Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 17:19, контрольная работа
Создание цивилизованного рынка наукоемкой и инновационной продукции в Беларуси необходимо для сохранения и дальнейшего развития в республике научно-технического потенциала. Товаром на этом рынке будет научно-техническая продукция (научно-технические, технологические, опытно-конструкторские разработки) как результат интеллектуальной деятельности.
Мировая практика свидетельствует, что только после включения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности в качестве активов, обеспеченных надежной правовой защитой, предприятие может устойчиво работать на рынке (так как конкуренты не вправе производить товары с использованием аналогичных интеллектуальных продуктов).
Таблица 1 - Классификация видов научно-технической продукции
Для эффективного внедрения достижений научно-технического прогресса в производство необходимо обеспечить максимальную заинтересованность субъектов хозяйствования в такой деятельности. Практика показывает, что для этого целесообразно реформирование отношений собственности на основе проведения процессов акционирования, разгосударствления и приватизации.
В связи с недостаточностью в республике финансовых ресурсов для технического обновления производства на основе внедрения достижений научно-технического прогресса важную роль в привлечении капиталов может сыграть акционирование государственных предприятий. Реально эта возможность используется через создание открытых акционерных обществ с большими уставными фондами, формируемыми не за счет уже имеющегося имущества, а путем привлечения дополнительных денежных средств внешних инвесторов.
Нецелесообразно также формальное создание акционерных обществ на основе преобразования органов государственного управления среднего звена. Такое реформирование представляет собой приспособление к рыночной среде чисто формальными методами, не приводит к кардинальному преобразованию отношений собственности в первичных звеньях и обычно не обеспечивает привлечения капитала для технического обновления производства и выпуска высококачественной продукции.
При отсутствии крупных инвесторов,
согласных вложить в
Практика работы белорусских субъектов хозяйствования показала, что разгосударствленные и приватизированные предприятия в большей степени по сравнению с государственными ориентированы на обновление производства в соответствии со спросом потребителей. Обследование 119 белорусских предприятий различных форм собственности выявило, что с
1991 г. две трети предприятий
коллективной и частной форм
собственности освоили выпуск
новых видов продукции, в то
время как менее половины
Одной из основных целей приватизации должно быть повышение эффективности хозяйствования на основе внедрения достижений НТП.
Приватизированные частные предприятия реально могут быть эффективными только в случае создания равных с государственными предприятиями условий хозяйствования. Приватизация сама по себе не может гарантировать прогресс в экономике. Она лишь усиливает конкурентность экономической сферы, которая включает в себя сочетание частной и государственной собственности на средства производства в широком смысле слова.
Приватизация должна рассматриваться
как стимул для реальных структурных
изменений. В России приватизировались
преимущественно рентабельные субъекты
хозяйствования. Это соответствовало
мировой практике, когда рентабельные
предприятия отдаются в частную
собственность, в то время как
убыточные возвращаются государству,
которое их реконструирует, повышает
доходность и передает обратно в
частный сектор. В Беларуси делается
наоборот: государство иногда соглашается
с большими оговорками вывести из
государственной собственности
преимущественно безнадежные
Процессы приватизации в республике тормозятся также в связи с тем, что многие предприятия (особенно в сельском хозяйстве) являются убыточными, что делает их приватизацию, с точки зрения потенциальных собственников, нецелесообразной. Мешает приватизации и отсутствие отлаженного механизма проведения процедуры банкротства убыточных предприятий.
Государственные органы должны
быть заинтересованы в проведении приватизации
в пользу конкретных частных собственников.
При этом важно наличие у потенциального
покупателя четко разработанной
программы вывода предприятия из
кризиса. Особое значение имеет готовность
покупателя инвестировать средства,
необходимые для технического перевооружения
и структурной перестройки
Эффективная приватизация может
проводиться только за реальные деньги,
а не за приватизационные чеки. При
этом все государственные
Первая группа - предприятия,
полностью остающиеся под контролем
государства. В эту группу должны
входить государственные
В процессе приватизации за
государством должны оставаться стратегически
важные производства, обеспечивающие
обороноспособность, национальную и
экономическую независимость
Вторая группа - предприятия,
подлежащие разгосударствлению. В эту
наиболее многочисленную группу должны
войти государственные
Одновременно с
Третья группа - предприятия, подлежащие приватизации. В нее входят предприятия, которые без существенных негативных социальных последствий могут быть приватизированы. Это в основном мелкие и средние предприятия отраслей сферы обслуживания, местной, легкой промышленности и т. д.
Важнейшим объектом права
частной собственности должна стать
земля. Наличие возможности
ослабляется заинтересованность в приобретении зданий и сооружений без права собственности на земельные участки, на которых расположены эти объекты. В результате многие потенциальные инвесторы не рискуют вкладывать деньги в реальный сектор экономики только из-за опасения, что государство заберет обратно землю, на которой стоит предприятие, а следовательно, и само предприятие. Проблемы рационального использования земли с соблюдением интересов государства и правил охраны окружающей среды могли бы решаться в рамках регионального регулирования, а не путем запрета на продажу земли. Приобретенная земля становится хорошим залогом для получения ссуды для финансирования внедрения достижений НТП в производство. Поэтому принятие соответствующего решения о предоставлении права на покупку земли является настоятельной необходимостью.
Само по себе изменение
формы собственности не обязательно
оказывает быстрое и
3. Формирование
и развитие рынка научно-
Государственный рынок научно-технической
продукции формируется через
систему госзаказов на основе жесткого
конкурсного отбора, который регламентируется
соответствующими законодательными актами.
Ведущие министерства и ведомства
как агенты государства эти заказы
реализуют через специальные
подразделения и систему
для обеспечения гибкости,
мобильности, проведения венчурных
разработок государство создает
условия для развития малых научных
и инновационных фирм путем системы
поддержки через
государство стимулирует частные инвестиции в НИОКР, а также поддерживает исследования и разработки, выполняемые по заказу потребителя, продвигает научно-техническую продукцию на внешний рынок;
совершенствование методов
регулирования научно-
ценообразование должно обеспечивать воспроизводственные процессы, так как постоянное снижение цены с целью реализации продукции за счет ценовых факторов приводит к невозможности проводить НИОКР из-за отсутствия средств на их финансирование, низкая доля заработной платы не позволяет повышать квалификацию специалистов и так далее, то есть накапливаются проблемы, не позволяющие обеспечить экономическое развитие за счет качественных факторов;
только систематический
анализ состояния и изменений, происходящих
на мировом рынке научно-
разработка новых подходов и методов (выявление и развитие стратегических наукоемких отраслей – т.н. таргетирование – от англ. Targeting policy, трансферт высоких технологий, коммерциализация научно-технических разработок, развитие инфраструктуры).
Инновационная инфраструктура
– это система институтов, обеспечивающих
через определенные формы, методы и
мероприятия поддержку
1. специализированные
2. центры создания этих
предприятий (бизнес-
3. технологические парки.
4. Оценка мирового рынка
научно-технической продукции: