Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 13:52, лекция
Акцент – особый характер произношения, проявляющийся в отступлении от языковой нормы и свойственный носителям какого-л. языка или диалекта, говорящим не на родном языке.
Беседа – вид диалогической речи. Один из наиболее сложных видов диалога как по содержанию, так и по форме. Характер реплик Б. может быть самым разнообразным: реплики-сообщения, реплики-побуждения, оценочные, уклончивые, поддерживающие, прерывающие, подхватывающие и т. д.
Язык - знаковая система, используемая в каком-либо сообществе (людей, животных) для обмена информацией. Различают: 1) естественный человеческий язык; 2) язык животных; 3) искусственные языки (например, языки программирования). В языкознании изучается естественный человеческий язык. Однако и в языкознании термин язык имеет, как минимум, два значения: 1) язык как определенный тип знаковых систем, язык вообще; 2) конкретный язык - та знаковая система, которая используется в некотором обществе в определенный период времени (например, русский язык). Все существующие и существовавшие раньше человеческие языки могут быть разбиты на группы по принципу родства, т.е. происхождения от определенной языковой традиции - праязыка, или языка-предка.
Языковая единица - единица языка: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение. Не следует смешивать с понятием лексическая единица.
Языковая норма (норма речи) то, как принято говорить и писать в данном обществе в данное время. Она - регулятор правильности литературного языка и его устойчивости. Норма определяет, что правильно и что неправильно, рекомендует одни языковые средства и способы выражения как "законные" (надо произносить документ) и отвергает другие (неправильно произносить документ). Норма меняется медленно.
Языкознание, лингвистика, языковедение - наука о языке. Традиционно сложилось следующее разделение языкознания:
1) дисциплины о внутреннем строении языка (фонетика и фонология, грамматика, подразделяющаяся на синтаксис и морфологию, лексикологию, семантику, стилистику и др.),
2) дисциплины об историческом развитии языка,
3) дисциплины о функционировании языка в обществе,
4) дисциплины, занимающиеся
вопросами строения и
5) прикладные лингвистические
дисциплины, напр., экспериментальная
фонетика.
Лекция 9.
Абстракция, и, ж. [латин. abstractio] - мысленное отделение каких-н. свойств и признаков предмета от самого предмета (науч.). || Отвлеченное понятие (книжн.). Неясное, туманное выражение мысли (разг. неодобрит.). У него получилась такая а., что никто ничего не понял.
Аудирование - восприятие на слух и понимание устной речи.
Билингвизм - знание двух языков. Различают естественный и искусственный билингвизм, а также субординативный и координативный билингвизм. Лат. Bi - два раза + Linqua – язык
Выступление, я, ср. - действие по глаг. выступить во 2, 3, 7 и 8 знач. — выступать. В. оратора. Выступления этого актера, пользовались большим успехом. В. войск из лагеря. Антисоветское в. эмигрантского публициста.
Грамматика [ама], и, ж. [греч. grammatikē] - учение о строении какого-н. языка или группы языков (лингв.). Французская г. Историческая г. Сравнительная г. славянских языков. || Учебная книга, излагающая основы (правила) какого-н. языка. Я купил себе грамматику.
Грамматический [ама], ая, ое - прил. к грамматика. Грамматические правила.
Грамматическая ошибка (разг.) — орфографическая ошибка, ошибка в правописании
Диалог, а, м. [греч. dialogos] - разговор между двумя или несколькими лицами. || Часть литературного произведения, состоящая из разговоров. Артисты хорошо провели заключительный д. Литературное произведение, написанное в форме разговора (лит.). Диалоги Платона.
Диалогический, ая, ое (книжн., лит.) - прил. к диалог. Поэма в диалогической форме. Д. стиль речи. || В форме диалога; являющийся диалогом. Диалогическая речь.
Доклад, а, м - сообщение на научную тему в ученом собрании; публичная лекция. В народном доме состоится д. о происхождении человека. Устный отчет (на съезде, собрании и т. п.). Д. правления на собрании пайщиков. Прения по докладу исполкома. Словесное или письменное изложение начальству служебных дел для их решения (канц.). Пойти к директору с докладом. Секретарь у управляющего на докладе. Дело назначено к докладу. Устное сообщение швейцара, курьера и т. п. о приходе посетителя (теперь преимущ. в учреждениях; канц. офиц.). Пожаловал к вам кто-то на дом... к вам человек с докладом. Грбдв. Без доклада не входить (надпись на дверях служебных кабинетов).
