Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 20:45, контрольная работа
Оценка инвестиционной привлекательности может проводиться не только для различных стран. В крупных федеративных государствах, для которых характерна значительная региональная дифференциация социально-экономических условий, целесообразно оценивать инвестиционную привлекательность отдельных субъектов. Очевидно, что для России наиболее применимым является именно подход определения инвестиционной привлекательности отдельных регионов.
ВВЕДЕНИЕ
1. ИНВЕСТИЦИИ - УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
1.1 Понятие инвестиций
1.2 Инвестиционная привлекательность в системе структурных элементов инвестиционного процесса
1.3 Факторы, определяющие инвестиционную привлекательность регионов и региональные инвестиционные риски
1.4 Методика свода (интегрирования) количественных характеристик частных факториальных показателей
1.5 Методика учета региональных инвестиционных рисков при оценке эффективности инвестиционных проектов
2. ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
2.1 Отечественные инвестиции и инвестиционная привлекательность регионов
2.2 Инвестиционная привлекательность Удмуртии
2.3 Направления развития инвестиционного потенциала
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Способы повышения инвестиционной привлекательности Удмуртии и перспективные источники инвестиций.
Таблица 11 Источники инвестирования
Варианты ответа |
Количество от числа случаев (%) |
Бюджет республики |
13,8 |
Частный капитал |
35,1 |
Иностранные инвестиции |
19,5 |
Федеральный бюджет |
28,3 |
Затрудняюсь ответить |
3,2 |
Всего |
100,0 |
По результатам исследования, 19% от числа опрошенных считают, что инвестиции в регион может привлечь наличие реальных и интересных программ-предложений для инвесторов, поддержанных серьезным и постоянным информационным обеспечением. Также приоритетными названы меры по подъему производства (8,7%) и укрепления стабильность экономики (10,3%) в целом. Существенный акцент респонденты делают на развитие капитального строительства в регионе.
Фундаментом экономики России является экономика на уровне субъектов Федерации, рационально сочетающая территориальный и отраслевой аспекты. Одной из основных проблем ее развития является недостаток инвестиций в реальный сектор, 60% основных фондов которого физически и морально устарели. Отсутствие в ряде регионах организационно-экономических механизмов мобилизации собственных и привлечения внешних источников инвестиционных средств выдвигает на первый план задачу повышения инвестиционной привлекательности субъектов предпринимательской деятельности на региональном уровне и создания благоприятного инвестиционного климата в каждом регионе.
Анализ приведенных данных показывает, что в России сохраняется высокая концентрация привлеченного иностранного капитала по ряду регионов, причем не наблюдается изменения ситуации в лучшую сторону. Неравномерное размещение иностранных инвестиций по экономическим регионам традиционно является характерной чертой поступления иностранного капитала в страну. Распределение иностранных инвестиций по субъектам Федерации по-прежнему характеризуется сохранением позиций ЦАО, и прежде всего Москвы. Также наибольшие объемы иностранных инвестиций привлекаются в сырьевые регионы (Омская обл., Сахалинская обл., Тюменская обл. и др.), крупные промышленные центры (Самарская обл., Свердловская обл., Татарстан, Челябинская обл. и др.), регионы с развитой инфраструктурой и высоким потребительским потенциалом помимо Москвы (Санкт-Петербург, Московская обл. и др.).
В целом следует отметить, что объем иностранных инвестиций во многих регионах не соответствует их инвестиционному потенциалу, и при грамотно построенной инвестиционной политике в регионах можно ожидать поступление иностранного капитала, на порядок превышающее существующий приток иностранных средств.
Как правило, во многих регионах России существует ряд преград на пути привлечения инвестиций, что представлено на рисунке 6.
Следовательно, основная задача инвестиционной политики региона заключается в создании условий для эффективных вложений в его экономику на принципах: доброжелательности во взаимоотношениях с иностранными инвесторами, сбалансированности публичных и частных интересов, информационной открытости для всех инвесторов, ясности и простоты инвестиционного процесса, равноправия инвесторов, объективности и здравого экономического смысла в принимаемых решениях, неизменности принимаемых решений и своевременного и четкого выполнения своих обязательств, поддержки и стимулирования инвесторов.
