Правонарушения в сфере земельных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

В условиях обретения Республикой Казахстан независимости и суверенитета, нацеленного на создание свободной рыночной экономики, наиболее острые споры вызывает земельный вопрос. Это вызвано активным вовлечением земли в товарооборот, изменением жилищной политики государства, коренным обновлением земельного законодательства. Это также объясняется тем, что действующая законодательная база предоставила более широкий простор и свободу для хозяйственной деятельности, при которой ее эффективное осуществление невозможно без наличия и юридически обеспеченной возможности владения и пользования землей. Соответственно резко возросло количество споров, связанных с нарушениями земельного законодательства, конфликтов, имеющих большой общественный резонанс.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 415.50 Кб (Скачать файл)

3. Нарушения правил использования земель: использование земель не по целевому назначению (статья 253 КРКоАП); нерациональное использование или неиспользование земель сельскохозяйственного назначения (статья         251 КРКоАП); непринятие мер по борьбе с сорняками, вредителями и болезнями растений (статьи 307, 309 КРКоАП).

4. Нарушения, имеющие  экологическую направленность: порча  сельскохозяйственных и других  земель (статья 250 КРКоАП); невыполнение требований природоохранного режима использования земель (статья            252 КРКоАП); размещение, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию объектов и иные нарушения экологических требований, отрицательно влияющие на состояние земель (статья 240 КРКоАП).

5. Нарушения установленных  требований к осуществлению производственно-хозяйственной деятельности на земле: самовольное возведение хозяйственных и бытовых строений; отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства и т.д.

Некоторые правонарушения, в зависимости от субъекта правонарушения, направленности его умысла и других их особенностей, могут быть отнесены к разным или одновременно к нескольким группам противоправных деяний. Например, уничтожение межевых знаков границ земельных участков и землепользований (статья 121 КРКоАП) можно рассматривать одновременно как посягательство на имущественные права и интересы собственников и землепользователей и на установленный порядок управления земельным фондом, либо только на одно из них.

Административное законодательство содержит также общие составы  административных правонарушений, такие как: нарушение экологических требований по охране окружающей среды; невыполнение предписаний и требований по охране окружающей среды и природопользования (статья      240 КРКоАП); несообщение о производственных сверхнормативных сбросах и выбросах загрязняющих веществ (статьи 241, 242, 245 и другие КРКоАП). Как было выше отмечено, их применение к некоторым земельным правонарушениям возможно в случаях: если земельные правонарушения не предусмотрены или не охватываются конструкциями специальных составов; возникла конкуренция между специальными составами правонарушений в отношении конкретного земельно-правового проступка; противоправное деяние одновременно посягает на два и более объекта охраны. Последний случай является достаточно характерным для сферы экологических и природоресурсовых отношений. Так, например, в законодательстве перечисляются следующие виды лесонарушений: нарушение сроков возврата временно занимаемых участков лесного фонда; повреждение и загрязнение леса отходами, химическими веществами и иное нанесение ущерба землям лесного фонда (статья 75 Лесного кодекса Республики Казахстан, статьи 286, 289, 291 и другие КРКоАП). Эти деяния одновременно являются и земельными нарушениями: несвоевременный возврат соответствующего земельного участка, повреждение и загрязнение участка земли, на котором произрастает лесной массив.

Водный кодекс Республики Казахстан (статья 120) предусматривает ответственность за самовольное бурение скважин и строительство водозаборов подземных вод, нарушение водоохранного режима на водосборах, вызывающих водную эрозию почв, также одновременно являющихся земельными правонарушениями.

За совершение административного  правонарушения к физическим и юридическим  лицам применяется административное взыскание, являющееся мерой государственного принуждения (санкцией) и заключающееся в предусмотренном Законом лишении прав и свобод лица, совершившего такое правонарушение.

Санкция, будучи мерой  наказания лиц, совершивших административное правонарушение, направлена на реализацию воспитательной, предупредительной и карательной функций юридической ответственности.

В соответствии со статьей 44 КРКоАП административное взыскание применяется в целях восстановления социальной справедливости и воспитания лица, совершившего правонарушение, в духе соблюдения требований законодательства и уважения правопорядка, а также предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. За совершение административных проступков действующим законодательством предусмотрена возможность применения следующих видов взысканий:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие  предмета, явившегося орудием совершения  или непосредственным объектом  административного правонарушения;

4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, доходов, денег и ценных бумаг, полученных вследствие совершения административного правонарушения;

5) лишение специального  права;

6) лишение лицензии, специального  разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) или приостановление ее (его) действия на определенный вид деятельности либо совершение определенных действий;

7) приостановление или запрещение  деятельности индивидуального предпринимателя;

8) принудительный снос самовольно возводимого или возведенного строения;

9) административный арест;

10) административное выдворение  за пределы Республики Казахстан  иностранца или без гражданства.

К юридическим лицам за совершение административных правонарушений могут применяться административные взыскания, перечисленные в подпунктах 1 - 6, 8 а также приостановление или запрещение деятельности юридического лица (статья 45 КРКоАП).

Из указанного перечня лишь некоторые  виды санкций задействованы в  административно-правовой охране земельных отношений. Например, в законодательстве отсутствуют составы административной ответственности за земельные правонарушения, предусматривающие такие виды санкций, как: административный арест; лишение специального права, лицензии, специального разрешения; приостановление или запрещение предпринимательской деятельности.

Направленность, сущность санкций  указанного порядка не совсем согласуется  с природой современных земельных  отношений, необходимость их применения не обусловливается содержанием последних. Но, тем не менее, нельзя исключить в перспективе возможность применения некоторых из них и расширения тем самым арсенала административных взысканий за земельные правонарушения. Законодатель с учетом развития земельно-правовой практики может распространить их действие в отношении некоторых известных видов земельных правонарушений или разработать новые составы правонарушений с санкциями указанного порядка.