Жест, а, м. [фр. geste] - Телодвижение, особенно движение рукою, сопровождающие речь для усиления ее выразительности или заменяющее ее. Оратор подкреплял свою речь энергичными жестами. Кивок головой — обычный ж. согласия. Он погрозил шалуну выразительным жестом. Язык жестов. Перен. Поступок, совершаемый с каким-н. умыслом, с показной целью; поведение, продиктованное какими-н. целями, выгодами (преимущ. шутл. или ирон.). Благородный ж. Это всего лишь ж.
Изложение, я, ср. (книжн.) - Действие по глаг. изложить-излагать. В его изложении дело представлялось иначе. Стиль и построение рассказа, повествования. Изящное и. Запутанное и. Письменный пересказ чего-н. (педаг.).
Интернационализм [тэ], а, мн. нет;
м. [фр. internationalisme] (полит.) - Политика пролетариата,
имеющая целью объединение трудящихся
всех национальностей для совместной
организованной борьбы за свержение власти
эксплоататорских классов. Последовательный
и до конца революционный и. большевиков
является образцом пролетарского-
Интонация, и, ж. [латин. intonatio] - Ритмико-мелодический строй речи, зависящий от повышения и понижения тона при произнесении (лингв.). Вопросительная, восклицательная, повествовательная и. Тон, манера произношения, выговор, выражающие чувство, отношение говорящего к предмету речи (книжн.). С шутливой интонацией. Выразительная и. Правильность или неправильность попадания в тон при пении или игре на музыкальном инструменте (муз.). Фальшивая и.
Лексика, и, мн. нет, ж. [от греч. lexikos — словарный] (филол.) - совокупность слов какого-н. языка, диалекта, произведений какого-н. писателя и т. п.; то же, что словарь во 2 знач. Русская л. Л. Пушкина.
Лексический, ая, ое (филол.) - Прил. к лексика; словарный. Лексическое богатство языка. Лексические особенности.
Местоимение, я, ср. (грам.) - Название одной из частей речи — слово, само по себе не означающее определенного предмета, или числа (в отличии от имени сущ., прил., числит.), но приобретающее такое значение в зависимости от данной речи [букв. слово, заменяющее имя; перевод греч. antonymia, латин. pro — вместо, и nomen — имя]. Личное м. Возвратное м.
Методика, и, ж. - система правил, изложение методов обучения чему-н. или выполнения какой-н. работы. М. арифметики. М. научного исследования. М. пожарного дела.
Мимика, и, мн. нет, ж. [от греч. mimikos] - движения мышц лица, как выражение внутренних психических состояний. М. лица. Показать что-н. мимикой. Он говорил с чрезвычайной живостью, с резкой мимикой. Грцн. || Уменье, способность произвольно пользоваться такими движениями мышц с художественными, театральными целями. Хорошая м. — необходимое качество актера.
Монолог, а, м. [греч. monologos] (лит., театр.) - речь более или менее значительных размеров, произносимая действующим лицом драмы и обращенная к самому себе или к зрителям.
Монологический, ая, ое (лит., театр.) - Прил. к монолог; в форме монолога. Монологическая речь.
Морфология, и, мн. нет, ж. [от греч. morphē — форма и logos — учение] - учение о строении организмов (растений, животных). М. растений. М. животных. || Строение организмов. Отдел языковедения, изучающий формы слов (лингв.). М. русского языка. || Совокупность форм слов какого-н. языка (лингв.). Болгарский язык сильно отличается своей морфологией от других славянских языков.
Морфологический, ая, ое (науч.) - Прил., по знач. связанное с морфологией. Морфологические наблюдения. М. состав русского языка.
Мышление, я, мн. нет, ср. - способность рассуждать, мыслить, как свойство человека. М. и сознание — функции человеческого мозга. Действие по глаг. мыслить в 1 знач. (книжн.). М. образами.
Навык, а, м. - Уменье, созданное привычкой. У меня нет навыка к этой работе. Приобрести н. к чему-н., в чем-н. Трудовые навыки. Навык мастера ставит. Пословица. || преимущ. мн. Практические уменья (педаг.). Школа должна давать твердые практические навыки (читать, писать, считать и т. д.). Привычная реакция (человека или животного) на какое-н. раздражение, возникающая в результате многократного опыта (псих., педаг.). К числу навыков относятся ходьба, речь, трудовые движения.
Описание, я, ср. (книжн.) - действие по глаг. описать. Заниматься описанием картин. Сочинение, описывающее что-н. (см. описать в 1 и 2 знач.). Составить о. картин. Напечатать о. путешествия. Издать о. рукописей. || Изложение чего-н. (см. описать во 2 знач.), как составная часть научного изучения явлений. О. исторических фактов должно иметь марксистское объяснение.