Рис.1. Проблемы в привлечении инвестиций
Региональная инвестиционная политика определяется внешними (политическая ситуация в стране, общеэкономическая ситуация, состояние финансового рынка, надежность контрагентов) и внутренними (выбранная инвестиционная стратегия, обеспеченность инвестиционными ресурсами, квалификация кадров, существующая система управления) факторами, обуславливающими решение комплекса задач по стабилизации политической ситуации в регионе, снижению инфляции, повышению привлекательности корпоративных инвестиций. Причем в каждом конкретном регионе эта политика должна учитывать его конкурентоспособность, то есть роль в экономическом пространстве России, способность обеспечить достойный уровень жизни населения и реализовать имеющийся в регионе экономический потенциал.
В качестве методов, повышающих конкурентоспособность региона на финансовом рынке и, как следствие, инвестиционную привлекательность, можно рассматривать создание системы консолидации и локализации финансовых ресурсов, например на основе создания региональных инвестиционных структур на базе отдельных муниципальных образований.
Данные структуры могли бы сконцентрировать существующие активы и финансовый капитал, направить их на развитие территории в рамках комплексных инвестиционных проектов. В основе этого метода лежит идея о необходимости реформирования существующей системы хозяйственного управления. Создание региональных инвестиционных структур создаст условия, когда средства региона будут сохраняться в рамках региона и вкладываться в развитие данного территориального образования.
В целом же одной из ключевых задач политики региона по привлечению инвестиционных ресурсов является доведение совокупности хозяйствующих субъектов региона до “рыночного вида” посредством создания соответствующей инфраструктуры: трастовые компании, лизинговые механизмы, финансовые, страховые компании и т.п.
Как уже говорилось выше, обладая огромным экономический потенциалом, многие регионы сегодня не обеспечивают его эффективного использования. Соответственно, также среди основных задач по повышению инвестиционной привлекательности региона можно выделить задачу инвентаризации активов территориального образования (природный, финансовый, производственный, социальный и другие потенциалы) и текущий мониторинг ресурсов. Причем особое внимание следует уделить государственной и муниципальной собственности субъектов Федерации, а также приоритетам ее эффективного использования.
Инвестиционные процессы относятся к числу наименее изученных вопросов развития экономики России, в первую очередь, вследствие достаточно короткого периода времени, прошедшего с момента восстановления инвестиционной активности. Вместе с тем инвестиции по своей природе являются такой макроэкономической переменной, краткосрочная динамика которых подвержена сильным сезонным и календарным колебаниям и отражает движение лишь части инвестиций, связанных с приспособлением (adjustment) капитала фирм к колебаниям спроса. В то же время процессы изменения масштаба производства и достижения оптимального (с точки зрения фирм) объема основного капитала могут быть прослежены только на длинных временных интервалах.
В настоящее время экономика России находится на этапе перехода от экономического подъема, вызванного процессами импортозамещения и благоприятной внешней конъюнктуры, к периоду устойчивого экономического роста. Очевидно, что инвестиционные процессы являются одним из ключевых факторов, определяющих динамику капитала в экономике, темпы и характер экономического роста. Данные о темпах роста реальных инвестиций в основной капитал за последние годы свидетельствуют об активности экономических агентов в этой области. Вместе с тем на динамику инвестиций в экономике России, как и в других переходных и развивающихся экономиках, накладывается множество процессов, связанных с особенностями формирования рыночной экономики и поведением фирм. В связи с этим именно в настоящее время представляется чрезвычайно актуальным проанализировать факторы и характер инвестиционного поведения российских компаний, общие закономерности в динамике инвестиций на макроуровне. Отсутствие понимания характера инвестиционной деятельности, ее движущих сил препятствует как разработке адекватной структурной государственной политики, так и улучшению общего инвестиционного климата в стране, формированию долгосрочных инвестиционных планов самими компаниями.
Несмотря на усилившуюся мировую конкуренцию, у России есть хорошие шансы, чтобы привлекать ведущие ТНК и использовать свои преимущества перед конкурентами среди КРР. Она имеет:
- большое число высококвалифицированных специалистов и отличную систему образования;
- обилие полезных ископаемых;
- развитую физическую инфраструктуру;
- крупный потребительский рынок, быстро догоняющий рынки развитых стран;
- культурное родство с другими европейскими и североамериканскими странами;
- географическую близость как к западным, так и к восточным инвесторам;
- базу для дальнейшей экспансии на рынки стран СНГ.
