Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 15:35, курсовая работа
Целью работы является изучение теоретических основ по созданию новшества для применения в современной российской организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность новшества и инновации;
- рассмотреть процесс создания новшества:
- охарактеризовать этапы создания новшества;
- проанализировать процесс создания новшества на примере ООО «Кафе Лавита», кофейня «Justo».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА СОЗДАНИЯ НОВШЕСТВ…………………………………………….……………5
1.1. Теории инновационного развития………………………………5
1.2. Источники инновационных идей………………………………..8
1.3. Новшество, нововведение и их классификация………………...9
2. ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ НОВШЕСТВ……………………..…15
2.1. Структура инновационного процесса………………………….15
2.2. Инновационный потенциал и инновационные стратегии фирмы……………………………………………...………………….16
2.3. Этапы создания новшеств……………………………………....22
3. ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ НОВШЕСТВ НА ПРИМЕРЕ ООО «КАФЕ ЛАВИТА», КОФЕЙНЯ «JUSTO»……………………....27
3.1. Характеристика ООО «Кафе Лавита», кофейня «Джусто»….27
3.2. SWOT-анализ деятельности ООО «Кафе Лавита», кофейня «Джусто». Выводы. Обоснование необходимости новшества……30
3.3. Процесс создания новшества «кавказская шаверма»…………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...……….…45
Для упорядочения сущности инновации как продукта творческой деятельности, осуществляемой в различных областях, используют классификацию. Существуют различные виды классификации инноваций.
Нововведения делят на:
· материальные (могут быть представлены в виде материального объекта, например продуктовые или технологические);
· нематериальные (не имеют вещественной формы, например, правовые).
По сфере функционального применения выделяют:
· технические,
· экономические,
· социальные, организационно-управленческие,
Гениальнейшим техническим нововведением древности считается колесо. Организация деятельности работников на основе принципа разделения труда – значимая организационно-управленческая инновация, позволившая во много раз увеличить производительность труда. В 2004 году 60 субъектов РФ, в качестве эксперимента провели образовательную инновацию – Единый государственный экзамен, объединяющий выпускные экзамены в средней школе и вступительные экзамены в вузе.
Классификация инноваций по различным признакам:
1. По инновационному потенциалу
· базисные (принципиально новые решения, формирующие новую отрасль /телега – автомобиль, телефон – сотовый телефон/. Как правило, они создаются на основе нового научного открытия.)
· модифицированные (решения, представляющие собой существенные изменения базисных нововведений (катушечный магнитофон – кассетный магнитофон))
· псевдоинновации (решения, представляющие собой незначительные изменения базисных нововведений (чайник с двумя носиками)).
2. По источнику появления:
· НТП·
Общество·
Потребности предприятия
3. По предмету инновации:
· Продукт (новый товар)
· Процесс (новая технология, новая методика новая организация труда)
4. По масштабу применения:
· Экономика страны
· Отрасль
· Предприятие
· Подразделение
5. По цели создания:
· Стратегические (фирма рассчитывает на получение дополнительных конкурентных преимуществ в будущем)
· Реактивные (обеспечивающая выживание предприятия, нововведение, осуществляемое в ответ на действия конкурентов, работа сотовых компаний)
6. По характеру удовлетворения потребности:
· Удовлетворяющие существующие потребности
· Формирующие новые запросы
7. По способу разработки:
· С привлечением внешних разработчиков
· Разработанные на данном предприятии
8. По виду эффекта:
· Научно-технические
· Экономические
· Социальные
· Экологические
· Информационные
· Политические
9. По конкретным результатам процесса нововведений:
· патенты
· изобретения
· новые или модифицированные изделия
· услуги
· стандарты
· методы управления
· организация производства.
Таким образом, в данной главе рассмотрены главные теоретические понятия работы, дана характеристика новшеству, нововведению и их классификация.
2. ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ НОВШЕСТВ.
2.1. Структура инновационного процесса.
Формирование замысла, подготовка и постепенное осуществление инновационных изменений называется инновационным процессом. Инновационный процесс - более широкое понятие, чем инновационная деятельность. Он может быть рассмотрен с различных позиций и разной степенью детализации:
· во-первых, его можно рассматривать как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, производственной деятельности и инноваций;
· во-вторых, его можно рассматривать как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и внедрения.
В общем виде, инновационный процесс - это последовательная цепь событий, в ходе которых новшество реализуется от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике. Причем инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Процесс не прерывается, т.к. по мере распространения в экономике нововведение совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства, что открывает для него новые области применения, новые рынки, а значит и новых потребителей.
