Процесс санации неэффективных
организаций должен сопровождаться
созданием условий для возникновения
новых исследовательских центров
на базе наиболее эффективных (выявленных
в процессе аудита) научных групп.
С этой целью будет разработана программа
выделения на конкурсной основе специальных
грантов на институциональное развитие,
которые помимо исследовательской компоненты
должны предусматривать стартовые средства
на юридическое оформление и материально-техническое
обеспечение новых организаций.
В перспективе (на втором этапе
реализации стратегии) будут внедрены,
прежде всего, в сфере фундаментальных
исследований) механизмы управления
научными исследованиями, предоставляющие
большую административную и финансовую
автономию научным структурным
подразделениям и коллективам, функционирующим
в рамках крупных исследовательских
структур. Стратегическая цель состоит
в том, чтобы ключевой фигурой
в науке стал не администратор, а
руководитель научного проекта или
подразделения, обладающий более широкими
полномочиями и, большей ответственностью,
за выбор направлений развития, поиск
источников финансирования и расходования
средств.
Важным приоритетом в
направлении совершенствования
структуры сети организаций, осуществляющих
прикладные исследования, будет продолжение
начатой работы по созданию «центров
компетенции» - национальных исследовательских
центров (НИЦ) в сферах сохраняющихся
научно-технических заделов мирового
уровня (авиастроение, композиционные
материалы и т.д.) по модели создания НИЦ
«Курчатовский институт» и обеспечение
в их рамках полного инновационного цикла
от исследований до коммерциализации.
При этом будет обеспечена
поддержка развития инфраструктуры
исследовательских организаций, в
т.ч. через реализацию конкурсных программ
финансирования приобретения ими современного
научного оборудования, доступ к которому
будет обеспечен для заинтересованных
организаций в рамках организации
центров коллективного пользования.
Важнейшим направлением на
первом этапе реализации Стратегии
будет продолжение программы
создания сети исследовательских университетов,
которые должны стать ядром нового
интегрированного научно-образовательного
комплекса, обеспечивающего как
подготовку кадров, так в выполнение
значительной доли фундаментальных
и прикладных исследований. Завершение
формирования основного ядра этого
комплекса предполагается к 2015-2016 году.
Одной из задач структурных
преобразований в секторе исследований
и разработок является повышение
уровня коммуникаций и сотрудничества
различных организаций. Развитие сетевых
взаимоотношений между институтами
и отдельными научными коллективами
будет способствовать интенсификации
информационного обмена, повышению
результативности исследований, повышению
мобильности научных кадров. Крайне
важным является выстраивание таких
сетевых взаимоотношений и сотрудничества
между организациями фундаментальной
и прикладной науки, между вузами
и научными институтами и лабораториями,
между исследовательскими структурами
и предприятиями. Важнейшим инструментом
стимулирования такого взаимодействия
является расширение имеющегося опыта
проведения специальных конкурсов
на проведения комплексных исследований
и реализацию внедренческих проектов,
предусматривающих совместные заявки
от организаций разного профиля.
Кроме того, в целях повышения
прозрачности деятельности исследовательских
организаций и стимулирования научной
кооперации будет введен стандарт корпоративной
отчетности для научных организаций
и вузов по аналогии с отчетностью
открытых акционерных обществ.
Также будет расширяться
имеющаяся практика поддержки фундаментальных
и прикладных исследований в высших
учебных заведениях и интеграция
научной и образовательной деятельности.
В этих целях будет обеспеченно
опережающее финансирование исследовательской
и инновационной инфраструктуры
исследовательских и федеральных
университетов, МГУ и СПбГУ, иных
ведущих российских вузов, а также
обеспечено создании базовых кафедрах
ВУЗов при учреждениях РАН
и национальных исследовательских
центрах и государственных научных
центрах, при обеспечении поддержки
участия студентов базовых кафедр в исследовательском
процессе.
Важнейшей задачей, которую
предстоит решить в ходе реструктуризации
сектора является радикальное улучшение
обеспеченности исследователей современными
приборами и научными установками,
в том числе уникальными. Низкая
вооруженность исследовательской
деятельности не менее, а во многих
отраслях науки, возможно, более важная
причина низкой результативности, чем
даже качество кадров. Общий объем
активной части основных фондов (машин
и оборудования) в секторе исследований
и разработок с 2002 года (когда этот
показатель достиг минимума) до 2008 года
вырос примерно на 14.5% (т.е. рост составил
2,3% в год), что несоразмерно задачам
обновления материально-технической
базы науки, учитывая, что значительная
ее часть морально и физически
устарела. В 2000-х годах доля капитальных
затрат на покупку оборудования не
превышала 2,5%-3%. В период реализации
стратегии (до 2020 года) предполагается
увеличить оснащенность труда в
науке примерно в 2-2,5 раза.
