Значение информационных технологий в профессиональной деятельности юриста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 16:37, лекция

Краткое описание

При переходе к новому, информационному типу общества множество сфер жизнедеятельности человека - экономика, политика, наука, образование, культура и юридическая деятельность - становятся невозможными без использования информационных технологий.
Для юриста-профессионала применение информационных технологий необходимо для решения нескольких задач:
получение правовой информации,
подготовка правовой информации для других,
осуществление взаимного обмена информацией,

Вложенные файлы: 1 файл

Ответики.docx

— 153.02 Кб (Скачать файл)

Выборы и Интернет, электронное  голосование

Интернет-выборы — один из способов электронного голосования, представляющий собой проведение части или полностью голосования на выборах и референдуме с использованием сети Интернет.

В мире идут споры о возможности  практического проведения Интернет-выборов и их безопасности для тайности волеизъявления граждан и достоверности, полученных в результате таких выборов результатов.

Ряд стран, такие как Великобритания, Соединённые Штаты Америки, Эстония, уже применяли технологию Интернет-голосования на выборах различных уровней (от местных до парламентских). Наиболее крупным политическим событием, на которых применялась возможность Интернет-голосования, стали выборы Парламента Эстонии в марте 2011 года (подробнее см. статью Электронное голосование в Эстонии). Одним из первых эксперимент по внедрению Интернет-голосования был проведён Избирательной комиссией Волгоградской области на голосовании в Урюпинске в 2009 году[1].

Интернет-выборы депутатов  Одинцовского муниципального района Московской области, сентябрь-октябрь 2010 года.

Электронное голосование— термин, определяющий различные виды голосования, охватывающий как электронные средства голосования (электронная демократия), так и технические электронные средства подсчёта голосов. Разновидностью электронного голосования являются Интернет-выборы.

Технология электронного голосования могут включать в себя перфокарты, системы оптического сканирования и специализированные терминалы для голосования. Они также могут включать передачу избирательных бюллетеней и голосов по телефону, частным компьютерным сетям или через Интернет.

Технология электронного голосования позволяет ускорить процесс подсчёта голосов, а также  позволяет голосовать людям с  ограниченными возможностями. Но в  настоящее время ведутся споры  о том, что электронное голосование  может быть подвержено нарушениям.Проблемы могут также возникнуть,устройства повержены взлому.

Интернет как механизм общественного контроля.

Интернет выступает механизмом общественного контроля,это выражается в следующем-1)общество может контролировать власть путем интернета2)Введение интернет-трансляций судебных заседаний станет действенным механизмом общественного контроля,это будет способствовать тому,что люди смогут контролировать судебные заседания.3)18 апреля был запущен интернет-ресурс "Сделаем вместе - Электронный парламент", посвященный сбору и обсуждению предложений, мнений и идей интернет-пользователей, касающихся задач "электронного парламента". 4)В упоминавшемся проекте закона "Об обеспечении доступа…" впервые предпринята попытка регламентировать "сверху" порядок предоставления информации о своей деятельности от региональных властных структур, а не только федеральных министерств и ведомств, как определяет Постановление № 98, лишь рекомендующее "органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принять меры по обеспечению доступа граждан и организаций к информации о своей деятельности…"

Персональные  базы данных, проблема «расколотых» баз.

Определение понятия  персональных данных приводится в абзаце восьмом статьи 2 Закона, согласно которому персональными данными являются сведения или совокупность сведений о физическом лице, которое идентифицировано или может быть конкретно идентифицировано.

В своих разъяснениях Минюст подчеркивает, что законодательством  Украины не установлен и не может  быть установлен четкий перечень сведений о физическом лице, которые являются персональными данными, для возможности  применения положений Закона к различным  ситуациям, которые могут возникнуть в будущем, в связи с изменением в технологической, социальной, экономической  и других сферах общественной жизни. Такое объяснение, конечно, несильно поможет субъекту предпринимательства  разобраться, относятся ли сведения о физическом лице, которыми он владеет  базой персональных данных или нет.

Понятие «база  персональных данных» определено абзацем  вторым статьи 2 Закона, согласно которому база персональных данных - именованная  совокупность упорядоченных персональных данных в электронной форме и / или в форме картотек персональных данных.