Для превращения этих предпосылок в преимущества российским властям необходимо разработать разумную ПИИ-стратегию и немедленно внедрить ее, с тем чтобы остановить промышленный спад и “утечку мозгов”, сохранить занятость, расширить налогооблагаемую базу и обеспечить защиту окружающей среды. Подобная стратегия позволит увеличить объемы "продуктивного" инвестирования и сократить "спекулятивное". Производственная деятельность сменит явно выраженную торговую, финансовую и экспортно-импортную направленность, и Россия сможет вернуть себе статус одной из главных промышленных держав.
Активизация попыток, предпринимаемых основными конкурентами и направленных на развитие высокотехнологичных отраслей, требует ускорения разработки российской концепции. Частные инвесторы принимают решения об инвестировании, ориентируясь в основном на два параметра: доходность и риск. Потенциально в России огромные возможности для высокодоходных инвестиций. Не достает грамотно подготовленных инвестиционных проектов специалистов и организаций, способных их разрабатывать с учетом современных требований. Что же касается рисков, то они чрезвычайно высоки.
В настоящих условиях инвестору, российскому или зарубежному, принимающему решения о вложениях в России, приходится учитывать не только высокие налоги и произвол чиновников, но и повышенные расходы на безопасность, давать взятки, рисковать в случаях помещения денег в российские банки, сталкиваться с неспособностью покупателей рассчитываться живыми деньгами, бартером или взаимозачетами.
Чтобы изменить реальность, необходимо исправить внутриэкономический климат, в особенности нестабильность, вызванную частыми изменениями и бременем высоких налогов и таможенных пошлин. Ясная политика и четкие законы о труде, внешней торговле, собственности и защите окружающей среды, а также введение разумной и стимулирующей налоговой системы позволят иностранным инвесторам чувствовать себя в России более комфортно и уверенно.
Анализируя современный этап развития законодательства об инвестициях, представляется возможным сделать следующие выводы относительно перспектив и направлений его дальнейшего развития.
Следуя пути развития защиты прав инвесторов, необходимо завершить затянувшийся процесс присоединения России к Вашингтонской конвенции 1965 г. об учреждении Международного центра по урегулированию инвестиционных споров, ратифицировав подписанный еще в 1992 г. документ. Вступление в ГАТТ/ВТО является необходимым не только для усиления защиты иностранных инвесторов, но и отечественных инвесторов. Процесс сближения регулирования иностранных и национальных инвесторов делает необходимым дальнейшее развитие институтов, обеспечивающих защиту конкуренции и повышение роли и значения процедур антимонопольного регулирования. Последнее является необходимым как для обеспечения эффективного членства России в ВТО, так и для защиты интересов отечественных производителей.
Стимулирование развития отечественных производителей требует законодательной поддержки новых форм инвестирования, связанных с осуществлением так называемых секьюритизованных займов и выпуском обеспеченных залоговыми правами облигаций. Предпосылки развития таких процессов были заложены в рамках Закона N 185-ФЗ, содержащего положения, касающиеся порядка выпуска таких облигаций. В то же время нельзя не отметить, что, как показывает практика, совершенствования требует процедура реализации залоговых прав. В частности, механизм реализации залоговых прав, предусмотренный в рамках ГК РФ, представляется несколько архаичным и неприспособленным к практике современного делового оборота. Данное обстоятельство является фактором, сдерживающим развитие новых форм инвестирования.
Обобщая изложенное, можно сделать вывод о том, что дальнейшее развитие регулирования инвестиций в России будет неизбежно связано с усилением влияния роли и значения международных механизмов и адаптации к ним внутренних институтов, обеспечивающих защиту прав инвесторов. Появление и развитие новых форм инвестиций будет способствовать защите прав инвесторов через создание новых механизмов распределения и "распыления" инвестиционных рисков.
В настоящее время невозможно прогнозировать дальнейшую ситуацию с процессом инвестиций в российскую экономику. По всей вероятности отдаленные последствия ее паралича 1998 года будут сказываться еще несколько лет.
Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изм. и доп. от 2 января 2000 г., 22 августа 2006 г., 2 февраля 2008 г.)\
Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 21 марта, 25 июля 2004 г., 8 декабря 2005 г., 22 июля 2007 г.)
Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изм. и доп. от 2 января 2000 г., 22 августа 2006 г., 2 февраля 2008 г.)
Информация о работе Инвестиционная привлекательность отраслей и регионов