Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 15:04, курсовая работа
Цель курсовой работы является определение инновационной стратегии развития предприятия ОАО «Горизонт».
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- представить теоретические основы инновации и обеспечения конкурентоспособности предприятия.
- провести анализ инновационной стратегии и конкурентных преимуществ предприятия ОАО «Горизонт».
- внести предложения по разработке инновационной стратегии предприятия ОАО «Горизонт».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…..5
1 ИННОВАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСБСНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ…...………………………..……………………………...……...7
1.1 Сущность инновации……...…………………………………………………..7
1.2 Инновации и конкурентоспособные преимущества предприятия…………8
13 Основные стратегии формирования конкурентных преимуществ
продукции и предприятия ……………………………………………………….10
14 Технико-экономическое обоснование инновационной стратегии
развития предприятия…………………………………………………………….14
2 АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ И КОНКУРЕНТНОЙ
ПОЗИЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………..………………..……16
2.1 Характеристика ОАО «Управляющая компания холдинга
«Горизонт»»……………………………………………………………………16
2.2 Анализ рынка и рынка и рыночной позиции предприятия…….………….19
2.3 Анализ конкурентоспособности продукции и конкурентных
возможностей предприятия. Результаты анализа…………………………..25
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ ИННОВАЦИОННОЙ
СТРАТЕГИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………...….………………….30
3.1 Предложения по формированию конкурентных преимуществ
и укреплению рыночной позиции предприятия…………………………….30
3.2 Оценка экономического эффекта внедрения предложений……………......33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..………………………45
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 ИННОВАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСБСНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ…...………………………..…………
1.1 Сущность инновации……...…………………………………………
1.2 Инновации и конкурентоспособные преимущества предприятия…………8
13 Основные стратегии формирования конкурентных преимуществ
продукции и предприятия ……………………………………………………….10
14 Технико-экономическое обоснование инновационной стратегии
развития предприятия…………………………
2 АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ И КОНКУРЕНТНОЙ
ПОЗИЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………..………………
2.1 Характеристика ОАО «Управляющая компания холдинга
«Горизонт»»…………………………………………………
2.2 Анализ рынка и рынка и рыночной позиции предприятия…….………….19
2.3 Анализ конкурентоспособности продукции и конкурентных
возможностей предприятия. Результаты анализа…………………………..25
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ ИННОВАЦИОННОЙ
СТРАТЕГИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………...….………………
3.1 Предложения по формированию конкурентных преимуществ
и укреплению рыночной позиции предприятия…………………………….30
3.2 Оценка экономического
эффекта внедрения предложений…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..………………………45
ВВЕДЕНИЕ
Усложнение производственных
процессов, повышение наукоемкости
выпускаемой продукции, изменение
внешней среды организации
Сложившиеся проблемы необходимо решать, прежде всего, за счет эффективного использования собственных потенциальных возможностей предприятия, повышения роста продуктивности производственных ресурсов, сосредоточения части усилий по развитию сферы науки и техники, инновационной деятельности на уровне хозяйственных единиц. Именно поэтому возникает необходимость формирования стратегии инновационного развития предприятий, определяющей приоритетные направления укрепления рыночных позиций предприятия и способы их реализации
Инновационная стратегия
как составная часть общей
стратегии организации
Содержание инновационной
стратегии обуславливается ее характером,
особенностями инновационной
Активизация экономических
процессов, ограниченность ресурсов экстенсивного
роста определяют переход предприятий
на инновационный тип развития, позволяющий
обеспечить устойчивое функционирование
компании за счет эффективного использования
собственных потенциальных
Таким образом, главной причиной, заставляющей предприятия переходить на инновационный путь развития, даже если шансы занять монопольное положение на рынке практически отсутствуют, является острая конкуренция, с которой приходится сталкиваться практически любому предприятию, поставляющему технологию, выпускающему продукцию или оказывающему какие-либо услуги. Предприятие обязано само заботиться о сохранении конкурентоспособности и получении прибыли.
Цель курсовой работы является определение инновационной стратегии развития предприятия ОАО «Горизонт».
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- представить теоретические основы инновации и обеспечения конкурентоспособности предприятия.
- провести анализ инновационной стратегии и конкурентных преимуществ предприятия ОАО «Горизонт».
- внести предложения по разработке инновационной стратегии предприятия ОАО «Горизонт».
