Применение интерактивной доски в процессе образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Как правило, большинство педагогов и учеников, так или иначе знакомых с компьютерной техникой, к числу аппаратных мультимедиа-средств безошибочно относит акустические системы (колонки), звуковую карту (плату) компьютера, микрофон, специальную компьютерную видеокамеру и, возможно, джойстик. Все эти приборы, действительно, являются распространенными компонентами мультимедиа аппаратуры, достаточно просты в использовании, имеют достаточно понятное предназначение и не требуют какого-либо детального описания. Гораздо больший интерес могут представлять специализированные мультимедиа-средства, основное предназначение которых - повышение эффективности обучения. К числу таких современных средств, в первую очередь, необходимо отнести интерактивные мультимедиа доски.

Содержание

Введение. 3

Глава 1. 4

1.1.Понятие мультимедиа. Применение в образовании средств мультимедиа. 4

1.2. Положительные и отрицательные стороны использования средств мультимедиа в образовании. 7

1.3.Инетерактивная доска. 10

1.3.1. Интерактивность. 10

1.3.2. Универсальные мультимедиа-проекторы. Особенности использования интерактивных досок в школе. 11

1.3.3. Классификация Интерактивных досок 13

1.3.5. Принцип работы интерактивной доски 19

1.3.6. Способ работы с программами на интерактивной доске SMART Board. 20

Глава 2. Разработка уроков с использованием интерактивной доски 26

2.1. Организация урока с использованием интерактивной доски. 26

2.1.1.Использование интерактивной доски на уроках иностранного языка в средней школе 27

2.1.2 Методические рекомендации к конспекту урока математики в 8 классе, тема: "Квадратные уравнения" 31

2.1.4. Методические рекомендации к конспекту урока природоведения во 2 классе, Тема: "Если хочешь быть здоров" 32

2.1.5 Методические рекомендации к конспекту урока химии в 10 классе. Тема: "Бензол" 33

Заключение. 36

Литература: 37

Вложенные файлы: 1 файл

Применение интерактивной доски в процессе образования.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

 

1.3.6. Способ работы с  программами на интерактивной  доске SMART Board.

 

Если какая-либо программа открыта на компьютере, то можно работать с ней прямо на интерактивной доске.

 

В этом случае палец работает как мышь.

 

Одно прикосновение к поверхности интерактивной доски SMART Board равносильно щелчку левой кнопкой мыши. Можно открыть программу так же, как это делается на компьютере, но вместо того, чтобы выделять и открывать файлы мышью, можно сделать то же самое пальцем. Чтобы курсор соответствовал нажатию пальцем, необходимо откалибровать экран.

 

Лоток для маркеров

 

На лотке есть специальные контейнеры, отвечающие за цвет маркера и ластик. У каждого контейнера есть оптический сенсор, определяющий, какой из инструментов вы взяли с лотка. Верхняя кнопка на панели загружает Экранную Клавиатуру. Нижняя - превращает ваше следующее прикосновение к доске в щелчок правой кнопкой мыши.

 

Маркеры

 

Чтобы делать пометки поверх изображения или файла, необходимо взять маркер с лотка и написать на интерактивной доске.

 

Чтобы писать другим цветом, нужно взять другой маркер. Цвет определяет контейнер для маркера, а не сам маркер. Чтобы избежать путаницы, необходимо класть маркеры на соответствующее место.

 

Экранная клавиатура

 

Интерактивная доска позволяет набирать и редактируйте текст, не отходя от интерактивной доски.

 

Необходимо нажать на кнопку на лотке для маркеров, чтобы запустить Экранную клавиатуру

 

1. Выпадающее меню клавиатуры: Позволяет выбрать вид клавиатуры. Классическая (Classic) выглядит, как обычная клавиатура, которую все привыкли использовать. В Простой (Simple) - буквы расположены в алфавитном порядке, что удобно при обучении учащихся начальных классов. Также есть Цифровая клавиатура (Number Pad), Отрывки (Shortcut) и Заглавные буквы (Simple Caps).

