Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:40, лекция
Инновационная деятельность является приоритетной во многих странах мира, в частности в США, Японии, странах ЕС, России. Основой ее регулирования служат многие проекты законов, подзаконные акты, указы президента и множество других нормативные документах интегрированных в единую систему, которая является акселератором развития инноваций и технологий.
Поэтому на столько важно иметь правовую структуру, которая бы регулировала инновационную деятельность на всей территории страны.
В соответствии с законом 1986 г. образован Консорциум федеральных научных лабораторий для оказания помощи компаниям, особенно малым фирмам, в установлении контактов с компетентными федеральными научными подразделениями. В структуре консорциума создан один центральный и шесть региональных офисов, которые координируют работу своих представителей в 700 федеральных научных лабораториях.
В этом ряду следует также упомянуть закон 1988 г. о торговле и сотрудничестве (Omnibus Trade and Competitiveness Act), регламентировавший порядок осуществления программ передачи технологий под эгидой министерства торговли США. С данной целью создан, в частности, Национальный институт стандартов и технологий.
В начале 90-х годов сформирована Национальная сеть передачи технологий, состоящая из головного национального и шести региональных центров, расположенных в разных частях страны. Общее руководство работой осуществляет Национальное агентство по исследованию космического пространства (NASA), призванное обеспечить повышение экономической отдачи от проводимых широкомасштабных космических проектов. Созданная сеть имеет общефедеральное значение и оказывает необходимую помощь в передаче технологий всем другим заинтересованным ведомствам.
Благодаря этим законодательным актам за 1980-е -2000- е гг. в США была сформирована юридическая сторона передачи технологий от исследовательских компаний частному бизнесу.
В 2010 году администрация продолжала работу на законотворческом уровне по обеспечению дальнейшего развития инновационной деятельности в США. Так, Президент США 4 января 2011 года подписал Публичный закон № 111-558 «О создании в Америке возможностей для значительного содействия в вопросах технологий, образования и науки ( America Creating Opportunities to Meaningfully Promote Excellence in Technology, Education and Science), глава 4 которого посвящена вопросам инноваций.
Органами государственного регулирования инновационной деятельности в США являются:
1. Американский научный фонд (курирует фундаментальные исследования);
2. Американский научный совет (курирует промышленность и университеты);
3. НАСА (Национальное космическое агентство);
4. Национальное бюро стандартов;
5. Национальный институт здравоохранения;
6. Министерство обороны;
7. Национальный центр промышленных исследований;
8. Национальная академия наук;
9. Национальная техническая академия;
10.Американская ассоциация
Последние четыре структуры имеют смешанное финансирование, остальные — из федерального бюджета. Источники финансирования: около 50\% — частные фирмы и организации; 46\% — федеральное правительство (на основе конкурсов); остальное — университеты, колледжи, неправительственные организации.
Органы государственного регулирования
инновационной деятельности в Российской Федерации
В России стожилась четырехуровневая
система управления инновационным процессом:
1) высший государственный, федеральный;
2) средний государственный, отраслевой;
3) государственный региональный;
4) нижний государственный, институциональный.
Общие вопросы инновационной политики
находят отражение в указах Президента
РФ. В подготовке этих документов принимает
участие Отдел науки и образования Администрации
Президента. При Президенте РФ создан
Совет по научно-технической политике
- консультативный орган.
Органы законодательной власти РФ - Государственная
дума и Совет Федерации - имеют право инициирования
законов в сфере научно-технической и
инновационной деятельности. В обеих палатах
функционируют соответствующие комитеты
- Комитет Госдумы по образованию и науке
и Комитет Совета Федерации по образованию,
науке и культуре.
Основным органом, координирующим деятельность
министерств и ведомств в научно-технической
и инновационной областях, является Правительственная
комиссия по научно-технической политике,
которую возглавляет непосредственно
Председатель Правительства.
Министерство образования и науки РФ является
центральным органом исполнительной власти,
обеспечивающим формирование и практическую
реализацию государственной научно-
Министерство экономического
Минфин РФ осуществляет бюджетное
обеспечение инновационной поли
Среди субъектов инновационной инфраструктуры, чья деятельность оказывает значимое влияние на модернизацию российской экономики, можно выделить наукограды, научные и технологические парки (технопарки), венчурные организации, бизнес-инкубаторы, технико-внедренческие особые экономические зоны.
Наукоград представляет собой наиболее сложную форму организации инновационной деятельности. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 7 апреля 1999 г. №70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» наукоград определяется как муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно производственным комплексом. Научно-производственный комплекс, в свою очередь, представляет собой совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации.
Наукоград имеет двойственную правовую природу: с одной стороны, является муниципальным образованием – городским округом и на него распространяется Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а с другой – является субъектом инновационной инфраструктуры, оформленным в виде градообразующего научно-производственного комплекса. В связи с этим справедлива критика действующего законодательства об отсутствии специфики и особенностей осуществления местного самоуправления в наукоградах.
Так, ст. 81 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что особенности осуществления местного самоуправления в наукоградах устанавливаются федеральным законом. Однако ни законом «О статусе наукограда Российской Федерации», ни каким-либо иным федеральным законом наукограды не наделены дополнительными полномочиями и возможностями в области местного самоуправления.
Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Правительством Российской Федерации с установлением срока этого статуса. Так, например, Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 624 муниципальному образованию «Городской округ Протвино (Московская область)» был присвоен статус наукограда сроком на пять лет. Полагаем, что данная законодательная норма не совсем удачна. Инновационная деятельность связана с большим риском и не приносит быструю прибыль, поэтому не каждый инвестор согласится вкладывать капитал в наукоград, который может через несколько лет утратить свой статус.
Таким образом, специальное законодательство о наукоградах содержит целый ряд неэффективных и устаревших норм, которые сдерживают инновационную деятельность и, как следствие, нуждаются в корректировке. Целесообразно дополнить федеральный закон наукограде положениями, содержащими особенности осуществления местного самоуправления, порядок финансирования и стимулирования инновационной деятельности на территории наукограда.
Научные и технологические парки (технопарки) представляют собой наиболее совершенную форму организации инновационной деятельности. В экономической литературе можно встретить разные определения понятия «технопарк». По своей организационно-экономической сущности технопарк является научно-промышленным и инфраструктурным комплексом с особой системой экономических отношений, наиболее благоприятных для инновационного предпринимательства.
Такая организационная форма
В ряде субъектов РФ были приняты законы о технопарках. Так, в соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области от 2 июля 2008 г. №55-ОЗ «О технопарках в Кемеровской области» под технопарком понимается форма совместной инновационной деятельности научных, проектноконструкторских, образовательных организаций, промышленных предприятий (их подразделений), инвесторов и других участников рынка. Похожее определение дано в ст. 1 Закона Воронежской области от 05.06.2006 г. №43-ОЗ «О технопарках в Воронежской области»: «Технопарк – форма организации инновационной деятельности научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, организаций инновационной инфраструктуры, производственных предприятий или их подразделений, компактно располагающихся на обособленной территории».
Наиболее дискуссионным
Однако уже существующие технопарки, многие из которых были созданы еще до принятия Распоряжения Правительства №328-р от 10 марта 2006 г., представляют собой не что иное, как юридические лица различных организационно-правовых форм, например, казенное предприятие города Москвы «Технопарк ”Строгино“», ООО «Технопарк ”Дубна“», Открытое акционерное общество Томский международный деловой центр «Технопарк». Технопарк «Идея» в г. Казань представляет собой холдинго-вую структуру, где основная организация – ЗАО «Инновационно-производственный технопарк ”Идея“», дочерние компании – ОАО «Управляющая компания ”Идея Капитал“», ОАО «Идея и Партнеры», ООО «Центр трансфера технологий». В рамках вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости решения на законодательном уровне вопроса об организационно-правовой форме технопарка.
На территории Российской Федерации создано более 100 технопарков. Технопарки в сфере высоких технологий в 2006 – 2014 гг. планируется создавать и развивать на территориях Республики Мордовия, Республики Татарстан, Калужской, Кемеровской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Пензенской, Самарской, Тамбовской и Тюменской областей, г. Санкт-Петербурга.
Анализ правового положения действующих на территории России технопарков (например, технопарка «Идея» г. Казань, технопарка «Обнинск», технопарка Новосибирского Академгородка) позволяет сделать вывод, что основными целями технопарков являются концентрация перспективных инновационных компаний, финансовая поддержка и продвижение инновационных проектов, коммерциализация научных разработок.
Следующим субъектом инновационной инфраструктуры, стимулирующим инновационную деятельность, выступает бизнес-инкубатор. Создание бизнес-инкубаторов – один из наиболее эффективных инструментов поддержки и развития предпринимательства.
Определение понятия «бизнес-инкубатор» встречается в Постановлении Правительства РФ от 27 февраля 2009 г. №178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства». Бизнес-инкубатор, согласно данному Постановлению, – организация, созданная для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг.
В известном виде инкубаторы появились в США в 70-е гг. прошлого столетия, хотя первый возник на заброшенном заводе Масси Фергюсона (Massey Ferguson) в Батавии, штат Нью-Йорк, в 1959 г. Первые бизнес-инкубаторы в России создавались в рамках программ международной помощи. В рамках осуществляемого Академией менеджмента и рынка Морозовского проекта была реализована программа «БИНК», в соответствии с которой к 1996 г. были созданы 8 бизнес-инкубаторов. В 1997 г. по решению 22 учредителей бизнес-инкубаторов из регионов России и других структур, программы которых ориентированы на развитие бизнес-инкубаторов, было создано неком-мерческое партнерство «Национальное содружество бизнес-инкубаторов» (НСБИ).
Одним из наиболее значимых юридических вопросов становится вопрос создания бизнес-инкубаторов. Как правило, создание бизнес-инкубаторов сопровождается мерами государственной поддержки. В США примерно 75% всех инкубаторов являются некоммерческими организациями, которые поддерживаются местными правительствами, вузами или местными компаниями, однако в последнее время произошел четко выраженный сдвиг в пользу коммерческих инкубаторов. В России бизнес-инкубаторы в основном создаются как некоммерческие организации, учредителем которых выступает государство в лице своих органов.
Информация о работе Инновационная деятельность России, США и Япония