Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 12:15, доклад
В целях реализации комплексного подхода к использованию инструментов поддержки инновационной деятельности, расширению практики частно-государственного партнерства будет обеспечено содействие разработке региональных программ и стратегий инновационного развития с привлечением заинтересованных научных и образовательных организаций, предприятий, институтов развития.
Реализация региональной инновационной стратегии будет направлена на координацию усилий по созданию инновационной инфраструктуры, развитие инновационного предпринимательства, улучшение взаимодействия региональных администраций с существующими компонентами инновационной инфраструктуры: научно-исследовательскими и образовательными центрами, инновационной инфраструктурой, инфраструктурой финансирования инноваций, инновационными компаниями.
Для передовых, наиболее инновационно-активных регионов с развитой инновационной инфраструктурой, предприятиям высокотехнологичного бизнеса, научным и образовательным секторами будут выделены, сформированы и реализованы проекты инновационных центров, объединяющих имеющиеся в субъектах Российской Федерации объекты федеральной и региональной образовательной, научной и инновационной инфраструктуры. Концентрация усилий и координация вложений в отдельные компоненты подобных проектов инновационных центров позволят учитывать успехи регионов в повышении инновационной активности при реализации федеральных мер поддержки образования, науки и инноваций. Наряду с реализацией крупных федеральных проектов, включая Сколково, это позволит сформировать в России сеть мощных центров интенсивного инновационного роста.
Дополнительным элементом
координации региональной деятельности
в области поддержки и
Помимо финансовой и организационной поддержки регионов как на начальном этапе создания инфраструктуры, так и на этапе формирования центров инновационного роста предполагается учитывать показатели инновационной активности региона в числе показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Также будет обеспечена реализация
комплекса мер финансовой, образовательной
и информационно-
оказание дополнительной финансовой помощи субъектам Российской Федерации, активно содействующим развитию инновационного сектора экономики, включая выделение на конкурсной основе субсидий субъектам Российской Федерации на цели развития инновационных территориальных кластеров, участие в формировании региональных венчурных фондов, создание бизнес-инкубаторов, центров коммерциализации технологий, инжиниринговых центров, технологических музеев и др.;
переориентацию использования средств Инвестиционного фонда Российской Федерации на цели поддержки региональных инфраструктурных проектов, способствующих развитию инновационного сектора экономики в регионах – инновационных лидерах;
обеспечение приоритетности финансирования объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры и объектов жилищного строительства в целях развития инновационного сектора в регионах – инновационных лидерах, при формировании и корректировке федеральных целевых программ и непрограммной части ФАИП;
создание условий для
обеспечения эффективной
создание условий для
эффективного заимствования и адаптации
лучших международных практик
обеспечение формирования эффективной
системы выявления и
Развитие инновационных кластеров
Концепцией долгосрочного
социально-экономического развития Российской
Федерации до 2020 года, предусматривается
создание сети территориально-
К настоящему времени использование
кластерного подхода уже заняло
одно из ключевых мест в стратегиях
социально-экономического развития ряда
субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований. Ряд
проектов развития территориальных
кластеров реализуется в
Реализация кластерной политики
способствует росту конкурентоспобности
бизнеса за счет реализации потенциала
эффективного взаимодействия участников
кластера, связанного с их географически
близким расположением, включая
расширение доступа к инновациям,
технологиям, «ноу-хау», специализированным
услугам и
Формирование и развитие
кластеров является эффективным
механизмом привлечения прямых иностранных
инвестиций и активизации
- приобретения и внедрения критических технологий, новейшего оборудования;
- получения предприятиями
кластера доступа к
- получения предприятиями
кластера эффективных
Основными направлениями содействия развитию кластеров, реализуемыми органами государственной власти и местного самоуправления, станут следующие.
Первое, содействие институциональному развитию кластеров, предполагающее, в том числе, инициирование и поддержку создания специализированной организации развития кластера (центров кластерного развития), а также деятельности по стратегическому планированию развития кластера, установлению эффективного информационного взаимодействия между участниками кластера и стимулирование укрепления сотрудничества между ними.
Второе, развитие механизмов
поддержки проектов, направленных на
повышение
стимулирование инноваций и развитие механизмов коммерциализации технологий, поддержка сотрудничества между исследовательскими коллективами и предприятиями;
повышение качества управления на предприятиях кластера, повышение конкурентоспособности и качества продукции у предприятий-поставщиков и развитие механизмов субконтрактации;
содействие маркетингу продукции (товаров, услуг), выпускаемой предприятиями - участниками кластера и привлечению прямых инвестиций.
