Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:35, контрольная работа
Современная школа - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.
Введение
1. Теоретические аспекты инновационных процессов
1.1 Понятие об инновациях в образовании, их классификация
1.2 Законодательное обеспечение инновационных процессов как условие формирования новой образовательной парадигмы
2. Характеристика инновационных технологий в образовательных учреждениях
2.1 Современные инновационные технологии в образовании
2.2 Инновационные образовательные технологии в образовательных учреждениях РК
Заключение
Список использованной литературы
Переводу дошкольного образовательного учреждения в режим развития служат:
- концепция и программа развития детского сада;
- моделирование воспитательно-
- проведение в учреждении
инновационной,
- сплоченный общностью цели коллектив - дети, педагоги, родители;
- организация оптимальной системы внутрисадовского контроля и самоуправления;
- система эффективной
научно-методической
- материально-техническая
база, достаточная для формирования
оптимальной предметно-
- набор альтернативных
образовательных услуг в
Классификации педагогических технологий
Руководители ДОУ, педагоги
должны ориентироваться в широком
спектре инновационных
Г.К. Селевко дает классификацию педагогических технологий применительно к школе. Но эта классификация может представлять интерес и для системы дошкольного воспитания и образования. Приведем несколько типов технологий, характеризующихся отношением взрослых к ребенку.
Авторитарные технологии.
Педагог - единоличный субъект учебно-
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.
Гуманно-личностные технологии исповедуют идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергают принуждение.
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка.
Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности. Осуществляя выбор, ребенок заявляет свою позицию, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
Способ, метод, средство обучения определяют разные технологии: догматические, репродуктивные; объяснительно-иллюстративные, программированного, проблемного, развивающего обучения; диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и другие.
Большой класс современных технологий определяется содержанием модернизаций и модификаций, которым подвергается существующая в них традиционная система. Это технологии на основе:
гуманизации и демократизации педагогических отношений;
активизации и интенсификации деятельности учащихся;
эффективности организации и управления процессом обучения;
методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала.
Технологии, использующие методы народной педагогики, опирающейся на естественные процессы развития ребенка, а также альтернативные ("Вальдорфская педагогика" Р. Штейнера и др.).
Педагогика сотрудничества, по мнению Г.К. Селевко, - одно из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании.
Сотрудничество - это совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
В педагогике сотрудничества несколько направлений. Одно из них - гуманно-личностный подход к ребенку, который ставит в центр образовательной системы развитие совокупности качеств личности, источник многих инновационных идей.
Гуманно-личностный подход объединяет в себе целый ряд идей. Прежде всего, это гуманизация и демократизация педагогических отношений, включающие в себя:
любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
веру в ребенка;
мастерство общения;
отсутствие прямого
терпимость к детским недостаткам;
признание права ребенка на ошибку и на собственную точку зрения;
особый стиль отношений: не запрещать, а направлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Заключение
Обращение к анализу проблем
инноваций педагогической деятельности
с неизбежностью выдвигает
Сегодня у нас в стране происходит становление науки о педагогических нововведениях. Выделение этой науки в самостоятельную отрасль началось с общественно-педагогического движения, с возникновения противоречия между имеющейся потребностью в быстром развитии школы и неумением педагогов ее реализовать. Возрос массовый характер применения нового. В связи с этим обострилась потребность в новом знании, в осмыслении новых понятий "новшество", "новое", "инновационный процесс" и др.
Одной из тенденций развития инновационных технологий является также включение в учебный процесс не только познавательной, но и эмоционально-личностной сферы человека.
Подготовка заведующих, старших воспитателей к инновационной деятельности эффективна, если она разворачивается в адекватных учебных формах и решает две взаимосвязанные задачи: формирование инновационной готовности к восприятию новшества и обучение умениям действовать по-новому.
Введение инновационных проектов в дошкольных учреждениях помогает воспитывать и обучать воспитанников в духе времени. Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям связанных с их образовательным уровнем каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих воспитанников. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения.
Рассмотрим подходы, обозначенные в
литературных источниках к управлению
образованием.
Т.В. Волосовец, С.Н. Сазонова считают управление целенаправленной деятельностью всех субъектов, обеспечивающей становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие образовательного учреждения (8; с.51).
Л.С. Маркова определяет управление как особую деятельность, в которой её субъект, посредством решения управленческих задач, обеспечивает организованность совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и её направленность на достижение образовательных целей развития школы (43; с.21).
Итак, мы принимаем за основу
следующее определение: управление
это процесс целенаправленного,
осознанного воздействия
При этом субъект управления - это физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие. Ими в ДОУ выступают заведующий или его заместители как физические лица, а также коллективные органы управления, Совет учреждения, Совет педагогов, Попечительный совет как юридические лица.
Объектом управления могут быть физические лица, а также организационные системы (дошкольное образовательное учреждение) и процессы (образовательный процесс) (1; с.32).