 

2. Стрелка: достаточно нажать  на стрелку, чтобы открыть Предварительный  просмотр (Preview Pane). В окне Предварительного  просмотра можно напечатать любой  текст прежде, чем отправить эту  информацию в файл. После того  как весь текст напечатан, нажатие на Отправить (Send), отправит текст активное приложение.

 

Калибровка интерактивной доски SMART Board

 

Калибровка экрана необходима для настройки точного прикосновения к интерактивной доске. К примеру, если нажать кнопку Пуск, а курсор появляется в другом месте, необходимо откалибровать доску.

 

После этой процедуры меню Пуска откроется, после нажатия на него. Чтобы начать калибровку, достаточно нажать и держите обе кнопки на лотке до тех пор, пока не появится экран калибровки.

 

Индикатор состояния

 

Индикатор на интерактивной доске SMART Board отражает состояние ее готовности.

 

Цвет Состояние

 

Мигание красного и зеленого Лоток для маркера в процессе запуска

 

Красный Работает, но еще не подключен к программному обеспечению

 

Зеленый Лоток для маркеров функционирует

 

ПРИМЕЧАНИЕ: Если индикатор состояния красный, можно попробовать запустить Средства SMART Board. Мышью, не пальцем, откройть Пуск> Программы> Программное обеспечение SMART Board> Средства SMART Board. Значок SMART Board появится в правом нижнем углу экрана.

 

Создание записей

 

Интерактивная доска позволяет писать и рисовать на поверхности доски, взяв маркер с лотка.

 

Прозрачный слой

 

Когда берется маркер с лотка, появляется перемещаемая панель инструментов и рамка вокруг рабочего стола. Рамка означает, что можно писать поверх рабочего стола, и остается до тех пор, пока не будет положен маркер или ластик обратно на лоток и не коснетесь доски. Ваше первое прикосновение к доске удалит рамку и все ваши записи.

 

Сохранить записи и рисунки

 

Перемещаемая панель инструментов позволяет вам сохранять ваши надписи и рисунки.

 

Захват области: Нажмите, чтобы захватить область экрана

 

Чтобы захватить область рабочего стола, сделайте следующее:

 

1. Нажмите кнопку Захват  области (Area Capture) на плавающей панели инструментов. Появится инструмент захвата.

 

2. Нажмите на один из  углов области, которую вы хотите  сохранить.

 

Удерживая палец, тащите окно выделения до тех пор, пока в нем не окажется весь необходимый участок.

 

3. Отпустите палец, выделенная область будет сохранена, как изображение, в программном обеспечении Notebook . Если Notebook еще не открыт, оно откроется автоматически, когда вы захватите область экрана. Сохраните файл выбрав Файл> Сохранить

 

Восстановление записей и изображений

 

Если вы случайно удалили свои записи, прикоснувшись к поверхности доски, вы можете восстановить их нажав сообщение Восстановить написанное (Click here to restore writing), которое находится в правом нижнем углу экрана. А после этого, чтобы сохранить записи, используйте Захват области.

 

Если вы не видите сообщение Восстановить написанное, следуйте этим указаниям:

 

1. Нажмите значок SMART Board в  области уведомлений в правом  нижнем углу экрана.

 

2. Откройте Перемещаемую  панель инструментов из меню.

 

3. Нажмите кнопку Отменить, чтобы вернуть все записи и рисунки.

 

Глава 2. Разработка уроков с использованием интерактивной доски

 

2.1. Организация урока с  использованием интерактивной доски.

 

Сначала необходимо придумать, как провести урок для одного ученика, пользуясь компьютером и Интернетом. Когда будет решена эта главная, содержательная задача, тогда можно подключать компьютер к проектору и интерактивной доске, которая будет просто большим компьютерным экраном. После этого провести такой урок - но для целого класса, с одним, видным всем, большим компьютерным монитором - интерактивной доской.