Третье, обеспечение формирования благоприятных условий развития кластеров, включающих повышение эффективности системы профессионального образования, содействие развитию сотрудничества между предприятиями и образовательными организациями, осуществление целевых инвестиций в развитие объектов инновационной инфраструктуры, предоставление налоговых льгот, в соответствии с действующим законодательством, снижение административных барьеров.
Реализация существующих
благоприятных предпосылок
В целях активизации
X. Реализация стратегии.
В целях эффективной реализации
Стратегии будет
Будет выстроена четкая иерархия
документов стратегического планирования,
определяющих государственную политику
в сфере науки и инноваций.
Главными документами будут являться
Концепция долгосрочного
Документами «второго уровня», разрабатываемыми в соответствии с КДР и Стратегией с учетом результатов научно-технологического прогноза станут государственные программы. Для реализации Стратегии будут сформированы государственные программы по развитию образования, сферы исследований и разработок, поддержки инновационной активности в экономике, развития информационного общества, а также государственные программы или подпрограммы госпрограмм, направленные на развитие высокотехнологичных секторов экономики. В рамках государственных программ будут детализованы механизмы реализации Стратегии, конкретные меры, источники и объемы финансирования. При этом через инструмент государственных программ общая инновационная политика будет связана с решением задач инновационного развития в секторах экономики и социальной сферы – здравоохранении, культуре, энергетике и т.д.
Документами «третьего уровня»,
разрабатываемыми в соответствии с
документами вышестоящих
При реализации мероприятий
Стратегии разрабатываемые
Целевые индикаторы реализации Стратегии
№ п/п |
Наименование индикатора |
2010 |
2016 |
2020 |
1. |
Охват образованием населения в возрасте 5-14 лет, % |
94 (2008) |
98 |
100 |
2. |
Среднемесячная начисленная заработная плата работников образования в % к зарплате в экономике в целом |
65,5 (2008) |
80 |
100 |
3. |
Доля населения, участвующего в непрерывном образовании (за последние 12 месяцев), в % от числа опрошенных в возрасте 25-64 лет |
24,8 (2008) |
40 |
55 |
4. |
Численность персонала, занятого исследованиями и разработки, в расчете на 10000 занятых в экономике, чел. |
111 (2008) |
||
5. |
Внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования |
(2008) |
||
Средства государства |
64,7 |
50 |
35 | |
Средства |
28,7 |
|||
Средства высших учебных заведений |
0,5 |
|||
Средства частных НКО |
0,2 |
|||
Средства иностранных источников |
5,9 |
|||
6. |
Удельный вес секторов в общей численности персонала, занятого исследованиями и разработками |
(2008) |
||
Государственный сектор |
34,3 |
|||
Предпринимательский сектор |
59,3 |
|||
Сектор высшего образования |
6,3 |
|||
Сектор НКО |
0,2 |
|||
7. |
Число созданных передовых производственных технологий |
854 (2008) |
||
8. |
Средний возраст исследователей |
49 (2008) |
45 |
40 |
9. |
Доля исследователей в возрасте 30-39 лет, % от общего числа исследователей |
14,2 (2008) |
18 |
25 |
10. |
Удельный вес России в общемировом числе публикаций, % к общему числу публикаций в журналах, индексируемых в Web of Science |
2,48 (2008) |
4 |
5 |
11. |
Коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России, в расчете на 10000 населения) |
1,95 (2008) |
3 |
4 |
12. |
Объем отгруженных товаров, работ, услуг, связанных с нанотехнологиями, млрд. руб. |
119 |
350 |
600 |
13. |
Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций: |
|||
Всего, из них: |
8,0 (2008) |
|||
Добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
9,6 (2008) |
|||
Связь, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий |
10,9 (2008) |
|||
14. |
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг, % |
7,0 (2008) |
||
15. |
Место Российской Федерации в рейтинге стран мира в области развития информационного общества (в соответствии с международными рейтингами) |
18 | ||
16. |
Интенсивность затрат на технологические инновации (удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг) |
1,39 (2008) |
2,0 |
2,5 |
17. |
Вновь внедренные или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям инновационные товары, работы, услуги, новые для рынка (в % от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг) |
0,4 (2008) |
5,0 |
8,0 |
18. |
Организации, использующие широкополосный доступ к Интернету, в % от общего числа организаций |
48 |
85 |
95 |
19. |
Организации, имеющие веб-сайт, в % от общего числа организаций |
29 |
75 |
80 |
20. |
Домашние хозяйства, имеющие доступ к Интернету с персонального компьютера, в % от общего числа домохозяйств |
26 |
75 |
90 |
21. |
Население, использующее Интернет для взаимодействия с органами власти, в % от численности опрошенных в возрасте 16-74 лет) |
10 |
50 |
60 |