Анализ состояния и тенденции развития инновационной деятельности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 12:15, доклад

Краткое описание

В целях реализации комплексного подхода к использованию инструментов поддержки инновационной деятельности, расширению практики частно-государственного партнерства будет обеспечено содействие разработке региональных программ и стратегий инновационного развития с привлечением заинтересованных научных и образовательных организаций, предприятий, институтов развития.
Реализация региональной инновационной стратегии будет направлена на координацию усилий по созданию инновационной инфраструктуры, развитие инновационного предпринимательства, улучшение взаимодействия региональных администраций с существующими компонентами инновационной инфраструктуры: научно-исследовательскими и образовательными центрами, инновационной инфраструктурой, инфраструктурой финансирования инноваций, инновационными компаниями.

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ состояния и тенденции развития инновационной деятельности в Российской Федерации.docx

— 330.19 Кб (Скачать файл)

Для передовых, наиболее инновационно-активных регионов с развитой инновационной  инфраструктурой, предприятиям высокотехнологичного бизнеса, научным и образовательным  секторами будут выделены, сформированы и реализованы проекты инновационных центров, объединяющих имеющиеся в субъектах Российской Федерации объекты федеральной и региональной образовательной, научной и инновационной инфраструктуры. Концентрация усилий и координация вложений в отдельные компоненты подобных проектов инновационных центров позволят учитывать успехи регионов в повышении инновационной активности при реализации федеральных мер поддержки образования, науки и инноваций. Наряду с реализацией крупных федеральных проектов, включая Сколково, это позволит сформировать в России сеть мощных центров интенсивного инновационного роста.

Дополнительным элементом  координации региональной деятельности в области поддержки и стимулирования инновационной активности должны стать  стратегии социально-экономического развития федеральных округов. В  них будет осуществляться горизонтальная и вертикальная увязка по срокам и  финансам инициатив имеющих межрегиональное  значение, но, в то же время, не попадающих в федеральные стратегии.

Помимо финансовой и организационной  поддержки регионов как на начальном  этапе создания инфраструктуры, так  и на этапе формирования центров  инновационного роста предполагается учитывать показатели инновационной  активности региона в числе показателей  для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации.

Также будет обеспечена реализация комплекса мер финансовой, образовательной  и информационно-консультационной поддержки субъектов Российской Федерации по стимулированию инновационного развития экономики, предполагающей:

оказание дополнительной финансовой помощи субъектам Российской Федерации, активно содействующим  развитию инновационного сектора экономики, включая выделение на конкурсной основе субсидий субъектам Российской Федерации на цели развития инновационных  территориальных кластеров, участие  в формировании региональных венчурных  фондов, создание бизнес-инкубаторов, центров коммерциализации технологий, инжиниринговых центров, технологических  музеев и др.;

переориентацию использования  средств Инвестиционного фонда  Российской Федерации на цели поддержки  региональных инфраструктурных проектов, способствующих развитию инновационного сектора экономики в регионах – инновационных лидерах;

обеспечение приоритетности финансирования объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры и объектов жилищного строительства  в целях развития инновационного сектора в регионах – инновационных  лидерах, при формировании и корректировке  федеральных целевых программ и  непрограммной части ФАИП;

создание условий для  обеспечения эффективной координации  на региональном уровне проектов, реализуемых  в рамках федеральным программ развития отраслей (секторов) экономики и  социальной сферы, программ развития учреждений системы профессионального образования, включая национальные исследовательские  университеты, региональных программ поддержки исследований РФФИ, программ содействия коммерциализации технологий Фонда содействий малым формам технологического предпринимательства в научно-технической  сфере и ОАО «Российская венчурная  компания», мер по поддержке малого и среднего предпринимательства, поддержки  высокотехнологического экспорта и  активизации внешнеэкономической  деятельности, подготовки и повышения  квалификации кадров в области технологического менеджмента;

создание условий для  эффективного заимствования и адаптации  лучших международных практик поддержки  инновационной активности территорий, в том числе за счет содействия в привлечении дополнительного  финансирования от международных финансовых организаций, таких как Европейский  Банк реконструкции и развития, Международная  финансовая корпорация группы Всемирного банка, международные инвестиционные институты, созданные странами-членами  СНГ;

обеспечение формирования эффективной  системы выявления и распространения  лучшей практики деятельности субъектов  Российской Федерации в разработке и реализации мер инновационной  политики, содействие их нормативно-правовому  оформлению.

