Информационные техналогии в обучении детей с нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 16:53, реферат

Краткое описание

Цель исследования: введение информационных технологий в качестве вспомогательного средства обучения детей с ОНР.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
рассмотреть использование информационных технологий в детском саду;
изучить существующие компьютерные программы для обучения детей с нарушениями речи;
рассмотреть принципы и методики компьютерных программ в обучении детей с нарушениями речи;
экспериментально проверить эффективность выбранных компьютерных программ в процессе коррекционной работы с детьми с ОНР.

Содержание

Введение
Глава 1. Информационные технологии в логопедической работе
1.1. Использование компьютерных технологий в детском саду
1.2. Компьютерные программы для обучения детей с нарушениями речи
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Kabakov_Ivan.docx

— 53.43 Кб (Скачать файл)

Формирование связного высказывания

В тренажере представлен материал по формированию навыка адекватного  восприятия текста – упражнение «Пересказ» и формированию навыка построения связного высказывания – упражнение «Рассказ по картине». В упражнении «Пересказ» представлены тексты семи уровней сложности. Для каждого из них подобраны  вопросы, задания и опорные слова  для пересказа. Для облегчения восприятия эмоциональной ауры картины в  тренажере используется музыкальное  сопровождение. Кроме того, в качестве опоры могут быть использованы образцы  рассказов, представленные на экране и  являющиеся как бы развернутыми планами  текста.

В ходе теоретических исследований и практических занятий в логопедических группах детского сада разработана  программно-методическая система коррекции  и развития речи, основанная на использовании  развивающих и обучающих компьютерных программ “КИД/Малыш” Ассоциации “Компьютер и детство”.

У детей с тяжелыми дефектами  речевого развития нарушаются все компоненты языковой системы: звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй - при нормальном слухе и сохранном  интеллекте. Наряду с речевыми особенностями для них характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: нарушение внимания, памяти, логического мышления. Такой ребенок с трудом восстанавливает расположение 4-5 предметов после перестановки, не замечает неточностей в рисунке, не всегда выделяет предмет или слово по заданному признаку [9, 186].

Нарушение внимания и памяти в большей  степени затрагивает произвольную деятельность. У детей возникают  трудности при классификации  предметов, обобщений явлений и  признаков. Их суждения бедны, примитивны, логически не всегда связаны друг с другом. Практически у всех детей  наблюдаются те или иные отклонения в неврологической сфере, что  проявляется в различных двигательных нарушениях, заторможенности или, наоборот, гипервозбудимости; отмечаются черты  эмоциональной незрелости, слабая регуляция  произвольной деятельности. Именно поэтому  целью занятий в компьютерно-игровом  комплексе является не только приобретение новых и закрепление полученных знаний, но и раскрепощение детей, активизация их деятельности, т.к. известно, что для детей с речевыми нарушениями  характерна неуверенность, медлительность, несамостоятельность, у таких детей  нарушена познавательная деятельность [11, 115]. Подбор компьютерных игр осуществляется в соответствии с программой, разделами  коррекционной работы и с учетом тематического планирования. Каждая игра должна быть предварительно просмотрена  логопедом и воспитателями. Каждому  ребенку рекомендуется тот или  иной вариант игры в зависимости  от его речевых и индивидуальных особенностей. Занятия проводятся таким  образом, чтобы дети поиграли, подвигались, помогли друг другу, чтобы чувствовали  себя свободно. Достижению этих целей  должно способствовать оснащение и  оформление компьютерно-игрового комплекса: это и природная зона, и зона театральной деятельности, и зона для конструирования из различных видов конструкторов, и средообразующие мягкие модули, и кубы-вкладыши, и комната релаксации, а также систематичность занятий (не реже двух раз в неделю).

Если для детей с нормальным речевым развитием компьютерные игры могут быть использованы без  определенной системы и в зависимости  от интересов ребенка, могут применяться  без предварительной работы и  специальной подготовки, то для детей  с речевой патологией необходима специальная система предварительной  работы. При этом, как показывает наш опыт, эффект применения логопедических методик очень высок [18, 335]. 

Выводы по первой главе

 

Компьютер, являясь самым современным  инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим  средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников.

Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с  учетом возраста и учебной направленности. Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая. Компьютер  помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает  волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает ребенка  к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение  к окружающему миру.

Применение компьютерных технологий в процессе коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста позволяет сочетать коррекционные  и учебно-развивающие задачи логопедического  воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития дошкольников. Оптимальному решению данных задач способствуют специализированные компьютерные игры, такие как: «Игры для Тигры», «Солнечный замок», логопедический тренажёр «Дэльфа – 141», «Малыш» и др.

Современные технические устройства, позволяют проектировать принципиально  новые педагогические технологии, способствующие активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях  коррекции различных нарушений  речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Алексеев В.Д., Давыдов Н.А.,. Педагогические  проблемы совершенствования учебного  процесса на основе использования  ЭВМ. М.:, ВПА, 1988

2. Андреев А.А., Барабанщиков А.В.  Педагогическая модель компьютерной  сети // Педагогическая информатика  № 2, 1995 г., с. 75-78.

3. Андреев А.А., Меркулов В.П., Тараканов  Г.В. Современные телекоммуникационные  системы в образовании // Педагогическая  информатика № 1,1995 г., с. 55-63.

4. Андреев А.А. Средства новых  информационных технологий в  образовании: систематизация и  тенденции развития. М.: ВУ, 1995 г. с. 43-48.

5. Абдеев Р. Ф. Философия информационной  цивилизации. - М.: ВЛАДОС, 1994. - 125с.

6. Бабанский Ю.К. Оптимизация  учебно-воспитательного процесса. М:,1982

7. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической  технологии. М., Педагогика, 1989

8. Беспалько В. П. Образование  и обучение с участием компьютеров  (педагогика третьего тысячелетия). - Москва - Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед.  ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002.

9. Белобородова Е.Г., Горвиц Ю.М., Любимова М.М. Использование компьютерных  игр «Кид/Малыш» для коррекции  и развития речи у детей  младшего возраста// М.: МИФИ, 1999.-с.186-187.

10. Вульфсон Б.Л., Малькова З.А.  Сравнительная педагогика. -М.: Изд-во  «Институт практ.псих.» 1996, -255с.

11. Выгодский Л.С. Развитие высших  психических функций. М., 1960

12. Волкова Л.С. Логопедия. М., 2004

13. Грибова О.Е. Методика работы  с тренажером Дэльфа-142. М.

14. Давыдов Н.А. Педагогика -М:  ИЭП, 1997, -134с.

15. Дробышев Ю.А., Ерлыченко С.Н.  Возможности использования новых  информационных технологий при  обучении младших школьников  решению логических задач// Информационные  технологии в образовании. М.:МИФИ, 1998. с.26-27.

16. Жукова П. С., Мастюкова Р.. М., Филичева Т. Б. Преодоление  общего недоразвития речи у  дошкольников: Книга для логопеда. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с.; ил.

17. Золотарев А.А. и др. Теория  и методика систем интенсивного  обучения. Т.1-4. -М.: МГТУ ГА, 1994.

18. Иванов В.Н. Социальные технологии  в современном мире. М.: Славянский  диалог, 1996, 335с.

19. Калиновский И.В., Мороз В.К.  Сравнительный анализ эффективности  компьютерных коммуникаций в  образовании. - М.: ИНИНФО, 1993 г.

20. Кривошеев А.О. Разработка  и использование компьютерных  обучающих программ // Информационные  технологии - 1996 г., № 2, с. 14-17.


Информация о работе Информационные техналогии в обучении детей с нарушениями речи