Анализ современного состояния государственного регулирования инновационной деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Очередной этап развития мировой экономики обусловлен радикальными переменами, связанными с масштабным применением инноваций в области производственных технологий. Мировое развитие перешло в постиндустриальную, информационную эпоху. Движущей силой при этом является инновационный характер, базирующийся на научных достижениях, быстром освоении новых технологий. В общей системе экономических отношений инновационной деятельности принадлежит ключевое место, поскольку ее конечными результатами (повышением эффективности производства, ростом объема выпуска наукоемкой продукции) определяется в современных условиях экономическая мощь страны.

Содержание

Введение …………………………………………………………..2-3
1. Теоретические и правовые аспекты государственного регулирования инновационной деятельности……………….4-8
1.1. Принципы и методы государственного регулирования инновационной деятельности…………………………………..9-11
1.2. Формы и направления государственного регулирования инновационной деятельности…………………………………..12-14
1.3. Основные понятия и факторы государственного регулирования инновационной деятельности……………….15-19

2. Анализ современного состояния государственного регулирования инновационной деятельности в РФ.
2.1. Особенности и современное положение инновационной сферы в России…………………………………………………...20-23
2.2 Проблемы и перспективы развития инновационной сферы в России………………………………………………………………24-31

Заключение………………………………………………………...32-33
Список литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по инновац. мен..doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

      Межгосударственное  правовое регулирование инноваций  в сфере предпринимательства  стало формироваться после того, как Российская Федерация в 1993-1995 гг. заключила международные двусторонние соглашения о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности с рядом стран СНГ, выступила инициатором создания Евразийской патентной системы и ратифицировала Евразийскую патентную конвенцию. К международным источникам правового регулирования инновационной деятельности, действие которых распространится на Российскую Федерации в связи с ее вступлением во Всемирную торговую организацию, относится Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Agreement on Trade-related Aspects of Intellectual Property Rights, ТРИПС), заключенное 15 апреля 1994 г. ТРИПС является первым многосторонним договором, регулирующим охрану и использование объектов интеллектуальной собственности с позиций интересов международной торговли. 

      Само  понятие «интеллектуальная собственность» вошло в международный оборот не благодаря ст. 1 ТРИПС, а ранее, в связи с созданием Всемирной  организации интеллектуальной собственности, и раскрыто в пункте VIII ст. 2 Конвенции от 14 июля 1967 г.

      В ст. 2 ТРИПС установлен общий принцип, согласно которому для стран-участниц продолжают действовать такие соглашения в области интеллектуальной собственности  как:

      - Парижские соглашения об охране  промышленной собственности в редакции от 14 июля 1967 г.;

      - Бернская конвенция 1886 г. об  охране литературных и художественных  произведений в редакции 1971 г.; :

      - Римская конвенция 1971 г. об  охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций  вещания;

      - Вашингтонский договор об интеллектуальной  собственности в отношении интегральных  микросхем 1989 г. Российская Федерация  является участником указанных  в статье 2 ТРИПС соглашения, договора, конвенций. В России были внесены  либо подготовлены предложения  по внесению изменений в законодательство, соответствующих ТРИПС, что уже нашло свое отражение в Гражданском кодексе от 18 декабря 2006 г. Таким образом, 2007-2008 гг. являются ключевыми для создания стройной системы гражданско-правового регулирования инновационной деятельности в сфере предпринимательства в России. 

      Общество  всегда нуждалось и нуждается  в регулировании экономических  и социальных процессов, а также  в воспроизводстве условий, обеспечивающих его материальную и духовную жизнь. Достигнув инновационной стадии своего развития, оно требует особого внимания к процессам регулирования инновационных экономических отношений. 
 
 
 
 
 
 
 

    1.1. Принципы  и методы  государственного регулирования           инновационной деятельности. 

