Курс лекций по дисциплине "Информатика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 18:57, курс лекций

Краткое описание

Курс «1С: Предприятие» предназначен для студентов, обучающихся за очно-заочной и заочной форме обучения на экономических специальностях.
Цель курса - углубленное изучение специализированной объектно-ориентированной системы «1С: Предприятие», предназначенной для автоматизации деятельности организации.
Задачи курса: раскрыть основные возможности интерфейса системы; ознакомить с основными принципами и эффективными приемами работы с системой «1С: Предприятием 8.1» и его типовыми конфигурациями; сформировать навыки работы пользователя в данной системе.
Лекции раскрывают основные проблемы по каждой теме курса «1С: Предприятие».

Вложенные файлы: 1 файл

1 С ЛЕКЦИИ.docx

— 260.27 Кб (Скачать файл)

На экран будет выдан запрос «Настройка периода». После выбора интервала необходимо нажать кнопку «ОК». Порядок расположения записей в журнале определяется командой: «Действия - Сортировка». При этом: записи в журнале упорядочены по дате; внутри даты записи упорядочены по времени документа; если в пределах одной даты несколько документов имеют одинаковое время, они упорядочены по порядку их ввода в систему.  Если необходимо расположить документы в журнале в порядке их ввода в программу, необходимо отключить сортировку по дате. Набор колонок в журнале можно изменить с помощью команды «Действия - Настройка списка», оставив галочки в колонках, необходимых для отображения. Поиск в журнале осуществляется путем отбора данных.  Механизм отбора документов предоставляет пользователю возможность просматривать в журнале документы, отобранные по некоторому значению их реквизитов или по видам документов: например, можно отобрать все документы по конкретному складу или конкретной организации-контрагенту, или отобрать все приходные накладные.

В системе «1С: Предприятие» предусмотрены следующие виды отбора: отбор по текущему значению, отбор по виду, отбор в интервале дат, принудительный отбор.

Выбор вида отбора осуществляется командой: «Действия - Отбор». Принудительный отбор устанавливается на этапе конфигурации для ограничения прав пользователя. Например, при принудительном отборе, пользователь может видеть только те документы, которые он создал сам.

Вопросы по теме:

  • 1. Как связаны журналы документов и документы?
  • 2. Опишите структуру и состав журнала документов.
  • 3. От чего зависит экранный вид журнала документов?
  • 4. Что такое «интервал видимости»?
  • 5. Сколько табличных частей может содержать документ в системе 1С: Предприятие 8.1?

Лекция 6. Бизнес-процессы и задачи

Структура лекции: предметная область бизнесс-процессов, ввод и редактирование данных, постановка задач, ввод и редактирование задач.

Бизнес-процессы

Бизнес-процессы в системе «1С:Предприятие» предназначены для объединения отдельных операций в цепочки взаимосвязанных действий, приводящих к достижению конкретной цели. Например, цепочку по выписке счета, приему наличной оплаты и отпуску товара со склада можно представить как бизнеспроцесс «Продажа товара за наличный расчет». Цепочки взаимосвязанных действий бизнес-процесса представляются с помощью карты маршрута бизнес-процесса.

Карта маршрута описывает логику бизнес-процесса и весь его жизненный цикл от точки старта до точки завершения в виде схематического изображения последовательности прохождения взаимосвязанных точек маршрута.

Точка маршрута отражает этап жизненного цикла бизнес-процесса, связанный с выполнением, как правило, одной автоматической или ручной операции. Описание конкретных бизнес-процессов и их взаимосвязи с задачами приводится в описании каждой конфигурации. Общие принципы работы с бизнес-процессами и задачами аналогичны работе с другими объектами (например, документами и справочниками), поэтому рассмотрим только особенности.

В окне списка бизнес-процессов отображается следующая информация (если иное не задано при конфигурировании): «номер» - номер   является   уникальным   для   данного   бизнес-процесса); «дата» - дата и время создания бизнес-процесса; «завершен» - пометка о завершении бизнес-процесса, т.е. все задачи, порожденные бизнес-процессом были выполнены; «стартовая» - пометка о старте бизнес-процесса; «ведущая задача» - задача, на основе которой был создан данный бизнес-процесс. С помощью пиктограмм обозначается состояние бизнес-процесса. Если бизнес-процесс еще не стартовал, т.е. еще нет ни одной соответствующей ему задачи, не установлена пометка «Стартован», то эта пиктограмма отображается черно-белой, а не цветной. Бизнес-процесс считается завершенным когда достигает точки завершения в соответствии с картой маршрута и все задачи по нему выполнены. С помощью пункта «Действия - Старт» выполняется команда старта бизнес-процесса. В результате бизнес-процесс начнет переходить по точкам карты маршрута, которая определяется при конфигурирования. При этом формируются задачи исполнителям, и производится ожидание их завершения перед переходом на следующие точки. С помощью пункта «Действия - Интерактивная активация» выполняется (если иное не предусмотрено при конфигурировании) интерактивная активация всех задач, которые связаны с выбранным бизнес-процессом (или несколькими бизнес-процессами), и которые адресованы текущему исполнителю.

