Понятие инновационного процесса и его цели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 21:58, шпаргалка

Краткое описание

При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.

Вложенные файлы: 1 файл

Innovatsionny_ekzamen.docx

— 145.49 Кб (Скачать файл)

  1. ???Инновационная составляющая в развитии социально-экономической системы

Опыт показывает, что стабильное развитие производства в течение длительного времени зависит не только от ресурсов, но и от характера, от размеров инновационной деятельности, связанной с разработкой, внедрением, применением нововведений, которая направлена на внедрение итогов научных исследований и разработок в практический технологический процесс, т. е. она соединяет в себе производство, обмен, потребление и включает многие сферы деятельности, главная цель которой можно определить как создание, накопление и развитие научно-технического возможностей субъекта хозяйст-вования, которая обеспечивает его конкурентоспособность, экономическую безопасность и дальнейшее развитие.

Основной чертой современной экономики является скорость воплощения инновационного процесса. Инновационная стратегия в современной экономике – это обязательность выхода на рынок с инновациями по мере возникновения технологических возможностей. Источники идей часто находятся вне фирмы. Отсюда возникает интерес в увеличении взаимодействия с разными структурами. Из-за этого укорачивается жизненный цикл товара и усиливается конкуренция. Отличительная черта современной экономики – это ускоренное развитие нематериальной сферы (производство, распространение и использование знаний – основа, а всемирная информационная сеть – инфраструктура).

В наше время с ростом научно-технической конкуренции инновации стали главным условием выживания. Снижение нормы прибыли служит побудительным фактором к крупным инвестициям в инновации.

Инновационная деятельность очень сильно влияет на экономическое развитие страны и отдельной фирмы.

Предприниматели рассматривают издержки, которые связаны с созданием инноваций, как неизбежные вложения.

Что дает инновационное развитие фирмы предпринимателю:

1) позволяет приспособиться к меняющимся условиям;

2) помогает увеличить качество товаров и услуг, более широко удовлетворить запросы потребителей;

3) создает условия для выживания и развития в конкурентной борьбе;

4) оказывает содействие в поддержании высокого уровня эффективности производства;

5) укрепляет финансовое положение фирмы;

6) укрепляет имидж фирмы, поднимает ее конкурентоспособность;

7) упрочает партнерские связи;

8) способствует развитию организационной структуры;

9) способствует повышению квалификации персонала;

10) увеличивает производительность труда.

В основе научно-технической политики РФ в области науки и технологий на срок 2002–2010 гг. и на дальнейшую перспективу стоит задача перевода экономики главным образом на инновационный путь развития.

 

  1. Особенности стратегического анализа инновационной деятельности предприятия. Выбор инновационной стратегии.

Инновационная стратегия (ИС) компании представляет собой целенаправленный процесс разработки и реализации управленческих решений, направленных на создание и развитие продуктовых и технологических инноваций, принципы которого формируются общей стратегией бизнеса компании.

В основе выработки инновационной стратегии предприятия лежит определение инновационных целей, которые характеризуются следующими показателями:

- удельным  весом новой продукции в общем  объеме выпуска;

- удельным  весом продукции на стадии  вывода на рынок и роста;

- удельным  возрастом производственного оборудования;

- средними  сроками вывода новой продукции  на рынок.

Цели определяют ряд задач:

- обеспечение  соответствия структуры продукции  по стадиям жизненного цикла  структуре НИОКР по стадиям  завершенности – обеспечение своевременности появления нововведений на предприятии, создание необходимых заделов НИОКР;

- определение  источников возникновения инноваций (собственные разработки или привлеченные);

- обеспечение  рациональных пропорций между  инновациями разных типов (инновации  разных типов должны дополнять друг друга);

- парирование  угроз функционального и технологического  замещения и их прогнозирование. Технологическое замещение – ситуация, когда отпадает необходимость производства продукции старыми способами. Функциональное замещение – появление нового продукта, который будет выполнять функции существующего, но на более высоком уровне. Предприятие должно вовремя принять упреждающие меры, найти рациональное соотношение между адаптивными и стратегическими инновациями.

  1. При формировании инновационных стратегий необходимо также исходить из следующих детерминантов инновационного развития

Общие детерминанты: конкуренция, потребители, поставщики, технологии, конкурентный потенциал организации, государственное регулирование, факторы макросреды.

Специфические детерминанты:

- научно-технический  кадровый потенциал (возможности  инновационного развития предприятия  за счет соответствующих трудовых ресурсов. Это научно-технические и инженерные кадры предприятия). Необходим учет численного и качественного состава научно-технических кадров, конструкторов, технологов и т.д.

- состояние  опытно-экспериментальной базы, что  определяет сроки разработки  новых продуктов и процессов, особенно в машиностроении;

- состояние  нематериальных активов и наличие  заделов в виде результатов  выполненных НИОКР, патентов, лицензий;

- структура  выпускаемой продукции с учетом  долей рынка, стадий ЖЦ. Здесь  продукцию следует рассматривать  по следующим параметрам: темпы роста отраслей, к которым они относятся, стадии ЖЦ, рыночная доля;

- наличие  угроз технологического и функционального  замещения.