Вместе с тем, законодатель вправе установить ограничение к применению отдельных видов санкций.

Невозможность применения некоторых  видов санкций к отдельным  категориям субъектов административных правонарушений прямо определена в  самом административном законодательстве либо вытекает из особенностей правового  статуса субъектов административных правонарушений. Так, в соответствии со статьей 35 КРКоАП военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также прокуроры, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудники налоговой полиции и таможенных органов за нарушение норм и правил рационального использования природных ресурсов несут административную ответственность на общих основаниях. Однако при этом к ним не могут быть применены санкции в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, курсантам (слушателям) военных и специальных учебных заведений – также и в виде штрафа. Административный арест не может быть применен и по отношению к юридическим лицам.

Для обеспечения эффективности  применения системы административных санкций имеет значение деление их на основных и дополнительных. К основным взысканиям отнесены: административный штраф, предупреждение, административный арест. В качестве дополнительных применяются: возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, конфискация, принудительный снос возведенного строения (пункт 3 статьи          46 КРКоАП).

Некоторые виды административных санкций  могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных. К ним, в частности, отнесены: лишение специального права, предоставленного гражданину или юридическому лицу, лишение или приостановление действия лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства), приостановление или запрещение деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица (пункт 2 статьи 46 КРКоАП).

За одно административное правонарушение может быть наложено одно основное либо основное и дополнительное (дополнительные) административные взыскания (пункт 6 статьи 60 КРКоАП).

В сфере земельных  отношений основным, наиболее широко применяемым видом административного  взыскания является штраф. Возможность  применения штрафа предусмотрена санкциями  практически всех статей об административной ответственности за земельные правонарушения. Хотя административный штраф выражается через определенные денежные суммы, им преследуются лишь предупредительные и карательные цели. Административный штраф не содержит в себе компенсационную нагрузку, поэтому он не может рассматриваться в качестве меры возмещения ущерба. Возможность его применения никак не увязана с фактом ущерба, а при его наличии размер штрафа не всегда определяется факторами ущерба (его масштабы, последствия, характер, способ и т.д.). В силу изложенного привлечение к штрафу не освобождает виновного от обязанности возмещения причиненного ущерба.

Институт административного  штрафа в последние годы подвергся  значительному усовершенствованию. Расширился перечень оснований и  случаев его применения. Учитывая непрерывность денежной инфляции и других факторов, вместо зафиксированных в твердых суммах размеров был установлен расчетный порядок определения размера штрафов. При этом законом определены максимально допустимые и минимальные размеры административных штрафов, устанавливаемые с учетом статуса субъектов правонарушений (нижние и верхние пределы). Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может быть менее одной пятой месячного расчетного показателя, штрафа, налагаемого на должностное лицо, индивидуального предпринимателя, а также юридическое лицо, являющееся субъектом малого или среднего предпринимательства, - менее пяти месячных расчетных показателей, а размер штрафа, налагаемого на юридическое лицо, являющееся субъектом крупного предпринимательства, - не менее двадцати месячных расчетных показателей.

Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо не может превышать семьдесят пять месячных расчетных показателей, на должностное лицо, индивидуального предпринимателя, а также юридическое лицо, являющееся субъектом малого или среднего предпринимательства сто пятьдесят месячных расчетных показателей, на юридическое лицо, являющееся субъектом крупного предпринимательства семьсот месячных расчетных показателей (статьи 48 и 563 КРКоАП).

Исчисление по принципу кратности по отношению к месячному расчетному показателю (минимальному размеру заработной платы), действующему на момент наложения административного взыскания, обеспечило гибкое реагирование размеров штрафов на инфляцию и значительное увеличение абсолютных размеров штрафов, что привело к определенному усилению эффективности данного наказания.

Административные штрафы применяются исключительно теми государственными органами и их должностными лицами, которые прямо указаны  в законе.

 

2.3 Уголовная ответственность за преступления в сфере земельных отношений

 

 

Уголовная ответственность  за земельные правонарушения наступает  в случаях совершения в сфере  земельных отношений общественно  опасных деяний, содержащих признаки преступлений, предусмотренных уголовным  законом. Преступлением в сфере  земельных отношений следует рассматривать виновное общественно опасное деяние (действие или без действие), посягающее на установленный земельным, природоресурсовым и экологическим законодательством земельный правопорядок в Республике Казахстан и причиняющее вред земельным ресурсам, окружающей среде или здоровью людей, а равно иное общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом.

Преступлением причиняется или  может быть причинен значительный вред установленному правопорядку в области  регулирования земельных отношений, правам и законным интересам субъектов земельных правоотношений.

Уголовно наказуемые деяния в сфере  земельных отношений нарушают одновременно нормы земельного и уголовного законодательства. Поэтому они содержат все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Республики Казахстан (далее – УК РК).

К земельным правоотношениям, преследуемым в уголовном порядке, применяются  все общие положения материального  и процессуального уголовного законодательства. Так, к уголовной ответственности привлекаются исключительно физические лица – граждане и должностные лица на основе обвинительного приговора суда.

Нормы уголовно-правовой ответственности  имеют повышенную карательную нагрузку, выполняют превентивную и охранительную  функции.

В результате принятия нового Уголовного кодекса уголовное законодательство страны претерпело принципиальные изменения. Обострение экологической ситуации, истощение и деградация природных  ресурсов, многократное увеличение антропогенной  нагрузки на землю, возрастающая роль земельных ресурсов в становлении рыночных отношений и другие факторы обусловили существенную корректировку в сторону усиления уголовно-правового реагирования на особо опасные земельные правонарушения.

Информация о работе Правонарушения в сфере земельных отношений