Анализ состояния и тенденции развития инновационной деятельности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 12:15, доклад

Краткое описание

В целях реализации комплексного подхода к использованию инструментов поддержки инновационной деятельности, расширению практики частно-государственного партнерства будет обеспечено содействие разработке региональных программ и стратегий инновационного развития с привлечением заинтересованных научных и образовательных организаций, предприятий, институтов развития.
Реализация региональной инновационной стратегии будет направлена на координацию усилий по созданию инновационной инфраструктуры, развитие инновационного предпринимательства, улучшение взаимодействия региональных администраций с существующими компонентами инновационной инфраструктуры: научно-исследовательскими и образовательными центрами, инновационной инфраструктурой, инфраструктурой финансирования инноваций, инновационными компаниями.

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ состояния и тенденции развития инновационной деятельности в Российской Федерации.docx

— 330.19 Кб (Скачать файл)

Процесс санации неэффективных  организаций должен сопровождаться созданием условий для возникновения  новых исследовательских центров  на базе наиболее эффективных (выявленных в процессе аудита) научных групп. С этой целью  будет разработана программа  выделения на конкурсной основе специальных грантов на институциональное развитие, которые помимо исследовательской компоненты должны предусматривать стартовые средства на юридическое оформление и материально-техническое обеспечение новых организаций.

В перспективе (на втором этапе  реализации стратегии) будут внедрены, прежде всего, в сфере фундаментальных  исследований) механизмы управления научными исследованиями, предоставляющие  большую административную и финансовую автономию научным структурным  подразделениям и коллективам, функционирующим  в рамках крупных исследовательских  структур. Стратегическая цель состоит  в том, чтобы ключевой фигурой  в науке стал не администратор, а  руководитель научного проекта или  подразделения, обладающий более широкими полномочиями и, большей ответственностью, за выбор направлений развития, поиск  источников финансирования и расходования средств.  

Важным приоритетом в  направлении совершенствования  структуры сети организаций, осуществляющих прикладные исследования, будет продолжение  начатой работы по созданию «центров компетенции» - национальных исследовательских  центров (НИЦ) в сферах сохраняющихся  научно-технических заделов мирового уровня (авиастроение, композиционные материалы и т.д.) по модели создания НИЦ «Курчатовский институт» и обеспечение в их рамках полного инновационного цикла от исследований до коммерциализации.

При этом будет обеспечена поддержка развития инфраструктуры исследовательских организаций, в  т.ч. через реализацию конкурсных программ финансирования приобретения ими современного научного оборудования, доступ к которому будет обеспечен для заинтересованных организаций в рамках организации  центров коллективного пользования.

Важнейшим направлением на первом этапе реализации Стратегии  будет продолжение программы  создания сети исследовательских университетов, которые должны стать ядром нового интегрированного научно-образовательного комплекса, обеспечивающего как  подготовку кадров, так в выполнение значительной доли фундаментальных  и прикладных исследований. Завершение формирования основного ядра этого  комплекса предполагается к 2015-2016 году.

Одной из задач структурных  преобразований в секторе исследований и разработок является повышение  уровня коммуникаций и сотрудничества различных организаций. Развитие сетевых  взаимоотношений между институтами  и отдельными научными коллективами будет способствовать интенсификации информационного обмена, повышению  результативности исследований, повышению  мобильности научных кадров. Крайне важным является выстраивание таких  сетевых взаимоотношений и сотрудничества между организациями фундаментальной  и прикладной науки, между вузами и научными институтами и лабораториями, между исследовательскими структурами  и предприятиями. Важнейшим инструментом стимулирования такого взаимодействия является расширение имеющегося опыта  проведения специальных конкурсов  на проведения комплексных исследований и реализацию внедренческих проектов, предусматривающих совместные заявки от организаций разного профиля. Кроме того, в целях повышения  прозрачности деятельности исследовательских  организаций и стимулирования научной  кооперации будет введен стандарт корпоративной  отчетности для научных организаций  и вузов по аналогии с отчетностью  открытых акционерных обществ.

Также будет расширяться  имеющаяся практика поддержки фундаментальных  и прикладных исследований в высших учебных заведениях и интеграция научной и образовательной деятельности. В этих целях будет обеспеченно  опережающее финансирование исследовательской  и инновационной инфраструктуры исследовательских и федеральных  университетов, МГУ и СПбГУ, иных ведущих российских вузов, а также  обеспечено создании базовых кафедрах ВУЗов при учреждениях РАН  и национальных исследовательских  центрах и государственных научных  центрах, при обеспечении поддержки  участия студентов базовых кафедр в исследовательском процессе.

