Мультимедиа в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 04:16, курсовая работа

Краткое описание

Проблема внедрения информационных технологий в сферу образования еще не в полной мере попала в поле зрения педагогики. Оттолкнувшись от концепции информатизации отечественного образования и повышения уровня мультимедиа-образования, теоретическая мысль выходит на этап осмысления образовательного процесса как целостной многоуровневой образовательной системы, органично соединяющей устоявшиеся традиционные методы обучения с новейшими информационными технологиями.[8]
Цель курсовой работы: рассмотреть применение мультимедиа технологий в образовании.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3
1 Мультимедиа технологии в образовании………………………………. 5
1.1 Использование мультимедиа технологий………………………….. 6
2 Мультимедиа технологии в образовании……………………………... 12
2.1. Особенности подготовки учебных мультимедиа презентаций….. 12
2.2. Разработка сценария мультимедийной презентации……………... 15
2.3. Указания по созданию эффективной презентации……………….. 15
3. Методы использования мультимедийных презентаций…………….... 23
Заключение………………………………………………………………… 31
Список использованных источников и литературы…………………….. 32

Вложенные файлы: 1 файл

готовый курсяк.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации

 

ФГБОУ ВПО

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ИМЕНИ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА I»

 

 

ГУМАНИТАРНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

КАФЕДРА ИОМАС

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Мультимедиа технологии в бизнесе»

 

на тему: «Мультимедиа в образовании»

 

 

 

 

Выполнила:
студент 5 курса
очной формы обучения
специальности «Информатика, вычислительная техника  и компьютерные технологии»
Самарцев  Сергей Сергеевич

 

Проверил:

к. э. н., доцент

Поддубный С. С.

 

 

 

 

 

 

 

ВОРОНЕЖ 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3

  1. Мультимедиа технологии в образовании………………………………. 5
    1. Использование мультимедиа технологий………………………….. 6
  2. Мультимедиа технологии в образовании……………………………... 12
  3. Особенности подготовки учебных мультимедиа презентаций….. 12
  4. Разработка сценария мультимедийной презентации……………... 15
  5. Указания по созданию эффективной презентации……………….. 15
  1. Методы использования мультимедийных презентаций…………….... 23

Заключение………………………………………………………………… 31

Список  использованных источников и литературы…………………….. 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Слово «мультимедиа» («мульти» – много, «медиа» – способы, средства) появилось на Западе в 60-х годах  прошлого века для описания непривычных  для того времени театрализованных шоу, использующих в своем действие различные способы изображения информации: кино, аудио-фрагменты, слайды, различные световые эффекты, живую музыку. [6]

Понятие мультимедиа  развивалось на протяжении этого  времени, вбирая в себя различные смысловые оттенки, и на сегодняшний день слово «мультимедиа» понимается в общем смысле как новая разновидность информационных компьютерных технологий, объединяющих в единое целое несколько информационных сфер, в числе которых, помимо текста, находятся аудио и видеоэффекты, анимация (образы, которые двигаются), фотография, графика и интерактивность.

Надо сказать, что довольно широкая применимость и разнообразие видов мультимедиа позволяет  ее понимать во многих значениях, а  не только в указанном выше. Различные сферы используют понятие «мультимедиа» по-разному, поэтому и приходится говорить о разнообразии ее трактовок применительно к сферам использования и видам применения.

В наши дни переоценить  значение мультимедиа практически  невозможно. Это связано с тем, что мультимедийные технологии с каждым днем все более активно приходят в наши дома. Однако необходимо добавить и то, что благодаря мультимедиа мы получаем огромную пользу. В качестве примера можно сказать о том, что современные мультимедийные технологии нашли свое широкое применение в обучающей сфере. Благодаря их использованию усвоение информации улучшилось в значительной степени.