Целевые индикаторы
реализации поставленных задач
Наименование
индикатора |
2010 |
2016 |
2020 |
Удельный вес России в
общемировом числе публикаций, %
к общему числу публикаций в журналах,
индексируемых в Web of Science |
2,48 (2008) |
4 |
5 |
Удельная оснащенность (стоимость
оборудования) одного исследователя, тыс.
руб. |
860 |
1500 |
3000 |
Кадры для эффективной
науки
Одна из ключевых стратегических
задач, которые необходимо решить в
период реализации Стратегии состоит
в восстановлении нормального процесса
воспроизводства кадрового потенциала
науки, который в значительной степени
оказался разрушенным в последние
десятилетия. Этот процесс включает
механизмы выявления талантливой
молодежи на всех этапах образования,
начиная с максимально ранних,
сквозную систему подготовки и повышения
квалификации студентов, аспирантов и
молодых исследователей, эффективные
механизмы передачи научных знаний
и опыта и, в конечном счете, должен
обеспечивать преемственность в
развитии научных школ, плавную смену
поколений исследователей без потери
накопленного потенциала.
Решение этой задачи
предполагает реализацию мер,
направленных на:
- создание благоприятных
условий и стимулов для прихода
в науку талантливой молодежи,
склонной к исследовательской
работе;
- закрепление способных
молодых исследователей в науке,
в том числе, создание условий, снижающих
стимулы к выезду таких исследователе
на постоянное место жительства за рубеж
без введения каких-либо административных
барьеров для мобильности научных кадров;
- поддержка как сохранившихся,
так возникающих новых научных
школ, объединяющих исследователей
разных поколений;
- дальнейшую интеграцию академической
и вузовской науки, создание в области
фундаментальных и поисковых прикладных
исследований единого университетско-академического
комплекса, характеризующегося высокой
внутренней мобильностью между научными
образовательными организациями, более
широкой практикой совмещения преподавательской
и исследовательской деятельности.
- отработка и внедрение
новых моделей аспирантского
обучения с ориентаций на наилучшие
мировые практики, в том числе,
включение в программу аспирантского
обучения компонента, предусматривающего
аудиторные занятия по специальности;
- привлечение к подготовке
аспирантов в научно-исследовательских
университетах ведущих российских
и зарубежных ученых, включая
привлечение их к управлению
такими программами, а также
привлечение ведущих зарубежных
университетов в качестве партнеров
в реализации таких программ.
Комплекс мер по повышению
качества кадрового потенциала науки
будет базироваться на систематизации
и переосмыслении богатого российского
и советского опыта и опыта
ведущих мировых научных держав.
На стадии высшего специального
образования повышение качества
подготовки исследователей должно происходить
за счет расширения числа научно-учебных
лабораторий и научно-образовательных
центров, специальных вузовских
программ по привлечению студентов
и аспирантов к практической научной
и инновационной деятельности.
Модернизация кадровой политики
российского сектора исследований
и разработок включает также расширение
действующих и создание новых
механизмов привлечения и закрепления
в науке и инновационных видах
деятельности молодых специалистов,
такие как планирование карьеры,
введение системы индивидуальных грантов
для молодых ученых, их поощрений,
предоставление грантов, займов и венчурное
финансирование на реализацию собственных
разработок. При этом будет обеспечена
поддержка создания новых лабораторий,
возглавляемых молодыми учеными, получившими
поддержки в ведущих лабораториях.
Предполагается сохранить и расширить
практику долгосрочных (от 6 месяцев
до двух лет) стажировок молодых исследователей
в ведущих российских и зарубежных
университетах и научных центров,
прежде всего за счет развития практики
академического и межуниверситетского
обмена. Важным элементом системы повышения
качества научных кадров и освоения современных
исследовательских технологий станет
программа приглашения ведущих зарубежных
ученых, в том числе, российского происхождения
для создания в российских институтах
и вузах новых актуальных направлений
исследований, лабораторий и , в перспективе,
новых научных школ.