Важнейшей задачей, которую  предстоит решить в ходе реструктуризации сектора является радикальное улучшение  обеспеченности исследователей современными приборами и научными установками, в том числе уникальными. Низкая вооруженность исследовательской  деятельности не менее, а во многих отраслях науки, возможно, более важная причина низкой результативности, чем  даже качество кадров. Общий объем  активной части основных фондов (машин  и оборудования) в секторе исследований и разработок с 2002 года (когда этот показатель достиг минимума) до 2008 года вырос примерно на 14.5% (т.е. рост составил 2,3% в год), что несоразмерно задачам  обновления материально-технической  базы науки, учитывая, что значительная ее часть морально и физически  устарела. В 2000-х годах доля капитальных  затрат на покупку оборудования не превышала 2,5%-3%. В период реализации стратегии (до 2020 года) предполагается увеличить оснащенность труда в  науке примерно в 2-2,5 раза. 

 

Целевые индикаторы реализации поставленных задач 

 

Наименование  индикатора

2010

2016

2020

Удельный вес России в  общемировом числе публикаций, % к общему числу публикаций в журналах, индексируемых в Web of Science

2,48 (2008)

4

5

Удельная оснащенность (стоимость  оборудования) одного исследователя, тыс. руб.

860

1500

3000


Кадры для эффективной  науки

Одна из ключевых стратегических задач, которые необходимо решить в  период реализации Стратегии состоит  в восстановлении нормального процесса воспроизводства кадрового потенциала науки, который в значительной степени  оказался разрушенным в последние  десятилетия. Этот процесс включает механизмы выявления талантливой  молодежи на всех этапах образования, начиная с максимально ранних, сквозную систему подготовки и повышения  квалификации студентов, аспирантов и  молодых исследователей, эффективные  механизмы передачи научных знаний и опыта и, в конечном счете, должен обеспечивать преемственность в  развитии научных школ, плавную смену  поколений исследователей без потери накопленного потенциала. 

 Решение этой задачи  предполагает реализацию мер,  направленных на:

- создание благоприятных  условий и стимулов для прихода  в науку талантливой молодежи, склонной к исследовательской  работе;

- закрепление способных  молодых исследователей в науке,  в том числе, создание условий, снижающих стимулы к выезду таких исследователе на постоянное место жительства за рубеж без введения каких-либо административных барьеров для  мобильности научных кадров;

- поддержка как сохранившихся,  так возникающих новых научных  школ, объединяющих исследователей  разных поколений;

-   дальнейшую интеграцию академической и вузовской науки, создание в области фундаментальных и поисковых прикладных исследований единого университетско-академического комплекса, характеризующегося высокой внутренней мобильностью между научными  образовательными организациями, более широкой практикой совмещения преподавательской и исследовательской деятельности.

- отработка и внедрение  новых моделей аспирантского  обучения с ориентаций на наилучшие  мировые практики, в том числе,  включение в программу аспирантского  обучения компонента, предусматривающего  аудиторные занятия по специальности;

- привлечение к подготовке  аспирантов в научно-исследовательских  университетах ведущих российских  и зарубежных ученых, включая  привлечение их к управлению  такими программами, а также  привлечение ведущих зарубежных  университетов в качестве партнеров  в реализации таких программ.

Комплекс мер по повышению  качества кадрового потенциала науки  будет базироваться на систематизации и переосмыслении богатого российского  и советского опыта и опыта  ведущих мировых научных держав.

На стадии высшего специального образования повышение качества подготовки исследователей должно происходить  за счет расширения числа научно-учебных  лабораторий и научно-образовательных  центров, специальных вузовских  программ по привлечению студентов  и аспирантов к практической научной  и инновационной деятельности.

Модернизация кадровой политики российского сектора исследований и разработок включает также расширение действующих и создание новых  механизмов привлечения и закрепления  в науке и инновационных видах  деятельности молодых специалистов, такие как планирование карьеры, введение системы индивидуальных грантов  для молодых ученых, их поощрений, предоставление грантов, займов и венчурное  финансирование на реализацию собственных  разработок. При этом будет обеспечена поддержка создания новых лабораторий, возглавляемых молодыми учеными, получившими  поддержки в ведущих лабораториях. Предполагается сохранить и расширить  практику долгосрочных (от 6 месяцев  до двух лет) стажировок молодых исследователей в ведущих российских и зарубежных университетах и научных центров, прежде всего за счет развития практики академического и межуниверситетского обмена. Важным элементом системы повышения качества научных кадров и освоения современных исследовательских технологий станет программа приглашения ведущих зарубежных ученых, в том числе, российского происхождения для создания в российских институтах и вузах новых актуальных направлений исследований, лабораторий и , в перспективе, новых научных школ.

