Значение информационных технологий в профессиональной деятельности юриста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 16:37, лекция

Краткое описание

При переходе к новому, информационному типу общества множество сфер жизнедеятельности человека - экономика, политика, наука, образование, культура и юридическая деятельность - становятся невозможными без использования информационных технологий.
Для юриста-профессионала применение информационных технологий необходимо для решения нескольких задач:
получение правовой информации,
подготовка правовой информации для других,
осуществление взаимного обмена информацией,

Вложенные файлы: 1 файл

Ответики.docx

— 153.02 Кб (Скачать файл)

Как учебная дисциплина.

Термин «информатика»  был впервые введён в Германии Карлом Штейнбухом в 1957 году[2]. В1962 году этот термин был введён во французский язык Ф. Дрейфусом, который также предложил переводы на ряд других европейских языков. В советской научно-технической литературе термин «информатика» был введён А. И. Михайловым, А. И. Чёрным и Р. С. Гиляревским в 1968 году[3].

Отдельной наукой информатика  была признана лишь в 1970-х; до этого она развивалась в составе математики, электроники и других технических наук. Некоторые начала информатики можно обнаружить даже в лингвистике. С момента своего признания отдельной наукой информатика разработала собственные методы и терминологию.

Первый факультет информатики был основан в 1962 году в университете Пёрдью (Purdue University). Сегодня факультеты и кафедры информатики имеются в большинстве университетовмира.

В школах СССР учебная дисциплина «Информатика» появилась в 1985 году одновременно с первым учебником А. П. Ершова «Основы информатики и вычислительной техники»

Сущность и значение информации

Понятие “информация” по-разному  раскрывается отдельными специалистами. Приведем некоторые из них.

Информация — это сведения, сообщения, содержащие элементы новизны  для получателя и используемые в  процессе принятия решений.

Информация – это потребляемый всеми отраслями народного хозяйства  ресурс, имеющий для них такое  же значение, как энергия и сырьевые ресурсы.

Информация — это сведения о содержании, составе, структуре  рассматриваемого процесса, исполнителях, событиях, проводимых работах и протекающих  процессах.

Информация — это совокупность сведений, являющихся объектом их хранения, передачи и переработки.

При управлении инвестированием  происходит постоянный обмен различными видами информации между различными участниками этой деятельности, между  исполнителями отдельных видов  и этапов инвестиционной деятельности.

К информационному обеспечению  инвестиционной деятельности следует  относить все виды сообщений, которые  находятся в определенных отношениях. Это гамма сообщений (устных, письменных, графических, на магнитных носителях  и т.д.), располагаемых в системе, приемлемой для осуществления процессов  управления инвестиционной деятельностью. Для использования в управлении инвестиционной деятельностью информацию необходимо располагать в определенной форме (структуре) с соблюдением  последовательности ее использования.

Информация в целях  использования в рассматриваемой  сфере деятельности может быть получена путем наблюдения, сбора и обработки  отчетных данных о работе отдельных  организаций; в результате экспериментов; при изучении абстрактных систем. Информация, полученная по результатам  эксперимента, называется априорной, а  полученная после эксперимента —  апостериорной. Информация для рассматриваемой  сферы деятельности частично может  быть получена из статистических справочников. Очень часто информация выражается показателями вероятности. Источниками  возникновения информации служат сведения о работе структурных подразделений  участников инвестиционной деятельности. По направлениям использования информация подразделяется на исходную и управляющую.

Значение информации велико, без нее немыслимо управление процессами инвестиционной деятельности. Объем информации может быть весьма значительным, и задача разработчиков  системы управления, особенно непосредственных исполнителей, сводится к отбору необходимой  и значимой информации. А это возможно при построении определенной системы, что будет рассмотрено в дальнейшем.

Существует проблема права  на использование информации. Это  связано с тем, что до конца  не сформирована законодательная база в этом виде деятельности. Основными  правовыми документами в этой сфере деятельности являются Федеральный  закон “Об информации, информатизации и защите информации” и Федеральный  закон “О рынке ценных бумаг”.

Для сферы инвестиций эффективный  доступ к информации зависит от информационных систем, на которые ориентировано  получение информации.

Электронная информация и  ее виды

Виды информации: печатная (письменная), устная и электронная

Электронная информация - это  информация, содержащаяся в электронных  таблицах, в различных программах, базах данных и т.д, которая может быть преобразована, перемещена либо экспортирована в другие программные продукты, базы данных и электронные таблицы. 
Для того чтобы получать своевременную и качественную информацию, предприятию необходимо иметь единую информационную базу данных. Она может представлять собой приложение в виде готового программного продукта, либо "написанного" под заказ, либо хранилище данных, информация для которого берется из различных приложений.

Виды бывают следующими-1)информация в электронных таблицах,2)информация электронных баз данных3)информация в различных прикладных программах4)информация в современных приложениях.

Информационные ресурсы

Информационные ресурсы - по законодательству РФ - отдельные  документы и отдельные массивы  документов, документы и массивы  документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем.

Закон РФ "Об информации, информатизации и защите информации" от 25 января 1995 г. установил, что ИР. являются объектом права собственности.

Научно-практический журнал «Информационные ресурсы России» издается с 1991 г. при содействии Общероссийской общественной организации «Ассоциация информационных работников».

Достоверность данных в информационном ресурсе обеспечивается их документированием.

