Инновационнлое развитие РК и инновации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Казахстан стоит сегодня на рубеже нового этапа социально- экономической модернизации и политической демократизации. Только при наличии современной конкурентоспособности и открытой рыночной экономики, не ограниченной рамками только сырьевого сектора, основанной на уважении и защите частной собственности и контрактных отношений, инициативе и предприимчивости всех членов общества, возможно поднять экономику страны на уровень мировых стандартов.

Вложенные файлы: 1 файл

Инновациооное развитие и инновации.docx

— 90.73 Кб (Скачать файл)

В последующем в стране создастся и развивается собственный  научно-технический и промышленный потенциал, обеспечивается воссоздание  всего цикла - от фундаментальных  исследований и разработок до производства и реализации конкурентоспособной  продукции на рынках страны и за рубежом.

 

Общим элементом для каждой из указанных стратегии является активизация инновационной деятельности и достижение новых экономических  рубежей. Разница в стратегиях определяется соотношением достигаемых рубежей  и исходными (финансовыми и материально-техническими) возможностями государства, предприятий.

 

Рекомендовать для широкого использования стратегию "переноса" применительно к условиям Казахстана достаточно сложно из-за ограниченных ресурсов, недостатка инвестиции, неудовлетворительного  состояния национальной материально-технической  базы производства.

 

В обрабатывающем секторе  экономики может быть частично использована стратегия "заимствования", поскольку  не утрачен научно-технический потенциал  страны. Рациональное сочетание государственного сектора с предпринимательским  в отдельных случаях позволит эффективно использовать основные элементы стратегии «заимствования» акцентировать  инновационную деятельность, нарастить  объемы производства наукоемкой конкурентоспособной  продукцией.

 

Такие же условия и ограничения  характерны для стратегии "наращивания". Ее можно успешно применить главным  образом в отдельных отраслях промышленности реального сектора  экономики.

 

Стратегия государственной  инновационной политики должна строиться  по-разному, применительно как к  группам отраслей реального сектора  экономики, так и к группам  промышленных производств, то есть максимально  использовать конкурентные преимущества, учитывая при этом "слабые места".

 

Приоритетом в выбранной  стратегии государственной инновационной  политики должны пользоваться высокоэффективные, достаточно быстро окупаемые инновационные  проекты, в реализации которых могут  участвовать государства Содружества  на долевых началах, беря на себя часть  рисков. При этом представляется важным создание условий для привлечения  к этим работам частных инвесторов.

 

Сегодня в Казахстане около 13 000 крупных и средних предприятий, и них около 160 сертифицировали  свою продукцию по международным  стандартам качества и, соответственно, имеют степень конкурентоспособности. Для предприятий, в настоящее  время, повышение инновационной  активности и качества продукции -ключевая задача.

 

Инновационная стратегия, являясь  функциональной, должна отражать инновационную  политику предприятия, позволяющую  повышать или поддерживать конкурентный статус выпускаемой продукции.

 

Необходимо отметить, что  сущность современного этапа развития как национальной экономики в  целом, так и отдельных предприятий  отражает такая категория, как «инновационное развитие», которая в последние  годы достаточно широко освещалась в  отечественной и зарубежной литературе.

 

Вместе с тем инновационное  развитие предприятия представляет собой не только основной инновационный  процесс, ной развитие системы факторов и условий, необходимых для его  осуществления, т. е. инновационного потенциала ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Следовательно, можно  сказать, что инновационная стратегия  предприятия должна отражать содержание и основные направления процесса инновационного развития предприятия.

 

Анализ современной инновационной  проблематики дает возможность выделить следующие основные виды инновации; инновация продукции (услуг); инновация  технологических процессов, или  технологическая инновация; организационная  инновация и социальная инновация.

 

Между названными видами инновации  существует тесная взаимосвязь. Так, например, инновации в сфере продукции  и услуг могут потребовать  изменении в процессе производства и организации сбыта, а также  в подготовке персонала предприятия. Доля средств, выделяемых на инновационную  деятельность предприятия, в общем  объеме финансирования предприятия, определяется его руководством индивидуально  и зависит от ряда факторов, основными  из которых являются: отраслевая принадлежность предприятия: базовая стратегия; объем  финансовых ресурсов предприятия.

