Фонетические особенности английской спонтанной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: объектом исследования являются фонетические особенности английской спонтанной речи.
Предмет исследования: предметом данного исследования являются отклонения от фонетической нормы английского языка при спонтанной речи.
Цель исследования: цель данного исследования заключается в выявлении основных фонетических особенностей английской спонтанной речи, и в частности в интонации, ритме, громкости, темпе, паузации и звуковых фонетических процессах для совершенствования фонематического слуха у изучающих английский язык.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Интонационная составляющая фонетики современного английского языка………………………………………………………………………………6
Функции языка и функции речи в современном аспекте………………….6
Понятие интонации………………………………………………………….11
Глава 2. Понятие устной и письменной речи………………………………….17
2.1 Определение понятий языка и речи, значение терминов «язык», «речь».17
2.2 Просодические параметры устной речи……………………………………21
2.3 Параметры письменной речи………………………………………………24
Глава 3. Фонетические модификации английской спонтанной речи………...30
Заключение……………………………………………………………………….51
Список литературы………………………………………………………………52
Приложение 1. Аннотация………………………………………………………55
Приложение А……………………………………………………………………57

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая+++++.docx

— 86.59 Кб (Скачать файл)

Хочется вспомнить  схему, которую предложил Роман Осипович Якобсон[20,80], русский и американский лингвист. В данной схеме описаны факторы(компоненты) акта коммуникации, которым соответствуют отдельные речевые функции.

Примером акта коммуникации может служить начало романа в  стихах «Евгений Онегин», если лектор его декламирует студентам: «Мой дядя самых честных правил, когда  не в шутку занемог…»

Отправитель: Пушкин, Онегин, лектор.

Получатель: читатель, студенты.

Сообщение: размер стиха (четырехстопный ямб).

Контекст: сообщение о болезни.

Код: русский язык.

 

    1. Понятие интонации.

 

      Существует  несколько мнений о том, что  такое интонация и до сих  пор существует проблема определения  интонации. Узкое определение  интонации принадлежит числу  иностранных фонетистов, таких как  Даниель Джонс, О`Коннер и др.: интонация – это изменения высоты голоса.[21,131]. Эти фонетисты считают, что это только мелодика высказывания, хотя высота основного тона голоса действительно очень важна в интонации.

      Точка зрения  российских фонетистов, таких как  Соколова М.А.[19,113], Торсуев Г.П., Васильев В.А.[10,321], такова: интонация – это сложное объединение речевой мелодики, распределения ударения в предложении, темпа, ритма, и голосового тембра, которое позволяет говорящему выражать свои мысли, эмоции и отношение к содержанию высказывания. С точки зрения акустики, интонация – это сложное сочетание меняющейся частоты, основного тона, интенсивности и длительности голоса, пауз. С точки зрения перцепции, интонацией является совокупность речевой мелодики, громкости, темпа и тембра произнесения.

      Теснейшая  связь, существующая между интонацией  и смыслом предложения, делает  ее одним из важнейших факторов  коммуникации. Известно, что для  понимания предложения не обязательно  узнавание всех составляющих его слов. Контекст часто помогает восстановить не расслышанное слово, а если даже такое "восстановление" и не происходит то понимание смысла предложения в целом отнюдь не исключено. Не подлежит сомнению, что интонация играет при этом немаловажную роль.

      Большинство  исследователей считают, что основной  функцией интонации является  передача эмоционально-модального  отношения говорящего к сообщаемому.  И когда говорят, что какое  нибудь предложение было произнесено  "без всякой интонации", это  означает в первом случае, что  оно было сказано с монотонной  интонацией, а во втором - что интонация  была недостаточно выразительной.

      Неопределенность  в трактовке понятия "функция"  привела к появлению разнородных  по принципам и противоречивых  по содержанию систем классификации  функций и интонации. Различные  авторы выделяют эмоциональную  и интеллектуальную, вербальную  и голосовую, логическую, эмфатическую  и акцентирующую, эмоциональную,  эмфатическую и физиологическую  и т.д. функции.

      Зиндер  Л.Р.[13,475] дал трактовку термина "языковая функция" - функцией данного языкового средства следует считать "его предназначенность для передачи соответственной языковой категории". В соответствии с этой трактовкой можно выделить следующие функции интонации:

  1. функция членения на синтагмы;
  2. функция связи между синтагмами;
  3. функция различения коммуникативных типов (ситуацией) - дистинктивная;
  4. функция акцентного выделения элементов синтагмы;
  5. функция выражения эмоциональных значений;
  6. функция передачи модальных отношений.

