Шпаргалка по "Языкознанию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 14:04, шпаргалка

Краткое описание

В мире существует множество языков. По данным Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры, их насчитывается 2796. Ученые-лингвисты более осторожны в своих подсчетах. Они называют разные цифры – от 2500 до 5000 или от 4500 до 6000. Это связано с тем, что границы между разными языками часто размыты: иногда невозможно установить, где начинается новый язык, а где имеет место диалектная форма одного и того же языка.

Содержание

1.Языкознание как гуманитарная дисциплина и его место в системе научного знания о человеке
2.Язык как предмет языкознания. Разделы языкознания
3. Стоики
4. Ономатопоэтическая или звукоподражательная гипотеза.
5. Междометная гипотеза
6. Биологическая гипотеза
7. Гипотеза общественного (социального) договора
8. Жестовая теория

Вложенные файлы: 1 файл

ЯЗЫКОЗНАНИЕ. БИЛЕТЫ.docx

— 178.03 Кб (Скачать файл)

41.Натуралистическое направление  в философии языка середины 19в.

При А.Шлейхере установилось наименование натуралистического направления  в языкознании. Одним из важнейших  пунктов где, согласно натуралистическому направлению, язык уподоблялся организму, была классификация языков, заимствованная из биологической систематики. Шлейхер  стал употреблять слово  “организм” в связи с языком в его прямом, биологическом смысле. Наиболее  важной побудительной причиной его  натурализма было стремлении преодолеть господствовавшие в его время субъективно-идеалистические  взгляды па языки мышление и подчеркнуть материальную сторону языка. Как и Гумбольдт, Шлейхер считал, что изучение языковой формы и типологическая и генеалогическая систематика языков составляют основное содержание ли лингвистики (глоттики), которая изучает происхождение и дальнейшее развитие этих форм языка. Морфологическая классификация языков. Учение о языковых типах Шлейхер называл морфологией, позаимствовав этот термин из естествознания я, где он обозначал науку о строении и формообразовании растений .Морфология языков должна, по Шлехеру, изучать морфологические  типы языков, их происхождение и взаимные отношения. Морфолгический тип класс языка определяется строением слова, которое может выражать значение («корень») и отношение («суффикс» ). допускаются три типа комбинаций значения и отношения: изолирующие языки. Агглютинирующие и флектирующие  языки . Морфологическая классификация Шлейхера оказала большое влияние на языкознания - в направлении разработки учения о типах языка. Родословное древо. Рассматривая взаимоотношения индоевропейских языков как результат исторического развития. Шлейхер создает теорию родословного древа индоевропейских языков. Концепция родословного древа основана на том, что развитие языков, как и развитие животного и растительного мира, идет только одним способом: языки и языковые группы могут какое угодно число раз дробиться. отдельные ветви могут «отсыхать». но ни при каких условиях языки не могут скрещиваться между собой . Языки расходятся, но не сходятся. Теория образования трупп родственных языков путем разделения первоначальных  единств наглядно отображенная  при помощи внешней аналогии  с родословным  древом, в трудах самого Шлейхера  была дополнена теорией географического варьированы я языков, а также положением о значении пограничных языковых контактов. Шлейхер писал: « В историческое время виды и роды языков постоянно исчезают и другие распространяются на их счет... Такой же процесс Дарвин принимает для царств растительного и животного. называя его «борьбой за существование ; множество органических форм должно было погибнуть в этой борьбе и гать место сравнительно немногим избранным... В настоящем периоде жизни человечества победителями в борьбе за существование оказываются преимущественно языки индогерманского племени ;  распространение их беспрерывно продолжается, а многие другие  языки ими вытеснены. О множестве их видов и подвидов свидетельствует вышеприведенная». Теория родословного древа индоевропейских языков сохранилась в основном до ваших дней. Достаточно большое количество материала в отношении разных ветвей индоевропейской семьи, накопленное к тому времени, дало возможность А. Шлейхеру приступить к реконструкции индоевропейского языка. Праязык