Объектом курсовой работы является ОАО «Горизонт».
Предметом курсовой работы является управление инновационной стратегией предприятия.
Статистической базой исследования послужил практический материал ОАО «Горизонт».
1 ИННОВАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Инновации являются главным
средством обеспечения
Стратегия инновационной
деятельности предприятия ориентирована
на научно-технический прогресс (НТП),
на использование его результатов
для повышения эффективности
производства и обеспечения
- неизвестные потребителю
блага (новая продукция,
- неизвестный метод производства продукции или услуг;
- разработка новых материалов и элементов;
- получение нового источника сырья и энергии;
- организационные нововведения
(освоение нового рынка,
Под нововведением (инновацией) принято понимать конкретный объект или мероприятие, внедренные в производство по результатам проведенного научного исследования или сделанного открытия (изобретения), качественно отличный от предшествующего аналога.
Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом. Понятие «инновация» применяется ко всем новшествам, как в производстве, так и в организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и других сферах деятельности предприятия, а также к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающих условия для такой экономии. Инновации можно разделить на два основных вида: технические и организационные. К техническим нововведениям относятся: новые продукта, новые технологии или новые услуги. Организационные нововведения окупаются, как правило, быстрее технических и поэтому также имеют важное значение для успеха предприятия. К ним относятся: нововведения в организацию производства, новые методы маркетинга, финансовые нововведения, новые методы управления, структурные нововведения, нововведения, относящиеся к изменению конкуренции, характеристик и сегментации рынка и другие нововведения.
Таким образом, под инновацией понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления.
1.2 Инновации
и конкурентоспособные
Конкурентоспособность товара отражает его способность более полно отвечать запросам покупателей в сравнении с аналогичными товарами, представленными на рынке. Она определяется конкурентными преимуществами: с одной стороны, качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами, с другой - ценами, устанавливаемыми продавцами товаров.
Конкурентные преимущества предприятия нужно оценивать по следующим критериям:
1. Достигнутый уровень
конкурентных преимуществ (
2. Степень устойчивости
конкурентных преимуществ (
Необходимо четко знать, в чем состоит конкурентное преимущество исследуемого предприятия, а в чем оно отстает от конкурентов. В основе решения о покупке лежит обобщенная оценка товаров или услуг конкретного предприятия по сравнению с аналогичными товарами или услугами других предприятий. Потребитель оценивает итоговое конкурентное преимущество, то есть баланс между относительными преимуществами и недостатками по сравнению с преимуществами конкурентов.
Инновации формируют конкурентные
преимущества со средней и высокой
степенью устойчивости. Соответственно
под инновационным обеспечением
конкурентоспособности
Известный специалист в области маркетинга М. Портер предложил классификацию (иерархию) конкурентных преимуществ с точки зрения их значимости. Преимущества низкого ранга (доступное сырье, дешевая рабочая сила, масштабы производства) придают фирме недостаточную конкурентоспособность, так как они легкодоступны конкурентам и широко распространены.
К преимуществам более высокого порядка относят репутацию фирмы, связи с клиентами, а также инвестиционную привлекательность фирмы.
Важным конкурентным преимуществом могут являться цели и мотивация владельцев, менеджеров и персонала фирмы. Существует и региональный аспект приобретения конкурентных преимуществ. Однако эти факторы изменчивы и не позволяют долго удерживать конкурентные преимущества. Поэтому конкурентные преимущества наиболее высокого порядка связаны с коренными изменениями в деятельности фирмы.
К конкурентным преимуществам
наивысшего порядка М. Портер относит
технический уровень продукции,
запатентованную технологию производства
и высокий профессионализм
Следовательно, среди внутренних
факторов конкурентоспособности
Максимальное наращивание конкурентных преимуществ возможно, если:
Таким образом, движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удается использовать современную технологию и организацию производства, повышать качество продукции, обеспечивать успех и эффективность деятельности предприятия. Решение этих задач требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.
Основу выработки
1. Наступательные инновационные
стратегии – характерны для
фирм, основывающих свою
2. Оборонительные инновационные
стратегии – направлены на
то, чтобы удержать конкурентные
позиции организации на уже
имеющихся рынках. Главная функция
такой стратегии –
3. Имитационные инновационные
стратегии – используются