Учитывая это база персональных данных является упорядоченной совокупностью  логически связанных данных о  физических лицах:

  • хранящихся и обрабатываемых соответствующим программным обеспечением (база персональных данных в электронной форме);
  • хранящихся и обрабатываемых на бумажных носителях информации (база персональных данных в форме картотек).

Картотекой персональных данных является любой структурированный  массив персональных данных, доступный  по определенным критериям, независимо от того, является ли такой массив централизованным, децентрализованным или разделенным  на функциональных или географических принципах. Такие данные должны быть структурированы по определенным критериям, касающимся физических лиц, чтобы обеспечить легкий доступ к соответствующим  персональным данным.

Важно отметить, что физические лица-предприниматели и самозанятые лица самостоятельно определяют обладают ли они базами персональных данных в смысле Закона.Попытался Минюст разъяснить и ситуацию с владельцами и распорядителями баз персональных данных.

Напомним, что владельцем базы персональных данных согласно абзацу третьему статьи 2 Закона является физическое или юридическое лицо, которому законом или с согласия субъекта персональных данных предоставлено право на обработку этих данных игры денди, которое утверждает цель обработки персональных данных и процедуру их обработки, если иное не определено законом .

Так, если персональные данные обрабатываются юридическим лицом, то владельцем базы персональных данных является юридическое лицо.

Распорядителем  базы персональных данных согласно абзацу девятому статьи 2 Закона может быть физическое или юридическое лицо, которому владельцем базы персональных данных или законом предоставлено право обрабатывать эти данные.

В качестве практического  примера приводятся отношения между  юридическими лицами и их представительствами, филиалами, отделениями и т.д. Так, в смысле Закона эти представительства, филиалы, отделения могут выступать  распорядителями баз персональных данных, владельцем которых является юридическое лицо.

Согласно статье 4 Закона владельцем или распорядителем базы персональных данных могут быть предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, органы государства  власти или органы местного самоуправления, которые обрабатывают персональные данные в соответствии с законом.

Но если владельцем базы персональных данных является орган  государственной власти или орган  местного самоуправления, то распорядителем базы персональных данных, кроме этих органов, может быть только предприятие  государственной или коммунальной формы собственности, принадлежащей  к сфере управления этого органа.

Информационные  войны.

Информационная  война — термин, имеющий два  значения:

1) Воздействие на гражданское население и/или военнослужащих другого государства путём распространения определённой информации. Термин «информационно-психологическая война» был заимствован в русский язык из словаря военных кругов США. Перевод этого термина («information and psychological warfare») с английского языка может звучать и как «информационное противоборство», и как «информационная, психологическая война», в зависимости от контекста конкретного официального документа или научной публикации. 
В этом смысле также используется термин психологическая война — психологическое воздействие на гражданское население и (или) военнослужащих другого государства с целью достижения политических или чисто военных целей.

  1. Целенаправленные действия, предпринятые для достижения информационного превосходства путём нанесения ущерба информации, информационным процессами информационным системам противника при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем.

 

 

В информационной войне не задействуются психоактивные вещества, прямой шантаж и запугивание (это характерно для терроризма), подкуп, физическое воздействие и т. п. Хотя указанные воздействия могут применяться параллельно с информационной войной, они не являются обязательным элементом.

  • Объектом является как массовое сознание, так и индивидуальное. Индивидуального воздействия «удостаиваются» лица, от решения которых зависит принятие решений по интересующим противоборствующую сторону вопросам (президент, премьер-министр, глава МИД, дип представители, главы воинских формирований и т. п.). Можно сказать, что методы информационной войны воздействуют на массовое сознание аналогично тому, как методы психотерапии воздействуют на сознание индивидуальное.
  • Информационное воздействие может осуществляться как на фоне информационного шума, так и в условиях информационного вакуума.
  • Навязывание чуждых целей — это то, что делает информационную войну войной и отличает её от обычной рекламы.
  • Средствами ведения информационной войны являются любые средства передачи информации — от СМИ до почты и сплетен.
  • Информационное воздействие содержит искажение фактов или навязывает подвергающимся ему эмоциональное восприятие, выгодное воздействующей стороне.

