• расширение
капитализации экономики на основе
роста предпринимательских структур;
• выход казахстанского
капитала на внешние рынки;
• динамичное
развитие сферы услуг с растущей
его долей в структуре ВВП;
• устойчивый
рост торгового оборота в сфере
малого и среднего бизнеса.
В целом, реализация нового экономического
курса на повышение конкурентоспособности
экономики, базирующейся на целенаправленном
расширении сферы предпринимательства,
должна обеспечить эффективную её диверсификацию,
объективно необходимую для дальнейшего
экономического прогресса. Сфера предпринимательства
становится все более привлекательной
для различных социальных слоев
общества, при этом каждая развивающаяся
система формирует в себе основы
для среднего класса, который обеспечивает
устойчивость всего социального
потенциала. С укреплением рыночных
отношений развивается конкурентная
среда, создающая объективно необходимые
предпосылки для качественных сдвигов
в сфере предпринимательства. Все
это предопределяет постоянное совершенствование
менеджмента в данной сфере, что
возможно на основе детализации её
структурно-функциональных параметров
с выделением отраслевой и региональной
специфики различных бизнес-структур.
1.
1. Финансовые
проблемы развития малого предпринимательства.
Мировой опыт показывает, что
в экономике любой страны наряду
с крупными предприятиями успешно
функционируют малые и средние,
которые являются основой экономического
развития общества и страны в цепом.
В настоящее время и в Казахстане
все более актуальной является проблема
активизации развития малого и среднего
предпринимательства.
Малый и средний бизнес,
являясь существенным фактором социально-политической
стабильности и экономического роста
страны, представляет основу экономик
в большинстве стран, на их долю приходится
значительная часть ВВП, в них
задействована большая часть
рабочего населения. Это относится
не только к странам с переходной
экономикой, но и к развитым. Так,
в Японии 80% всех промышленных рабочих
заняты в малом бизнесе, в Германии
- 50%, в США - около 39%. В некоторых
азиатских странах этот показатель
еще выше, в 1994-1996 гг. в Индии - 35%, Сингапуре
- 40, Малайзии -45,8%.
Анализ деятельности малого
предпринимательства в Казахстане
показал, что за последние 3-4 года здесь
наметились кардинальные изменения. Если
в начале 1991-1992 гг., в развитии малых
предприятий был характерен устойчивый
рост, как их числа, так и количества
занятых работников при среднегодовых
приростах около 70%, то в 1995 г. прирост
числа МП составил лишь 2%. Это связано
с тем, что значительная часть
предприятий малого бизнеса в
последние годы была вынуждена в
какой-то мере ограничивать свою деятельность
или полностью переключиться
на краткосрочные посреднические операции.
Фактический объем продукции
снизился в 1996 г. по сравнению с 1993 на
21,7%, а количество частных предприятий
с торгово-посреднической деятельностью
возросло в 3,8 раза. Кроме того, в
абсолютном большинстве они специализируются
на обслуживании не населения, а государственных
предприятий. Поэтому наибольшее число
их сосредоточено в промышленно-развитых
областях, а не в регионах, производящих
сельскохозяйственную продукцию. Так,
больше всего предприятий малого
бизнеса зарегистрировано в промышленных
зонах - Алматинской, Карагандинской, Павлодарской
и др. В связи с этим поддержка
предпринимательства в регионах
с неразвитой промышленной базой
имеет особое значение, тем более
что в них имеются хорошие
условий для создания широкой
сети малых предприятий для переработки
и сбыта сельскохозяйственной продукции
Однако для этого необходимы оборудование
и льготные кредиты, транспортная обеспеченность,
налаженная инфраструктура, так как
основной потребитель продукции
находится в отдаленных районах
Республики или в ближнем и
дальнем зарубежье. Решение этих
проблем значительно ускорило бы
развитие агропромышленного комплекса
в этих областях.
Основными факторами ухудшения
ситуации в сфере малого предпринимательства
является дефицит собственных денежных
средств, неплатежеспособность потребителей
продукции, нестабильность правовых норм
и налоговой политики, недостаточное
развитие рынков сбыта, а также очень
незначительный доступ к рынку капитала.
Лишенные институционных кредитов
предприниматели малого бизнеса
не удовлетворяют финансовым требованиям
оборотного капитала и используют собственные
фонды из неофициальных источников.
Предприятиям малого бизнеса
ограничен доступ к долгосрочным
кредитам, они также не имеют возможности
привлекать в оборот заемные средства.
Труд здесь остается наименее механизированным
и поэтому малопроизводительным.
Частный сектор экономики практически
лишен финансовой поддержки со стороны
государства. B 1995 г. более 280 млн.тенге
поступили на счет фонда поддержки
предпринимательства и развития
конкуренции, однако только 52 млн., тенге
были выделены по прямому назначению.
Нет также должного контроля по использованию
экономической помощи Запада, которая
предназначается на развитие частного
бизнеса. В государственном бюджете
средств на развитие малого предпринимательства
практически нет. Учреждениям банковской
системы намного выгоднее заниматься
финансированием капиталоемких
проектов, «Вторые, как правило, реализуются
крупными фирмами.