 

Анализ инновационной  ситуации, сложившейся на предприятии, должен являться исходным моментом процесса формирования инновационной стратегии  предприятия. Он должен начинаться с  краткой характеристики основных целей  и задач, стоящих перед предприятием в данной сфере деятельности. Особое внимание должно уделяться анализу  и оценке рыночного положения  предприятия. При этом целесообразно  давать описание инновационного потенциала каждого выпускаемого товара или групп товаров: применяемой на современном этапе инновационной стратегии и тактики: выделять и оценивать специфические факторы внешней и внутренней среды; анализировать и оценивать позиции и действия конкурентов.

 

Выявление инновационных  возможностей и недостатков в  инновационном развитии предприятия  целесообразно осуществлять с целью  оценки возникающих у него инновационных  возможностей, а также вероятных  опасностей. Данный этан должен способствовать предвидению изменения экономической  ситуации на предприятии в процессе реализации инновационного планирования.

 

       

 

       

 

       

 

      1.3 Формы  и методы управления инновационными  процессами за рубежом.

 

В 70-80-е гг в американской теории менеджмента и хозяйственной  практике был накоплен большой опыт по решению проблемы управления инновационным  процессом. На основе своеобразного  функционального разделения труда  в экономике США возник и активно  развивался особый вид предпринимательства, специализирующийся именно на инновационной  деятельности. Этот вид инновационного предпринимательства получил название "рискового бизнеса". В рамках промышленных компаний США нарабатывались такие методы управления и формы  организации инновационных процессов, которые максимально вписывались  бы в принципы функционирования крупных  хозяйственных организаций. И на этом пути американский бизнес в значительной мере преуспел, что позволило ему  в последние годы достойно ответить на вызов иностранных конкурентов.

 

На современном этапе  развития научно-технического прогресса  роль малого бизнеса в научных  исследованиях и разработках  существенно возросла. Это связано  с тем. что НТП дал мелким и  средним внедренческим и высокотехнологичным  фирмам современную технику, соответствующую  их размерам, позволяющую вести производство и разработки на высоком техническом  уровне п требующую сравнительно доступных затрат; активизации малого бизнеса в инновационной сфере  в значительной степени способствовало появление новой формы финансирования капиталовложений для этого типа предприятий - рискового капитала для  внедренческих фирм с высокой  долей риска.

 

По степени концентрации затрат научная сфера в промышленно  развитых странах значительно опережает  производственную. Так, на долю 300 крупнейших американских фирм приходится 92% затрат на научные исследования в промышленности, в том числе на 4 самые крупные  — 22%. Примерно такое же положение  наблюдается и в других странах: аналогичные показатели для Великобритании составляют 77 и 25,6%, Франции - 95,6 и 20.9%.

 

Тем не менее в зарубежной литературе приводятся многочисленные примеры того, как мелкие фирмы  становятся пионерами в создании и освоении многих научно-технических  достижений современности. Так английский экономист Бэннок отмечает, что из 70 важнейших изобретений XX века более  половины сделано изобретателями или  мелкими фирмами.

 

Эффективность мелких предприятий  с сфере НИОКР. в том числе  и в освоении крупных изобретений, мало связана с размером предприятия. Конечно, главным препятствием на пути нововведений для мелкого капитала является ограниченность финансовых, материальных и людских ресурсов. Но фирмы - гиганты не доводят изобретения  до фазы освоения сосем не потому, что  нет достаточно финансовых средств. Поэтому на вопрос о влиянии размера  предприятия на эффективность или  способность к научным исследованиям  нельзя дать однозначного ответа. Ясно, что для решения крупных научно-производственных задач и программ нужны огромные материальные, финансовые и кадровые ресурсы, мелкий капитал может участвовать  в таких программах только как  субподрядчик крупных монополистических  фирм. По этой же причине возрастает значение финансовой помощи государства  таким программам.

 

С 80-х гг за рубежом наметилась тенденция к более тесному  взаимодействию предприятий разного  размера, максимальному использованию  преимуществ, обусловленных их размером.

 

Осуществление научно-технической  политики США базируется на хорошо развитой институциональной структуре. Особенностью американской структуры  управления научно-техническим прогрессом является тесное взаимодействие государства  и частного бизнеса. Значителен удельный вес смешанных организаций, финансируемых  за счет государственных и частных  источников.

 

Среди них — Национальный центр промышленных исследований. Национальная академия пате, Национальная техническая  академия и американская ассоциация содействия развитию науки.