      Цель  государственной инновационной политики – развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала. Формирование его структуры, Увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны, реализацию важнейших социальных задач, в обеспечение прогрессивных структурных преобразований в сфере материального производства, Повышение его эффективности и конкурентоспособности, Укрепление обороноспособности страны и безопасности личности, общества и государства. 

      Важнейшие принципы государственной инновационной политики:

  • опора на отечественный научный потенциал
  • свобода научного творчества, последовательная демократизация научной сферы, открытость и гласность при формировании и реализации научной политики
  • стимулирование развития фундаментальных научных исследований
  • сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ
  • создание условий для здоровой конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирование и поддержка инновационной деятельности
  • создание условий для организации научных исследований и разработок в целях обеспечения необходимой обороноспособности и национальной безопасности страны
  • интеграция науки и образования, развитие целостной системы подготовки квалифицированных научных кадров всех уровней
  • защита прав интеллектуальной собственности исследователей, организаций и государства
  • обеспечение беспрепятственного доступа к открытой информации и права свободного обмена ею
  • развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций различных форм собственности, поддержка малого инновационного предпринимательства
  • формирование экономических условий для широко использования достижений науки, содействие распространению ключевых для российской экономики научно-технических достижений
  • повышение престижности научного труда, создание достойных условий жизни и работы ученых и специалистов
  • пропаганда современных достижений науки, их значимости для будущего России.
 

      По  характеру государственного воздействия  на научную и инновационную деятельность различают методы прямого и косвенного регулирования (проводимые в рамках налоговой, кредитно-финансовой, амортизационной и внешнеэкономической политики).

      Прямое  регулирование включает в себя, прежде всего, бюджетное финансирование научной  сферы, а также охватывает содержательную сторону инновационной деятельности (выбор приоритетов, заключение правительственных контрактов, формирование государственного заказа, субсидирование и предоставление гарантий частным банкам).

      В качестве негативных сторон прямого  государственного регулирования можно  отметить:

  • неуверенность в отношении кратко- и среднесрочной ориентации государственной политики, ограниченной бюджетными трудностями, состоянием конъюнктуры и др.
  • субъективный подход к принятию решений со стороны чиновников, которые, как правило, не располагают достаточными знаниями о действительной потребности в средствах или не задействованы непосредственно в реализации своих решений
  • замедление исследовательского процесса в связи с бюрократическим характером оформления заявок
  • концентрацию выделяемых средств в крупнейшие монополии
  • неприемлемость для частного бизнеса вмешательства государства в принятие решений об инвестициях.

      Косвенные методы встроены в рыночный механизм, который сам по себе обладает уникальными  возможностями выявления и удовлетворения потребностей в исследованиях и разработках. Сущность косвенного регулирования заключается в создании общего благоприятного инновационного климата, поощрении организаций, ориентированных на инновационную деятельность, в мерах по формированию высокого социального статуса в общественном мнении и престижа образования и науки. При этом государство не контролирует конкретные научные проекты.

      Таким образом, ключевым элементом реформирования системы государственного управления инновационной сферой становится совершенствование механизмов финансирования, организации научных исследований и налоговой политики, а именно:

  • выделение средств из федерального бюджета на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ гражданского назначения в размере 3 % его расходной части с ежегодным увеличением этого размера по мере стабилизации экономики до уровня, характерного для высокоразвитых стран
  • обеспечение устойчивого государственного финансирования Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, государственных научных центров и организаций, работающих по приоритетным направлениям науки и техники, государственных университетов и других высших учебных заведений,  научных библиотек, музеев и информационных центров
  • обеспечение множественности источников финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет активной поддержки целевых государственных фондов
  • создание благоприятных условий для инвестирования в науку средств промышленными предприятиями, банками, международными организациями и частными лицами
  • развитие конкурсных начал в распределение средств на научные программы и проекты при открытости принимаемых решений и привлечении научного сообщества к контролю за использованием средств
  • поэтапное введение федеральной контрактной системы в сфере научно-технических и опытно-конструкторских разработок
  • введение налоговых и таможенных льгот для стимулирования и поддержки научной деятельности
  • создание условий и предоставление необходимых ресурсов для участия российских ученых в международных проектах
  • создание благоприятных условий для работы общественных научных объединений.
 