Финансирование малых
предприятий по опыту стран с
развитой рыночной экономикой следует
осуществлять как за счет внутренних,
так и внешних источников. Согласно
казахстанскому законодательству, внешними
источниками финансирования могут
использоваться средства фонд, средства
внебюджетных фондов, выпуск ценных бумаг,
целевые займы, кредиты, паи. Основными
внутренними источниками привлечения
средств являются финансовые ресурсы
и внутрихозяйственные резервы
предпринимателя-инвестора, т.е. прибыль,
амортизационные отчисления, денежные
накопления и сбережения предпринимателей,
средства от страховой деятельности,
о суммы, получаемые в качестве неустоек,
штрафов и т.п. населения, вложенные
в Народный банк, Пенсионный
Внешним внебюджетным источником
финансирования малого предпринимательства
может быть частное и спонсорское
финансирование. В странах с развитой
рыночной экономикой нередко за малой
фирмой стоит частная корпорация,
заинтересованная в результатах
работы тех или иных предприятий,
например, венчурные компании, которые
берут на себя риск разработки принципиально
новой технологии и ее освоения.
Главный стимул венчурного инвестирования
- прибыль от прироста стоимости
акций компании. Кредитор рассчитывает,
что продукция компании, быстро достигнув
стадии серийного производства, станет
приносить повышенную прибыль. В
этом случае инвестор, представивший
кредит в обмен на акции новой
фирмы, сможет с большей выгодой
реализовать свою долю ее ценных бумаг.
Использование венчурного капитала
пока не получило широкого распространения
в предпринимательской практике,
но это - одна из возможностей приобретения
средств.
Еще одним внешним внебюджетным
источником финансирования малых предприятий
может быть совместное инвестирование.
Например, в ФРГ банками и страховыми
компаниями создаются специальные
фирмы, участвующие в капитале малых
предприятий, Этот опыт можно использовать
в Казахстане через договоры-подряды
по финансированию какой-либо разработки.
Особый интерес представляет
такой источник финансирования, как
привлечение капиталов с помощью
выпуска и размещения акций, облигаций
или других ценных бумаг при посредничестве
инвестиционных институтов. Однако облигации,
акции под малый бизнес не могут
быть ликвидными, а следовательно
и привлекательными для частных,
особенно иностранных, инвесторов. Эту
проблему можно решать, предоставляя
малому бизнесу налоговые льготы.
Исследования показали, что
множество проблем в финансировании
малых предприятий можно решить
за счет интегрирования малых и средних
в крупные и средние действующие
предприятия. В этом случае в качестве
инвестиций крупные предприятия
могут предоставить в аренду малым
основные фонды, долгосрочный кредит на
льготных условиях и выступить поручителями
при получении гарантированного
займа. Кроме того, действующие предприятия
осуществляют поддержку малого предпринимательства
посредством формирования местного
рынка комплектующих элементов
готовой продукции, производственных
и технологических услуг. С учетом
общего состояния экономики в
Республике и значительного дефицита
государственного бюджета единственным
реальным источником финансирования малого
бизнеса в настоящее время
является банковский кредит. Назрела
необходимость создать специальные
сети коммерческих банковских структур
для финансирования малых и средних
предприятий по более низкой, чем
действующая в настоящее время,
процентная ставка
в коммерческих банках.
Для заинтересованности банковских
организаций, предоставляющих кредиты
под производственные проекты частного
бизнеса, необходимо разработать систему
льготных условий и стимулов. Например,
предоставить налоговый инвестиционный
кредит на доходы банков, полученные от
вложения средств в малый бизнес.
Необходимо также более широко использовать
и нетрадиционные виды финансовых услуг
- такие, как лизинговый кредит, лизинг
недвижимости, факторинговые операции.
Большую роль в организации
финансирования малого бизнеса могут
сыграть кредитные программы
и многочисленные региональные, городские,
целевые фонды. Поскольку деятельность
малых предприятий ориентирована
главным образом на местный рынок,
многие финансовые вопросы необходимо
решать с участием местных органов
власти. Они же должны определять основные
направления поддержки предпринимательства,
разрабатывать комплекс необходимых
мероприятий, изыскивать материально-технические
и финансовые ресурсы для их реализации
за счет региональных источников. С
учетом сложившейся ситуации в экономике
в целом, финансированию малых предприятий
могло бы содействовать также
создание общества взаимного кредита,
выступающего в качестве гаранта
кредита. Это - объединение страховой
организации и нескольких мелких
банков для финансирования малых
предприятий. Они могут осуществлять
все краткосрочные банковские операции,
а также давать коммерческим банкам
или городским фондам рекомендации
по кредитованию отдельных предприятий
после соответствующей проверки
их финансового состояния.