и его реконструкции. Шлейхер читал праязык единой системой форм. Однако праязык был для него не исторической реальностью, а представлением о звуковой системе и системе форм слова - всего лишь моделью, которая необходима для динамического рассмотрения разнообразного материала индоевропейских языков: исторический принцип понимается подчеркнуто ретроспективно. (Форму, которая в действительности не встречается, а только предполагается , Шлейхер обозначал звездочкой - •patars). Поскольку современные индоевропейские языки возникли путем разветвления и умножение поскольку древнейшими звуковой состав был простым, а структура корня Н слова -однотипной, постольку возможно его восстановление на основе наблюдений над всеми древнейшими индоевропейскими языками. Шлейхер был настолько уверен в своих реконструкциях, что даже написал басню на  индоевропейском языке» «Овца и кони». Организм языка и естествознание. Естественнонаучный принцип, на котором должна  основываться лингвистика, предполагает, по мнению Шлейхера, признание следующих  постулатов:  1) язык как природный организм существует вне моли человека, его нельзя изменить;  2) «жизнь языка», как и жизнь природы, есть развитые, а не история; поэтому рост был лишь в доисторический период, а подлинная жизнь языка проявляется в диалектах, тогда как исторический период характеризуется распадом форм, старением и отмиранием форм язык самих языков (подобно тому как выветриваются породы и разлагаются организмы в природе а литературно-письменной формы являются искусственными образованиями: Сам Шлейхер писал в “Компендии сравнительной грамматики индоевропейских языков»:  «Жизнь языка (обычно именуемая историей языка) распадается на два периода.  1. Развитие языка - доисторический период. Вместе с человеком развивается язык, т.е. звуковое выражение мысли. Даже простейшие  языки есть результат постепенного процесс. становления. Все высшие Формы языка возникли из более простых: агглютинирующие из изолирующих, флективные из агглютинирующих. 2. Распад  языка на отношении звуков и форм, причем одновременно происходят значительные изменении в функциях и строении предложения - исторический период. Переход от первого периода ко второму осуществляется постепенно. Установление законов, по которым языки изменяются в течение их жизни, представляет одну, из основных задач глоттики, так как без познания их невозможно понимание форм языков, в особенности ныне живущих». В труде «Немецкий язык» Шлейхер писал: «нет ни одного случая  чтобы все ранние ступени развития языкового организма, образующего языковой род оставили после себя письменные памятники... Метод восстановления подсказывается нам жизнью языка и, в частности, жизнью звуков». 3. лингвистика должна быть основана на точном наблюдении организмом и законов их быт на полном подчинении исследователя объекту исследования. Главными законами развития языков А. Шлейхер считал дарвиновские законы борьбы за существование и естественного отбора Об этом он писал в работе «Теория  Дарвина в  применение науке о языке», здесь он проводил полный параллелизм между биологией и языкознанием «Употребляя форму уподобления мол назвать корни простыми клеточками языка, у которых ,для грамматических функций , каковы имя, глагол и т.д., нет еще особых органов и у которых самые эти функции (грамматические отношения) столь же мало различны, как, например. у одноклеточных организмов или в зародышевом пузырьке высших  живых существ дыхание и пищеварение».

42.Психологическое направление  в философии языка второй половины 19в. И отражение его постулатов  в позднейшей лингвистической теории

В XIX веке параллельно сравнительно-историческому  языкознанию, развивающемуся достаточно быстро, во второй половине века распространилось психологическое направление в  изучении языка. Наиболее ярким представителем стал немецкий языковед-теоретик Герман Штейнталь (1823-1899 гг.). В 1855 году вышла  его книга «Грамматика, логика и  психология, их принципы и взаимоотношения», в которой Г. Штейнталь обосновал  тесные связи языкознания и психологии. Г. Штейнталь считает, что «предметом языкознания является язык, или язык вообще, т.е. выражение осознанных внутренних психических и духовных движений, состояний и отношений посредством  артикулированных звуков».