В.С. Голицина отмечает, что при правильном руководстве учреждением управленцу важно постоянно анализировать современную обстановку, это позволит ориентировать педагогов ДОУ на активное восприятие достижений общества в области демократии (13; с.22).
М.В. Корепанова считает, что руководителю важно продумывать стратегию развития ДОУ, определяя его назначение, место в системе образования, основные цели, задачи и функции. При этом особое внимание она обращает на создание новых типов ДОУ, ориентацию образовательного процесса на удовлетворение разнообразных потребностей детей и их родителей (31; с.26).
В поле зрения руководителя должны попасть проблемы демократизации и гуманизации всех структур и функций ДОУ, ориентации ДОУ на развитие личности, индивидуализации ребёнка, сочетания обучения и воспитания с оздоровлением, реализации новых учебных программ и технологий и т.д. (32; с.27).
Исследователи рассматривают
дошкольное образовательное учреждение
как сложную социально-
Система подразумевает множество элементов, находящихся в связях и в отношениях друг с другом, образующих определённое целое, единство. Также система обладает рядом признаков и предполагает дифференцированность, целостность взаимосвязанных компонентов, имеющих особую связь и являющихся частью системы более высокого порядка (36; с.43).
Системный подход предполагает, что процесс управления - это выполнение субъектом деятельности ряда последовательных операций. Он подразумевает сознательное и планомерное управление. Устанавливаются связи между сферами управления, выдвигается главная цель, затем в соответствии с ней формулируются частные промежуточные цели, ставятся задачи, продумываются средства, осуществляется контроль.
С его помощью организация рассматривается как единое целое со всеми сложнейшими её связями и отношениями, а также согласования деятельности всех её подсистем (43; с.57).
Данный подход раскрывается в работах В.С. Голициной (13), М.В. Корепановой (31), Л.С. Марковой (43) и др.
Сторонники этого подхода подчёркивают взаимозависимость функций управления и направленность их последовательной реализации на достижение целей управления.
Системный подход требует использования принципа обратной связи между частями и целым; целым и окружением (т.е. средой), а также между частями и окружением. Этот принцип есть проявление диалектики взаимосвязи между различными свойствами. (42,53)
Системный подход открывает возможность для более полного учёта информации, обобщения опыта, коллективного обсуждения, широкого привлечения актива к управлению, целенаправленного планомерного управления с использованием всех звеньев сложного педагогического коллектива. Системное видение действительности, по Л.С. Марковой, - особая познавательная технология управления, которая ориентирует на изучение управленческого процесса как системы функций (планово - прогностическая, аналитическая, контроля, регулирования) (43; с.37).
Цель ДОУ как образовательной системы - создать условия для полноценного гармоничного развития, воспитания и обучения каждого ребёнка на уровне индивидуальных возможностей (46; с.11).
В настоящее время ряд ученых считает, что состав и последовательность функций, из которых слагается процесс управления один и тот же для всех самоуправляемых систем. Отмечая при этом, что пропуск одной из них ведет к деформации всего процесса управления и снижает его результативность (51; с.14).
В реальной управленческой практике жёстких границ между функциями нет. Отсутствие жесткой иерархии и субординации не позволяет выделить ведущую, основную и вспомогательную функции. Отсутствует единая логическая последовательность и реализация функций. Вместе с тем в реальной ситуации та или иная функция может приобрести доминирующий характер (56; с.48).
Основными функциями управления ДОУ являются:
I. Планирование как функция управления - это обоснование и выбор целей развития и функционирования ДОУ, а также разработка путей достижения этих целей.
Цель - ключевые результаты,
к которым организация
План является скоординированной системой решений, обеспечивающей эффективность деятельности ДОУ в течение существенного времени, и позволяет осуществлять совокупность мер по реализации задач, стоящих перед ДОУ в каждый конкретный период (31; с.39).
II. Функция организации состоит в следующем.
Организация - это деятельность, представляющая совокупность процедур и операций по формированию управляемого объекта и его управляющих органов, а также связей, коммуникаций, рационального взаимодействия, направленного на достижение целей организации.
Результатом организационной деятельности являются четкое распределение функций и обязанностей между сотрудниками и рациональная организованная структура, в которой чётко определены все связи подчинения и связи взаимодействия исполнителей между собой (33; с.24).
В работе Т.В. Волосовец, С.Н. Сазоновой в содержании организации как функции управления выделены 4 компонента:
1. Организационные условия ДОУ предполагают создание нормативно-правовых, материально-технических и других, условий, необходимых для функционирования и развития дошкольного учреждения, обеспечения качественной работы всех субъектов образовательного процесса, для создания рациональной структуры организационных отношений, реализации механизма организации;
2. Организационная структура, созданная в ДОУ, является одновременно и целью, и результатом организационной деятельности. Должна обеспечивать целостное влияние на развитие личности ребенка и предполагать взаимодействие, согласованность всех звеньев управляющей и управляемой подсистем, что достигается четким определением и разграничением должностных и функциональных обязанностей, эффективным использованием возможностей каждого сотрудника;
Информация о работе Инновационные образовательные технологии