 

Контракт государственных  и частных институтов в сфере  НИОКР - важная черта инновационного механизма. Являясь выразителем  интересов крупнейших производителей, частные организации осуществляют обратную связь, предоставляя государственным  органам информацию об эффективности  для бизнеса проводимых ими мер  и бизнесу - об экономической политике государства. Эти организации сыграли также не последнюю роль в формировании современной модели государственного управления научно-техническим развитием страны.

 

Основы современной концепции  научно-технического развития Японии были заложены японским правительством в первые послевоенные годы, именно в этот период составлялись долгосрочные прогнозы развития национальной экономики, определялись приоритетные отрасли  и сфера НИОКР.

 

На вершине иерархической  системы государственного управления научно-техническим прогрессом в  Японии находится Совет по делам  науки, возглавляемый премьер-министром. В его состав входят руководители ряда министерств, а также представители  крупнейших частных промышленных корпораций. Совет по делам науки формулирует  стратегическую линию научно- технического развития страны и определяет размеры  расходов на НИОКР из государственного бюджета.

 

Японская модель государственного регулирования НТП в конце 70-х - начале 80-х годов базировалась на следующих основных принципах: наличие  долговременной программы научно-технического развития страны; опора на крупные  корпорации в реализации научно-технической  политики; стимулирование, по преимуществу, прикладных исследований и разработок; поощрение активных закупок лицензий за рубежом.

 

В ведущих европейских  странах (ФРГ, Великобритания Франция) национальные государственные органы играют существенную роль в формировании национального научно-технического потенциала, оказании поддержки корпорациям, имеющим возможность повысить конкурентоспособность  собственной продукции и национальной экономики. Не смотря на разнообразие управленческих структур, различия в  принципах макроэкономической политики, в тактических целях и т.п., существует много общих для западноевропейских стран моментов. Государственная  научно-техническая концепция этих стран базируется на стимулировании национальных чемпионов"' - небольшого числа крупных корпораций, способных  конкурировать с ведущими фирмами  США и Японии. Им достается подавляющая  часть государственных средств  на промышленные НИОКР.

 

Как показывает изучение иностранного опыта, совершенствование инновационного механизма на отдельно взятой стадии не обязательно повышает результативность процесса в целом. Если ценные фундаментальные  идеи не используются для разработки новых технологических процессов, а новые технологии не превращаются в товары широкого общественного  спроса или находят лишь очень  узкое применение в локальных  сферах, то потенциал данного направления  НТП практически не реализуется  для потребительского спроса.

 

Приведенные выше понятия  инновации и инновационного процесса, их трактовка довольно широко распространены в зарубежной и отечественной  литературе. Однако они носят общий  характер и раскрывают основополагающие цели, задачи и принципы организации  инновационной деятельности на макроэкономическом уровне, не отражая особенностей различных  сфер народного хозяйства, что не дает возможности определить присущие конкретной отрасли или сфере  инновационные приоритеты, способствующие формированию среды и условий  для стимулирования и развития инновационной  деятельности. Это обстоятельство требует  конкретной привязки совокупного понятийного  аппарата, связанного с развитием  инновационных процессов и осуществлением инновационной деятельности с учетом особенностей развития отечественного агропромышленного комплекса.

 

Учитывая изложенное применительно  к агропромышленному производству, инновационную деятельность следует  понимать как совокупность последовательно  осуществляемых действий по созданию нового или усовершенствованного продукта и организации его производства на основе использования результатов  научных исследований и разработок или передаваемого производственного  опыта.

 

Постоянное и непрерывное  осуществление инновационной деятельности предопределяет формирование инновационного процесса, который определяется как  закономерно и последовательно  чередуемая система конкретных мероприятий  по проведению научных исследований и разработок,

 

созданию инноваций и  освоению их непосредственно в производстве в целях создания новой или  улучшения сельскохозяйственной продукции  и продуктов ее переработки, новой  или усовершенствованной технологии производства.

 

Применительно к различным  отраслям и сферам хозяйства сущность инновационной деятельности не имеет  принципиальных отличий, в то время  как характер и направление инновационного процесса в них могут существенно  различаться. В частности, инновационный  процесс в АПК имеет свою специфику, обусловленную особенностями агропромышленного  производства, и, прежде всего, его главной  составной части - сельского хозяйства.

Информация о работе Инновационнлое развитие РК и инновации