 

 

 

 

      Системный  характер рассматриваемых функций  интонации, их относительная независимость  и взаимосвязь выявляется:

1. по их способностям  формировать особые единицы;

2. по инвентарю и количественному  выражению тех фонетических средств,  которые преимущественно используются  при реализации данной функциональной  нагрузки интонации.

Интонация складывается из нескольких компонентов: 1) частоты основного тона голоса (высотный или мелодический компонент); 2) интенсивности (динамический компонент); 3) длительности или темпа (временной, темпоральный компонент); 4) паузы; 5) тембра. Все компоненты интонации, кроме паузы, обязательно присутствуют в высказывании, потому что никакой его элемент не может быть произнесен без какой-либо высоты голоса, и т.д. Поэтому все компоненты интонации тесно взаимодействуют между собой. Однако можно, во-первых, установить некую иерархию их, во-вторых, имеются данные, свидетельствующие о некотором разделении функций между ними.

      Мелодика. В комплексе просодических средств мелодика играет ведущую роль. Это объясняется тем, что в нетональных языках признак большей или меньшей высоты звука практически не используется для противопоставления сегментных единиц - фонем и для различения звуковых оболочек морфем и слов. Универсальность высотного компонента интонации проявляется и в том, что мелодика используется как важнейшее интонационное средство в самых разных языках, и в том, что в пределах одного языка мелодика обслуживает разные функции интонации. Этому способствует не только малая степень занятости мелодики на сегментном уровне, но и богатство заключенных в этом компоненте интонации различительных возможностей.

      Пауза занимает среди компонентов интонации особое место. Будучи функционально суперсегментным явлением, физически она представляет собой особый, "пустой" сегмент. Чаще всего пауза определяется как перерыв в звучании или прекращение фонации на определенное (обычно довольно длительное) время. Тогда акустическим коррелятом паузы является падение интенсивности до нуля, а физиологическим - остановка в произносительной работе органов, приведение их в состояние покоя. Однако пауза как физическое явление не совпадает с тем, что обычно понимается под паузой в фонетических исследованиях. С одной стороны, не всякий перерыв в звучании есть пауза. Полное прекращение фонаций имеет место и на фазе смычки глухих согласных, являясь их составной частью. С другой стороны, воспринимаемая пауза не обязательно представляет собой полный перерыв в звучании: она может быть заполненной (нейтральным гласным, сочетаниями звуков). Как перерыв в речи могут восприниматься и резкие изменения других компонентов интонации (перепады мелодики, контраст по длительности и интенсивности). Все это делает весьма сложной задачу определения паузы как функционального явления по акустическому сигналу и особенно задачу автоматического выделения пауз при членении потока речи на минимальные интонационные единицы. Сложность отношения перерыва в звучании и семантически нагруженной паузы побуждает последователей разделять наблюдаемые в связной речи паузы на темпоральные, характеризующиеся отрезком нулевой интенсивности, и нетемпоральные, логические и психологические. Наиболее важным является отграничение интонационных пауз от неинтонационных.

      Длительность и темп. Протяженность речевых единиц (и их составляющих) во времени - необходимое условие их существования. Для того, чтобы та или иная речевая единица могла быть реализована говорящим и воспринята слушающим, требуется определенное время, естественно, различное для разных элементов. Длительность крупных, сложных по структуре единиц (высказывания чаще всего членимы на слова, слоги, звуки) определяется числом составляющих их элементов: фраза, содержащая большее количество звуков, имеет, как правило, большую длительность, чем фраза, имеющая меньшее количество звуков, хотя наблюдается и тенденция к выравниванию длительностей речевых единиц одного ранга (ритмических групп, синтагм, высказываний). Вместе с тем вариативность длительности составляющих речевой цепи достаточно велика и доступный в данном языке диапазон значений длительности звуков может использоваться для передачи особой - просодической - информации. В языках, не имеющих фонологического противопоставления звуков по долготе, большая или меньшая протяженность звука не нарушает фонемного облика слова, или - как лингвистически недостаточно строго говорят - не изменяет его значения. Однако отклонение длительности в ту или иную сторону от обычной среднестатистической, характерной для данного звука в данной позиции, становится информативным для интонации.

