Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 14:04, шпаргалка
В мире существует множество языков. По данным Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры, их насчитывается 2796. Ученые-лингвисты более осторожны в своих подсчетах. Они называют разные цифры – от 2500 до 5000 или от 4500 до 6000. Это связано с тем, что границы между разными языками часто размыты: иногда невозможно установить, где начинается новый язык, а где имеет место диалектная форма одного и того же языка.
1.Языкознание как гуманитарная дисциплина и его место в системе научного знания о человеке
2.Язык как предмет языкознания. Разделы языкознания
3. Стоики
4. Ономатопоэтическая или звукоподражательная гипотеза.
5. Междометная гипотеза
6. Биологическая гипотеза
7. Гипотеза общественного (социального) договора
8. Жестовая теория
11. Дескриптивная лингвистика
В дескриптивном направлении
необходимо разграничить три разные
группировки или даже школы. Первая
из них известна как Йельская школа.
Это была группа учеников и последователей
Л. Блумфилда. Вторая известна как Энн-Арборская
группа лингвистов (штат Мичиган). Третья
школа известна как школа трансформационного
анализа. Теоретическая работа Йельской
школы, особенно в 1940-х годах, была сосредоточена
преимущественно на дальнейшем творческом
развитии идей Л. Блумфилда. Характерной
чертой этой школы является её антипсихологизм,
физикализм. Работа представителей Энн-Арборской
группы характеризовалась стремлением
объединить теоретические положения
Э.Сепира и Л. Блумфилда. Одновременно
в отличие от Йельской школы в
работах представителей этой школы
наблюдалось тяготение к
50.Американская
Лондонская лингвистическая школа
Неогумбольдтианство — направление
в современном языкознании, восходящее
к взглядам В. Гумбольдта. Сторонники
неогумбольдтианства считают, что
язык конституирует представления
индивидуума о внешнем мире. Считая
язык проявлением «национального духа»,
неогумбольдтианство стремится
показать, что люди, говорящие на
разных языках, по-разному воспринимают
действительность и действуют в
ней; таким образом, «картина мира»
зависит от особенностей строения языка,
которое определяет характер мыслительной
деятельности человека. Эта точка
зрения связана с идеалистическими
позитивистскими философскими течениями.
Основные направления
Крупнейшим представителем американской этнолингвистики являлся Эдуард Сепир (1884–1939) Лондонская школа является одним из течений структурализма. Начало оформления относится к 30-м годам XX века, окончательно сложилась в 50-е годы XX века. На рубеже XIX и XX веков Англия заявила о себе трудами Английской фонетической школы, представителями которой были Генри Суит (1845-1912 гг.) и Даниел Джоунз (1881-1967 гг.)
Гипотеза Сепира — Уорфа (англ. Sapir-Whorf hypothesis), гипотеза лингвистической относительности — концепция, разработанная в 30-х годах XX века, согласно которой структура языка определяет мышление и способ познания реальности. Предполагается, что люди, говорящие на разных языках, по-разному воспринимают мир и по-разному мыслят. В частности, отношение к таким фундаментальным категориям, как пространство и время, зависит в первую очередь от родного языка индивида; из языковых характеристик европейских языков (так называемого «среднеевропейского стандарта») выводятся не только ключевые особенности европейской культуры, но и важнейшие достижения европейской науки (например, картина мира, отражённая в классической ньютоновской механике). Автором концепции является американский этнолингвист-любитель Б. Л. Уорф; эта концепция была созвучна некоторым взглядам крупнейшего американского лингвиста первой половины XX века Э. Сепира (оказывавшего Уорфу поддержку) и поэтому обычно называется не «гипотезой Уорфа», а «гипотезой Сепира — Уорфа». Сходные идеи ранее высказывал и Вильгельм фон Гумбольдт. В своей наиболее радикальной формулировке гипотеза Сепира — Уорфа в настоящее время не имеет сторонников среди серьёзных профессиональных лингвистов. Данные языка хопи, на которые опирались многие выводы Уорфа, как указывали специалисты по языкам североамериканских индейцев, могут интерпретироваться по-разному. Сама возможность влияния языковых категорий на восприятие мира является предметом активной дискуссии в этнолингвистике, психолингвистике и теоретической семантике. В последнее время в джунглях Амазонки были найдены племена, незнакомые с цивилизацией, в которых отсутствует понятие времени и прошлого и ряд других понятий. У племени амондава отсутствует понятие времени (но не последовательности событий) во всех его аспектах, а у племени пираха отсутствуют понятие прошлого и будущего, разделение на множественное и единственное число, понятие собственности. Все это накладывает особый отпечаток на поведение этих людей, их восприятие жизни, планирования их жизни. Однако, при контакте с представителями цивилизации они могут освоить новые для них понятия. Некоторую поддержку данной гипотезе оказывают последние нейробиологические исследования. Выясняется, что в процессе более позднего изучения второго языка создаются новые нейронные структуры, что изменяет мозг человека. Одним из стимулов создания в 1950-х годах искусственного языка логлан была попытка проверить данную гипотезу на практике. В сообществе наиболее динамично развивающегося идиома этого языка — ложбана — идея его использования для проверки этой гипотезы регулярно обсуждается. В подтверждение гипотезы часто приводится миф о том, что в языках эскимосов имеется необычайно большое количество слов для обозначения снега.