Широкое применение компьютерных технологий в образовательной сфере составляет одну из примечательных особенностей современного этапа исторического развития. С рассмотрением настоящего положения с позиций повышения качества образования, эффективного формирования новой информационной культуры мышления и обеспечением массовой компьютерной грамотности подрастающего поколения значительно актуализируется проблема разработки новых образовательных технологий, методически и методологически обоснованных на концепции использования информационных технологий.

Вместе с тем, проблема внедрения информационных технологий в сферу образования еще не в полной мере попала в поле зрения педагогики. Оттолкнувшись от концепции информатизации отечественного образования и повышения уровня мультимедиа-образования, теоретическая мысль выходит на этап осмысления образовательного процесса как целостной многоуровневой образовательной системы, органично соединяющей устоявшиеся традиционные методы обучения с новейшими информационными технологиями.[8]

Цель курсовой работы: рассмотреть применение мультимедиа технологий в образовании.

Предмет исследования: мультимедиа в технологии.

 Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:

  1. Осветить роль и значение информационных технологий в образовании.
  2. Уточнить основные виды мультимедиа технологий, использующихся в образовании.
  3. Классифицировать основные положительные аспекты, а также недостатки применения мультимедиа в образовании.

Для решения поставленных задач в работе использованы теоретические  методы. Выводы сделаны дедуктивным методом.

 

 

 

  1. Мультимедиа технологии в образовании

Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого. Сегодня мультимедиа-технологии – это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. В совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава видится перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании.[3]

Мультимедиа и гипермедиа-технологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут  обеспечить среду формирования и  проявления ключевых компетенций, к  которым относятся в первую очередь  информационная и коммуникативная. Мультимедиа и телекоммуникационные технологии открывают принципиально новые методические подходы в системе общего образования. Интерактивные технологии на основе мультимедиа позволят решить проблему “провинциализма” сельской школы как на базе Интернет-коммуникаций, так и за счет интерактивных СD – курсов и использования спутникового Интернета в школах.[1]

Мультимедиа – это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.

Гипермедиа – это  компьютерные файлы, связанные посредством  гипертекстовых ссылок для перемещения  между мультимедийными объектами.

Для организации компьютерных классов в школах привлекательными являются интернет-технологии, однако, обладая преимуществами, связанными с возможностью получения актуальной информации, возможностями организации диалога практически со всем миром, они имеют серьёзные недостатки: это трудности при работе с большими объёмами информации при плохих линиях связи (а таких в удаленных регионах и сельской местности в РФ большинство), невозможность работать без линий связи. Эти недостатки устраняются с использованием оптических компакт дисков, называемых CD ROM и DVD диски. Имеющиеся программные продукты, в том числе готовые электронные учебники и книги, а так же собственные разработки позволяют учителю повысить эффективность обучения. Незаменимым помощником учителя в поиске и получении информации, и как средство общения с коллегами, становится Интернет.[10]

    1. Использование мультимедиа технологий

Можно рекомендовать  следующие основные методические особенности  организации обучения современного школьника:

1) уроки с применением  мультимедийных презентаций проводятся в компьютерных классах с использованием мультимедиа проекторов, резидентных справочников, автоматизированных обучающих систем, видеозаписей работы различных программ и т.д.;

2) на практических  занятиях за каждым обучаемым  должен быть закреплён отдельный компьютер, на котором целесообразно создать его личную папку, названную шифром класса и фамилией обучаемого;

 3) должен использоваться индивидуальный подход, включающий широкое использование индивидуализированных обучающих программ, банка многоуровневых заданий (на практические занятия и лабораторные работы);

4) целесообразно проводить  значительную часть занятий в  форме деловых игр;

5) в качестве заданий должны выдаваться реальные жизненные многовариантные и непоставленные задачи, особенно те, с которыми выпускники будут встречаться в профессиональной деятельности;

6) должен широко использоваться метод проектов, в рамках которого необходимо соблюдать принципы последовательности и преемственности; это значит, что одно глобальное задание должно последовательно выполняться во всех практических (лабораторных) и расчётно-графических работах, дополняться и расширяться, воплощаясь в стройную завершённую систему;