Создание нового бизнес-процесса выполняется с помощью меню «Действия - Добавить». При этом открывается форма редактирования нового бизнес-процесса. При нажатии в форме кнопки «ОК», произойдет запись и старт созданного бизнес-процесса.

Если требуется создать бизнес-процесс, не выполняя его старт, то вместо кнопки «ОК» воспользуйтесь кнопками «Записать» и «Закрыть». В этом случае стартовать бизнес-процесс можно будет позже, например, с помощью соответствующей команды списка бизнес-процессов. Форма списка бизнес-процессов, как правило, содержит пункт меню «Действия - Перейти - Задачи». При его выборе осуществляется переход к списку задач, связанных с выбранным в списке бизнес-процессом. Если такие задачи не были еще созданы (бизнес-процесс не стартован) или были удалены, список открывается пустым. При конфигурировании в форму бизнес-процесса может быть помещено поле графической схемы, в котором отображается карта маршрута. Приемы редактирования бизнес-процесса аналогичны приемам, описанным для документов.

Задачи

Задачи в 1С:Предприятии позволяют вести учет заданий по исполнителям и служат отражением продвижения бизнес-процессов по точкам маршрута. При этом задачи могут создаваться не только бизнес-процессами, но и другими объектами информационной базы и непосредственно пользователями. При переходе бизнес-процесса на какую-либо точку маршрута, предусматривающую действия конкретного исполнителя, формируется задача (или несколько задач в случае группового действия). После того, как исполнитель отметит задачу как выполненную, бизнес-процесс автоматически переходит к следующей точке маршрута в соответствии с картой. Таким образом, задачи являются движущей силой бизнес-процессов.

В окне списка задач отображается следующая информация (если иное не предусмотрено при конфигурировании): «Номер» - номер является уникальным для данной задачи; «Наименование» -наименование задачи; «Дата» - дата и время создания задачи; «Выполнена» - отметка о выполнении задачи; «Бизнес-процесс» - бизнес-процесс, породивший данную задачу; «Точка» - точка маршрута бизнес-процесса, в которой была создана данная задача. Кроме этих данных, при настройке конфигурации могут быть определены дополнительные колонки, которые используются для вывода значений любых других реквизитов бизнес-процесса или задачи.

С помощью пиктограмм обозначается состояние задачи: выполненная задача, задача, помеченная на удаление

В зависимости от настроек, устанавливаемых при конфигурировании, окно списка задач может отображать все задачи по всем бизнес-процессам и по всем исполнителям или отображать только невыполненные задачи, назначенные текущему исполнителю. С помощью пункта «Действия - Выполнена» производится формирование сообщения системе, что пользователь выполнил задачу, созданную на текущей точке маршрута, и бизнес-процесс может исполняться дальше по маршруту. Если по каким-либо причинам выполнение задачи невозможно, то будет выдано сообщение об ошибке.

С помощью пункта «Действия - Интерактивная активация» выполняются действия, предусмотренные при конфигурирование, например, открытие форм других объектов информационной базы, с которыми связано выполнение данной задачи.

Нажатие клавиши Enter приводят к выполнению команды «Действия - Активировать», если иное не установлено при конфигурировании. Команда может открывать форму другого объекта информационной базы, например, документа, который надо согласовать, или счета, в котором надо проставить значение скидки, или открывать форму редактирования самой задачи.

Как правило, задачи автоматически формируются бизнес-процессами по мере их продвижения по маршруту. Однако можно создавать новые задачи, адресуя их, например, самому себе (список напоминаний) или другим пользователям системы, не связывая их при этом с каким-либо бизнес-процессом. Создание новой задачи осуществляется при помощи пункта «Действия - Добавить», аналогично созданию других объектов информационной базы. Приемы редактирования задачи аналогичны приемам, описанным для документов.

Выполнение задачи - важный этап в жизненном цикле бизнес-процесса. При выполнении задачи бизнес-процесс осуществляет переход на следующую точку маршрута в соответствии с картой маршрута, что приводит к формированию новых заданий в рамках данного бизнес-процесса.

Для того чтобы выполнить задачу выберите пункт «Действия - Выполнена» для нужной задачи из списка задач. При конфигурировании при выполнении задачи может быть предусмотрено открытие дополнительных окон, например, для выдачи предупреждающих сообщений или ввода дополнительной информации. Также может быть предусмотрена проверка выполнения, которая запрещает выполнение задачи, если не выполнены определенные условия (например, не согласован документ или не установлена скидка по счету). Выполненные задачи помечаются специальной пиктограммой и у них устанавливается реквизит «Выполнена».

