Инновационная деятельность на предприятиях нефтегазового комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.
Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1.ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
1.1. Техника и технология добычи нефти в НГДУ…………………………..4
1.2. Анализ основных ТЭП НГДУ………………………………………………7
1.3. Организационная структура НГДУ……………………………………….9
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ В НГДУ
2.1. Методы увеличения нефтеотдачи (на примере конкретных мероприятий)…………………………………………………………………….14
2.2. Внедрение новой техники…………………………………………….……18
2.3. Информационные технологии………………………………………..……21
3. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА НА ТЭП НГДУ
3.1. Методика расчёта экономической эффективности новой техники и технологии………………………………………………………………………..25
3.2. Определение экономической эффективности внедрения новой техники и технологии………………………………………………………………..………31
3.3. Влияние перспективных мероприятий по внедрению новой техники и технологии на ТЭП предприятия………………………………….………….33
РАСЧЁТНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………….………………42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..44

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 113.78 Кб (Скачать файл)

Мотивами инновационной  деятельности выступают как внешние, так и внутренние факторы. Внешними мотивами наиболее часто служат:

– необходимость приспособления предприятия к новым условиям хозяйствования;

– изменения в налоговой, кредитно-денежной и финансовой политике

– совершенствование и  динамика рынков сбыта и потребительских  предпочтений, то есть давление спроса;

– активизация конкурентов;

– конъюнктурные колебания;

– структурные отраслевые изменения;

– появление новых дешевых  ресурсов, расширение рынка факторов производства, то есть давление предложения  и т.д.

Внутренними мотивами инновационной  деятельности предприятия являются:

– стремление увеличить  объем продаж;

– расширение доли рынка, переход  на новые рынки;

– улучшение конкурентоспособности  предприятия;

– экономическая безопасность и финансовая устойчивость предприятия;

– максимизация прибыли  в долгосрочном периоде.

Для развития инновационной  деятельности предприятия важное значение имеют количественные и качественные показатели:

– материально-технические, характеризующие уровень развития НИОКР, оснащенность опытно-экспериментальным  оборудованием, материалами, приборами, оргтехникой, компьютерами, автоматическими  устройствами и пр.;

– кадровые, характеризующие  состав, количеству, структуру, квалификацию персонала, обслуживающего НИОКР;

– научно-теоретические, отражающие результаты поисковых и фундаментальных  теоретических исследований, лежащих  в основе научного задела, имеющегося на предприятии;

– информационные, характеризующие  состояние информационных ресурсов, научно-технической информации, текущей  научной периодики, научно-технической  документации в виде отчетов, регламентов, технических проектов и другой проектно-конструкторской  документации;

– организационно-управленческие, включающие необходимые методы организации  и управление НИОКР, инновационными проектами, информационными потоками;

– инновационные, характеризующие  наукоемкость, новизну и приоритетность проводимых работ, а также интеллектуальный продукт в виде патентов, лицензий, ноу-хау, рационализаторских предложений, изобретений и т.д.;

– рыночные, оценивающие  уровень конкурентоспособности  новшеств, наличие спроса, заказов  на проведение НИОКР, необходимые маркетинговые  мероприятия по продвижению новшеств на рынок;

– экономические, показывающие экономическую эффективность новшеств, затраты проводимые исследования, рыночную стоимость интеллектуальной продукции; показатели, оценивающие стоимость  как собственных, так и сторонних  патентов, лицензий, ноу-хау и других видов интеллектуальной собственности;

– финансовые, характеризующие  инвестиции в новшества и их эффективность.

Управление инновационной  деятельностью может быть успешным при условии длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и использования. Прежде всего, необходимо различать инновации  и несущественные видоизменения  в продуктах и технологических  процессах (например, эстетические изменения, то есть цвет и т.п.); незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с цель. Удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

Новизна инноваций оценивается  по технологическим параметрам, а  также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

В зависимости от технологических  параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых  полуфабрикатов и комплектующих; получение  принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые  методы организации производства (новые  технологии). Процессные инновации  могут быть связаны с созданием  новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

По типу новизны для  рынка инновации делятся на: новые  для отрасли в мире; новые для  отрасли в стране; новые для  данного предприятия (группы предприятий).

Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:

1. Инновации на входе  в предприятие (изменения в  выборе и использовании сырья,  материалов, машин и оборудования, информации и др.);

2. Инновации на выходе  с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

3. Инновации системной  структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины  вносимых изменений выделяют инновации: радикальные (базовые); улучшающие; модификационные (частные).

Перечисленные виды инноваций  отличаются друг от друга по степени  охвата стадий жизненного цикла.

Российскими учеными из научно-исследовательского института системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная  классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации: технологические; производственные; экономические; торговые; социальные; в области управления.

Достаточно полную классификация  инноваций предложил А. И. Пригожин:

1. По распространенности: единичные; диффузные.

Диффузия - это распространение  уже однажды освоенного новшества  в новых условиях или на новых  объектах внедрения. Именно благодаря  диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.

2. По месту в производственном  цикле: сырьевые; обеспечивающие (связывающие); продуктовые.

3. По преемственности:  замещающие; отменяющие; возвратные; открывающие;  ретровведения.

4. По охвату: локальные;  системные; стратегические.

5. По инновационному потенциалу  и степени новизны: радикальные;  комбинаторные; совершенствующие.

Два последних направления  классификации, учитывающие масштаб  и новизну инноваций, интенсивность  инновационного изменения в наибольшей степени выражают количественные и  качественные характеристики инноваций  и имеют значение для экономической  оценки их последствий и обоснования  управленческих решений.