Следует понимать, что увеличение притока талантливой молодежи в  инновационную сферу и, в частности, в фундаментальную и прикладную науку не может быть реализовано  только за счет прироста численности  занятых в этой сфере. Процесс  омоложения научных кадров будет  идти параллельно с неизбежным сокращением  неэффективно работающих научных работников и подразделений. С целью повышения  ответственности работников за результаты работы и сокращения доли не ведущих  активной научной деятельности сотрудников  на первом этапе реализации Стратегии  должны быть пересмотрены нормативные  регламенты и практика проведения регулярных аттестаций, с привлечением внешней  экспертизы, в результате чего будут  расширены возможности для увольнения или перевода на другие виды деятельности научных и вспомогательных сотрудников  по результатам аттестации в целях  замещения рабочих мест более  эффективными научными сотрудниками.

В последние годы предпринятые государством меры по повышению уровня оплаты труда в государственном  секторе науки, в том числе  в области фундаментальных исследований впервые за постсоветский период позволили сектору заметно опередить  большинство других секторов экономики  по уровню оплаты труда. В 2008 году среднемесячная заработная плата в сфере исследований и разработок составила  19,3 тыс. руб. или 112% от средней по всей экономике и 120% от обрабатывающей промышленности. Вместе с тем, учитывая, что основная часть российской науки сконцентрирована в столицах и крупных городах, где средняя заработная плата  выше средней по стране, а также структуру персонала, в которой около половины составляют исследовательские кадры, обладающие более высокой квалификацией и образованием, такой разрыв недостаточен для повышения престижа научного труда. Достижение адекватного уровня оплаты труда в науке должно быть одновременно и фактором и результатом роста ее эффективности. В стратегии ставится задача довести средний уровень оплаты персонала в секторе исследований и разработок до 120% от средней по экономике к 2016 году и 125 к 2020 году. На первом этапе основными источниками повышения оплаты должны стать дополнительные средства от реструктуризации сети организаций и подразделений, на втором – рост негосударственного финансирования исследований и разработок. Принципиальным условием для того, чтобы рост оплаты труда способствовал эффективности является увязка заработной платы с реальными результатами, не только и не столько финансовыми, деятельности исследователя или исследовательского коллектива (подразделения).  Это предполагает разработку и внедрение в практику организаций государственного сектора науки более гибких систем оплаты, учитывающих отдачу конкретного сотрудника.

Одновременно будут совершенствоваться процедуры проведения конкурсов  на занятие должностей  в научных и образовательных организациях с целью повышения их прозрачности, в том числе, за счет создания общефедерального портала имеющихся в вузах и научных институтах вакансий. При этом будет обеспечено содействие повышению качества менеджмента в научных организациях для реализации инновационных проектов и обеспечения эффективного взаимодействия с бизнесом

Наряду со стимулированием  притока молодежи не менее важной задачей является сохранение преемственности  в науке, сохранения традиций и научных  школ. Для усиления позиций в науке  ведущих ученых, доказавших свою способность  проводить глобальные конкурентоспособные  исследования, будет осуществляться через создание позиции «Федеральных научных сотрудников» / «Федеральных профессоров», в рамках которой отвечающие формальным требованиям с точки  зрения международной публикационной активности (или, в случаях когда  это неуместно в силу особенностей данной научной дисциплины, по результатам  международной экспертной оценки) будут  автоматически получать индивидуальные профессорские ставки, оплачиваемые на мировом или близком к мировому уровню, сроком на 7 лет. Данные ставки будут отрыты как для российских, так и для зарубежных исследователей, работающих на постоянной основе в  российских научных или образовательных  организациях. Присуждение данных ставок будет осуществляться специально созданным  независимым фондом под управлением  наблюдательного совета в составе  ведущих российских и зарубежных ученых, финансирование ставок будет  осуществляться напрямую фондом. Аналогичная  система будет создана для  поддержки наиболее перспективных  начинающих ученых. К 2015 году будет  присуждено не менее 10 000 таких ставок всех уровней.

Эффективность исследовательских  и научно-образовательных организаций  в значительной мере зависит от качества управленческих кадров и технологий менеджмента в этой сфере. На обеспечение  динамичного развития науки будет  направлено формирование практики ротации  управленческих кадров в исследовательских  и образовательных организациях, а также обеспечение своевременной  подготовки нового поколения руководителей. Будет введен возрастной ценз (70 лет) на занятие руководящих постов в  сфере науки и образования, включая  должности президентов и вице-президентов  академий, директоров институтов, ректоров государственных вузов, директоров государственных научно-исследовательских  и проектных организаций, деканов, заведующих лабораториями и кафедрами  в государственных вузах. При  этом в целях стимулирования своевременного обновления кадров будет решен вопрос о повышении уровня пенсионного  обеспечения ведущих ученых.

Информация о работе Анализ состояния и тенденции развития инновационной деятельности в Российской Федерации