Развитие инновационных  кластеров 

 

Концепцией долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, предусматривается  создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных  кластеров в европейской и  азиатской части России (далее - кластеры).

К настоящему времени использование  кластерного подхода уже заняло одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований. Ряд  проектов развития территориальных  кластеров реализуется в инициативном порядке, в том числе с использованием инструментов программы поддержки  малого и среднего предпринимательства.

Реализация кластерной политики способствует росту конкурентоспобности  бизнеса за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически  близким расположением, включая  расширение доступа к инновациям, технологиям, «ноу-хау», специализированным услугам и высококвалифицированным  кадрам, а также снижением трансакционных издержек, обеспечивающим формирование предпосылок для реализации совместных кооперационных проектов и продуктивной конкуренции.

Формирование и развитие кластеров является эффективным  механизмом привлечения прямых иностранных  инвестиций и активизации внешнеэкономической  интеграции. Включение отечественных  кластеров в глобальные цепочки  создания добавленной стоимости  позволяет существенно поднять  уровень национальной технологической  базы, повысить скорость и качество экономического роста за счет повышения  международной конкурентоспособности  предприятий, входящих в состав кластера, путем:

- приобретения и внедрения  критических технологий, новейшего  оборудования;

- получения предприятиями  кластера доступа к современным  методам управления и специальным  знаниям;

- получения предприятиями  кластера эффективных возможностей  выхода на высококонкурентные  международные рынки.

Основными направлениями  содействия развитию кластеров, реализуемыми органами государственной власти и  местного самоуправления, станут следующие.

Первое, содействие институциональному развитию кластеров, предполагающее, в  том числе, инициирование и поддержку  создания специализированной организации  развития кластера (центров кластерного  развития), а также деятельности по стратегическому планированию развития кластера, установлению эффективного информационного взаимодействия между  участниками кластера и стимулирование укрепления сотрудничества между ними.

Второе, развитие механизмов поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности  предприятий и содействие эффективности  их взаимодействия, включая:

стимулирование инноваций  и развитие механизмов коммерциализации технологий, поддержка сотрудничества между исследовательскими коллективами и предприятиями;

повышение качества управления на предприятиях кластера,  повышение конкурентоспособности и качества продукции у предприятий-поставщиков и развитие механизмов субконтрактации;

содействие маркетингу продукции (товаров, услуг), выпускаемой предприятиями - участниками кластера и привлечению  прямых инвестиций.

Третье, обеспечение формирования благоприятных условий развития кластеров, включающих повышение эффективности  системы профессионального  образования, содействие развитию сотрудничества между предприятиями и образовательными организациями,  осуществление целевых инвестиций в развитие объектов инновационной инфраструктуры,  предоставление налоговых льгот, в соответствии с действующим законодательством, снижение административных барьеров.

Реализация существующих благоприятных предпосылок развития территориальных инновационных  кластеров, в т.ч. на базе технико-внедренческих  ОЭЗ, наукоградов, ЗАТО, территорий базирования  технопарков, позволяет обеспечить активизацию использования существующего  научно-технического потенциала.

В целях активизации инновационного развития регионов будет обеспечено выделение на конкурсной основе субсидий субъектам Российской Федерации  на цели развития инновационных территориальных  кластеров. 

 

X. Реализация стратегии.  

 

В целях эффективной реализации Стратегии будет реорганизована система стратегического управления в сфере инновационного развития.

Будет выстроена четкая иерархия документов стратегического планирования, определяющих государственную политику в сфере науки и инноваций. Главными документами будут являться Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (КДР) и разработанная  на ее основе Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до  2020 года (данный документ, Стратегия). Эти документы будут уточняться в том числе с учетом результатов регулярно обновляемого научно-технологического прогноза. В рамках этих документов также будут определяться ориентиры финансового обеспечения сферы науки и инноваций.

Документами «второго уровня», разрабатываемыми в соответствии с  КДР и Стратегией с учетом результатов  научно-технологического прогноза станут государственные программы. Для  реализации Стратегии будут сформированы государственные программы по развитию образования, сферы исследований и  разработок, поддержки инновационной  активности в экономике, развития информационного  общества, а также государственные  программы или подпрограммы госпрограмм, направленные на развитие высокотехнологичных  секторов экономики. В рамках государственных  программ будут детализованы механизмы  реализации Стратегии, конкретные меры, источники и объемы финансирования. При этом через инструмент государственных  программ общая инновационная политика будет связана с решением задач  инновационного развития в секторах экономики и социальной сферы  – здравоохранении, культуре, энергетике и т.д.

