Инновационная деятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение всех аспектов инновационной деятельности. Задачей данной работы является определение сущности инноваций, рассмотрение этапов их внедрения, способов оценки, а также установление особенностей инновационной деятельности в современной России.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы понятия «инновации» 3
1.1 Понятие «инновации» 3
1.2. Инновационный процесс 4
1.3. Классификация инноваций 6
Глава 2. Управление инновационным процессом 8
2.1. Роль НИОКР в менеджменте фирмы как субъекта рынка 8
2.2. Схема процесса разработки и вывода товара на рынок 9
2.3. Обзор рыночной ситуации и генерация идей 10
2.4. Фильтрация идей 12
2.5. Проверка концепции и экономический анализ 13
2.6. Разработка и испытание нового продукта 14
2.7. Пробный маркетинг 15
2.8. Коммерческая реализация. 17
Глава 3. Оценка инновационных проектов 19
3.1. Общая экономическая эффективность инноваций 19
3.2. Методы оценки инновационных проектов 19
3.3. Экспертиза инновационных проектов 32
Заключение 43
Библиографический список 45

Вложенные файлы: 1 файл

инновации курс.docx

— 208.46 Кб (Скачать файл)
  • предварительная экспертиза инвестиционной заявки, предписывающей представлению бизнес-плана инвестиционного проекта
  • независимая экспертиза, включающая всесторонний и детальный анализ бизнес-плана инвестиционного проекта
  • принятие решения о финансировании проекта.

Цель первого этапа  – это выявление соответствия инвестиционного предложения, оформленного в виде заявки, – целям, приоритетам  и предназначению источника финансирования. Это соответствие выявляется сопоставлением приоритетов, существенно значимых для инвестора и конечных результатов проекта.

В качестве возможных вариантов  приоритетов могут быть использованы: общественная значимость проекта, влияние на имидж инвестора; соответствие целям и задачам инвестора; соответствие финансовым возможностям инвестора; рыночный потенциал создаваемого продукта, период окупаемости проекта; прибыль и уровень риска; экономичность и безопасность проекта; соответствие законодательству. С помощью обычного метода экспертных оценок делается заключение о мере соответствия представленного инвестиционного предложения предназначению и возможностям инвестора; о приемлемости интегральных показателей экономической эффективности проекта.

Этап предварительной  экспертизы характеризуется минимальной  трудоемкостью, следовательно, и стоимостью экспертных работ. Результатом этого  этапа является решение об отклонении проекта по причинам его несоответствия основным предпочтениям и приоритетам  инвестора или о продолжении  его углубленного рассмотрения на стадии независимой экспертизы.

Второй этап характеризуется  выбором и использованием разнообразных  методов отбора инвестиционных проектов. Наиболее распространенной последовательностью  использования этих методов является:

  • составление перечня критериев, которые необходимо принять во внимание при рассмотрении проектов
  • бальная оценка проектов, в т.ч. с учетом неопределенности
  • финансово-экономическая оценка проектов, включающая методы дисконтирования денежных потоков и определение срока окупаемости инвестиций.

Отбор проектов с помощью  перечня критериев нацелен на выявление общего представления  о проекте (его достоинствах и  недостатках) путем установления соответствия проектов каждому из критериев установленного перечня. Перечень критериев и степень  их важности может различаться в  зависимости от конкретных особенностей организации, ее принадлежности и стратегической направленности; от характера инвестиционного проекта; от инициатора проведения экспертизы (собственно организации или потенциального инвестора).

При составлении перечня критериев  необходимо использовать лишь те из них, которые соответствуют приоритетным целям и задачам. Критерии отбора проектов подразделяются (условно) на следующие группы:

  • целевые критерии
  • внешние и экологические критерии
  • критерии реципиента, осуществляющего проект
  • критерии научно-технической перспективности
  • коммерческие критерии
  • производственные критерии
  • рыночные критерии
  • критерии региональных особенностей реализации проекта.

Состав целевых критериев  определяется социально-экономической  ситуацией в стране. Некоторые  целевые критерии могут пересекаться с критериями других групп. Это связано  с тем, что критерии этого типа используются только на стадии отбора приоритетных направлений инвестирования. Целевые критерии включают [4]:

  • совместимость проекта с текущей стратегией организации и ее долгосрочным планом
  • соответствие проекта отношению организации к риску
  • соответствие проекта отношению организации к нововведениям
  • устойчивость положения организации и т.д.

Внешние и экологические критерии включают:

  • правовую обеспеченность проекта, его непротиворечивость соответствующему законодательству
  • возможное влияние перспективного законодательства на проект
  • возможную реакцию общественного мнения на осуществление проекта
  • воздействие проекта на уровень занятости и т.д.

Критерии организации-реципиента, реализующей проект, включают:

  • навыки управления и опыт предпринимателей, качество руководящего персонала, компетентность и связи
  • стратегию в области маркетинга, наличие опыта и данные об объеме операций на внешнем рынке
  • данные о финансовой состоятельности, стабильности финансовой истории
  • данные о потенциале роста
  • показатели диверсификации и т.д.

При помощи научно-технических  критериев оценивается вероятность  достижения требуемых научно-технических  показателей проекта и влияние  их на результаты деятельности организации. Инновационный проект может быть изолированной разработкой или  родоначальником семейства новых  продуктов, определяющим дальнейшею специализацию  организации. Поэтому оценивать  проект следует не только с позиций  непосредственно нового проекта, а  целесообразно выявить и учесть возможные перспективы разработки в течение нескольких лет семейства  продуктов, а также изменения  соответствующей технологии для  дальнейших разработок продукта или  других сфер его приложения. Для  организации большей привлекательностью обладает тот инновационный проект, результат которого имеет долгосрочные перспективы. Критерии включают данные о:

  • перспективности используемых научно-технических решений
  • патентной чистоте изделий и патентоспособности используемых технических решений
  • перспективности применения полученных результатов в будущих разработках
  • положительном воздействии на другие проекты, представляющие государственный интерес, и т.д.

