Концепт оценка в романе Jill Dawson 'Magpie'

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 12:14, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения заявленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1.Описание когнитивных параметров общей оценки и моделирование структуры концепт оценка;
2.Выявить и описать способы актуализации концепта «оценка» на материале романа “Magpie”.
3.Рассмотреть состав языковых средств, репрезентирующих данный концепт;
4.Создать типологию реализаций концепта «оценка» по результатам анализа исследованного материала, полученным с помощью предложенной методики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………............2
1. Концепт как основная единица описания языка……………………………4
1.1. Различные подходы к трактовке термина 'концепт'………………………………………………………........................4
1.2. Структура концепта. Типы концептов. Методы описания концепта………………………………………………………………………….8
2. Категория оценки и аспекты ее изучения……………………………...........15
2.1. Структура понятия оценки……………………………………………...15
2.2. Классификация оценок………………………………………………….19
3. Концепт оценка в романе Jill Dawson 'Magpie'……………………………...21
3.1. Выявление особенностей структуры концепта оценка на основе анализа словарных данных……………………………………………………...21
3.2 Концепт оценка в романе “Magpie”……………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

12. What's pricking her awake is excitement, she can feel her heart racing now, as if she just downed twenty cups of coffee.

13. All by myself.

14. Brenda's anxiety raises instant hackles.

15. Brenda told Lily from as soon as Lily could remember that she is her most precious darling child, that Brenda lost two babies before Lily came along, and although this confused Lily, wondering for a long time where Brenda lost them, she got the message, the very strong message, that it was her solemn duty to take care of herself so that Brenda didn't lose any more.

16. Lily was a tiny girl, always a tiny girl, a good head and shoulders smaller than her classmates, easily intimidated by them.

17. Lily heard this as a criticism, her parents suggesting she was in some way not right, different from them.

18. Where other children's sticky fingers had traced storylines, were Lily's joy, Lily's lifeline, in her hushed existence at home, navigating the carefully phrased perimeter of Bob's world, Bob's version of things; tiptoeing outside Brenda's sickly bedroom.

19. So now she's finally here and the guilt about Brenda is heady and intoxicating.

20. I've survived a fire and losing a husband and here I am right as rain, as Bob would say.

21. Then he hears the girl's voice, the strange Northern accent rising and falling in exasperation, not the words but the tone; at first calming, then cajoling, then finally vexed, desperate.

22. The thought is exhilarating, it zooms up her spine like electricity, making her shiver, making her draw in her breath in large gulps, reach for a sweater to wrap around herself.

23. 'And Matthew is five, is that right, Mrs Wake?'

'Nearly six,' says Lily, politely.

'And he's already reached Key Stage 1, Level 3, it says here,  for reading and maths.  Remarkable.' Ms Brightman leans forward, raises her voice slightly as if talking to a deaf child.

'You're a clever boy then Matthew, is that right?'

Lily grins at Matthew in the seat beside her. Matthew chews on the collar of his sweater.

24.  He seems to have shrunk in the last five minutes, the sleeves on the jumper longer than ever. Or else he is screwing up his hands inside them, drawing clenched fists, tightening his shoulders.

25.  Matthew, who up until now has been tightly squeezing Lily's hand, suddenly breaks free and darts past both women, rushing back along the corridor.

26. She snatches at the blue sweater, finds his arm thinner than she remembers, it's almost too light to catch, a piece of string, a strand of spaghetti. This frightens her suddenly - how did he become thin, usually so solid, plump even, one tug and an image of her child spins before her like a spool of string, unravelling ...

В данных примерах мы можем  увидеть оценку предметов и действий, а также оценку людей, которая представлена нам как и положительно, так отрицательно. Представляется возможным распределить данные периферийные характеристики концепта оценка по имеющимся трем когнитивным слоям:

1. Когнитивный слой «почтение и уважение»:

- она сжимала руку;

- вежливость;

- прав как дождь;

- успокаивание

- помощь другу.

2. Когнитивный слой  «мнение»:

- нерешительный шаг;

- отчаянный;

- умный;

- льстящий;

- крошечная;

- удобный;

- высокий;

- дрожать;

- разрывать;

- отчаянный.

3. Когнитивный слой  «приблизительная оценка»:

- подозрительный;

- спорный;

- странный северный акцент;

- льстящий человек;

- напряженность;

-драгоценный ребенок;

- некое спокойствие.

Исследование концепта оценка на основе анализа словарных данных, а также произведения английской литературы показало следующее:

Концепт оценка является одним из центральных концептов английской концептосферы, объективируемым в английском языке обширным лексико-фразеологическим полем и паремиями, что свидетельствует о его коммуникативной релевантности для английского языкового сознания.

Все когнитивные слои концепта имеют лексическую объективацию, что подтверждает коммуникативную  релевантность данного концепта для английского национального  языкового сознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Данная работа является попыткой изучения языковых средств  объективации концепта оценка как важного фрагмента мира в английском языке.