 

 

Как правило, методами информационной войны является выброс дезинформации, или представление информации в выгодном для себя ключе. Данные методы позволяют изменять оценку происходящего населением территории противника, развивать пораженческое настроение, и, в перспективе, обеспечить переход на сторону ведущего информационное воздействие. В качестве примера можно привести «прелестные письма», в которых Степан Разинпризывал всех ищущих воли на свою сторону, выдавая себя за восстановителя справедливости, борца с предавшей царя местной властью. С появлением средств массовой информации и общим повышением уровня грамотности в XX веке ведение информационной войны стало более эффективным. Ярким примером изменения общественного сознания является деятельностьЙозефа Геббельса, рейхсминистра народного просвещения и пропаганды.

Власть и Интернет

Одни путь к гармонии духа находят, надевая кимоно, другие –  входя в Интернет. Для них это  комфортная среда. А в Государственную  Думу поступил на обсуждение законопроект об Интернете. Впрочем, его скорого  рассмотрения ждать не приходится.

Вначале документ опубликуют на сайте Министерства связи ориентировочно до конца года. Между тем в блогах все чаще поднимается вопрос о значении сети для общества.

Есть ли сила воздействия  Интернета на общество, на действия власти? В программе "Утро России" мнение высказали замдекана социологического факультета МГУ Алексей Синяков  и журналист, телерадиоведущий, интернет-обозреватель Александр Плющев.

По мнению социолога, учитывая российские просторы, качество Интернета  особенно вне крупных городов, ожидать  в России его серьезного влияния  как на общество, так и на решения  власти, не приходится.

Однако журналист Александр  Плющев уверен, пока президенту Дмитрию Медведеву интересен Интернет, он его читает и реально общается, это будет тем или иным инструментом влияния. Поскольку многие мелкие чиновники опасаются, а вдруг там наверху прочитают. Поэтому они тоже стараются мониторить Интернет и делать соответствующие выводы, подчеркнул журналист.

"Но я боюсь, что  Интернет не очень влияет у  нас в стране на какие-то  процессы и законы. Да, закон о  полиции обсуждается, но это  скорее исключение из правил. При этом Интернет хорошо действует  на конкретные ситуации: человек  попал в беду – давайте мы  ему поможем, пожары в лесах  есть – давайте соберемся и  поедем тушить", - заключил Александр  Плющев.

В свою очередь замдекана  социологического факультета МГУ рассказал, что одним из основных мотивов  общения в сети, в том числе  в Твиттере является недостаточность общения.

Электронный нотариат

Министерство экономического развития предложило перенести нотариальные услуги в интернет, но только в случае удостоверения цифровой подписи. Министерство юстиции поддержало эту идею.

Министр юстиции Коновалов  А. отмечает, что в данной области  существует проблема, связанная с  цифровой подписью, а точнее единого  регистратора, который должен удостоверять подлинность подписи того, кто совершает действие, заверяемое нотариусом. Кроме того, по словам Коновалова, подпись нотариуса должна быть гарантирована. Но министр с уверенностью заявил, что эта проблема будет решена, и электронный нотариат будет востребован.В сфере гражданско-правовых сделок важная роль отводится удостоверению сделок. Эта роль возложена на органы нотариата, которым в соответствии с Федеральным законом «Основы законодательства РФ о нотариате» и иными нормативно-правовыми актами предоставлено право совершать нотариальные действия.

В настоящее время в  нашей стране в тестовом режиме отрабатываются функции электронного нотариата  в рамках концепции электронного государства.

Развитие информационного  пространства и интернет-технологий в настоящее время повлекли за собой необходимость серьезных изменений и в сфере официального документооборота. Обсуждаемые в течение нескольких лет проекты по формированию в России системы электронного документооборота сегодня начинают претворяться в жизнь. Главным инструментом для того чтобы электронные документы обладали официальным статусом является электронная цифровая подпись (ЭЦП), использование которой регламентируется специальным федеральным законом от 10 января 2002 года N 1-ФЗ.

Информация о работе Значение информационных технологий в профессиональной деятельности юриста