Инновационнлое развитие РК и инновации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Казахстан стоит сегодня на рубеже нового этапа социально- экономической модернизации и политической демократизации. Только при наличии современной конкурентоспособности и открытой рыночной экономики, не ограниченной рамками только сырьевого сектора, основанной на уважении и защите частной собственности и контрактных отношений, инициативе и предприимчивости всех членов общества, возможно поднять экономику страны на уровень мировых стандартов.

Вложенные файлы: 1 файл

Инновациооное развитие и инновации.docx

— 90.73 Кб (Скачать файл)

 

Особое значение в содействии предпринимательству имеет создание специфичной регулятивной среды, то есть разработка и реализация целевых  программ государственного регулирования  бизнеса с использованием эффективных  управленческих методов и рычагов. Свои регулирующие функции государство  выполняет посредством административных и экономических методов. Первые, как правило, ограничивают свободу  выбора хозяйствующего субъекта, а  вторые - способствуют свободе предпринимательского выбора через экономические рычаги - налоги, банковские ставки, льготы и  т.д.

 

Для развивающихся рыночных систем на постсоветском пространстве характерно не только обновление, а  воссоздание регулятивной среды  в сфере предпринимательства, поскольку  его субъекты получили новый толчок к развитию в 80-х годах советского периода, после НЭП 20-х годов. Так. в правовом поле того периода Конституция  СССР 17-ой статьей закрепляла право  граждан на осуществление трудовой деятельности, основанной на личном труде  граждан и членов их семей в  сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства и бытового обслуживания. Однако в связи с преобладанием крупных предприятий и отсутствием дифференцированного подхода в определении места различных предприятий в экономической системе деятельность существующих малых предприятий была неэффективной. К тому же отсутствие конкурентного механизма функционирования предприятий в такой системе обедняло товарный рынок. В итоге такое положение привело к необходимости использования кооперативной формы в качестве малого предпринимательства в условиях реформирования экономики в 80-е годы.

 

Важное значение для развития малого предпринимательства имели  принятые в 1986 году. Закон "Об индивидуальной трудовой деятельности", в 1987 году Закон "О государственном предприятии" (распространенный на все предприятия  с 1989 года), Постановление ЦК КПСС и  Совета Министров СССР о создании совместных предприятий с участием иностранного капитала (1987 год). Позлее в ноябре 1986 года и мае 1988 года закон  легализует частную предпринимательскую  деятельность в ряде производственных областей и сфере услуг, что усилило  рост кооперативного движения, подучившего  мощный стимул к развитию Закона "О  кооперации" (1988 год). В этом законе законодательно воплощен новый подход к экономической политике, так  как в нем взята под защиту сердцевина кооперативного строя - демократизм. С принятием этого закона начинает расширяться сфера частной инициативы и в сельском хозяйстве, а с  введением аграрных договоров на землю (на срок до 50 лет), что заложило основу для формирования фермерства. В 1989 году прошел I Всесоюзный съезд  объединенных кооперативов в сфере  производства товаров и услуг. На съезде был организован "Союз кооперативов СССР в сфере производства товаров  и услуг", который определил  своей главной целью создание параллельной экономики, направленной на оздоровление с существующей хозяйственной  системы.

 

В июне 1990 года был принят Закон "О предприятиях в СССР", в котором предусматривалось  дальнейшее расширение самостоятельности  предприятий и перечислялись  следующие виды предприятий: индивидуальные, кооперативные в форме кооперативного или иного хозяйственного общества или товарищества. Закон давал  возможность также создавать  совместные предприятия, арендные и  малые государственные предприятия.

 

В 80-е годы имело мест интенсивное  развитие кооперативов, производящих товары производственно-технического назначения, торговых и медицинских, обслуживающих население с незначительными  элементами предпринимательства. Однако отсутствовала гибкая экономическая  политика в этой области, быстро реагирующая  па потребности нового экономического явления, защищающая потребителя и  стимулирующая производителя.

 

В начале 90-х годов кооперация как форма малого предпринимательства, несмотря на ее соответствие сложившимся  хозяйственным традициям отечественного производителя сводится на нет. В  известной мере такое притеснение  кооперативов объясняется тем, что  они продемонстрировали в некоторых  случаях некомпетентность в хозяйственной  деятельности и приоритет краткосрочных  интересов над долгосрочными  перспективами.