В ходе исследования был  сделан вывод, что содержание концепта объемнее одноименной поверхностной языковой сущности, так как выражается различными языковыми средствами (устойчивыми словосочетаниями, паремиями, а также может быть выявлено в контексте) и может быть структурировано. Концепт оценка организован по полевому принципу, содержит в себе ядерные и периферийные характеристики, выявленные в результате анализа словарных дефиниций имени концепта, фразеологического фонда, и текста из английской классической литературы. Контекстное употребление имени оценка соответствует сложившемуся представлению англичан об описании(оценивании).

Таким образом, концепт оценка - многомерное ментальное образование, которое опредмечивается в разнообразных языковых формах, что свидетельствует о том, что данный концепт является одним из центральных в английской концептосфере; коммуникативная релевантность концепта оценка для английского языкового сознания высока.

В целом, данная работа послужила  исследованию проблемы взаимоотношения языка и мышления.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Алефиренко, Н.Ф. Проблемы вербализации концепта: Теоретическое исследование [Текст] / Н.Ф Алефиренко. - Волгоград: Перемена, 2003. - 96с
    2. Аскольдов, С.А. Концепт и слово. Русская словесность. От теории к структуре текста. Антология / C.А. Аскольдов - 7-е изд., стереотип. – М.: 1980.- 276 с.
    3. Бабушкин, А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка, их личностная и национальная специфика: автопортрет диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук [Текст] / А.П. Бабушкин. - Воронеж: Государственный университет, 1998. - 176 с.
    4. Вержбицкая, Е.А. Лексикография и концептуальный анализ / Е.А Вержбицкая. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 272 с.
    5. Воркачев, С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании / C.Г. Воркачев. - М.: Научное Изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2000. – С. 232.
    6. Воркачев, С.Г. Методологические основания лингвоконцептологии. // Теоретическая и прикладная лингвистика /  C.Г. Воркачев. - 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 224 с. 
    7. Карасик, В.И. Языковые концепты как измерения культуры (субкатегориальный кластер темпоральности) / В.И. Карасик. – Изд. 3-е - СПб., «Авалон», «азбука-классика», 2006. – 560 с.
    8. Маслова, В.Л. Лингвокультурология / В.Л.Маслова. – М.: Научное Изд-во, 2002. – 151 с.
    9. Михальчук, И.П. Концептуальные модели в семантической реконструкции (индоевропейское понятие «закон») / И.П. Михальчук. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 98 с.

М.: «Высшая школа», 1999. – 232 с.

    1. Пименова, М.В., Кондратьева, О.Н. Введение в концептуальные исследования / М.В. Пименова, О.Н. Кондратьева. - ГОУ ВПО «Кемеровсий гос. ун-т». - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. - 179 с.
    2. Попова, З.Д. Некоторые проблемы выявления национальной специфики языка / З.Д. Попова. - Высшая школа. -  Воронеж, 2002. – 245 с.
    3. Сергеева, Е.В. Интерпретация термина «концепт» в современной лингвистике / Е.В. Сергеева. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 168 с.
    4. Слышкин, Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты в сознании и дискурсе / Г.Г. Слышкин -  Л.: Наука, 1981. – 35 с.
    5. Степанов, Ю.С. Константы: Словарь русской культуры / Ю.С. Степанов. - М.: Высшая школа, 1979. – 287 с.
    6. Телия, В.Н. Русская фразеология: семантический, прагматический и лингвокультурный аспекты  / В.Н. Телия. - М.: Школа «Языки русской культуры» 1996. – 25 с.
    7. Шевеякова, В.Е. Современный английский язык. Порядок слов, актуальное членение, интонация / В.Е. Шевеякова. - М.: Издательство «Дрофа», 2004. – 336 с.
    8. Яковлева, Е.С. О понятии «культурная память» в применении к семантике слова / Е.С Яковлева. - 2-е изд. – М.: Наука, 1975. – 276 с.
    • Albert H. Morehead, The new American Roget’s Thesaurus / H. Morehead Albert. - The national lexicographic board, 1958. – 572p.
    • Jill Dawson, Magpie / Sceptre, 1982. – 231p.
    • Laurence Urdang, A basic dictionary of synonyms and antonyms /  Urdang Laurence.  -  Bombay, 1978. – 481p.
    • Patric Hanks, The new Oxford Thesaurus of  English / Hanks Patric. – Oxford university press, 2000. – 1087p.
    • Марузо, И.Ж. Словарь лингвистических терминов. [Электронный ресурс] / И.Ж. Марузо. – Режим доступа: http://www.isuct.ru/shcherba[Дата обращения: 25 сентября 2010].

 


Информация о работе Концепт оценка в романе Jill Dawson 'Magpie'