Вопросы использования интенсивной методики обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования — проанализировать методы интенсивного обучения на предмет их использования на уроках иностранного языка в средней школе.
Задачи исследования
• изучить теоретические основы методики интенсивного обучения;
• раскрыть сущность некоторых приемов и средств, с целью использования его в своей дальнейшей практической деятельности.
• Проанализировать практический опыт использования наиболее эффективных приемов интенсивной методики в условиях средней школы

Содержание

Введение……………………………………………………………..............................3
Глава I Психолого-методические основы интенсивных методов обучения иностранного языка …………………………...5
§1 Понятие и история возникновения интенсивного метода………..5
§2 Доводы в пользу использования интенсивного метода обучения иностранным языкам…………………………………………………..7
§3 Принципы интенсивного метода…………………………………..9
Выводы по Главе I………………………………………………….…14
Глава II Вопросы использования интенсивной методики обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе…………………………………………………………………………………………15
§1 Условия использования интенсивной методики в средней школе…………………………………………………………………..15
§2 Специфика использования интенсивной методики на разных ступенях……………………………………………………………….17
§3 Приемы интенсивной методики обучения ИЯ в средней школе…………………………………………………………………..20
Выводы по Главе II………………………………………………...…28
Заключение………………………………………………………….........................29
Список литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по методике 4 курс.docx

— 68.72 Кб (Скачать файл)

Итак, исходя из выше сказанного, мы можем сделать вывод, интенсивная методика являются одной из наиболее эффективных. В основе интенсивного метода лежит наука суггестология, наука о внушении. Целью  данного метода овладение иностранным языком за короткий период времени, с использованием психологического воздействия на личность.  Различают психологическую, дидактическую, художественную суггестию. Они взаимосвязаны и направлены на повышение количественных показателей успешности обучения. Только при реализации основных принципов интенсивной методики мы сможем быстро и успешно овладеть иностранным языком и сделать процесс обучения максимально комфортным и продуктивным для учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе I

Подводя итоги, мы выяснили, что интенсивная методика являются одной из наиболее эффективных. В основе интенсивного метода лежит наука суггестология, наука о внушении. Целью  данного метода является интенсификации процесса обучения в сжатые сроки.  Различают психологическую, дидактическую, художественную суггестию. Они взаимосвязаны и направлены на повышение количественных показателей успешности обучения.

Проанализировав доводы, мы определили,  что использование некоторых приемов таких как коллективное общение, использование средств наглядности и элементов ролевой игры способствует процессу обучения. Игра раскрепощает ребёнка, стимулирует его фантазию, раскрывает его творческие возможности, свойства личности. Использование ролевых игр является отличительной особенностью интенсивных методов. 

Также мы выяснили, что параллельное использование принципа коллективного взаимодействия и принципа личностно-ролевого общения, принципа полифункциональности упражнений и принципа концентрированности создаёт наиболее благоприятные  условия для интенсивного формирования речевых умений, и способствует скорейшему речепроизводству.  Мы также установили, что при использовании принципа коллективного взаимодействия ученик не боится ошибаться, он находится в комфортной психологической среде, что  выгодно отличает данную систему от традиционной системы обучения.

 

 

 

 

II Вопросы исследования интенсивной методики обучения ИЯ в школе

 

§1 Условия использования интенсивной методики в средней школе

       Условия обучения ИЯ по интенсивной методике в средней школе, прежде всего, связаны с необходимостью учета социально-возрастных особенностей школьников. Необходимо учитывать возрастные особенности при подборе тем и ситуаций общения, обеспечении содержательной стороны учебного процесса, формулировке коммуникативных заданий.

      Учитываются  и особенности организации учебного процесса в средней школе Т.И. Капитонова, А.Н. Щукин выделяют следующие методические факторы интенсификации:

1) концентрация учебного  времени и непрерывность занятий  ИЯ;

«Суггестопедическое обучение предполагает определенную концентрацию учебных часов. На старших этапах целесообразно выделять шесть часов в неделю за счет школьного компонента учебного плана, их стоит разделить на три занятия по два часа каждое. Так как в среднем звене на иностранный язык выделяется только три часа в неделю, то в данных условия при необходимости количество часов в неделю можно свести к трем и проводить три занятия по одному часу каждое. Другой возможный вариант - четыре часа в неделю: два занятия по два часа каждое или четыре занятия по одному часу».[23]

     В условиях средней школы интенсивная методика в силу своей гибкости, приспособляемости и высокой результативности обучения может быть использована на любом этапе обучения.