Выбор инновационных стратегий и определение целей инновационного развития предприятия увязан с темпами роста масштабов предприятия 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Диффузия нововведений

общественно-полезный  эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями.

В результате диффузии возрастает число и изменяются качественные характеристики как производителей, так и потребителей. Непрерывность нововведенческих процессов оказывает определяющее воздействие на скорость и широту диффузии НВ в рыночной экономике.

Диффузия инновации – процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.

Сегментация по предрасположенности к инновациям

В основе модели Э.Роджерса лежит сегментация потенциальных потребителей инновации по признаку индивидуальной предраположенности к восприятию инновации, в которой выделяется 5 сегментов.

  1. Новаторы (innovators, 2,5%)

  1. Ранние последователи (early adopters, 13,5%)

  1. Раннее большинство (early majority, 34%)

  1. Позднее большинство (late majority, 34%)

  1. Опоздавшие (laggards, 16%)

S-образная  кривая диффузии инноваций.

S-образную  кривую для социальных процессов  впервые предложил Габриэль Тарди в 1903 году в своем исследовании имитации поведенческих моделей и их распространенности в обществе, Эверетт Роджерс использовал ее в своей модели.

Движущей силой процесса диффузии инноваций является  межличностное общение между представителями этих групп. По мере того, как одни потенциальные потребители вовлекаются в приобретение или использование инновации, они становятся источником информации для других. Чем больше людей знают об инновации (новом продукте) в момент времени t, тем чаще передается информация о ней новым потенциальным потребителям. Поэтому число тех, кто узнает об инновации (новом продукте) растет в геометрической прогрессии до тех пор, пока не сталкивается с противоположным процессом снижения оставшегося количества неосведомленных потребителей.

Если обозначить число людей, принявших инновацию к моменту t, через Nt, то число лиц, которых, в принципе, можно еще привлечь, составит M – Nt, где M - емкость рынка, максимально возможное число лиц, способных адаптировать данную инновацию. Можно считать, что прирост числа сторонников инновации пропорционален числу взаимодействий между сторонниками новинки и сомневающимися. Число таких взаимодействий будет пропорционально произведению Nt • (M – Nt). Отсюда получается уравнение:

Графическим отображением функции N(t) будет классическая S-образная кривая социальных процессов (см. рисунок). 
 
S-образная кривая отражает три фазы внедрения новых продуктов: первая – вовлечение первых потребителей (медленный рост), вторая – резкий рост, третья – насыщение (замедление роста).

Скорость течения этого процесса по Э.Роджерсу зависит от пяти основных свойств инновации (нового продукта), которые потенциальные потребители оценивают при принятии решения, использовать инновацию или нет:

  1. Относительные преимущества инновации (relative advantage) - степень превосходства, которой располагает инновация перед другими (часто аналогичными) видами продукции (процессами), зачастую выражающаяся в экономических или социальных категориях (прибыльность, экономичность, снижение уровня загрязнения, шума, затрат ручного труда и т.п.).

  1. Совместимость (compatibility) инновации - степень соответствия инновации существующей системе ценностей (определяется культурными нормами социальной системы), прошлому опыту и потребностям реципиента.

  1. Сложность (complexity) инновации - степень простоты и легкости для понимания, использования или приспособления к инновации; предполагается, что сложность инновации негативно связана с ее восприятием.

  1. Простота апробации (trialability) инновации - возможность апробации инновации в ограниченных масштабах. Иногда эту характеристику инновации отождествляют с этапностью, делимостью инновации(divisibility) на отдельные части.

  1. Коммуникативность (communicability) инновации - возможность распространения инновации между другими реципиентами.

Стадии принятия нового продукта потребителем

Процесс вовлечения отдельного потребителя в принятие (использование) инновации (нового продукта) состоит из следующих этапов.

Узнавание (Awareness) - потребитель получает первую информацию о новом продукте, но ее еще недостаточно для принятия новшества

Интерес (Interest) - потребитель испытывает интерес к новому продукту и осуществляет поиск дополнительной информации о нем

Оценка (Evaluation) - потребитель оценивает новый продукт, применительно к своей ситуации (в настоящем или будущем) и решает, стоит или нет использовать его

Апробация (Trial) - потребитель использует/тестирует новый продукт

Признание (Adoption) - индивидуум принимает решение о дальнейшем использовании новшества

  1. Финансирование инноваций: источники, формы финансирования. Венчурный капитал.

Во многих случаях начальное финансирование поступает за счет региональных или национальных грантов или наград. В дальнейшем друзья и родственники могут оказать какую-то поддержку, но в большинстве случаев эта поддержка не может длиться долго и не является достаточной, к тому же у родственников и друзей может не быть полезных коммерческих контактов.

Информация о работе Понятие инновационного процесса и его цели