 

Преимущество доски перед обычной проекционной системой состоит в том, что управление компьютером (например, выход в Интернет, работа в любой программе) происходит непосредственно с поверхности доски, и ученикам не нужно напрягаться, отслеживая на большом экране маленький курсор и теряя из виду преподавателя.

 

Дополнительно доска имеет возможности выделения каких-либо объектов на экране и запоминания экранного изображения в виде графических файлов (функция, аналогичная обычной PrintScreen) и другие презентационные возможности, которые не представляют сложности для изучения. Главное - с интерактивной доской возможно получить большой «сенсорный» компьютерный экран, видный всему классу.

 

2.1.1.Использование интерактивной  доски на уроках иностранного  языка в средней школе

 

В последнее время всё больше и больше педагогов-практиков понимают, что использование информационных технологий в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися. Больших результатов можно достичь, применяя данные технологии в преподавании иностранных языков в средней школе. Особенно актуально использовать информационные технологии учителями гимназий, лицеев и школ с этнокультурным компонентом, где активно, начиная с младших классов, изучаются как живые иностранные, так и древние языки: латинский, древнегреческий и церковнославянский.

 

Использование проекционной техники в сочетании с аудиосредствами дает возможность привлекать на занятиях при объяснении нового материала тезисы, таблицы, видео- и справочные материалы, при анализе текстов - схемы и данные электронных словарей. Это позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала.

 

С помощью специальных программ или баз данных (например: CD Англоязычная библиотека, Немецкая литература и др.; для древних языков: Tesaurus Linguae Latinae, Tesaurus Linguae Graecae - полное собрание латинских и греческих текстов с VIII в. до н.э. по XIV в. н.э.) мы в процессе занятия можем обратиться практически с любому оригинальному тексту на изучаемом языке.

 

Однако такие возможности при наличии связки компьютер-проектор-экран реализуются только в режиме просмотра. Для проверки письменных заданий и при анализа текста приходится вновь обращаться к обычным меловым или маркерным доскам. Здесь педагог нередко сталкивается с объективными трудностями: нередко аудитория с мультимедиа-проектором может быть оснащена только экраном или маркерной доской, поверх которой устанавливается экран. Таким образом, затрудняется одновременное использование и доски и экрана.

 

В контексте вышесказанного поистине революционным изобретением является интерактивная доска SMART Board. Используя такую доску, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей.

 

Электронная доска SMART позволяет осуществлять:

 

1. активное комментирование  материала: выделение, уточнение, добавление дополнительной информации посредством электронных маркеров с возможностью изменить цвет и толщину линии;

 

2. полноценную работу по  переводу текста и отдельных  предложений с указанием связей  и взаимоотношений между словами;

 

3. набор посредством виртуальной клавиатуры любого текста задания в любом приложении и его демонстрацию в режиме реального времени;

 

4. не только знакомство  с тестовыми заданиями в режиме  просмотра, но и показательное  тестирование отдельного ученика  или группы учеников для всей аудитории, если в школе отсутствует компьютерный класс или он не может быть предоставлен учителю в данный момент;

 

5. сохранение результатов  в отдельном файле в виде  картинок или в HTML и PDF-формате.

 

Ценным является использование программного обеспечения доски SMART Board, в первую очередь утилит SMART Notebook и SMART Recorder.

 

Материалы, представленные в SMART Notebook, можно активно использовать при изучении всех разделов изучаемого языка.

 

Так, латинские прописи (строчные и прописные): SMART NOTEBOOK/ Gallery / Education / English and Language Art / Letters / lowercase и uppercase - удобно использовать при изучении латинской графики, числа (SMART NOTEBOOK/ Gallery / Education / English and Language Art / Numbers) - темы Числительные.