В концепции Г. Штейнталя  основным считается взаимодействие индивидуальной речи и индивидуального  мышления. В русле психологического языкознания находятся и работы Александра Афанасьевича Потебни (1835-1891). А.А. Потебня был высокообразованнейшим  человеком своего времени: он и философ, филолог, лингвист, фольклорист. А.А. Потебня  отвергает учение Шлейхера о языке  как живом организме. Он говорит, что язык – это произведение народа и развивается по своим, не биологическим  законам. Как фольклорист А.А. Потебня  считает, что людей объединяет в  общество его культура – мифы, сказания, предания. Язык тесно связан с мышлением. А.А. Потебня считает, что «язык  есть необходимое условие мысли  отдельного лица даже в полном уединении». Язык связан со всей психической деятельностью  человека.

Особое положение в  психологическом направлении занимает Вильгельм Вундт (1832-1920 гг.). В. Вундт  как психолог изучает не столько  сам язык, а изучает язык для  выяснения сложных психических  процессов, предшествующих речи. Вундт  акцентирует внимание на психологии народа, а не индивида. Он подчеркивает, что язык возникает при общей  духовной жизни. А духовная жизнь  коллектива выражается в формах культуры таких, как мифы, предания, легенды. Вундт подчеркивает, что язык и  мышление тесно связаны и развиваются одновременно. Вундт, рассматривая происхождение языка, утверждает, что первоначально существовал язык жестов. И лишь потом язык жестов сопровождался звуковой формой. Первые слова были повелительными, императивными.

Свое дальнейшее развитие психологическое направление получило в XX веке в виде появившейся на стыке  психологии и языкознания новой  дисциплины психолингвистики.

43.Младограмматическое направление  в языкознании. Лейпцигская лингвистическая школа. Московская лингвистическая школа. Казанская лингвистическая школа

Во второй половине XIX века компаративистика развивается дальше. Наиболее крупными явлениями стали  возникновение нового направления  внутри компаративистики и выдающиеся исследования российских лингвистов. В середине XIX века многих лингвистов не устраивает состояние компаративистики. Предпринимаются попытки изменить создавшееся положение. В 70-х годах XIX века внутри сравнительно-исторического  языкознания возникает новое  направление, получившее условное название "младограмматического".

В 1876 г. выходит книга Августа  Лескина «Склонения в балтославянских  языках», в 1878 г. книга Германа Остгофа  и Карла Бругмана «Морфологические исследования». Авторы этих книг были достаточно молодыми учеными, но учеными, не побоявшимися выступить против представителей старшего поколения, призывавших изучать  древние языки. С этого времени  внутри сравнительно-исторического  языкознания развивается направление  младограмматиков.

 

Младограмматизм оформляется  и осознается как течение с 80-х  годов XIX века и выступает как  активная научная сила примерно в  течение 50 лет. Младограмматизм –  направление в европейском языкознании, возникшее в 70-х годах XIX века в  Германии. Теоретический стержень младограмматизма – воззрение на язык как на индивидуально-психологическое  явление: понятия, выражаемые языком, возникают  только «в недрах души индивида». Общение  с помощью языка возможно только потому, что психическая жизнь  людей одинакова и звуки языка  говорящего вызывают в душе слушателя  один и тот же для обоих комплекс представлений.

У младограмматиков два основных принципа: историзм и психологизм. К  младограмматикам в разное время  и по разным принципам примыкали  такие крупнейшие лингвисты, как  Ф. де Соссюр, Ф.Ф. Фортунатов, И.А. Бодуэн де Куртенэ.

Младограмматики защищали основные свои положения:

-фонетические законы, действующие  в языке, не имеют исключений. Этим они подчеркивали живой  образ развития языка.

-основным законом создания  новых форм в языке является  аналогия. Все новое в языке  создается на аналогии и переосмыслении  того, что уже имеется в языке.

-в первую очередь необходимо  исследовать современные живые  языки и их разновидности - диалекты.

