Межгосударственное
правовое регулирование инноваций
в сфере предпринимательства
стало формироваться после того,
как Российская Федерация в 1993-1995 гг.
заключила международные двусторонние
соглашения о сотрудничестве в области
охраны промышленной собственности с
рядом стран СНГ, выступила инициатором
создания Евразийской патентной системы
и ратифицировала Евразийскую патентную
конвенцию. К международным источникам
правового регулирования инновационной
деятельности, действие которых распространится
на Российскую Федерации в связи с ее вступлением
во Всемирную торговую организацию, относится
Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной
собственности (Agreement on Trade-related Aspects of Intellectual
Property Rights, ТРИПС), заключенное 15 апреля
1994 г. ТРИПС является первым многосторонним
договором, регулирующим охрану и использование
объектов интеллектуальной собственности
с позиций интересов международной торговли.
Само
понятие «интеллектуальная собственность»
вошло в международный оборот
не благодаря ст. 1 ТРИПС, а ранее,
в связи с созданием Всемирной
организации интеллектуальной собственности,
и раскрыто в пункте VIII ст. 2 Конвенции
от 14 июля 1967 г.
В
ст. 2 ТРИПС установлен общий принцип,
согласно которому для стран-участниц
продолжают действовать такие соглашения
в области интеллектуальной собственности
как:
-
Парижские соглашения об охране
промышленной собственности в редакции
от 14 июля 1967 г.;
-
Бернская конвенция 1886 г. об
охране литературных и художественных
произведений в редакции 1971 г.; :
-
Римская конвенция 1971 г. об
охране интересов артистов-исполнителей,
производителей фонограмм и организаций
вещания;
-
Вашингтонский договор об интеллектуальной
собственности в отношении интегральных
микросхем 1989 г. Российская Федерация
является участником указанных
в статье 2 ТРИПС соглашения, договора,
конвенций. В России были внесены
либо подготовлены предложения
по внесению изменений в законодательство,
соответствующих ТРИПС, что уже нашло
свое отражение в Гражданском кодексе
от 18 декабря 2006 г. Таким образом, 2007-2008
гг. являются ключевыми для создания стройной
системы гражданско-правового регулирования
инновационной деятельности в сфере предпринимательства
в России.
Общество
всегда нуждалось и нуждается
в регулировании экономических
и социальных процессов, а также
в воспроизводстве условий, обеспечивающих
его материальную и духовную жизнь.
Достигнув инновационной стадии своего
развития, оно требует особого внимания
к процессам регулирования инновационных
экономических отношений.
1.1. Принципы
и методы государственного регулирования
инновационной деятельности.
Цель
государственной инновационной политики
– развитие, рациональное размещение
и эффективное использование научно-технического
потенциала. Формирование его структуры,
Увеличение вклада науки и техники в развитие
экономики страны, реализацию важнейших
социальных задач, в обеспечение прогрессивных
структурных преобразований в сфере материального
производства, Повышение его эффективности
и конкурентоспособности, Укрепление
обороноспособности страны и безопасности
личности, общества и государства.
Важнейшие
принципы государственной инновационной
политики:
- опора на
отечественный научный потенциал
- свобода научного
творчества, последовательная демократизация
научной сферы, открытость и гласность
при формировании и реализации научной
политики
- стимулирование
развития фундаментальных научных исследований
- сохранение
и развитие ведущих отечественных научных
школ
- создание
условий для здоровой конкуренции и предпринимательства
в сфере науки и техники, стимулирование
и поддержка инновационной деятельности
- создание
условий для организации научных исследований
и разработок в целях обеспечения необходимой
обороноспособности и национальной безопасности
страны
- интеграция
науки и образования, развитие целостной
системы подготовки квалифицированных
научных кадров всех уровней
- защита прав
интеллектуальной собственности исследователей,
организаций и государства
- обеспечение
беспрепятственного доступа к открытой
информации и права свободного обмена
ею
- развитие
научно-исследовательских и опытно-конструкторских
организаций различных форм собственности,
поддержка малого инновационного предпринимательства
- формирование
экономических условий для широко использования
достижений науки, содействие распространению
ключевых для российской экономики научно-технических
достижений
- повышение
престижности научного труда, создание
достойных условий жизни и работы ученых
и специалистов
- пропаганда
современных достижений науки, их значимости
для будущего России.
По
характеру государственного воздействия
на научную и инновационную деятельность
различают методы прямого и косвенного
регулирования (проводимые в рамках налоговой,
кредитно-финансовой, амортизационной
и внешнеэкономической политики).
Прямое
регулирование включает в себя, прежде
всего, бюджетное финансирование научной
сферы, а также охватывает содержательную
сторону инновационной деятельности
(выбор приоритетов, заключение правительственных
контрактов, формирование государственного
заказа, субсидирование и предоставление
гарантий частным банкам).
В
качестве негативных сторон прямого
государственного регулирования можно
отметить:
- неуверенность
в отношении кратко- и среднесрочной ориентации
государственной политики, ограниченной
бюджетными трудностями, состоянием конъюнктуры
и др.
- субъективный
подход к принятию решений со стороны
чиновников, которые, как правило, не располагают
достаточными знаниями о действительной
потребности в средствах или не задействованы
непосредственно в реализации своих решений
- замедление
исследовательского процесса в связи
с бюрократическим характером оформления
заявок
- концентрацию
выделяемых средств в крупнейшие монополии
- неприемлемость
для частного бизнеса вмешательства государства
в принятие решений об инвестициях.
Косвенные
методы встроены в рыночный механизм,
который сам по себе обладает уникальными
возможностями выявления и удовлетворения
потребностей в исследованиях и разработках.
Сущность косвенного регулирования заключается
в создании общего благоприятного инновационного
климата, поощрении организаций, ориентированных
на инновационную деятельность, в мерах
по формированию высокого социального
статуса в общественном мнении и престижа
образования и науки. При этом государство
не контролирует конкретные научные проекты.
Таким
образом, ключевым элементом реформирования
системы государственного управления
инновационной сферой становится совершенствование
механизмов финансирования, организации
научных исследований и налоговой политики,
а именно:
- выделение
средств из федерального бюджета на финансирование
научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ гражданского назначения в размере
3 % его расходной части с ежегодным увеличением
этого размера по мере стабилизации экономики
до уровня, характерного для высокоразвитых
стран
- обеспечение
устойчивого государственного финансирования
Российской академии наук, Российской
академии медицинских наук, Российской
академии сельскохозяйственных наук,
Российской академии образования, Российской
академии архитектуры и строительных
наук, Российской академии художеств,
государственных научных центров и организаций,
работающих по приоритетным направлениям
науки и техники, государственных университетов
и других высших учебных заведений,
научных библиотек, музеев и информационных
центров
- обеспечение
множественности источников финансирования
научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ за счет активной поддержки целевых
государственных фондов
- создание
благоприятных условий для инвестирования
в науку средств промышленными предприятиями,
банками, международными организациями
и частными лицами
- развитие
конкурсных начал в распределение средств
на научные программы и проекты при открытости
принимаемых решений и привлечении научного
сообщества к контролю за использованием
средств
- поэтапное
введение федеральной контрактной системы
в сфере научно-технических и опытно-конструкторских
разработок
- введение
налоговых и таможенных льгот для стимулирования
и поддержки научной деятельности
- создание
условий и предоставление необходимых
ресурсов для участия российских ученых
в международных проектах
- создание
благоприятных условий для работы общественных
научных объединений.
1.2. Формы и направления государственного
регулирования инновационной деятельности.
Одной из наиболее
актуальных проблем российской экономики
сегодня является повышение конкурентоспособности
отечественных товаров, работ и
услуг. И в этом первоочередную роль
играет активизация инновационной деятельности.
В этих условиях государство должно принять
меры, направленное на существенное оживление
инновационной деятельности.
Формы государственной
поддержки инновационной деятельности:
- прямое финансирование;
- предоставление
индивидуальным изобретателям и
малым внедренческим предприятиям
беспроцентных банковских ссуд;
- создание
венчурных инновационных фондов,
пользующихся значительными налоговыми
льготами;
-снижение
государственных патентных пошлин
для индивидуальных изобретателей;
- отсрочка уплаты
патентных пошлин по ресурсосберегающим
изобретениям;
- реализация
права на ускоренную амортизацию
оборудования;
- создание сети
технополисов, технопарков и т.п.
Центральное место
в системе прямого государственного
регулирования занимает финансирование
НИОКР и инновационных проектов из бюджетных
средств.
Высшая форма регулятивной деятельности
- это выработка и проведение
инновационной политики, управление
инновационной деятельностью. Такая
политика разрабатывается на основе утверждения
приоритетного значения инновационной
деятельности для современного развития.
К основным направлениям
инновационной политики государства
можно отнести следующее:
-Создание
специальных структур, проводящих
политику в данной сфере. Это, например,
Российское агентство по патентам и товарным
знакам, Министерство науки и технологий
РФ.
-Создание
специальных фондов, образуемых
за счет налоговых отчислений
и бюджетных ассигнований. Можно
назвать Российский фонд фундаментальных
исследований, Российский гуманитарный
научный фонд.
-Разработка,
реализация, финансирование целевых
инновационных программ. Например,
Федеральная целевая научно-техническая
программа "Исследования и
разработки по приоритетным направлениям
развития науки и техники гражданского
назначения.
-Финансирование
на возвратной основе, инвестирование
бюджетных средств в инновационные
проекты, прошедшие конкурсный
отбор, через Федеральный фонд
производственных инноваций, Российский
фонд технологического развития.
-Установление
правил учета, оценки инноваций.
Так, п. 55-57 Положения по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в РФ определены
правила учета и погашения
стоимости нематериальных активов
организации.
-Определение
порядка ускоренной амортизации отдельных
видов имущества. Ускоренная амортизация
является способом быстрого накопления
амортизационных начислений, повышения
возможности списания устаревшего оборудования
и замены его новым, что стимулирует вложение
средств в инновации.
-Проведение
налоговой политики, направленной
на создание благоприятных условий
для осуществления инновационной
деятельности. Данное направление
стимулирования инновационной деятельности
касается как определения налогооблагаемой
базы, так и предоставления льгот
при уплате налогов. Так, в соответствии
со ст. 262 НК РФ в расходы организаций, связанные
с производством и реализацией, разрешено
включать расходы на научные исследования
и опытно-конструкторские разработки,
относящиеся к созданию новой или усовершенствованию
производимой продукции (товаров, работ,
услуг), в частности расходы на изобретательство.
Указанные расходы признаются для целей
налогообложения после завершения этих
исследований или разработок и подписания
сторонами акта сдачи-приемки. Они равномерно
включаются в состав прочих расходов в
течение трех лет при условии использования
указанных исследований и разработок
в производстве и (или) при реализации
товаров (работ, услуг). Расходы на исследования,
не давшие положительного результата,
подлежат включению в состав расходов
равномерно в течение трех лет в размере,
не превышающем 70 процентов фактически
осуществленных расходов.
Страхование финансовых
рисков с постепенным расширением
перечня страховых рисков, с включением
в него технических и других рисков,
связанных с реализацией инновационных
проектов.
-Информационное
обеспечение инновационной деятельности.
-Государственная
поддержка малого инновационного
предпринимательства, в частности
через Фонд содействия развитию
малых форм предприятий в научно-технической
сфере.