 
 
 
 

      1.2. Формы и направления государственного  регулирования инновационной деятельности. 

Одной из наиболее актуальных проблем российской экономики  сегодня является повышение конкурентоспособности  отечественных товаров, работ и  услуг. И в этом первоочередную роль играет активизация инновационной деятельности. В этих условиях государство должно принять меры, направленное на существенное оживление инновационной деятельности. 

Формы государственной  поддержки инновационной деятельности: 

- прямое финансирование;

- предоставление  индивидуальным изобретателям и  малым внедренческим предприятиям  беспроцентных банковских ссуд;

-  создание  венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми  льготами;

  -снижение  государственных патентных пошлин  для индивидуальных изобретателей;

- отсрочка уплаты  патентных пошлин по ресурсосберегающим  изобретениям;

- реализация  права на ускоренную амортизацию  оборудования;

- создание сети  технополисов, технопарков и т.п.

Центральное место  в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. 

        Высшая форма регулятивной деятельности - это выработка и проведение  инновационной политики, управление  инновационной деятельностью. Такая  политика разрабатывается на основе утверждения приоритетного значения инновационной деятельности для современного развития. 

К основным направлениям инновационной политики государства  можно отнести следующее: 

    -Создание  специальных структур, проводящих  политику в данной сфере. Это, например, Российское агентство по патентам и товарным знакам, Министерство науки и технологий РФ.

    -Создание  специальных фондов, образуемых  за счет налоговых отчислений  и бюджетных ассигнований. Можно  назвать Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд.

    -Разработка, реализация, финансирование целевых  инновационных программ. Например, Федеральная целевая научно-техническая  программа "Исследования и  разработки по приоритетным направлениям  развития науки и техники гражданского назначения.

   -Финансирование  на возвратной основе, инвестирование  бюджетных средств в инновационные  проекты, прошедшие конкурсный  отбор, через Федеральный фонд  производственных инноваций, Российский  фонд технологического развития.

   -Установление  правил учета, оценки инноваций.  Так, п. 55-57 Положения по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в РФ определены  правила учета и погашения  стоимости нематериальных активов  организации.

    -Определение  порядка ускоренной амортизации отдельных видов имущества. Ускоренная амортизация является способом быстрого накопления амортизационных начислений, повышения возможности списания устаревшего оборудования и замены его новым, что стимулирует вложение средств в инновации.

    -Проведение  налоговой политики, направленной  на создание благоприятных условий  для осуществления инновационной  деятельности. Данное направление  стимулирования инновационной деятельности  касается как определения налогооблагаемой  базы, так и предоставления льгот при уплате налогов. Так, в соответствии со ст. 262 НК РФ в расходы организаций, связанные с производством и реализацией, разрешено включать расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство. Указанные расходы признаются для целей налогообложения после завершения этих исследований или разработок и подписания сторонами акта сдачи-приемки. Они равномерно включаются в состав прочих расходов в течение трех лет при условии использования указанных исследований и разработок в производстве и (или) при реализации товаров (работ, услуг). Расходы на исследования, не давшие положительного результата, подлежат включению в состав расходов равномерно в течение трех лет в размере, не превышающем 70 процентов фактически осуществленных расходов.

Страхование финансовых рисков с постепенным расширением  перечня страховых рисков, с включением в него технических и других рисков, связанных с реализацией инновационных проектов.

    -Информационное  обеспечение инновационной деятельности.

    -Государственная  поддержка малого инновационного  предпринимательства, в частности  через Фонд содействия развитию  малых форм предприятий в научно-технической сфере. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Анализ современного состояния государственного регулирования инновационной деятельности в РФ