Информационная сфера

Информационная сфера представляет собой отрасль информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использованиеинформации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.[1]

Информационная сфера, являясь  системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.[1]

Именно в информационной сфере возникают общественные отношения, подлежащие правовому регулированию, при выполнении информационных процессов. Эти общественные отношениясоставляют основной предмет информационного права, предмет его правового регулирования.

Информационные процессы

Основные информационные процессы. А теперь зададимся вопросом: что делает человек с полученной информацией? Во-первых, он ее стремится  сохранить: запомнить или записать. Во-вторых, он передает ее другим людям. В третьих, человек сам создает  новые знания, новую информацию, выполняя обработку данной ему информации. Какой бы информационной деятельностью  люди не занимались, вся она сводится к осуществлению трех процессов: хранению, передаче и обработке информации (рис. 1.3).

Хранение информации. Люди хранят информацию либо в собственной памяти (иногда говорят - "в уме"), либо на каких-то внешних носителях. Чаще всего - на бумаге.

Передача информации. Распространение информации между людьми происходит в процессе ее передачи. Передача может происходить при непосредственном разговоре между людьми, через переписку, с помощью технических средств связи: телефона, радио, телевидения, компьютерной сети.

Обработка информации. Обработка информации - третий вид информационных процессов. Вот хорошо вам знакомый пример - решение математической задачи: даны значения длин двух катетов прямоугольного треугольника, нужно определить его третью сторону - гипотенузу. Чтобы решить задачу, ученик кроме исходных данных должен знать математическое правило, с помощью которого можно найти решение. В данном случае это теорема Пифагора: "квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов". Применяя эту теорему, получаем искомую величину. Здесь обработка заключается в том, что новые данные получаются путем вычислений, выполненных над исходными данными.

Информатизация как информационный процесс

Информатизация стала  возможной благодаря появлению  компьютеров, которые представляют собой универсальное средство для  работы с информацией и обеспечивают широкие возможности для коммуникации. Социальный прогресс на сегодняшний  день не возможен без информатизации, а, следовательно, и без компьютеров. Поэтому часто говорят о компьютеризации  общества, где особое место уделяют  развитию и внедрению вычислительных машин. Однако информатизация общества – это не то же самое, что компьютеризация  общества. При информатизации на первый план выходит комплекс мероприятий, целью которых является использование  знания и данных во всех сферах цивилизации. Поэтому информатизация – это  более широкое понятие, чем компьютеризация. Информатизация – это как бы надстроечный процесс, происходящий на базе компьютеризации, процесс формирования новой, автоматизированной среды зарождения знаний, их переработки, распространения и превращения  в силу, в материальный фактор.

Информационная система.

Термин информационная система (ИС) используется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле информационная система есть совокупность технического, программного и организационного обеспечения, а также персонала, предназначенная для того, чтобы своевременно обеспечивать надлежащих людей надлежащей информацией.

Также в достаточно широком  смысле[2] трактует понятие информационной системы Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: «информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств».

Одно из наиболее широких  определений ИС дал М. Р. Когаловский: «информационной системой называется комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства и информационные ресурсы, а также системный персонал и обеспечивающий поддержку динамической информационной модели некоторой части реального мира для удовлетворения информационных потребностей пользователей».

Стандарт ISO/IEC 2382-1 дает следующее  определение: «Информационная система — система обработки информации, работающая совместно с организационными ресурсами, такими как люди, технические средства и финансовые ресурсы, которые обеспечивают и распределяют информацию»[5].

Российский ГОСТ РВ 51987 определяет информационную систему как «автоматизированную  систему, результатом функционирования которой является представление  выходной информации для последующего использования».

В узком смысле информационной системой называют только подмножество компонентов ИС в широком смысле, включающее базы данных, СУБД и специализированные прикладные программы. ИС в узком смысле рассматривают как программно-аппаратную систему, предназначенную для автоматизации целенаправленной деятельности конечных пользователей, обеспечивающую, в соответствии с заложенной в нее логикой обработки, возможность получения, модификации и хранения информации[6].

В любом случае основной задачей ИС является удовлетворение конкретных информационных потребностей в рамках конкретной предметной области. Современные ИС де-факто немыслимы без использования баз данных и СУБД, поэтому термин «информационная система» на практике сливается по смыслу с термином «система баз данных».

В идеале в рамках предприятия  должна функционировать единая корпоративная информационная система, удовлетворяющая все существующие информационные потребности всех сотрудников, служб и подразделений. Однако на практике создание такой всеобъемлющей ИС слишком затруднено или даже невозможно, вследствие чего на предприятии обычно функционируют несколько различных ИС, решающих отдельные группы задач: управление производством, финансово-хозяйственная деятельность и т. д. Часть задач бывает «покрыта» одновременно несколькими ИС, часть задач — вовсе не автоматизирована. Такая ситуация получила название «лоскутной автоматизации» и является довольно типичной для многих предприятий[7].

Информационно-телекоммуникационная сеть как информационная система.

Информационно-телекоммуникационная сеть - согласно законодательству РФ - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Использование информационно-телекоммуникационных сетей

1. На территории Российской  Федерации использование информационно-телекоммуникационных  сетей осуществляется с соблюдением  требований законодательства Российской  Федерации в области связи,  Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и  о защите информации" и иных  нормативных правовых актов Российской  Федерации.

Информация о работе Значение информационных технологий в профессиональной деятельности юриста