Вопросы по теме

  • 1. Как схематично представить взаимосвязь бизнес-процесса и задач?
  • 2. Назовите основные этапы жизненного цикла бизнес-процесса в системе «1С:Предприятие»?
  • 3. Для чего используется карта маршрута бизнес-процесса?

Лекция 7. Администрирование в системе «1С: Предприятие»

Структура лекции: предметная область администрирования системы 1С: Предприятие, направления работы с конфигуратором, установка, отладка, редактирование ИБ с правами «Администратор».

Система «1С: Предприятие» является универсальной системой автоматизации деятельности предприятия. Она предоставляет широкие возможности для решения задач планирования и оперативного управления, ведения бухгалтерского и управленческого учета, расчета заработной платы, а также комплексной автоматизации организационной и хозяйственной деятельности производственных предприятий, торговых и финансовых организаций, бюджетных учреждений и предприятий сферы услуг. Как уже отмечалось во вводной лекции, система программ «1С: Предприятие» включает в себя технологическую платформу и прикладные решения, разработанные на ее основе, методологию и методическую поддержку. Разработка и модификация прикладного решения производится в режиме запуска системы «1С: Предприятие» «Конфигуратор».  В данном режиме разработчик определяет общую архитектуру прикладного решения и структуру данных, создает макеты и экранные формы, с помощью встроенного языка в модулях объектов задает алгоритмы поведения объектов.

Одной из основных функций «Конфигуратора» является администрирование, которое включает в себя ведение списка пользователей, настройку прав доступа, резервное копирование информационной базы, мониторинг системных событий (журнал регистрации настраивается в конфигураторе; просматривается как в конфигураторе, так и в предприятии) и выполнение других действий для поддержания работоспособности системы.

«Конфигуратор» используется как средство для администрирования, отладки, разработки и поэтому пользователи, а также прочие разработчики могут самостоятельно разрабатывать и настраивать конфигурации. Основные средства администрирования системы «1С: Предприятие» реализованы в составе конфигуратора. Однако существует ряд механизмов и утилит, которые не входят в состав конфигуратора, хотя также имеют отношение к администрированию системы «1С: Предприятие».

Система поддерживает два варианта работы: файловый и клиент-серверный. При этом можно полностью перенести конфигурацию и данные с одного варианта на другой при помощи выгрузки информационной базы в файл и загрузки из него. Для работы клиент-серверного варианта используется SQL сервер компании Microsoft.

Файловый вариант работы предназначен для локальных однопользовательских информационных баз и сетевых баз с небольшим количеством пользователей и объемом информации. В платформе 1С: Предприятие 8.1 при файловом варианте работы системы используется консолидированное хранение в одном файле и конфигурации, и списка пользователей, прочих настроек, а также собственно базы данных.

В клиент-серверном варианте все элементы информационной базы хранятся на SQL-сервере и пользователи не имеют непосредственного доступа к файлам конфигурации, обмен информацией производится посредством сервера «1С: Предприятия».

Такой способ хранения увеличивает надежность, обеспечивает высокую целостность данных и повышает устойчивость системы к несанкционированному доступу. Клиент-серверный вариант работы предназначен для информационных баз с большим количеством одновременно работающих пользователей и большими объемами информации. В клиент-серверном варианте работы системы 1С: Предприятие 8.1 используется 3-х уровневая архитектура. Как и в файловом варианте, конфигурация и данные хранятся в единой информационной базе, только расположенной на SQL сервере. При работе такой системы, кроме сервера SQL и клиента 1С: Предприятия, вводится дополнительное программное звено - сервер 1С: Предприятия (сервер приложения), представляющее собой сервис в среде Windows NT / 2000 /2003 и средства его настройки. Особенно стоит отметить полное отсутствие файловых составляющих информационной базы, что позволяет увеличить надежность хранения и защищенность информации. Важным аспектом новой архитектуры клиент-серверной системы является возможность исполнения кода на стороне сервера 1С: Предприятия, а не только на клиенте. Такой подход позволяет разгрузить клиентскую часть при исполнении кода.

Администрирование в система «1С: Предприятие» начинается с установки платформы. Установка «1С: Предприятия 8.1» может выполняться первично, когда производится полная установка нужных компонент или повторно, когда есть необходимость изменения, переустановки или удаления некоторых или всех компонент системы. При наличии дополнительной многопользовательской лицензии установку «1С: Предприятия 8.1» необходимо проводить на всех рабочих местах, поэтому рекомендуется произвести установку по образцу или административную установку, а затем выполнить установку на рабочих местах. Обычная установка платформы «1С: Предприятие 8.1» предполагает отдельную установку на каждый пользовательский компьютер. Дальнейшее обновление платформы производится только на каждом пользовательском компьютере. Новая версия «1С: Предприятия» выпускается в виде полного дистрибутива и в виде дистрибутива обновления. Любой из них может быть использован для выполнения обновления установленной системы.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Информатика"