 

В начале 90-х годов с  дальнейшим ростом внимания широкой  общественности к возможностям предпринимательства  как важнейшего фактора формирования рыночных отношений появляется ряд  основополагающих документов: Постановление  СМ СССР №790 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий" от 08.08.1990 г., Постановление СМ РСФСР "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФРС" от 18.07.1991 г. №404. В них были определены стартовые условия малого предпринимательства. Предусматривается ряд льгот  по материально-техническому снабжению  малых предприятий, в результате чего имел место бурный их рост, а  также предпринимательской активности, сопровождающейся быстрым накоплением  капиталов и активной деятельностью  в торгово-посреднической сфере.

 

Характерной чертой этого, в  целом благоприятного периода для  малого бизнеса было то, что малые  предприятия выполняли роль канала перекачки ресурсов командно-управляемых  госпредприятий в теневую экономику, то есть в пользу полукриминального  и криминального "псевдорыночного" предпринимательства.

 

В этих условиях стало очевидно, что необходима целостная программа  организационно-хозяйственного обновления методического и практического  инструментария по регулированию развития сферы предпринимательства и  ее оптимальной адаптации в трансформируемую экономику.

 

Особенно важным было официальное  закрепление предпринимательской  деятельности в правовом поле. Так, в Казахстане Конституцией утверждено положение, что "каждый имеет право  на свободу предпринимательской  деятельности, свободное использование  своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности". В развитии предпринимательства  большую роль играет не просто расширение правового поля для его субъектов, но прежде всего, его целенаправленная адаптация в конкретной экономической  системе. Для этого при построении целостной регулятивной среды необходимо учитывать стартовые условия  для развития предпринимательства  и в зависимости от этого задействовать  конкретный комплекс факторов. Безусловно, что многие из них могут иметь  общее целевое назначение, но степень  стимулирующего, организационного и  адаптационного воздействия на развитие как самих предпринимательских  структур, гак и мотивацию его  субъектов, как правило, различны.

 

Факториальная среда предпринимательства  включает в себя комплекс общих, по существу, факторов: социальных, экономических, административных, ресурсных и технологических, то есть они имеют место и для  других сфер, секторов экономической  системы. Специфика факторальной среды  предпринимательства формируется  за счет конкретных направлений действия и доминантного обозначения в  процессе выбора определенных мер, методических и практических инструментов административного, правового и финансового менеджмента  в данной сфере.

 

Как видно из приведенной  структуризации составляющих факторальной среды важным результирующим компонентом  является системный маркетинг вкупе  со структурным менеджментом, охватывающим весь бизнес-спектр и включающий в  себя прогрессивный инструментарий регулирующего воздействия, используемый в развитых рыночных системах. Как  правило, этот инструментарий - правового  и финансового характера с  четко выраженной социально-экономической  направленностью. Его использование  позволило сконцентрировать действия в факторальной среде на развитие определенных бизнес - секторов, регулируя  при этом трудовые потоки и финансовые ресурсы. При этом серьезный аргументацией  в структуризации бизнеса является её результирующий мотив на повышение  конкурентоспособности экономики  страны. Так, в мировой практике в  качестве характеристики внешней конкурентоспособности  применяется коэффициент выявленных сравнительных преимуществ - RCA (Revealed Comporative Advantage). Он рассчитывается как  отношение доли данной страны на мировом  рынке данного товара к доле данной страны в мировом экспорте. Известный  немецкий экономист Хорст Зиберт отмечает, что Германия специализируется на продуктах средних технологий, чем похожа на Японию, в отличие  от США, Франции

 

и Великобритании, где заметна  большая специализация на продуктах  высоких технологий.

 

В России в основном экспортируются продукты низких и средних технологий. Коэффициенты RCA, как правило, тем  больше, чем ниже степень обработки. Исключение составляют энергоблоки, приборы  и корабли, последние, впрочем, в 2002 г. утратили конкурентоспособность.

 

Теоретически доказано, что  масштабные скачки в увеличении производства, если они опираются на массовые инвестиции без существенных технологических  изменений, требуют не лимитированного  роста рабочей силы. Известные  модели У.А.Льюиса и его последователей основаны на свободном притоке рабочей  силы в промышленность из аграрного  сектора в период индустриализации, что характерно для многих стран, добившихся высоких темпов экономического роста (Южная Корея, Тайвань, Китай, Малайзия).