Младограмматисты упрекали старших языковедов в том, что  старшее поколение компаративистов  мало уделяет внимания живому языку, человеку, человеческой речи, а излишне  увлеклись мертвыми языками, реконструкциями.

Младограмматики провозгласили  принцип описания языка отдельного человека. В этом их сила - именно с  младограмматиков началось психологическое  языкознание. Но в этом же и их слабость - язык все же явление социальное. Речь индивидуума не способна отразить все многообразие форм, предоставляемых  языком. Речь индивидуума ограничена возрастными, психологическими, образовательными, физическими, анатомическими особенностями. Младограмматисты своими трудами, своей позицией способствовали развитию диалектологии. К основополагающим работам младограмматиков относятся труды Германа Пауля "Принципы истории языка", Бертольда Дельбрюка "Основные вопросы исследования языка", Карла Бругмана "К современному состоянию языкознания".

Теоретические взгляды младограмматистов  изложены в предисловии к книге  Германа Остгофа и Карла Бругмана «Морфологические исследования в области  индоевропейских языков», вышедшей в 1878 году. Предисловие к названной  книге в дальнейшем стало называться «манифестом младограмматиков». Основные положения манифеста, а значит, и  всего младограмматического направления  можно свести к следующему:

Прежнее языкознание, изучая индоевропейские языки, не занималось «говорящим человеком». Старшее поколение  компаративистов, изучая фонетический строй языков, уделяло внимание физиологии речи, описанию механизма произнесения речи. Младограмматики призывают  изучать психический процесс  создания речи, поскольку прежде, чем  произнести тот или иной комплекс звуков, человек совершает определенные мыслительные действия.

По мнению младограмматиков, старшее поколение слишком пристальное  внимание уделяет созданию праформ, т.е. реконструированию гипотетического  языка-основы.

В манифесте указывается, что старшее поколение, изучая древнее  состояние языков, обращается к письменным памятникам, пытаясь по ним восстановить звучащую речь. Младограмматисты справедливо  отмечают, что письменная речь своими знаками (буквами) не всегда определенно  правильно способна отразить звучащую речь. Во-вторых, письменная речь –  это литературно обработанная речь, а не живая непосредственная речь. Младограмматисты предлагают изучать  живые говоры, диалекты, и через  их материал – особенно звуковой материал живой речи – проводить изучение современных языков и их древнего состояния.

Младограмматисты призывали  изучать человека ы языке, поскольку язык существует только в индивидууме. Речь человека зависит от изменений окружающего мира, и эти изменения, отразившись в мышлении человека, отражаются и в языке.

Основным понятием сравнительного языкознания, по мнению младограмматиков, должно быть понятие, согласно которому звуковые изменения не знают исключений.

Младограмматики утверждали, что принцип аналогии зависит  от звуковых законов.

Дальнейшее развитие взгляды  младограмматиков получили в теоретическом  труде Германа Пауля «Принципы  истории языка», вышедшем в 1880 году. Данную книгу даже назвали «Библией младограмматизма». Г. Пауль утверждает, что языкознание относится к  числу культурно-исторических наук. Пауль подчеркивает, что «важнейшим признаком любой культуры является участие психических факторов». Г. Пауль утверждает в качестве основы языкознания как науки психологию. Он призывает изучать индивидуальную речь, поскольку считает, что речь создается отдельным говорящим  человеком. Через изучение речи отдельного человека можно изучать язык в  целом. Причиной создания индивидуальной речи является общение, для реализации которого необходима известная степень  общности, или узус. (Узус – общепринятое употребление языковых средств, иногда противоречит норме). Г. Пауль заложил  основы психологического синтаксиса, продолженного в XX веке В. Матезиусом. Работа Г. Пауля оказала сильнейшее влияние на развитие мировой лингвистики и считалась авторитетнейшим трудом вплоть до появления «Курса общей лингвистики» Ф. Соссюра.

 

1) Лейпцигский университет  – первоначальный центр мл-ма:

- нельзя ограничиваться  только письменными памятниками,  нужно учитывать современные  языки и диалекты

- призывали изучать психофизический  механизм чел-ка (язык существует в индивиде, нужно изучать реального человека)

- сформулировали звуковой  закон 

- индивидуальный психологизм

- принцип историзма

 

Основанная Ф.Ф. Фортунатовым Московская лингвистическая школа  на рубеже XIX и XX веков заняла ведущее  положение в мировом языкознании. Позднее школа получила уточняющее определение формальной, поскольку понимала грамматику как учение о языковых формах. К числу представителей МЛШ принадлежали такие русские ученые, как Алексей Александрович Шахматов, Виктор Карлович Поржезинский, Дмитрий Николаевич Ушаков, Александр Матвеевич Пешковский. Идеи Московской школы разделяли и поддерживали в своих трудах норвежец Олаф Брок, датчанин Хольгер Педерсен, немцы Феликс Зольмсен (Сольмсен) и Эрих Бернекер, серб Александр Белич.  Ф.Ф. Фортунатов и его ученики считали, что слово должно изучаться в лексикологии и грамматике. В лексикологии изучается его реальное значение, а в грамматике - его формы и грамматические значения форм. Учение о грамматической форме Ф.Ф. Фортунатова считается одним из важнейших в истории языкознания. Оно легло в основу формального направления в лингвистике, разрабатываемого представителями Московской лингвистической школы. Ф.Ф. Фортунатов вводит понятие отрицательной формальной принадлежности - нулевые аффиксы. Слова "дом", "человек" обладают отрицательной формальной принадлежностью, а слова "домами", "человеком" обладают положительной формальной принадлежностью. Ф.Ф. Фортунатов выделяет два вида форм в зависимости от функции формы. Формы словообразования - такие формы, которые выступают как знаки отдельных предметов ("белый - белизна", "лесной - лесник"). Формы словоизменения - формы, обозначающие отношения между предметами ("лопата работает - работать лопатой", "самолет летит - лететь самолетом").  “Говоря о классификации слов, Ф.Ф. Фортунатов различает грамматические (имеющие одну общую форму или формы, соотносительные по значению) и неграмматические (основанные на значениях) классы слов” [Л.Л. Нелюбин, Г.Т. Хухуни 2003, с. 167]. Московская лингвистическая школа, основываясь на учении Ф.Ф. Фортунатова, определяет грамматику как учение о формах слова. В составе грамматики морфология изучает отношения слов и форм слов между собой, а синтаксис изучает формы отдельных слов в их употреблении в словосочетаниях, в предложениях. Ф.Ф. Фортунатов разделял взгляды младограмматиков по вопросу о внутренней и внешней стороне языка. Ф.Ф. Фортунатов первым в русистике определил синтаксис как учение о словосочетании. Ф.Ф. Фортунатов отстаивал необходимость типологического изучения языков. В изучении конкретного языка Московская лингвистическая школа придает большое значение форме (отсюда ее второе название - формальная).  «В созданном в последние годы жизни и опубликованном посмертно «Синтаксисе русского языка» А.А. Шахматов во многом отошел от фортунатовских идей, поставив в центр своей концепции учение о предложении, психологической основой которого считал коммуникацию – особый акт мышления, который «имеет целью сообщение другим людям состоявшегося в мышлении сочетания представлений» [Л.Л. Нелюбин, Г.Т. Хухуни 2003, с 169]. Итак, созданная Ф.Ф. Фортунатовым Московская лингвистическая школа объединила ученых, разделяющих взгляды Ф.Ф. Фортунатова на язык. Подчинив свои интересы идеям Ф.Ф. Фортунатова, некоторые его ученики все-таки сохраняли своеобразие своих индивидуальных научных поисков. Смысловая сторона языка, согласно идеям Ф.Ф. Фортунатова, должна изучаться в лексикологии. Смысл слова как языковой единицы изучался представителями данной школы с позиций грамматического строения слова. Думается, что грамматическая форма – это одно из проявлений актуализации смысла слова.

Информация о работе Шпаргалка по "Языкознанию"