Следует понимать, что увеличение
притока талантливой молодежи в
инновационную сферу и, в частности,
в фундаментальную и прикладную
науку не может быть реализовано
только за счет прироста численности
занятых в этой сфере. Процесс
омоложения научных кадров будет
идти параллельно с неизбежным сокращением
неэффективно работающих научных работников
и подразделений. С целью повышения
ответственности работников за результаты
работы и сокращения доли не ведущих
активной научной деятельности сотрудников
на первом этапе реализации Стратегии
должны быть пересмотрены нормативные
регламенты и практика проведения регулярных
аттестаций, с привлечением внешней
экспертизы, в результате чего будут
расширены возможности для увольнения
или перевода на другие виды деятельности
научных и вспомогательных сотрудников
по результатам аттестации в целях
замещения рабочих мест более
эффективными научными сотрудниками.
В последние годы предпринятые
государством меры по повышению уровня
оплаты труда в государственном
секторе науки, в том числе
в области фундаментальных исследований
впервые за постсоветский период
позволили сектору заметно опередить
большинство других секторов экономики
по уровню оплаты труда. В 2008 году среднемесячная
заработная плата в сфере исследований
и разработок составила 19,3 тыс. руб.
или 112% от средней по всей экономике и
120% от обрабатывающей промышленности.
Вместе с тем, учитывая, что основная часть
российской науки сконцентрирована в
столицах и крупных городах, где средняя
заработная плата выше средней по стране,
а также структуру персонала, в которой
около половины составляют исследовательские
кадры, обладающие более высокой квалификацией
и образованием, такой разрыв недостаточен
для повышения престижа научного труда.
Достижение адекватного уровня оплаты
труда в науке должно быть одновременно
и фактором и результатом роста ее эффективности.
В стратегии ставится задача довести средний
уровень оплаты персонала в секторе исследований
и разработок до 120% от средней по экономике
к 2016 году и 125 к 2020 году. На первом этапе
основными источниками повышения оплаты
должны стать дополнительные средства
от реструктуризации сети организаций
и подразделений, на втором – рост негосударственного
финансирования исследований и разработок.
Принципиальным условием для того, чтобы
рост оплаты труда способствовал эффективности
является увязка заработной платы с реальными
результатами, не только и не столько финансовыми,
деятельности исследователя или исследовательского
коллектива (подразделения). Это предполагает
разработку и внедрение в практику организаций
государственного сектора науки более
гибких систем оплаты, учитывающих отдачу
конкретного сотрудника.
Одновременно будут совершенствоваться
процедуры проведения конкурсов
на занятие должностей в научных и образовательных
организациях с целью повышения их прозрачности,
в том числе, за счет создания общефедерального
портала имеющихся в вузах и научных институтах
вакансий. При этом будет обеспечено содействие
повышению качества менеджмента в научных
организациях для реализации инновационных
проектов и обеспечения эффективного
взаимодействия с бизнесом
Наряду со стимулированием
притока молодежи не менее важной
задачей является сохранение преемственности
в науке, сохранения традиций и научных
школ. Для усиления позиций в науке
ведущих ученых, доказавших свою способность
проводить глобальные конкурентоспособные
исследования, будет осуществляться
через создание позиции «Федеральных
научных сотрудников» / «Федеральных
профессоров», в рамках которой отвечающие
формальным требованиям с точки
зрения международной публикационной
активности (или, в случаях когда
это неуместно в силу особенностей
данной научной дисциплины, по результатам
международной экспертной оценки) будут
автоматически получать индивидуальные
профессорские ставки, оплачиваемые
на мировом или близком к мировому
уровню, сроком на 7 лет. Данные ставки
будут отрыты как для российских,
так и для зарубежных исследователей,
работающих на постоянной основе в
российских научных или образовательных
организациях. Присуждение данных ставок
будет осуществляться специально созданным
независимым фондом под управлением
наблюдательного совета в составе
ведущих российских и зарубежных
ученых, финансирование ставок будет
осуществляться напрямую фондом. Аналогичная
система будет создана для
поддержки наиболее перспективных
начинающих ученых. К 2015 году будет
присуждено не менее 10 000 таких ставок
всех уровней.
Эффективность исследовательских
и научно-образовательных организаций
в значительной мере зависит от качества
управленческих кадров и технологий
менеджмента в этой сфере. На обеспечение
динамичного развития науки будет
направлено формирование практики ротации
управленческих кадров в исследовательских
и образовательных организациях,
а также обеспечение своевременной
подготовки нового поколения руководителей.
Будет введен возрастной ценз (70 лет)
на занятие руководящих постов в
сфере науки и образования, включая
должности президентов и вице-президентов
академий, директоров институтов, ректоров
государственных вузов, директоров
государственных научно-исследовательских
и проектных организаций, деканов,
заведующих лабораториями и кафедрами
в государственных вузах. При
этом в целях стимулирования своевременного
обновления кадров будет решен вопрос
о повышении уровня пенсионного
обеспечения ведущих ученых.