Падёж, ежа́, м. - действие и состояние по глаг. падать в 5 знач.; мор, повальная смертность среди скота, эпизоотия.
Падежный, ая, ое (грам.) - прил. к паде́ж. Падежные окончания.
Память, и, мн. нет, ж. - Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. Острая п. Рыцари хотят послушать твоих песен, коли страх не отшиб у тебя памяти. Пушкин. Память может изменить вам. Чернышевский. Зрительная п. Находясь в здравом уме и твердой памяти (формула завещания; устар.). Лишиться памяти. || Запас хранимых в сознании впечатлений. Ушло из памяти. Свежо в памяти. Врезаться в п. Воспоминание о ком-чем-н. Чтить п. борцов за революцию. Оставил по себе добрую п. В п. наших встреч. Памяти друга и товарища (заглавие некролога). Светлой, печальной, блаженной, мрачной, недоброй и т. п. памяти (употр. как определение или приложение при воспоминании о ком-чем-н. для выражения какого-н., указанного прилагательным, отношения). Подарить на п. (для того, чтобы сохранялось воспоминание). Церковная служба, установленная на известный день в честь какого-н. святого, а также самый этот день (церк.). День памяти или п. Александра Невского. || Поминание умершего в день его смерти, а также самый этот день (разг. церк.). П. по отце. Сегодня — п. отца.Запись или книжечка с записями о чем-н., что нужно помнить (устар.). Деловое отношение, предписание (старин.). Без памяти (разг.) — 1) забывая всё, до потери сознания. И все-таки я вас без памяти люблю. Грибоедов. Бежали от них без памяти. А. Н. Толстой. 2) в знач. сказуемого, быть в восхищении, в восторге от кого-н. Он от нее без памяти. 3) без чувств, без сознания. Лежит без памяти. В памяти (разг. устар.) — в полном сознании, в себе. Вы всё еще не в памяти. Достоевский. Лишиться памяти (устар.) — впасть в бессознательное состояние. На памяти чьей (разг.) — в период жизни кого-н., так что он может еще помнить. На памяти истории — см. история. По старой памяти (разг.) — под влиянием прежних привычек, воспоминаний о прежнем, прошлом. По памяти или на память (рассказывать, говорить, привести и т. п.) — не смотря в книгу или в записи, не справляясь, так, как помнишь. Прийти на память — появиться в воспоминании, вспомниться. Куриная память (разг.) — плохая, короткая память. Дай бог памяти (устар.) — поговорка, употр, при усилии вспомнить что-н. Вечная память — 1) молитва о вечной загробной жизни для умершего (церк.). И Кирилу Петровичу отпоют вечную память, как ныне и Андрею Гавриловичу. Пушкин. 2) перен. кому, пожелание вечного пребывания какого-н. умершего в памяти, в воспоминании людей. Короткая память — см. короткий.
Пауза, ы, ж. [от греч. pauō — прекращаю, заставляю молчать] - Временная приостановка, задержка, перерыв в речи, беседе. Паузы в речи отмечаются знаками препинания. Наступила тягостная пауза. Я присоединился к Сусанне и, выждав первую минутную паузу, спросил ее, так же ли она любит музыку, как ее батюшка. Тургенев. || перен. Вообще промежуток, перерыв (разг.). П. в переписке друзей. Для быстролетной любви этой началась краткая, но мучительная пауза. Лесков. Ритмически упорядоченный перерыв в звучании (муз.). П. в два такта. Знак паузы. || Значок для обозначения этого перерыва в нотах (муз.). В нек-рых теориях стихосложения — пропуск неударяемого слога в стихотворном размере, преимущ. трехдольном (лит.), напр. в первых двух стопах стиха Фета: йзму́|чӗн жи́|знью̆, ко̆ва́р|ство̆м нӑде́|жды̆.
Педагогика, и, мн. нет, ж. [греч. paidagōogikē] - наука о методах воспитания и обучения.
Педагогический, ая, ое - Прил. к педагог. Новые педагогические кадры. Занимающийся подготовкой педагогов, учителей. П. институт. Педагогическое училище. Прил. к педагогика. Педагогические науки. П. факультет. С педагогической точки зрения это вредно. (в качестве кратк. форм употр. педагоги́чен, чна, чно). Соответствующий правилам, требованиям педагогики, умелый с точки зрения педагогики (книжн.). П. такт. П. талант. Задавать такие вопросы ребенку — не педагогично.