2) обеспечение плотности  общения на занятиях, насыщенности  уроков видами и формами работы, которые требуют от учащихся  активности и участия в акте  общения;

Интенсивный метод, объединяющий, как это ни парадоксально, учебную ситуацию с реальной коммуникацией, базируется на высокой мотивации общения. Мотивация достигающаяся, в частности, использованием игровых стимулов, включенных во все виды учебных материалов.

3) установка на коммуникативную  активность учащихся и преподавателя, максимальное приближение процесса  обучения к условиям реального  и профессионального общения;

«Присвоение каждому учащемуся престижной социальной роли и постоянное внимание к его индивидуальной значимости помогают снять психологически барьеры общения, что является необходимым условием успешного обучения. Роль-маска помогает школьнику проявить те стороны своей личности, которые он считает возможным открыть в коммуникации, и, с другой стороны, условность игры позволяет скрыть те стороны индивидуальности, которые учащийся не хотел бы делать достоянием коллектива. Занятия строятся таким образом, что доброжелательное отношение к ученику снимает страх перед возможной ошибкой. Проявление интереса к учащемуся как к значимому партнеру в беседе способствует снятию чувства неуверенности при говорении».[20]

4) авторитет личности  педагога;

5) учет индивидуально-психологических  особенностей учащихся;

Во взаимодействии учителя с учениками особое значение имеет учет психологических закономерностей формирования ведущей мотивации у детей. Учитель должен опираться на реальные познавательные интересы и желания учеников общаться на иностранном языке. Это является обязательной предпосылкой иноязычной речевой деятельности, как и всякой деятельности вообще.

Следует учитывать ещё одну особенность речевой деятельности. По концепции И. А. Зимней, «речевая деятельность есть процесс формирования и формулирования мыслей. Поэтому предмет мыслей ученика должен быть ему интересен, ясен и доступен для его понимания. Стремясь реализовать свою мысль или понять чужую, ученик ищет средства и способы для этого. Именно в это время учитель должен помочь ученику. Учитель действует не на ученика как на объект, а вместе с учеником действует на предметные условия задачи. Учитель не решает «вместо» ученика задачу, а тот лишь повторяет решение, а они вместе решают задачу, причем учитель только помогает. В этом заключается сотрудничество учителя и ученика».[6]

6) опора на смысловую, а не  механическую память, стремление  к удовлетворению познавательных  интересов учащихся;

7) наличие языковой среды  и ее методически правильное  использование;

8) систематическая работа  со средствами наглядности (визуальной  и слуховой).

«Классы должны быть оборудована слайд-проектором, двумя магнитофонами, экраном и доской или шрайб-проектором. Это - минимально необходимые технические средства для нормального обеспечения учебного процесса, которые обеспечивают наглядность как слуховую, так и визуальную».[25]

 

§ 2 Специфика использования методики на разных ступенях

Итак, мы выяснили, что  интенсивная методика может применяться не только для обучения взрослой аудитории, но и в средней школе. Г. А. Китайгородская выделяет три этапа для средней школы (1-3 классы, 4-8 классы, 9-11 классы). Это деление связано с переорганизацией по возрасту и с умениями, которые будут формироваться в относительно законченном виде на каждом этапе. Умения основных видов речевой деятельности развивается на основе увеличенного объема лексико-грамматического материала в условиях общения, при этом, первоначально неосознанные механизмы речевосприятия и речепроизводства постепенно выводятся на сознательный уровень и на более высоких ступенях обучения подвергаются логико-критической обработке.

Практическое овладение иностранным языком связано с пропорциональным формированием 4 умений, которые выводятся в определенном порядке (аудирование, говорение, чтение, письмо), что соответствует выводам, сделанным учеными-методистами в области обучения иностранным языкам.

Цель 1 этапа (1-3 классы) - формирование начального умения слушать и понимать разговорную речь, которая вводится посредством суггестопедических, дидактических пьес и посредством обучения иностранному языку на уроках рисования, пения, трудового обучения (дублирующее обучение) и впоследствии на базе первых суггестопедических учебников. Трудные фразы и отдельные речевые модели можно повторять до 15 раз. Чтобы добиться запоминания и снять монотонность, используются такие средства как мимика, жесты, интонация (выражение многообразных эмоциональных состояний, различные виды ритмического проговаривания, переспросы, пропевание отдельных фраз и т. д.).  Школьники учатся обмениваться информацией на иностранном языке, Используя и автоматизируя типичные коммуникативные структуры, характерные для детской диалогической и монологической речи. Анализируются основные грамматические единицы.

 Со второго класса системно  формируется умение аналитического  и синтетического чтения с  осознанием основных правил, характерных  для иностранного языка. В конце этого этапа переходят к формированию начальных умений письма, используя богатую периферийную информацию, полученную зрительным образом в 1-2 классах.