Документами «третьего уровня», разрабатываемыми в соответствии с  документами вышестоящих порядков будут региональные стратегии инновационного развития. Это будет подразумевать  привнесение в относительно централизованный процесс принятия решений, использующийся в России, четкого понимания нужд и потребностей на местном уровне, полученного в результате применения подхода «снизу-вверх». Усиление обратной связи в системе государственного управления в сфере инновационного развития поможет органам власти федерального уровня лучше ориентировать  меры по поддержке инноваций на региональные потребности. Параллельно  с документами стратегического планирования будет выстроена система формирования и уточнения, а также реализации технологических приоритетов, в рамках которой будут определяться конкретные приоритетные направления развития науки и техники, критические технологии, финансируемые государством в первоочередном порядке.

При реализации мероприятий  Стратегии разрабатываемые государственные  программы, планы мер в соответствующих  сферах будут ориентироваться на ключевые результаты и сроки их достижения, приведенные в приложении 1 «Основные  шаги по реализации стратегии». 

 

 

  

 

 

  

 

 

 

Целевые индикаторы реализации Стратегии 

 

№ п/п

Наименование  индикатора

2010

2016

2020

1.     

Охват образованием населения  в возрасте 5-14 лет, %

94 (2008)

98

100

2.     

Среднемесячная начисленная  заработная плата работников образования  в % к зарплате в экономике в  целом

65,5 (2008)

80

100

3.     

Доля населения, участвующего в непрерывном образовании  (за последние 12 месяцев), в % от числа опрошенных в возрасте 25-64 лет

24,8 (2008)

40

55

4.     

Численность персонала, занятого исследованиями и разработки, в расчете  на 10000 занятых в экономике, чел.

111 (2008)

   

5.     

Внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования

(2008)

   

 Средства государства

64,7

50

35

 Средства предпринимательского  сектора

28,7

   

 Средства высших учебных  заведений

0,5

   

 Средства частных НКО

0,2

   

 Средства иностранных  источников

5,9

   

6.     

Удельный вес секторов в общей численности персонала, занятого исследованиями и разработками

(2008)

   

 Государственный сектор

34,3

   

 Предпринимательский  сектор

59,3

   

 Сектор высшего образования

6,3

   

 Сектор НКО

0,2

   

7.     

Число созданных передовых  производственных технологий

854 (2008)

   

8.     

Средний возраст исследователей

49 (2008)

45

40

9.     

Доля исследователей в  возрасте 30-39 лет, % от общего числа исследователей

14,2 (2008)

18

25

10.     

Удельный вес России в  общемировом числе публикаций, % к общему числу публикаций в журналах, индексируемых в Web of Science

2,48 (2008)

4

5

11.     

Коэффициент изобретательской активности (число отечественных  патентных заявок на изобретения, поданных в России, в расчете на 10000 населения)

1,95 (2008)

3

4

12.     

Объем отгруженных товаров, работ, услуг, связанных с нанотехнологиями, млрд. руб.

119

350

600

13.     

Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций:

     

Всего, из них:

8,0 (2008)

   

Добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

9,6 (2008)

   

Связь, деятельность, связанная  с использованием вычислительной техники  и информационных технологий

10,9 (2008)

   

14.     

Удельный вес инновационных  товаров, работ, услуг в общем  объеме экспорта товаров, работ, услуг, %

7,0 (2008)

   

15.     

Место Российской Федерации  в рейтинге стран мира в области  развития информационного общества (в соответствии с международными рейтингами)

   

18

16.     

Интенсивность затрат на технологические  инновации (удельный вес затрат на технологические  инновации в общем объеме отгруженных  товаров, выполненных работ, услуг)

1,39 (2008)

2,0

2,5

17.     

Вновь внедренные или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям инновационные товары, работы, услуги, новые для рынка (в % от общего объема отгруженных товаров, выполненных  работ, услуг)

0,4 (2008)

5,0

8,0

18.     

Организации, использующие широкополосный доступ к Интернету, в % от общего числа организаций

48

85

95

19.     

Организации, имеющие веб-сайт, в % от общего числа организаций

29

75

80

20.     

Домашние хозяйства, имеющие  доступ к Интернету с персонального  компьютера, в % от общего числа домохозяйств

26

75

90

21.     

Население, использующее Интернет для взаимодействия с органами власти, в % от численности опрошенных в возрасте 16-74 лет)

10

50

60

Информация о работе Анализ состояния и тенденции развития инновационной деятельности в Российской Федерации