Перевод, а, м. - чаще ед. Действие по глаг. перевести-переводить1. П. заведующего на другую должность. П. в старшую группу. П. часовой стрелки на час. П. в СССР мелкокрестьянского хозяйства на колхозные рельсы. П. на семичасовой рабочий день. П. на французский язык. Текст (или устная речь), переведенный с какого-н. языка на другой язык. Хороший п. Вольный п. (не дословный). Правильный п. Читать французских классиков в переводе. Поручение, принимаемое банком или почтовым учреждением, об уплате денежной суммы адресату на месте его пребывания (спец.). || Денежное почтовое или телеграфное отправление. Почтовый п. Выслать деньги переводом. || Бланки для почтовой или телеграфной пересылки денег (разг.). Продажа марок и переводов. Рельсовый путь для перехода подвижного состава с одного пути на другой (ж.-д.) Стрелочный п. Бесполезная, нерасчетливая трата, расходование (разг.). Пустой п. денег или деньгам. Нет переводу кому-чему (разг.) — всегда имеется, есть. В Москве ведь нет невестам переводу. Грибоедов.
Писать, пишу́, пи́шешь, д. н. не употр., несов. (к написать) - что и без доп. Изображать на бумаге или ином материале какие-н. графические знаки (буквы, цифры, ноты). Учиться читать и п. Мальчик уж умеет п. П. буквы. П. чернилами. П. пером, карандашом. П. четко. П. неразборчиво. П. на пишущей машинке. || (сов. нет) без доп. Уметь писать. Мальчик уже пишет. Читает, но не пишет. (сов. нет) без доп. Быть годным для писания. Карандаш хорошо пишет. что. Изображая буквы, записывая слова, соблюдать правила орфографии. В слове "французский" нужно писать "зс", а не два "с". что. Записывать, составлять какой-н. текст. П. письма. П. под диктовку. || (сов. нет) без доп. Владеть письменной речью. Свободно читает по-английски, и говорит недурно, но не пишет. Вы по-русски п. не умеете. Славно пишет, переводит. Грибоедов. кому-чему или (устар.) к кому-чему. Обращаться к кому-н. с письмом, посылать письмо. Я к вам пишу — чего же боле? (письмо Татьяны к Онегину). Пушкин. Мне надо писать к маменьке: я давно не писал к ней. Гончаров. Три года не писал двух слов и грянул вдруг, как с облаков. Грибоедов. || кому-чему и без доп., о ком-чем или с союзом "что". Сообщать или утверждать что-н. письменно или печатно. Газеты пишут о варварствах фашистской Германии. || с союзом "что". Письменно или печатно высказывать какую-н. мысль, сентенцию, тезис (ср. говорить во 2 знач.). Пушкин пишет, что трагедия "Ромео и Джульета" действительно написана Шекспиром, и что в ней отражена современная Шекспиру Италия. что и без доп. Сочинять литературное, научное или музыкальное произведение, записывая его. П. роман. П. диссертацию. П. книгу о мировой войне. П. романсы. Ты, я знаю, пишешь статейки. Гоголь. || (сов. нет) что и без доп. Заниматься литературной деятельностью, быть писателем, автором литературных произведений. Хотел писать: но труд упорный ему был тошен; ничего не вышло из пера его. Пушкин (об Онегине). || (сов. нет) в чем. Сотрудничать в литературном органе. П. в журналах. П. в газетах. что, чем и без доп. Создавать живописное произведение. П. картину. П. акварелью. П. маслом. || кого-что. Изображать (красками) на картине. П. портрет Пушкина или п. Пушкина. Пиши пропало — см. пропа́сть. Пошла писать губерния — см. губерния. Писать вензеля, кренделя, мыслете — см. под соответствующими словами. Говорит, как пишет — то же, что говорит как по-писаному (см. писаный). Не про кого писан или (устар.) не при ком писан (разг.). — 1) недоступен чьему-н. пониманию. Это не про нас с тобой писано. Статистики он не знает, этнографии не разумеет; нравы и обычаи не при нем писаны. Салтыков-Щедрин. 2) перен. не может быть получено кем-н., не предназначено для кого-н. (ирон.). Такие вещи не про нас с тобой писаны. Закон не писан кому или для кого (разг.). — кто-н. не руководится никакими нормами в своем поведении, для кого-н. нет ничего обязательного. — Таковы факты. А факты, как говорят, упрямая вещь. Господа из германского официоза могут сказать, что тем хуже для фактов. Но тогда им можно ответить словами известной русской поговорки: "дуракам закон не писан". Сталин (о бурж. критике проекта Конституции СССР).
Информация о работе Словарь (глоссарий) основных терминов и понятий