      Рассмотрение интенсивности как отдельного компонента интонации, а тем более подробное описание этого параметра звучащей речи, встречается в интонационных исследованиях сравнительно редко. Между тем, интенсивность является таким же необходимым условием артикуляции и восприятия звука, как длительность и частота, а достаточно большой диапазон варьирования этого параметра в речи позволяет ожидать использования его для передачи разнообразной информации. Причина малой популярности интенсивности по сравнению с другими просодическими признаками состоит не только в малой исследовательности ее, но и в том, что частично динамический компонент интонации рассматривается при анализе ударения или акцента. Тесная связь между интенсивностью и ударением объясняется тем, что основная функция интенсивности - выделение отдельных элементов речевой цепи. Обычно это выделение осуществляется усилением интенсивности, но, поскольку просодические характеристики всегда относительны, не исключено и уменьшение силы звучания (так, шепот на фоне обычной речи может быть столь же ярким и выразительным средством, как и крик). Выделение, или подчеркивание, одного из слогов слова принято называть ударением. Этим термином обозначают и выделение элементов в составе фразы.

      Отнесение тембра, т.е. качества звука, определяемого соотношением его спектральных составляющих, к числу компонентов интонации нередко вызывает возражения. Будучи одним из основных признаков звука, тембр, или спектр, обслуживает преимущественно сегментную сторону речи. Тем не менее, существует область изучения звучащей речи, в которой тембральной окраске придается исключительно большое значение. Это можно объяснить тем, что для речи нейтральной в эмоциональном отношении, которая до сих пор являлась предметом экспериментального исследования, тембральная окраска не является решающей. Различия по тембру не участвуют в передаче основных коммуникативных функций интонации и проявляются лишь при выражении отдельных конкретных эмоций (презрения, гнева, насмешки и т.д.) и, особенно, в общей эмоциональной окраске речи, отнесение которой к лингвистическим функциям интонации далеко не бесспорно.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ  УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.

2.1 Определение понятий  языка и речи, значение терминов  «язык» и «речь».

В повседневной жизни мы часто употребляем понятия язык и речь. Но часто, даже не задумываемся об их сходствах и различиях. Даже в словаре синонимов можно  прочитать, что эти два понятия  схожи, синонимичны. Но следует заметить, что это не совсем так.

Тогда возникают следующие  вопросы: что такое язык, и что  такое речь? Чтобы ответить на них, обратимся к словарю. Открыв словарную  статью, посвященную языку, увидим, что слово «язык» имеет 4 совершенно разных значения. Наиболее интересны  первые два.

Язык – 1.Орган в полости рта, являющийся органов вкуса, а у человека способствующий также образованию звуков речи.

2. В колоколе: металлический  стержень, производящий звон ударами  о стенки.

Язык – 1.Система звуковых и словарно-грамматических средств, закрепляющих результаты работы мышления и являющихся орудием общения людей, обмена мыслями и взаимного понимания в обществе.

2. Совокупность средств  выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной словарно-грамматической  системе, слог.

3. Речь, способность говорить.

4. То, что выражает, объясняет  собою что-н.

То есть, получается, что  в определении понятия языка  есть понятие речь. Но чтобы до конца  разобраться, откроем словарную  статью, посвященную речи.

 

Речь – 1. способность говорить, говорение.

2. разновидность, стиль  языка.

3. разговор, беседа.

4. публичное выступление.

Следует добавить, что речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил.

Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и  формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их понимание.

Также речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать  окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.

Являясь средством выражения  мыслей, речь, в ходе её развития в  онтогенезе, становится основным (но не единственным) механизмом мышления человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без речевой деятельности.

И. П. Павлов отмечал, что  только речевая деятельность даёт человеку возможность отвлечения от действительности и обобщения, что и является отличительной  особенностью человеческого мышления.

В зависимости от формы  общения, речевая деятельность делится  на устную (подразумевающую говорение  и слушание) и письменную (письмо и чтение).

В ходе «продуктивных» видов  речевой деятельности — говорения  и письма — задействуются следующие  основные группы мыслительно-физиологических  механизмов:

• механизм программирования речевого высказывания (передаваемого смысла);

• группа механизмов, связанных с построением грамматической структуры высказывания, поиском нужных слов по семантическим признакам, выбором определённой звуковой (при устной речи, см. звук речевой, фонема) или графической системы (при письменной речи, см. графема, буква); Согласно современным исследованиям, выполнение данных функций локализовано в ЦНС (центры нервной системы) преимущественно в участке височной коры, называемом Зоной Брока (Зоной Бродмана 45) и явившемся одним из последних этапов эволюции человека.

Информация о работе Фонетические особенности английской спонтанной речи