Важное направление в изучении инновационных процессов - выявление реальных факторов, способствующих или препятствующих их осуществлению.
Инновационный процесс осуществляется на
разных уровнях: государственном, региональном,
муниципальном, фирменном, подразделенческом
и исполнительском. Государственный уровень
реализации инновационного процесса заключается
в государственной политике стимулирования
и поддержки инновационной деятельности.
Каждый последующий нижний уровень инновационного
процесса более конкретен в плане участия
в реализации инновационных проектов.
Самым нижним и самым конкретным является
исполнительский уровень инновационного
процесса. Исполнительский уровень инновационного
процесса определяется как последовательность
стадий и этапов воплощения идеи возможного
нововведения в разработку, производство,
продажу и диффузию нового инновационного
продукта, кратко называемого «инновацией».
Инновационный процесс на исполнительском
уровне обеспечивается деятельностью
непосредственных исполнителей инновационных
разработок, к которым относятся инновационные
инженеры, учёные, специалисты по маркетингу
(маркетологи), патентоведы, конструкторы,
технологи, экономисты, и др.
Содержание инновационного процесса охватывает этапы создания, как новшества, так и нововведения.
2.2. Инновационный потенциал
и инновационные стратегии
Для осуществления инновационного процесса на предприятии необходимо определить его (предприятия) инновационный потенциал и инновационную стратегию.
Инновационный потенциал организации – совокупность характеристик предприятия, определяющих способность компании к осуществлению деятельности по созданию и практическому использованию нововведений.
К элементам инновационного потенциала фирмы относятся:
· Материально-технические ресурсы;
· Финансовые ресурсы;
· Организационные ресурсы;
· Кадровые ресурсы;
· Социально-психологические факторы.
Для проведения инновационных процессов компания должна располагать:
· Свободными денежными средствами, достаточными для финансирования разработок;
· Соответствующей материально-технической базой для создания и массового производства нового продукта;
· Сотрудниками, способными генерировать неординарные решения.
Интеллектуальные ресурсы компании обеспечивают возможность выработки оригинальных идей, лежащих в основе любого инновационного процесса. Уровень интеллектуального потенциала организации определяет емкость «портфеля инновационных идей».
Понятие «инновационный потенциал» взаимосвязано с понятием «инновационная активность». Под инновационной активностью подразумевают интенсивность проведения инновационных преобразований на предприятии.
Инновационная активность фирмы зависит не только от обеспеченности ресурсами. Во многом ее определяют организационная культура, включающая принципы и обязательства, на основании которых разрабатывается и реализуется стратегия развития компании. Организационная культура отражает особенности системы менеджмента на предприятии, которая должна быть приспособлена для осуществления инновационной деятельности.
Главным фактором, отражающим инновационную активность фирмы и влияющим на интенсивность инновационных процессов на предприятии, является восприимчивость руководства к инновациям. Инновационность руководства означает готовность к реализации изменений в хозяйственном механизме предприятия, склонность к риску. В связи с неопределенностью, всегда сопутствующей нововведению, руководитель должен быть готов понести убытки и уметь их минимизировать.
Восприимчивость организации к нововведениям зависит от масштабов компании. Она падает по мере увеличения предприятия, усложнения организационной структуры управления. Малые предприятия более приспособлены к осуществлению инновационной деятельности за счет их большей гибкости и мобильности, что позволяет быстро реагировать на изменения рынка для корректировки инновационных целей.
Для оценки инновационного потенциала компании могут быть использованы следующие показатели:
· Научно-технический потенциал (численность сотрудников, имеющих научную степень, количество рациональных предложений на одного сотрудника, количество патентов и др.)
· Показатели коммерциализации (доля новой продукции в общем объеме производимой продукции, количество лицензионных договоров и др.)
· Продолжительность выполняемых работ (величина инновационного лага).
· Характеристика инновационности управляющей системы (формы стимулирования инновационной деятельности на предприятии, участие в реализации инновационных проектов руководства, уровень свободы, предоставляемой участникам инновационной деятельности).
Инновационные стратегии фирм.
В зависимости от масштабов и характера деятельности, а также инновационных целей, компании, конкурирующие на рынке, могут реализовывать различные инновационные стратегии.
Инновационная стратегия – комплекс мероприятий по эффективному использованию инновационного потенциала предприятия для обеспечения долгосрочного развития.