 

Большой иллюстративный материал, представленный в SMART Notebook, позволяет осуществлять введение новой лексики, наработку слов для лексических минимумов. Удобным является структурирование по темам (человек, животные, погода, природа, транспорт, одежда и т.д.). Картинки можно копировать как в сам Notebook, так и в различные редакторы (Word, Power Point). Функция Clone позволяет быстро увеличить количество одинаковых картинок, что удобно использовать при изучении темы Числительные. Вставив рисунки в определенный фон, мы можем на материале картинок организовать речевую ситуацию, что способствует развитию связной речи. Этой цели служит и подбор картинок к конкретным сказкам, например, "Три поросенка", что особенно ценно при изучении языков в начальной школе. При работе с картинками SMART Notebook возможно не только вводить новые лексические единицы, но и обучать постановке вопроса, составлению высказывания, организации диалога.

 

Ценным представляется и использование на уроках английского языка в школе Flash-анимаций, приведенных, например, в разделе Language английской версии SMART NOTEBOOK 8.0. (Spelling - узнавание орфографии слова, Nursery Rythmes / Humpty-Dumpty: заучивание текста песни с флэш-анимацией, возможностью повторения песни построчно за дикторами-носителями языка, а также тексты, сопровождающиеся анимацией: Health / Wellness; Story Books / Musicians of Bremen и др.). Запись, сделанная носителями языка, удобный интерфейс, игровая форма позволяет заинтересовать ученика и добиться определенных результатов на самом значимом этапе урока изучения живого европейского языка - listening - на котором осуществляется понимание иностранной речи на слух. Кроме этого, подобные флэш-анимации с озвученным текстом можно использовать и во время объяснения определенных тем в качестве примеров (Height and Widths - при объяснении сравнительной и превосходной степени прилагательных и др.). У школьников могут вызвать интерес и творческие задания, например, Poetry - написание английского стихотворения с яркой метафорой с использованием заданных слов.

 

Ценной представляется и программа SMART Video, позволяющая просматривать видеоматериалы, которые, как известно, значительно расширяют объем воспринимаемой информации, без обращения к прикладным программам.

 

Таким образом, используя интерактивную доску, возможно организовать постоянную работу учащегося в электронном виде. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе. Кроме того, программное обеспечение SMART позволяет не только, как уже говорилось, сохранять слайды экранов, но и выстраивать их в нужной последовательности, в том числе и в виде альбомов. Можно просматривать слайды таких альбомов и повторно их комментировать. Это при сохранении заданий, выполненных учеником на доске, позволяет проследить динамику усвоения материала каждым учащимся, выделить типичные и повторяющиеся ошибки. В данном случае нам также может помочь утилита SMART Recorder, которую мы используем как для записи алгоритмов перевода текстов и работы со словарем, так и для анализа индивидуальной работы ученика.

 

Необходимо учесть и важный психологический момент: современные школьники, у которых дома обычно есть компьютеры с многочисленными играми и телевизоры с агрессивным видеорядом, привыкают подобным образом воспринимать окружающую действительность. Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы успешно используются для обучения, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками аудирования и говорения, что обеспечивает в конечном счете эффективность усвоения материала на уроках иностранного языка.

 

2.1.2 Методические рекомендации  к конспекту урока математики в 8 классе, тема: "Квадратные уравнения"

 

Методические рекомендации

 

Применение интерактивной доски на уроках математики вообще, и на данном уроке в частности, на мой взгляд, педагогически оправдано, так как дает целый ряд преимуществ, как учителю, так и учащимся.

 

Во-первых, использование ИКТ позволяет сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», а также более эффективно осуществлять «обратную связь».

 

Во-вторых, благодаря ИКТ, значительно экономится время урока, а значит, за 40 минут можно успеть решить большее количество задач, лучше отработать изучаемый материал, что в свою очередь повышает успеваемость учащихся.

 

В-третьих, благодаря использованию сканера облегчается проверка и разбор домашнего задания, самостоятельной работы учащихся, контрольной работы.

Информация о работе Применение интерактивной доски в процессе образования