 

Возможно замещение труда  капиталом при капиталоемком  техническом прогрессе, тогда спрос  на рабочую силу будет снижен, но все равно ее прирост при крупных  инвестициях необходим. Известны и  обратные явления, когда недостаток капитала возмещался высоким качеством  относительно дешевой рабочей силы (например, Юго-Восточная Азия).

 

Вариант быстрого роста, не требующий  масштабного увеличения рабочей  силы - наращивание экспорта готовых  изделий на открытые рынки западных стран с использованием в качестве конкурентного преимущества низкой оплаты труда в экспортных отраслях при внедрении заимствованных там  же технологий.

 

Казахстанский опыт в построении регулятивной среды для предпринимательства  характерен поддержкой на государства. Систематически отслеживаются негативные факторы, препятствующие развитию сферы  предпринимательства. Устойчивое развитие банковского сектора позволяет  развивать рынок финансовых услуг  и создать многоуровневую систему  финансово-кредитного обеспечения, целенаправленно  стимулирующую увеличение активов  предприятий малого предпринимательства. В 2003 году принят Закон "О микрокредитных организациях", в соответствии с  которым предусмотрена возможность  предоставления микрокредитов в  размере, не превышающем тысячекратного размера месячного расчетного показателя на одного заемщика. Кроме того, льготное положение субъектов малого предпринимательства  подтверждается также возможностью открытия счетов в банках второго  уровня без взимания платы.

 

Акцент на активизацию  инновационного направления не случаен. Интенсивное освоение высоких технологий в международном экономическом  пространстве ставит перед развивающимися странами комплекс новых задач по ускоренному преобразованию своих  структур, в том числе предпринимательских, в общемировом направлении, перевод  их в режим

 

конкурентоспособности. Так, в Казахстане реализуется Программа  развития производства строительных материалов, изделий и конструкций на 2005-2014 гг. Основанием для ее разработки по служило то, что имеющиеся сегодня  в отечественной стройиндустрии технологии представляют собой вчерашний  и даже позавчерашний день". Опыт развивающихся рыночных систем на постсоветском  пространстве выявил основные поэтапные  шаги в обеспечении и устойчивой экономической базы для развития предпринимательства, которые сводятся к следующему:

 

- Развитие новых институтов  собственности "раскрепостивших"  деловую активность общества. Так,  в Казахстане разгосударствление  и приватизация, начатые в начале 90-х годов прошлого века привели  к первым структурным преобразованиям  в экономике республики с использованием  новых институтов собственности.  Реализация антикризисных и стабилизационных  программ позволила национальной  экономике в период с 1994 по 2000 год создать основу для макростабилизации.  Начиная со второй половины 2001 г. удалось закрепить достижения  в реальном секторе экономики,  что позволило в 2002 году перейти  к новой экономической политике, в основе которой была заложена  стратегия устойчивого развития  экономики с серьезными социальными  коррективами в сторону роста  благосостояния общества.

 

- Диверсификация и модернизация  экономики с широким использованием  инновационных технологий и постепенным  включением сырьевого фактора  как базового для создания  сильного перерабатывающего комплекса.  Инновационные технологии позволяют  значительно расширить структуру  сферы предпринимательства, как  крупного, так и малого бизнеса,  позволяя организовывать стратегически  важные приоритеты новой экономической  политики. способствуя поэтапной  её реализации. При этом важна  последовательность проводимых  мероприятий по укреплению экономической  основы предпринимательства в  казахстанской экономике:

 

- Укрепление конкурентной  среды в отечественной экономике  за счет совершенствования рыночной  инфраструктуры, направленной на  эффективное функционирование основных  её секторов и развитие конкурентоспособных  производств, реализующих стратегию  открытого экономического общества  с перспективой успешного интегрирования  в мировое рыночное хозяйство.

 

- Расширение инвестиционной  среды для сферы предпринимательства  на основе целенаправленного  развития банковской инфраструктуры  и других финансовых институтов. При этом приоритетными являются  укрепление таких позитивных  тенденций в экономике Казахстана, как:

Информация о работе Инновационнлое развитие РК и инновации