Информационная безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 13:22, дипломная работа

Краткое описание

Мир стремительно меняется, и, переходя в стадию информационного общества, изменяет все стороны жизни современного человека, независимо от того ребенок это или взрослый. Практически ежесекундно человек подвергается воздействию разнообразной информации, характер которой меняется от полезного и необходимого до откровенно агрессивного, манипулятивного. Каждая единица информации, каждое слово, знак, текст несет смысловую нагрузку, воздействующую на ценности человека, его привычки, мотивацию. Устное или печатное слово влияет на психику, зачастую подавляя личность, манипулируя ею

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………....3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАЩИХСЯ………………………………………………………………………11
1.1. Понятие информационной безопасности личности и педагогические аспекты защиты от негативных воздействий информации……………………………………………………………..….11
1.2. Система педагогических условий формирования информационной безопасности школьника………………………………………………..…21
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАЩИХСЯ………………………………………………………………………26
2.1 Исходные позиции исследовательской работы……………………...26
2.2 Результат итогов деятельности………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………39
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Информационная безопасность.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

Критерий оценки (уровень)

До эксперимента

После эксперимента

I  ступень

II ступень

III ступень

I  ступень

II ступень

III ступень

К-во

%

К-во

%

К-во

%

К-во

%

К-во

%

К-во

%

Низкий

22

78

19

70

19

68

18

67

15

56

13

52

Средний

4

15

7

26

6

24

6

22

8

30

9

36

Высокий

1

7

1

4

2

8

3

11

4

15

3

12


 

Таким образом, развитие информационной безопасности является перспективным не только для начальной школы, но и для среднего и старшего звена. Умение объективно оценивать любую поступающую информацию оказывает огромное положительное влияние на развитие школьников.

Результат итогов данной деятельности четко обрисовывает те знания умения и навыки, которые получат участники образовательного процесса вследствие реализации такой системы условий. Они подтверждают и актуальность данной системы. А так же ее необходимость для скорейшего внедрения на практике. Система условий эффективна, гипотеза доказана.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Современный этап жизни российского общества, связанный с глобализацией информационного пространства, создает новые проблемы для развития личности. В социальном пространстве информация распространяется быстро, благодаря  техническим возможностям. Сама информация часто носит противоречивый, агрессивный и негативный характер и влияет  на  социально-нравственные ориентиры общественной жизни. Деформация и деструктивные изменения духовной сферы общества в форме искаженных нравственных норм и критериев, неадекватных социальных стереотипов и установок, ложных ориентаций и ценностей, влияют на состояние и процессы во всех основных сферах общественной жизни. В связи с чем, возникает проблема  информационной безопасности, без решения которой не представляется возможным полноценное развитие  не только личности, но и общества.

В связи с  этим возникает потребность в  обучении школьника пониманию возможного манипулирования его поведением и сознанием при помощи информации, распространяемой СМИ, отдельными представителями деструктивных сект и др. Кроме этого, в современном обществе для безопасной социализации личности школьника необходимо научить его противостоять информационным угрозам. Таким образом, возникает проблема педагогического осмысления развития личности школьника в современном информационном обществе и определения теоретических положений оказания помощи в противодействии информационной опасности.

В результате анализа  исследований по философии, психологии, педагогике, социологии, экономике установлено, что проблема информационной безопасность школьника – это актуальная проблема современного общества. Особо отметим такой аспект, как защита от информации является малоизученным, поэтому представленный в данном исследовании педагогический подход к развитию информационной безопасности является важной составляющей современной педагогики. Информационная безопасность школьника - педагогически направляемый процесс, развития у ребенка знаний об информационной угрозе  и умения противостоять ей для минимизации последствий психического и нравственного развития, включает осознание и определение школьником личностно – значимого смысла информации, идентифицирования информационной угрозы, стремление осознанно делать выбор, проявляя критическое отношение к информации. В результате исследования доказано, что пути решения проблемы информационной безопасности лежат в педагогической плоскости, т.к. педагог способен развивать информационную грамотность, навыки критического мышления, способность к самоблокированию информации, подготовить, таким образом, сознание учащихся к противодействию негативным воздействиям информационных потоков. Условия  формирования информационной безопасности школьника напрямую зависят от четкости целей и содержания, программно-методического обеспечения педагогического процесса, уровня обученности самих педагогов основам информационной безопасности. Разработано содержание внеклассных занятий для обучающихся, выделены основные критерии и показатели формирования информационной безопасности, обоснованы требования к учителю, ведущему занятия по информационной безопасности.

Проведенные опытно-экспериментальные  исследования  и полученные в  ходе его результаты подтверждают выдвинутую гипотезу исследования.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Нормативно–правовые источники и документы

 

1. Конституция Российской Федерации: [Текст] (Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993г.) // Российская газ. – 1993г.–25 – дек.

2. Конвенция о правах ребёнка (принята 20.нояб.1989г. резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН) // СПС «КонсультантПлюс».

3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895).

5. Указ Президента РФ от 12 мая 2004 г. N 611, с дополнениями в 2004 и 2005 гг. «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена».

6. Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите инфор-мации".

7. Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".

Основная  и дополнительная литература

 

 

8. Белов Е.Б.. Основы информационной безопасности. Учебное пособие для высших учебных заведений. /Е.Б. Белов//М.: Изд–во «Дрофа», 2006г., 544с. – 134с.

9. Горбунова Л.Н. Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и интернет. /Л.Н. Горбунова// М.: Изд –во «Солон –пресс», 2010г., 174с. – 45с.

10. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. /Г.В. Грачев // М.: Изд-во «РАГС», 1998г., 125с. – с.14.

11. Лепехин А. Н. Расследование преступлений против информационной безопасности. Теоретико-правовые и прикладные аспекты./А.Н. Лепехин// М.: Изд-во «Тесей», 2008г., 176с. – с.67

12. Липский И.А. Социальная педагогика: практика, научная дисциплина, образовательный комплекс. /И.А. Липский // М.: Изд-во «Тесей», 2001г., № 1, С. 24-32.

13. Лопатин В. Н. Информационная безопасность России: Человек, общество, государство Серия: Безопасность человека и общества./В.Н. Лопатин// М.: Изд–во «Дрофа», 2000г., 428с. – 43с.

14. Малых Т.А. Педагогические аспекты информационной безопасности. Народное образование./Т.А. Малых// М.: Изд-во «Тека», 2007г., № 5. С. 231-236.

15. Малых Т.А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук./ Т.А. Малых// Иркутск: 2008г, 23с.

16. Переломова Н.А. Педагогические аспекты защиты от негативных воздействий информации. /Н.А. Переломова// М.: Изд–во «Тонис», 2007г., 78с. – с.17

17. Родичев Ю. Информационная безопасность: Нормативно-правовые аспекты. /Ю. Родичев// Питер: Изд–во «Лотос», 2008г., 272с. – с.9

18. Чубукова С.Г. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики): Учебное пособие. /С.Г. Чубукова// М.: Юридическая фирма «Контракт», 2004г., 252с. – 68с.

19. Шаньгин В. Ф. Защита компьютерной информации. Эффективные методы и средства. /В.Ф. Шаньгин// М.: ДМК Пресс, 2008г., 544с. – с.321

20. Щербаков А. Ю. Современная компьютерная безопасность. Теоретические основы. Практические аспекты. /А.Ю. Щербков// М.: Изд–во «Книжный мир», 2009г., 352с. – с.56

Интернет –  источники

 

 

21. www.Childspy.ru

22. www.scipeople.ru

23. www.tehnopolis.dp.

24. www.Psyedu.ru

25. www.PsyJournals.ru

26. www.kroutov.ru/

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анализ информации на примере истории общественных движений в Сибири.

Тема «Движение добровольного ополчения 1812 года  и сбор средств в фонд войны и помощи пострадавшим от нее».

Задачи:

– рассмотреть роль ополчения и помощь населения

– развить умение работать с лекционными материалами, осуществлять самостоятельный поиск информации, высказывать свои мысли, вести беседу

– способствовать воспитанию исторической грамотности

– развить умение критически осмысливать информацию

Тип занятия: лекция с элементами беседы.

Рекомендации:

  1. перед занятием учащихся нацелить на то, что бы вспомнить кто такие декабристы.
  2. сделать акцент на известных фамилиях меценатов.

Ход занятия:

  1. Вступительное слово учителя
  2. Вопросы учащимся, для дальнейшего обсуждения: какую роль в жизни народа сыграла война 1812 года? Как вы думаете, какие чувства всколыхнулись в русском народе?
  3. Лекция
  4. Беседа с элементами диспута: Можно ли назвать Сибирь колонией России? Одна группа учащихся должна привести аргументы «за», другая «против», сторона судей должна сделать выводы, чьи аргументы были сильней. Наблюдатели должны подвести итог разговору и озвучить тему патриотизма.

Выводы делают учащиеся.

  1. Домашнее задание: рассмотреть тему декабристов и сибирское общество.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

План урока по обществознанию.

Тема « Уголовная ответственность несовершеннолетних»

Реализация аспекта  «Информационное воздействие на человека и его последствия».

Задачи:

  1. рассмотреть вопросы: вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений (здесь же манипуляция сознанием и информационное воздействие); наказание несовершеннолетних.

2. развить умение работать  с лекционными материалами, осуществлять  самостоятельный поиск информации, высказывать свои мысли, вести  беседу

3. способствовать воспитанию  юридической грамотности

4. развить умение критически осмысливать информацию и последствия ее воздействия на личность.

Тип занятия: лекция с элементами игры.

Ход занятия:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Лекция с акцентом на вопросы: Может ли уголовное наказание быть следствием информационной манипуляции личностью? Может ли негативная информация подтолкнуть человека к совершению преступления? Как наказание влияет на степень негативного воздействия информации?
  3. Игра: разделить учащихся на две команды и предложить ответить на вышеперечисленные вопросы, выбрать судей, которые по степени аргументированности будут судить, кто справился лучше. За каждый вопрос три балла максимум. Как дополнительное задание – коллективное эссе на тему «Тюрьма – наказание или «жизненный институт».
  4. Подведение итогов вместе с учащимися. Поощрение активных учеников оценками.

1 Интернет словарь –  «Википедия».

2 . www.kroutov.ru – интернет – статья «Защита детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию»

3 Малых Т.А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук./ Т.А. Малых// Иркутск: 2008г, 23с – с10.

4 [16,17]

5 [16, 22]

6 .[10,14]

7 Малых Т.А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук./ Т.А. Малых// Иркутск: 2008г, 23с – с19.

8 [12, 24].

9 [9,45]

10 www.Childspy.ru – интернет – статья «Информационная культура»

11 . www.PsyJournals.ru – интернет – статья.

12 Малых Т.А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук./ Т.А. Малых// Иркутск: 2008г, 23с – с20.

 

 


Информация о работе Информационная безопасность