Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:40, лекция
Инновационная деятельность является приоритетной во многих странах мира, в частности в США, Японии, странах ЕС, России. Основой ее регулирования служат многие проекты законов, подзаконные акты, указы президента и множество других нормативные документах интегрированных в единую систему, которая является акселератором развития инноваций и технологий.
Поэтому на столько важно иметь правовую структуру, которая бы регулировала инновационную деятельность на всей территории страны.
Анализ зарубежного опыта правового регулирования инновационной деятельности показал, что в мировой практике нет единого и общепризнанного подхода к законодательной модели в рассматриваемой сфере. Правовой и политических опыт любого из рассматриваемых государств может перениматься РФ с учетом условий, которые сопутствуют развитию российского общества. Опыт США интересен, в первую очередью как опыт самой развивающейся в инновационном смысле страны. С точки зрения правовых систем Росси ближе опыт континентальной Европы. Наиболее рациональным представляется не заимствование в российском законодательстве какого-то конкретного подхода, а комплексной анализ всего положительного зарубежного опыт с выбором лучших методов и управленческих решений. Но с учетом уникальности нашей социальной и правовой действительности.
В послевоенный период ситуация в экономике Японии во многом напоминала Россию в период после либеральных реформ. Маленькая островная страна, оказалась перед лицом разрухи, вызванной демилитаризацией экономики, разрушением флота, огромной безработицей. Негде было взять ресурсы, чтобы накормить 110-миллионное население и не сорваться в пропасть социально-политических потрясений. Об экономическом росте не было и речи - западные эксперты утверждали, что Япония навсегда останется мировой экономической окраиной. Но именно внедрение новых технологий стало решающим фактором экономического роста страны в послевоенный период. И не государство, а частные компании, наталкиваясь на ресурсные ограничения, в большей степени инициировали использование новых технологий. Это позволяло преодолеть значительный дефицит ресурсов (в том числе финансовых) с помощью замещения ограничивающих инвестиционный процесс факторов новыми технологиями.
Так, именно технологические нововведения стимулировали бурный инвестиционный процесс, позволяя снять ряд ограничений: на энергоносители (нефть), на рабочую силу (в период постепенного удорожания), на загрязнение окружающей среды (выполнение экологических норм). К примеру, вследствие нефтяных шоков 70-х гг. потенциал "ноу-хау" использовался для внедрения энергосберегающих технологий, повышения эффективности использования энергоносителей, разработки альтернативных видов энергии, а впоследствии - для консервации энергии. Косвенным эффектом согласованных действий частных компаний и правительства являлось разрешение общей социально-экономической проблемы, создающей угрозу жизнедеятельности нации. Иными словами, решение сообща жизненно важных проблем стало дополнительным фактором социально-политической устойчивости.
Важным показателем для Японии является концентрация большей части расходов на НИОКР (примерно 65-75 процентов) непосредственно в компаниях. Остальные расходы приходятся на университеты. При этом главная ориентация затрат на НИОКР в промышленных компаниях - коммерческая отдача.
Важной характеристикой развития НИОКР является увеличение объема и значения научно-технической информации.
В Японии доля частных инвестиций в инновации составляет 80%. Остальные 20% финансирует правительство Японии. Причем преимущественно финансируются исследования, осуществляемые в интересах гражданского общества. Основная доля бюджетного финансирования приходится на университеты и государственные научные организации. Фундаментальные исследования финансируются главным образом государством. Преимущественное развитие получили косвенные формы государственного финансирования инновационного предпринимательства. Фирмы, занимающиеся НИОКР, если и получают прямую финансовую поддержку, то только частично. В основном для таких компаний предусматриваются налоговые льготы. Кроме того, государство стимулирует малое инновационное предпринимательство через контракты и государственные заказы на разработку новых технических решений и изделий.