Оригинальное инновационное  наблюдение было сделано Н. Д. Кондратьевым в 20-х годах, который обнаружил  существование так называемых «больших циклов» или, как их называют за рубежом, «длинных волн». Н. Д. Кондратьев указал на наличие взаимосвязи длинных  волн с техническим развитием  производства, привлекая к анализу  данные о научно-технических открытиях, показывая волнообразный характер их динамики. Он исследовал динамику нововведений, отличая их от открытий и изобретений. Динамика нововведений исследуется  в разрезе фаз большого цикла. В исследованиях Н. Д. Кондратьева  впервые просматриваются основы так называемого кластерного  подхода. Н. Д. Кондратьев показал, что  нововведения распределяются по времени  неравномерно, появляясь группами, то есть говоря современным языком, кластерами. Рекомендации Н. Д. Кондратьева  могут быть использованы при выработке  инновационной стратегии.

 

 

 

 

2. ИСТОЧНИКИ ИННОВАЦИЙ  В НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕМ СЕКТОРЕ

 

2.1 Путь развития российской  экономики

Широко распространена точка  зрения, что дальнейшее развитие российской экономики возможно: либо (как и  прежде) на основе использования сырьевого  потенциала; либо (как альтернатива) на основе опережающего роста наукоемкого, высокотехнологичного сектора.

При этом считается, что первый путь является «ущербным», ведущим  к технологическому отставанию России от развитых стран мира, к усилению нашей экономической зависимости.

Второй путь в современных  условиях априори считается более  предпочтительным, так как связан прежде всего с использованием интеллектуального  потенциала страны.

Однако такое упрощенное противопоставление двух подходов является совершенно неправомерным хотя бы по двум причинам.

Развитие национальной экономики  должно осуществляться на основе рационального, эффективного использования всех факторов роста, и нельзя противопоставлять  одни факторы другим. Необходимо продуманное, отвечающее конкретным историческим, экономическим и политическим условиям, сочетание (баланс) всех доступных факторов.

В современных условиях минерально-сырьевой сектор экономики (прежде всего –  нефтегазовая промышленность) перестал быть «простым» в технологическом  отношении. Добыча сырьевых ресурсов осуществляется с использованием постоянно усложняющихся  технологий, в создание которых вкладываются многие миллиарды долларов и над  которыми работают интеллектуальные силы многих стран мира. Поэтому можно  с полной уверенностью утверждать, что с каждым годом нефть, газ  и другие сырьевые продукты становятся во все большей степени продуктами наукоемкими.

При выборе приоритетов социально-экономического развития в ХХI веке нет и не может  быть места упрощенному противопоставлению двух подходов: высокотехнологичного и сырьевого. Развитие национальной экономики должно осуществляться на основе рационального, эффективного использования  всех факторов роста: природных, экономических, интеллектуальных. Нельзя противопоставлять  одни факторы другим. Необходимо продуманное, отвечающее конкретным историческим, экономическим и политическим условиям той или иной страны, сочетание (баланс) всех доступных факторов роста.

Вряд ли в современном  мире можно найти хоть одну страну с богатыми природно-сырьевыми ресурсами, которая добровольно бы отказалась от их освоения. Поэтому социально-экономическое  развитие России и в дальнейшем должно быть связано с использованием того огромного природного потенциала, которым  располагает наша страна. Вопрос лишь в том, каким образом осваивать  имеющийся природно-ресурсный потенциал?

Уповать ли только на то, что  дано самой природой, в надежде  на высокую «естественную» конкурентоспособность  ресурсов.

Или же добиться того, чтобы  освоение природных ресурсов (прежде всего - нефтегазовых) стало по-настоящему эффективным и послужило бы основой  для изменения темпов и качества роста в масштабах всей экономики.

Первый путь для нас  «заказан» хотя бы по той простой  причине, что Россия - это не Кувейт. Ни по своей концентрации, ни по своему качеству наши ресурсы углеводородного  сырья не пригодны для того, чтобы  всерьез рассматривать их как  «почву» для безбедного существования  такой огромной страны. Следовательно, нет никакой альтернативы второму  пути, предполагающему динамичное и  цивилизованное (на основе рыночных принципов  в сочетании с эффективным  государственным регулированием) развитие минерально-сырьевого сектора экономики  в интересах всего общества.

2.2  Усиление инновационной  роли нефтегазовых ресурсов

Существует целый ряд  обстоятельств, под действием которых  из года в год усиливается инновационное  значение ресурсов нефти и газа:

– истощение и ухудшение  качества запасов нефти и газа во многих странах мира (в России, США, Канаде, Норвегии, Великобритании и др.);

– усиливающаяся «угроза» появления и развития альтернативных источников энергии;

– усиление нестабильности мирового рынка энергоресурсов, на котором понижательные и повышательные  тенденции сменяют друг друга  зачастую в непредсказуемом порядке;

– ужесточение институциональных  рамок развития нефтегазового сектора, что обусловлено прежде всего  ростом «ценности» прав собственности  на ресурсы нефти и газа.

И хотя перечисленные факторы  далеко не в одинаковой степени затрагивают  развитие нефтегазового сектора  в разных странах мира, их действие является общераспространенным и обусловливает  прежде всего усиление конкуренции  между производителями в самых  различных ее формах:

– ценовой конкуренции;

– борьбы за захват рынков;

– конкуренции за право  доступа к ресурсам нефти и  газа.

В современных условиях реальные и устойчивые конкурентные преимущества получают те производители, которые  добиваются постоянного сокращения издержек (хотя бы относительного - по сравнению с конкурентами). В свою очередь, устойчивое сокращение издержек обеспечивается за счет постоянного  обновления технологий по всей цепи движения нефтегазовых ресурсов, начиная с  разведки запасов и заканчивая продажами  конечных продуктов потребителям.

Информация о работе Инновационная деятельность на предприятиях нефтегазового комплекса