотрения. В этом случае инспектор, назначенный министром, составляет соответствующий доклад. Местная администрация, познакомившись с докладом, может сделать рекомендованные инспектором исправления или отвергнуть их. Возникшие разногласия должны быть урегулированы министром по государственному контролю38.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История градорегулирования является продолжительной и абсолютно различной в каждом государстве. Она имеет свои специфики и методы, которые создавались и разрабатывались на протяжении долгих десятилетий. В связи с проделанной работой можно сделать несколько выводов, которые отражают ответ на главный вопрос исследования – возможно ли применение зарубежного опыта в градорегулировании в России?
Во - первых, следует согласиться с тем, что зарубежные государства имеют поистине сильный, выстроенный, четкий институт правового градорегулирования. В особенности это касается развитых государств с мощной рыночной экономикой – США, Англии, Франции и Германии. Россия, являющаяся в данный момент страной с переходной экономикой, развивающейся страной, сильно отстает от зарубежных держав, что мешает ей добиться того же уровня качества института правового градорегулирования.
Во –вторых, история градостроительства в зарубежных странах пустила свои корни задолго до зарождения его в России. Несомненно, это повлияло на отсталость России в данной сфере. Но при правильной постановке цели и задач, которые необходимо достигнуть, Россия, по моему мнению, способна улучшить свои показатели и догнать некоторые зарубежные страны.
В-третьих, следует обозначить важность момента переходного периода к рыночным отношениям в России. В это время возникло множество трудностей и противоречий, с которыми Россия не справилась до сих пор. Бурный рост городов с середины XIX века, затем быстрое развитие автотранспорта, возникновение колоссальных городских территорий (городских агломераций), загрязнение городской среды вызвали поиски новых принципов градостроительства (зонирование городских территорий, районная планировка, системы городских дорог, типы города-сада, города-спутника, современных жилых районов и микрорайонов).
Необходимо выделение земельных участков из состава государственных и муниципальных земель для строительства осуществляется только посредством планировки территории. Также вводится одно исключение: при отсутствии "всего" — нет генерального плана, нет правил землепользования и застройки, нет документации по планировки территории" могут применяться процедуры предварительного согласования мест размещения объектов (в части подготовки проектов планов земельных участков), но не позднее 1 января 2014 г. В современных государствах в силу роста населения городов, и, следовательно, объёмов информации, при осуществлении градостроительной деятельности используются компьютерные программы, систематизирующие сведения о городской застройке — ИСОГД. Применяются подходы синтезирующие городское планирование и архитектуру - градостроительное проектирование.
Более того, предоставление земельных участков осуществляется на торгах либо без торгов, последнее допускается только применительно к строго ограниченному перечню случаев. Последнее изменение – это более чёткая формулировка норм относительно того, что наряду с органы местного самоуправления документацию по планировке территории могут подготавливать по своей инициативе заявители.
Таким образом, главный вывод состоит в том, что Россия имеет свои собственную устоявшуюся структуру градорегулирования. Нововведения не стоит вводить только опираясь на опыт успешных зарубежных стран. Необходимо учитывать специфику экономики страны, состояние рынка недвижимости и прежде всего, удовлетворение потребностям частного сектора.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега-Л», 2014.
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 28.12.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014).
3. Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»
4. Федерального закона от 14 июля 1992 г. «Об основах градостроительства в Российской Федерации» (утратил силу 7мая 1998): информационно правовой портал ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/6315821/ (дата обращения 06.06.2014).
5. Комментарий к Градостроительному кодексу РФ (под ред. С.А. Боголюбова) - ООО "Новая правовая культура", 2005.С.125
6. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ: принят Государственной Думой 24 ноября 2006 года. опубликовано: 23 декабря 2006 г. в «РГ» - Федеральный выпуск №4256.
7. Постановление Наркомзема РСФСР от 11.03.1919
«Инструкция по применению Положения
о социалистическом землеустройстве»:
информационно правовой портал. июль 2011
URL: http://www.bestpravo.ru/sssr/
8. Постановление, СНК РСФСР от 01.08.1932 О предоставлении
учреждениям, предприятиям и организациям
обобщенного сектора земельных участков
для строительства на праве бессрочного
пользования// Российский правовой портал.
23 янв. 2009. URL:http://zakon.law7.ru/
9. Корректировка Генерального плана ГО
г.Стерлитамак РБ «Общая пояснительная
записка», ЗАО «Башкиргражданпроект»:
информационно правовой портал.http://www.
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс] № 1662-р от 17.11.2008 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. А.В. Высоковского и У.Т. Валлетты «Правовое зонирование: опыт разработки правил землепользования и застройки в городах России» М.: Русская панорама, 1999.325с.
12. Зверев А.А. Государственно-частное партнерство. Пути совершенствования законодательной базы/А-Форт-Юг. М.:2009.236с.
13. Павленко Н. И. «Екатерина Великая», - М.: Молодая гвардия, 1999.563с.
14. Градорегулирование: Основы регулирования градостроительной деятельности в условиях становления рынка недвижимости. Петров Д.И. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2008.414с.
15. Шорохов В.П. Оценка конкурентоспособности региона / В.П. Шорохов, Д.Н. Колькин // Проблемы прогнозирования. – 2007.192с.
16. Современные тенденции планирования развития территорий. Российский и иностранный опыт/ Пеньевский И.П. Ассоциация компаний Град – 29.03.2012. http://www.itpgrad.ru/node/331 (дата обращения 10.06.2014)245с.
17. Wade W.R. Administrative law. 6th ed. Clarendon Press. Oxford, 1988. 179р.
18. О'Салливан А. Экономика города / Пер. с англ. Изд. 4-е. М.: ИНФРА-М, 2002. 298с.
19. Wolf P. Land in America. Its value, use and control. N.Y., 1981. 187р.
20. Hinds D.S., Cam N.G., Ordway O.N. Winning at zoning. N.Y., 1979. 212р.
21. Garner J.F. (ed.). Planning law in Western Europe. N.Y., 1977. 317р.
22. Ragy D., Taisne C. Policy implications of depopulation in the central area of the Paris region // Verkoren 0., Van WeesepJ. (eds.). Spacial mobility and urban change. Nederlandse geografische studies 37. Amsterdam-Utrecht, 1987.342р.
1 А. Высоковского и У. Валетты Правовое зонирование: Опыт разработки «Правил землепользования и застройки в городах России». М.: Русская панорама, 1999.С.111
2 Павленко Н. И. «Екатерина Великая», - М.: Молодая гвардия, 1999.
3 Постановление Наркомзема РСФСР от 11.03.1919
«Инструкция по применению Положения
о социалистическом землеустройстве»:
информационно правовой портал. июль 2011
URL: http://www.bestpravo.ru/sssr/
4 Постановление, СНК РСФСР от 01.08.1932 О предоставлении
учреждениям, предприятиям и организациям
обобщенного сектора земельных участков
для строительства на праве бессрочного
пользования// Российский правовой портал.
23 янв. 2009. URL:http://zakon.law7.ru/
5 Федерального закона от 14 июля 1992 г. «Об основах градостроительства в Российской Федерации» (утратил силу 7мая 1998): информационно правовой портал ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/6315821/ (дата обращения 06.06.2014).
6А. Высоковского и У. Валетты Правовое зонирование: Опыт разработки «Правил землепользования и застройки в городах России». М.: Русская панорама, 1999.С.156.
7 О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ: принят Государственной Думой 24 ноября 2006 года. опубликовано: 23 декабря 2006 г. в «РГ» - Федеральный выпуск №4256.
Информация о работе История развития градостроителльной деятельности