Особую актуальность приобретают
проблемы развития малого и среднего
бизнеса в агропромышленном комплексе,
который помог бы не только более
полно использовать потенциал сельского
хозяйства, но и остановил бы большой
отток из аулов и сел трудоспособного
населения.
В республике растет число
крестьянских хозяйств, но их становление
сопряжено с немалыми трудностями.
Они при сохраняющейся монополии
государства в сфере хранения,
реализации, транспортировки, переработки
сельхозпродукции не могут на равных
условиях войти в рынок. Необходима
целевая государственная поддержка
крестьянским хозяйствам, способным
наращивать производство товарной продукции
и становиться эффективной рыночной
формой хозяйствования. Подобающее место
в экономике республики крестьянским
хозяйствам помогли бы занять разработка
и внедрение механизма, обеспечивающего
их доступ к источникам финансирования,
в т.ч. и для привлечения иностранных
инвестиций, страхования их деятельности.
Предпосылкой успешного
развития фермерства в Казахстане является
создание необходимых условий для
появления подлинных собственников
средств производства, формирования
и развития элементов рыночной инфраструктуры,
обслуживающей хозяйствующие субъекты
и всемерно облегчающей сбыт производственной
продукции, а также создание информационных
центров и расширение сети лизинговых
компаний для обеспечения фермерских
хозяйств современными технологиями и
оборудованием.
В настоящее время при
Министерстве сельского хозяйства
создан фонд поддержки предпринимательства
за счет бюджетных средств, которые
обслуживают лизинговые операции с
сельхозтоваропроизводителями. Они
получают машины и оборудование на
условиях лизинга через лизингодателя,
с которым заключают соответствующие
договоры сроком не более чем на
5 лет. В них предусматриваются
размеры и сроки платежей, периодичность
возврата.
Результаты исследований
показали, что малое предпринимательство
обслуживается в последнюю очередь,
и средства выделяются весьма незначительные.
Видимо, целесообразно из этого фонда
выделить долю средств малому предпринимательству.
Кроме того, с цепью улучшения
материально-технического обеспечения
предприятий малого бизнеса необходимо
в каждом районе предусмотреть создание
специальных лизинговых фондов за счет
средств республиканского бюджета.
При этом средства данного фонда
должны быть переданы на конкурентной
основе непосредственно сельхозтоваропроизводителям
с тем, чтобы они имели возможность
выбрать себе поставщиков и посредников.
Это позволит товаропроизводителям
выступать учредителями специализированных
лизинговых компаний с внесением
этих средств в виде вкладов в
уставной капитал.
В европейских странах
на долю лизинга приходится 15-17% общего
объема капитальных вложений. Под
контролем Министерства сельского
хозяйства США функционирует
ряд финансово-кредитных организаций,
осуществляющих льготное кредитование
фермеров и сельских жителей. Льготы
по кредиту реализуются в виде
компенсационных платежей по процентам
коммерческих банков с учетом ценных
бумаг, служащих залогом при получении
ссуд из федеральных кредитных средств
долговых обязательств, процент по
которым не облагается налогом, и
др. Средняя процентная ставка за использование
кредитных ресурсов сельхозтоваропроизводителем
не превышает 5%. Фермерам, берущим кредит
у различных кредитных организаций,
выплачиваются компенсационные
платежи в размере 4% кредитных
ресурсов. Фермеры также на льготных
условиях получают ссуды на покупку
техники, оборудования и т.д.
С учетом описанного выше опыта
можно было использовать следующие
льготы для малых предприятий: оставить
предоставление льготных кредитов на
развитие производства и восполнение
временной потребности в оборотных
средствах; государственное субсидирование
программ для предприятий, осваивающих
новые технологии.
3. КЛАСТЕРНОЕ РАЗВИТИЕ
3.1 Кластерообразующие структуры
в горной металлургии Казахстана.
Исторически сложившаяся
промышленная специализация ряда областей
Казахстана, имеет оформившиеся предпосылки
создания конкурентного преимущества
в мировом разделении труда в
сфере черной и цветной металлургии.
Именно благодаря ярко выраженной специализации
тот или иной регион концентрирует
усилия на выпуске определенного
спектра продукции. Более того, теория
кластеров М. Портера основана на
том, что наиболее конкурентоспособные
в международных масштабах фирмы
одной отрасли обычно сконцентрированы
в одном регионе. Это связано
с волновой природой инноваций, распространяющих
вокруг себя наиболее конкурентоспособные
компании и затрагивающих поставщиков,
потребителей и конкурентов данных
компаний. В регионе возникает "кластер"
- сообщество сконцентрированных по географическому
принципу фирм, тесно связанных отраслей,
взаимно способствующих росту конкурентоспособности
друг друга. Ряд исследователей, занимающихся
изучением данной проблемы, отмечают,
что кластеры обычно четко выражены
в условиях развитой экономики. В
развивающейся экономике большая
часть промышленных предприятий
имеет местное базирование или
представляет собой иностранные
дочерние подразделения. Экспортные отрасли
проявляют тенденцию к существенному
потреблению ресурсов и затрат труда.