Инновационное предпринимательство Японии не получает большой помощи на выделение финансирования промышленных НИОКР: на долю государства приходится около 25% затрат на НИОКР. Но зато правительство принимает протекционистские меры по защите национального рынка и приоритетных направлений научно-технического прогресса.
Правительство Японии создало систему финансирования НИОКР, позволяющую направлять средства кредитно-финансовых учреждений страны в приоритетные производства и отрасли экономики. Для этого в государственной промышленной политике предусмотрены как прямое, так и косвенное распределение кредитно-финансовых ресурсов, внедрение практики перекредитования; применяется стратегия заниженного уровня процентных ставок, создаются согласительные советы «банк – правительство – субъект экономии», которые координируют кредитование по специально выделяемым кредитным линиям. Основной объем работ по реализации государственной программы займов и инвестиций для развития инновационного предпринимательства в Японии выполняют Бюро трастовых фондов и Японский банк развития. Государственная инвестиционная программа отличается гибкостью, подвержена изменениям с учетом экономических процессов, происходящих в стране.
Министерство внешней
торговли и промышленности
Наиболее полно инновационная деятельность японских промышленных предприятий реализуется во внутрикорпоративных подразделениях в форме проектных временных групп и в виде внутренних венчуров. Зачастую внутренние венчурные подразделения создаются на базе существующих отделений корпораций. Неразвитость механизма финансирования независимых внешних венчурных компаний компенсируется различными видами эффективных межфирменных и внутрифирменных взаимодействий в инновационном процессе. В 80х годах ХХ века вокруг ведущих корпораций Японии сформировалась плотная сеть многоярусных субподрядов и вертикально-горизонтальных предпринимательских групп «кэйрецу»,которая объединила фирмы малого, среднего и крупного размера на основе финансово-кредитных, акционерных, функционально-производственных связей. Эти объединения действуют на основе временных совместных инновационныхпредприятий или исследовательских ассоциаций.
Основными направлениями комплексного подхода со стороны государства к инновациям и научно-инновационной деятельности являются:
• финансирование частных компаний, занимающихся НИОКР, с последующим или одновременным предоставлением государственного госзаказа;
• финансирование НИОКР из различных фондов;
• льготное налогообложение
или освобождение от налогов научно-
• государственные дотации крупным промышленным компаниям для закупки лицензий на использование ноу-хау;
• льготное кредитование перспективных НИОКР;
• национализация отдельных отраслей промышленности с последующей передачей их в частное владение по достижении ими прибыльности и финансовой устойчивости (все расходы относятся на счет государства);
• защита японского производителя от конкуренции;
• создание условий для получения новых технологий из других стран;
• импорт капитала в японскую промышленность, находящуюся на территории Японии, а не за ее пределами;
• привлечение внебюджетных источников финансирования НИОКР;
• согласование государственной инвестиционной программы с интересами национальной промышленности.
Организации, поддерживающие малое инновационное предпринимательство:
• Японский центр ключевых технологий – помогает малому и среднему инновационному бизнесу в установлении необходимых им деловых связей, финансирует фундаментальные и прикладные разработки;
• Организация по развитию новых источников энергии– способствует созданию научных центров для частных предпринимателей и организует международные коллективы предпринимателей для проведения совместных исследований.
Кроме этого, в Японии разработаны и реализуются«Программа распространения научных знаний», в рамках которой для частных компаний подрядчиков создаются научные центры в префектурах, и«Основополагающий закон по науке и технологиям», нацеленный на создание ученым разработчикам благоприятных условий и обеспечение государственных гарантий финансовой поддержки и финансовой помощи при разработке НИОКР. В рамках этого плана на НИОКР только в 2000 г. В Японии было выделено свыше38 млрд. дол. США!