7) должна быть предусмотрена возможность параллельного и концентрического изучения основных разделов программы; это позволяет обучающимся по мере усвоения курса получать все более глубокие знания по каждому из разделов, не теряя при этом целостности изложения всего материала;

8) необходимо опираться на следующие взаимосвязанные принципы: мотивации познания; разностороннего восприятия; "пронизывающего" системно-информационного анализа;

9) следует шире использовать проблемный метод обучения, предусматривать разработку обучающимися реальных программ (документов, таблиц, баз данных), которые могут быть использованы в процессе обучения.

Применение мультимедиа  технологий в образовании обладают следующими достоинствами по сравнению  с традиционным обучением:

  • допускает использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста;
  • допускает возможность постоянного обновления;
  • имеет небольшие затраты на публикацию и размножение;
  • допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов, например, тестов или рабочей тетради;
  • допускает возможность копирования и переноса частей для цитирования;
  • допускает возможность нелинейность прохождения материала благодаря множеству гиперссылок;
  • устанавливает гиперсвязь с дополнительной литературой в электронных библиотеках или образовательных сайтах;

Мультимедиа позволяют  сочетать вербальную и наглядно-чувственную информацию, что способствует мотивации учащихся, созданию актуальной настройки на учение.

Организация аудиторных занятий с применением мультимедиа  технологий дает возможность экономить  время, тем самым интенсифицируя изложение учебного материала, за счет использования очень простых, доступных любому ученику средств. В ходе урока самими школьниками может создаваться до предела визуализированная красочная учебно-игровая среда, что производит буквально революционный эффект в восприятии предмета "Информатика" школьниками.[2]

Мультимедийные компьютерные технологии дают учителю возможность  оперативно сочетать разнообразные  средства, способствующие более глубокому  и осознанному усвоению изучаемого материала, экономить время урока, насытить его информацией.

Внедрение в преподавании современного курса информатики  мультимедиа технологий выявило  ряд положительных сторон и несколько  трудных моментов. Так организация  занятий с использованием мультимедиа-технологий с применение специального проектора дает возможность наглядно демонстрировать возможности изучаемого программного обеспечения и экономить время, тем самым интенсифицируя изложение учебного материала. В тоже время появляются дополнительные требования к подготовке мультимедийных материалов и организации урока.[9]

Включение информационных мультимедийных технологий делает процесс  обучения технологичнее и результативнее. Да, на этом пути есть трудности, есть ошибки, не избежать их и в будущем. Но есть главный успех- это интерес учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Компьютер позволяет делать уроки, не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к ученью. Так при использование мультимедиа на уроке через интерактивность, структуризацию и визуализацию информации происходит усиление мотивации обучающегося, активизация его познавательной деятельности, как на уровне сознания, так и подсознания.[5]

Из всех информационных каналов визуальный - самый мощный, поэтому его использование в области образования средствами мультимедиа более разработано. Однако это не отменяет важности и значения других медий. Например, эффективность усвоения материала значительно повышает создание для каждого мультимедийного учебника своей ритмовой доминанты с помощью оптимального подбора музыкального сопровождения. Продуманное взаимодействие клавиатуры и мыши в мультимедийных учебниках в сочетании с другими медиями добавляет ещё одно преимущество данной образовательной технологии. Оно основано на том, что мануальные упражнения существенно развивают память. Не случайно раньше в гимназиях контурные карты рисовали – чтобы “набить” руку и чтобы лучше запомнить. Если в дальнейшем добиваться возрастания нормированности пользования (свести к минимуму случайное нажатие клавиши), то моменты, связанные с мышью и клавиатурой будет легче формализовать. Здесь необходимо опираться на исследования в области инженерной психологии и эргономики.

Информация о работе Мультимедиа в образовании