Выделяют следующие типы инновационного поведения фирм:
1. Виоленты,
2. Патиенты,
3. Эксплеренты,
4. Коммутанты.
Виоленты – крупные компании с массовым производством, развитой инфраструктурой и значительной научно-исследовательской базой. Деятельность виолентов ориентирована на массовый рынок и удовлетворяет массовые, стандартные потребности. Виоленты обладают высоким инновационным потенциалом, что позволяет им благодаря наличию свободных финансовых средств, научных разработок и материально-технических средств, с одной стороны, разработать новшество, а с другой стороны, освоить в производстве и осуществить его коммерциализацию. В инновационной сфере виоленты могут выступать в роли новатора и инноватора.
В России к виолентам можно отнести крупные предприятия оборонного сектора, нефтегазовой промышленности.
На начальном этапе виолент является «гордым львом». Компания активно развивается в выбранном перспективном направлении. Однако высокая динамика развития «гордого льва» сопровождается неустойчивостью положения компании в молодой, развивающейся отрасли.
Динамика развития некоторых компаний, занятых в сфере высоких информационных технологий, в конце 90-х годов определялась как 1000-кратный и выше припрост первоначального капитала в год.
С течением времени развитие виолента замедляется, в его положение на рынке стабилизируется, «гордый лев» переходит в стадию «могучего слона». Это фирма, обладающая широко развитой инфраструктурой, сетью филиалов. Наличие ресурсов и устойчивая конкурентная позиция позволяют «могучему слону» осуществлять инвестирование различных перспективных направлений. Виолент на этой стадии способствует продвижению востребованных рынком инноваций и извлекает максимальную прибыль из применения нововведений в различных отраслях экономики.
Последняя стадия развития виолента – «неповоротливый бегемот». Компания превращается в него из-за чрезмерной диверсификации своей деятельности. Появляются убыточные бизнесы, фирма теряет устойчивость. На данном этапе виолент должен предпринимать шаги по восстановлению своей финансовой устойчивости, включая действия по изменению структуры диверсифицированного портфеля.
Фирмы виоленты могут выступать в инновационном процессе в качестве новаторов, инвесторов и инноваторов.
Патиенты – компании, специализирующиеся на выпуске уникальных новинок. Патиент занимает узкую рыночную нишу и обслуживает нестандартных потребителей. Это крупные, малые и средние фирмы.
Патиенты носят название «хитрые лисы»». Оно точно характеризует их приспособительную инновационную политику. Фирма – патиент создает продукт со специфическими характеристиками. В силу уникальности инновационного продукта, предлагаемого данной фирмой, конкуренция в занимаемом ею сегменте невысока, а это создает дополнительные преимущества. Из-за узкой специализации своей деятельности патиент сильно зависит от рыночной коңюнктуры, что является слабой стороной «хитрой лисы». Другая проблема малой и средней фирмы – патиента заключается в опасности ее поглощения виолентом.
Эксплеренты – компании, цель существования которых заключается в постоянном выпуске радикальных новшеств.
Это маленькие инновационные фирмы – «первые ласточки». Особенность эксплерента состоит в том, что их инновационный потенциал включает в основном интеллектуальные ресурсы, с помощью которых разрабатываются инновационные продукты. Финансового и материально-технического обеспечения эксплеренту не хватает, поэтому осуществить продвижение своей разработки он не в состоянии. Эксплеренты – это фирмы-новаторы, осуществляющие начальные этапы инновационного процесса. Такие фирмы нуждаются в финансовой поддержке. Если помощь предоставляется, то происходит стремительное развитие эксплерента. Эксплерент превращается в виолента. При отсутствии поддержки эксплерент быстро вытесняется с рынка, после чего возможными сценариями развития могут быть либо банкротство, либо утрата автономности. Превращение малой инновационной фирмы в подразделение виолента позволяет ей осуществить инновационную деятельность, не испытывая дефицита финансовых ресурсов. А виолент получает доступ к ноу-хау подконтрольной компании.
Коммутанты – фирмы, имитирующие новинки или предлагающие новые виды услуг на базе новой продукции.
Стратегия подражательства характерна для многих мелких компаний. В соответствии с классификацией, коммутаны называются «серыми мышками». Их роль заключается в содействии диффузии инноваций. Их деятельность в основном связана с производством легальных копий продуктов известных компаний, а также предоставление услуг по послепродажному сервису инновационных продуктов.