Основы нормативно-правового регулирования
По мнению японского руководства, среди набора мер финансового регулирвоания инновационной активности частного сектора одна из наиболее эффективных налоговые льготы. Поскольку ставка корпоративного налога в Японии (порядка 49%) выше, чем в других индустриальных державах, кроме США, снижение налогового бремени весьма настойчиво побуждает япоские компании встать на путь инновационного развития. Чтобы стимулировать исследования по передовым технологиям, установлена налоговая скидка на проведение исследований в области биотехнологий, технологий материалов с особыми свойствами, техники для космических исследований, мехатроники и новейшей электроники.
Если сравнивать общую сумму налоговых скидок, получаемых инновационными предприятиями, и сумму всех государственных расходов на инновационное развитие, то они соотносятся примерно как два к трём. Это означает, что в японии льготное налогооблажение инновационной деятельности фактически является альтернативой прямой госудрственной поддержке. В стране практикуется приростная налоговая скидка, обусловленная уменьшением налооблагаемой базы предприятия на сумму, равную 20% дополнительных (по сравнению с предыдущим годом) расходов на иновационное развитие.
Окончание ХХ в.
и начало ХХI в. характеризуется глобальными
экономическими, политическими
и социальными процессами, которые оказали
и продолжают оказывать свое воздействие
на мировое хозяйство, его качественные
характеристики. Вызывая определенные,
порою существенные сдвиги в мировом хозяйстве,
они часто предопределяют пути его развития,
формируя, в то же время, многовариантные
подходы к достижению конечной цели, отличающейся
большим разнообразием.
Наиболее сильно тенденции централизации
в области научно-технического прогресса
(НТП) проявились в Японии. В этой стране
государство в лице Министерства экономики,
торговли и промышленности (МЭТП) берет
на себя такие функции централизованного
управления, аналога которым нет в США
и даже во многих западноевропейских странах.
Это выработка стратегических долгосрочных
направлений развития и финансирования
государственных программ научных исследований,
обеспечивающих реализацию этих направлений,
координации государственной и частной
предпринимательской стратегии и тактики
развития, тесное взаимодействие частных
компаний и государства.
Характерной особенностью японской системы управления инновационной политикой является наличие развитых горизонтальных связей, что обеспечивает широкое участие всех государственных и частных организаций, заинтересованных в формировании государственной экономической политики путем ее всестороннего обсуждения.
Другой важной особенностью и отличием японской системы управления является то, что она позволяет формировать интегрированную инновационную политику, охватывающую все направления развития науки и техники, определяет набор экономических и других инструментов государственного управления, благодаря которым инновационный процесс может быть обеспечен необходимыми ресурсами.
В системе государственного управления инновационной деятельностью в Японии существенную роль играют исследовательские организации – мозговые центры по мониторингу инновационных процессов и их прогнозированию.
Около 300 таких
государственных и частных
Государственное регулирование отношений конкуренции и кооперации между субъектами рынка является одним из методов косвенного воздействия государства на инновационную деятельность и важнейшим рычагом повышения ее эффективности. Оно оказывает влияние на формирование всех ресурсов инновационного процесса. Основным инструментом государственного регулирования в этой области является антимонопольное законодательство.
В Японии государство воздействует на развитие инновационных процессов также и посредством интенсивной конкуренции. В лице МЭТП оно так управляет конкуренцией, что последняя обостряется в периоды экономического подъема и переходит в сотрудничество в периоды спада, тем самым создавая благоприятные условия для новых капиталовложений в совершенствование и развитие технологии именно в тот момент, когда в этом существует необходимость, а ситуация на рынке этому препятствует.Таким образом, государственное регулирование конкуренции в Японии в качестве одной из основных целей преследует создание условий, благоприятных для создания и распространения новой технологии.
Государство оказывает прямое воздействие на инновационную деятельность посредством распределения финансовых ресурсов из государственного бюджета через соответствующие министерства и ведомства. За счет этих ресурсов проводятся исследования в государственных лабораториях, частных фирмах и академических научно-исследовательских организациях. Структура финансирования отражается определяющим образом на направлениях и качестве проводимых исследований.
Информация о работе Инновационная деятельность России, США и Япония