Коммерческие (финансовые) критерии включают данные о:

  • размере инвестиций, стартовых затрат на осуществление проекта
  • потенциальном годовом размере прибыли
  • ожидаемой норме чистой дисконтированной прибыли
  • значение внутренней нормы дохода, удовлетворяющей инвестора
  • соответствии проекта критериям экономической эффективности капвложений
  • сроке окупаемости и сальдо реальных денежных потоков
  • стабильности поступления доходов от проекта
  • возможности использования налоговых льгот
  • оценки периода удержания продукта на рынке, вероятном объеме продаж по годам
  • необходимости привлечения заемного капитала и его доли в инвестициях
  • финансовом риске, связанном с осуществлением проекта.

Производственные критерии включают данные о:

  • доступности сырья, материалов и необходимого дополнительного оборудования
  • необходимости технологических нововведений для осуществления проекта
  • наличие производственного персонала (по численности и квалификации)
  • возможности использования отходов производства
  • потребности в дополнительных производственных мощностях (дополнительном оборудовании) и т.д.

Рыночные (маркетинговые) критерии предусматривают  оценку:

  • соответствия проекта потребностям рынка
  • общей емкости рынка по отношению к предлагаемой и аналогичной продукции к моменту выхода новой продукции на рынок
  • вероятности коммерческого успеха
  • эластичности цены на данную продукцию
  • необходимости маркетинговых исследований и рекламы для продвижения предлагаемого товара на рынок
  • соответствие проекта уже существующим каналам сбыта
  • препятствий для проникновения на рынок
  • защищенности от устаревания продукции и склонности к модернизации
  • ожидаемого характера конкуренции и ее влияния на цену продукции и т.д.

Критерии региональных особенностей реализации проекта обусловлены  различием ресурсных возможностей, степени социальной нестабильности, состоянием инфраструктуры и уровня риска при инвестиционных действиях  в различных регионах.

Следующим этапом процедуры экспертизы является бальная оценка рассматриваемых  проектов. Метод бальной оценки заключается  в следующем:

  • оцениваются наиболее важные факторы, оказывающие влияние на результаты проекта (составляется перечень критериев)
  • критериям присваиваются веса в зависимости от их значимости (оценка значимости дается экспертами на основании прошлого опыта или проведенного социологического опроса среди потребителей)
  • качественные оценки по каждому из названных критериев (низкая, средняя, высокая) выражается количественно.

По результатам составляются оценочная  таблица и профиль проекта. Общая  оценка проекта получается при перемножении веса критерия и веса ранга, соответствующих отмеченным значениям. Оценки, полученные таким образом, нельзя считать абсолютно достоверными, что связано с субъективностью экспертных оценок при определении значимости каждого из факторов и числового значения каждого из рангов. Повысить объективность выводов можно, главным образом, за счет привлечения и к самим инновационным проектам, и к проведению экспертизы постороннего информационного потенциала, партнеров из числа лучших научных организаций, наиболее передовых консалтинговых, сервисных и инжиниринговых организаций, правительственных инстанций, курирующих сферы науки, технологий, образования и т.д.

Финансово-экономическая оценка предполагает проведение следующих мероприятий:

  • финансовая экспертиза состояния организации посредством определения показателей ее финансовой деятельности, предшествующей проекту
  • определение коммерческой, бюджетной и экономической эффективности инвестиций в проект, реализуемый этой организацией.

Оценка финансового состояния  организации проводится на базе трех основных форм бухгалтерской отчетности: баланса (основной формы), отчета о движении денежных средств и отчета о прибылях и убытках. Она заключается в  расчете финансовых показателей, наглядно отражающих эффективность деятельности организации в краткосрочной  и долгосрочной перспективе (показатели платежеспособности и ликвидности).

Этап принятия решения о финансировании проекта имеет своей целью  определить оптимальное сочетание  различных типов финансирования и различных источников на тех  или иных этапах жизненного цикла  инновационного проекта. Такие мероприятия  направлены на [4]:

  • снижение риска за счет его распределения между участниками проекта и инвесторами
  • оценку потенциала коммерциализуемости технологии и выявления степени заинтересованности потенциальных потребителей, их готовности инвестициями поддержать реализацию проекта
  • возможности предоставления налоговых льгот, которые можно было бы использовать в виде инвестиционного кредита.

Особое значение на этом этапе имеют  обеспечение контроля за целевым расходованием средств и оценка полученных результатов на различных этапах жизненного цикла инноваций. Со стороны заявителя необходимо понимание важности предоставления точной и своевременной информации и обеспечения открытого доступа аудиторов финансирующих организаций к документам финансово-хозяйственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Данная работа была направлена на изучение аспектов управления, связанных  с инновациями. В результате проведенной  работы были выявленные основные положения  инновационной деятельности и управления ею.

Так, любой ввод нового товара на рынок - рискованное мероприятие. Отмечено, что инновации достигают  успеха в 65% случаев (по опросам 700 английских компаний), хотя только 10% из них были по-настоящему новыми, а 20% - лишь новыми версиями товаров. [4] Таким образом, введение нового товара на рынок - род  статистической игры. Большое число  промежуточных этапов перед выводом  товар на рынок призвано снизить  риск, однако на все это требуется  время.

Информация о работе Инновационная деятельность предприятия