На 2 этапе (4-8 классы) совершенствуются умения слушать и понимать на основе увеличивающейся по объему, усложняющейся по содержанию и языковой форме информации. Обобщаются основные времена, исследуются части речи. Формируются умения диалогической и монологической речи, которая служит для реализации ведущих организаций коммуникации информационно- познавательной оценочной и регулятивной. Расширяются темы повседневного общения. Постепенно школьники начинают выражать свое отношение к окружающей действительности, высказывать свое мнение, осуществлять разнообразные коммуникативные интенции. В динамической речи акцент ставится на инициативные реплики. Монологические высказывания состоят от 10 до 25 и больше предложений и характеризуются фактологической достаточностью и целостностью высказывания по данной проблеме, логической аргументированностью и эмоционально-оценочной окраской речи. На этом этапе внимание направлено на перенос усвоенных знаний в те ситуации, на спонтанный ситуативно-обусловленный переход от монологической к диалогической речи и наоборот. Параллельно с этим совершенствуются умения аналитического и обзорно-информационного чтения. Цели обучения предусматривают повышенную скорость чтения и развитие способности резюмировать на иностранном языке содержание прочитанного; наряду с адаптированными вводится и оригинальные отрывки для чтения. Для формирования письма используются самые важные потребности письменного общения. С естественной мотивацией школьники пишут открытки, письма, телеграммы, сообщения, резюме, короткие сочинения на заданную тему.

Главная цель третьего этапа (9-11 классы) суггестопедического обучения иностранному языку ˗˗ заложить основу овладения общенаучными, художественными, публицистическими стилями речи. Акцент ставится на развитие умений устно и письменно общаться, вести дискуссию средствами западного языка. На этом этапе совершенствуются умения читать оригинальную Научную, художественную и общественно-политическую литературу. Формируется способность к двустороннему устному и письменному переводу, к использованию различных видов словарей, справочников.

В конце учебного года проводятся тесты для оценки основных умений. Они содержат набор коммуникативных вопросов для диалогической и монологической речи, тексты для чтения, задания для письменной коммуникации. Разработаны специфические тесты для регистрации динамики в формировании мировоззрения в процессе обучения иностранным языкам.

§3 Приемы интенсивного метода

Итак, рассмотрим возможности применения интенсивных методик в школе. Как показывает опыт, использование некоторых приемов в средней школе способствовало скорейшему овладению иностранным языком.

    При подготовке к урокам авторы данных методик рекомендуют подбирать упражнения, которые обладают следующими признаками:

- речевая деятельность представляет собой целенаправленный и мотивированный характер;

-обязательное наличие определенных  взаимоотношений школьников (с собеседниками, которые образовывали следующую  ситуацию общения);

- обсуждение темы соответственно возрасту, интересу и уровню развития учащихся;

- необходимое использование тех речевых средств, которые функционируют в реальном процессе;

- каждое и последующее упражнение - это логическое продолжение предыдущего.

При составлении плана урока нужно объединять его этапы общим сюжетом, продумать коммуникативные установки, которые даются отдельным ученикам или всему классу.

Например, при работе над темой “Одежда” ученикам дается карточка с названиями магазинов и номерами телефонов, образцом диалога между покупателем и продавцом, в котором подчёркнутые слова подлежат замене. В качестве реквизита используются игрушечные телефоны, т.е  мы используем элементы ролевой игры, которые мотивируют и стимулируют учеников. Слабые учащиеся должны прочитать диалог, заменив некоторые подчеркнутые слова, средним предлагается воспроизвести этот диалог, заменив названия покупок, а сильным - составить и воспроизвести свой диалог по данному образцу. Также рекомендуется давать аналогичный диалог на родном языке, чтобы у детей была опора, и  им проще было понять структуру данного диалога.

Очень важным моментом является постановка коммуникативной задачи перед всем классом в то время, когда слушается ответ одного из учащихся. В зависимости от темы, по которой высказывается ученик, нужно дать классу следующие установки:

-послушайте рассказы учеников  и скажите, чей лучше (самый хороший, самый интересный) и почему;

-послушайте рассказ ученика  и дополните его;

-послушайте рассказ ученика  и задайте ему вопросы для  получения дополнительной информации;

-послушайте рассказ ученика  и скажите, что вы узнали нового;

-послушайте сообщение ученика, согласитесь или не согласитесь  с его мнением и выскажите  своё мнение по поводу услышанного;

-послушайте несколько писем, которые  ваши одноклассники собираются  написать и выберите самое  хорошее, чтобы послать другу  по переписке;

-послушайте рассказ (диалог, чтение) учеников и дайте им полезные  советы.

Информация о работе Вопросы использования интенсивной методики обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе