Учебно-методические пособия  
должны обладать следующими основными свойствами:
  - соответствовать образовательным стандартам;
 
  - быть реализовано на основе современных инструментальных средств;
 
  - иметь документацию для пользователя.
 
Учебно-методическое пособие, как 
правило, представляет собой продукт, 
который должен обеспечить эффективное 
обучение школьников в режиме самообразования 
и в режиме, при котором преподаватель 
от обычного инструктированного переходит 
к консультированию учащихся.
В процессе разработки учебно-методического 
пособия возникают следующие проблемы:
  - адаптация к уровню знаний и индивидуальным характеристикам обучаемых;
 
  - повышение активности обучаемых на занятиях, разработка оптимальных тестов для контроля знаний по материалу модуля.
 
Все тексты готовятся с использованием 
современных программных средств, 
с учетом особенностей оформления текста: 
выделение заголовков, подзаголовков, 
определений, ключевых слов, перечислений, 
кроме этого вставка графического материала, 
который может содержать рисунки, графики, 
а также в соответствии с принципами цветового 
визуального восприятия информации и 
наглядности подачи материала.
В соответствии с педагогическими 
стандартами цветовая палитра программы 
не должна содержать резких перепадов 
цветовой гаммы и цветов, которые 
способствуют быстрому утомлению глаз 
и не позволяют сосредоточиться 
на изучаемом материале.
Требования к созданию учебно-методического пособия можно 
разбить на три основные категории требований: к содержанию, структуре 
и техническому исполнению.  Выделим основные требования.
  - интерактивное взаимодействие (позволяет повысить роль и эффективность 
  самообучения, расширить диапазон направлений 
  поиска новых знаний; возможность проверки 
  знаний);
 
  - реализация на основе современных инструментальных средств;
 
  - соответствие эргономическим требованиям (отсутствие резких перепадов цветовой гаммы и цветов, 
  шрифт удобный для чтения);
 
  - модульность представления материала, возможность как пополнения так и исключения 
  модулей.
 
Содержание учебного 
материала базового курса информатики
В Государственном образовательном стандарте 
основного общего и среднего общего образования 
по информатике и информационным технологиям 
(базовый и профильный уровень), 2004 выделены 
требования к уровню подготовки учащихся, 
обязательный минимум содержания учебного 
материала.
Обязательный минимум содержания 
учебного материала
Изучение учебного материала 
данной содержательной линии обеспечивает 
учащимся возможность: 
    - пользоваться простыми программами; 
 
Требования 
к уровню подготовки учащихся
знать
Учащиеся должны уметь: 
    - строить простейшее векторное изображение с помощью программ; 
 
    - самостоятельно выполнять на компьютере простое задание, используя основные функции инструментальных программных средств, прикладных программ.
 
Примерная программа базового 
курса «Информатика и ИКТ» рассчитана 
на 105 часов.
Практические работы:
  - Создание векторного изображения с помощью инструментов в программах. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.
 
  - Конструирование векторных графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.
 
  - Ввод векторных изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.
 
Содержание 
материала рекомендуется разбивать 
на модули. Важна не только последовательность 
изложения, но и порядок перехода от одной 
информации к другой. 
Усвоение 
учащимися материала проверяется 
контрольными вопросами, самостоятельными 
работами.
Достоинства и недостатки 
существующих учебно-методических пособий
В результате проведённого анализа 
были выделены следующие достоинства учебно-методических 
пособий:
  - возможность контроля знаний;
 
  - возможность самостоятельного обучения, а также в комплексе с традиционными методиками; 
 
  - содержание рассчитано как на начинающих пользователей, так и на профессионалов;
 
Также были обозначены недостатки изученных учебно-методических 
пособий:
  - существующие учебно-методические пособия являются в своём большинстве самоучителями, не учитывающими требования государственного образовательного стандарта по информатике. Их сложно использовать в реальном учебном процессе;
 
  - учтены далеко не все эргономические требования, поэтому работа с пособием  приводит к повышенной утомляемости  человека;
 
  - практически отсутствуют задания и упражнения для самостоятельного выполнения;
 
  - не учитывают в полной мере психологических индивидуальных особенностей учащихся;
 
  - нет возможности для дальнейшей расширяемости программы, возможности редактирования и подключения новых модулей;
 
 
 
Практическая часть. 
Учебно-методическое 
пособие для изучения векторной графики.
 
Создание учебно-методического 
пособия
Учитывая достоинства и недостатки 
рассмотренных учебно-методических пособий 
было создано учебно-методическое пособие 
для изучения векторной графики.
Создание учебно-методического 
пособия происходило в несколько этапов:
  - Подготовительный этап: были обозначены цель работы, объект и предмет исследования, 
  выявлена актуальность работы, выдвинута 
  гипотеза и намечены этапы работы над 
  проектом.
 
  - При создании учебно-методического пособия были изучены государственные образовательные 
  стандарты по информатике и нормативные 
  документы, содержание школьных учебников 
  по базовому и профильному курсу информатики, 
  литература и электронные ресурсы по компьютерной 
  графике, примерные экзаменационные билеты 
  для проведения итоговой аттестации, методические 
  подходы к обучению информатике в школе, 
  специальная литература. На данном этапе 
  были определены требования к созданию 
  учебно-методического пособия для изучения 
  векторной графики в соответствии с требованиями 
  Госстандарта по информатике.
 
  - Этап анализа учебно-методических пособий для изучения векторной графики: были рассмотрены 
  некоторые учебно-методические пособия, 
  изучены общие требования к созданию учебно-методического 
  пособия.
 
  - На этапе разработки учебно-методического пособия было выполнено:
 
  
  - разработан макет учебно-методического пособия;
 
  - создан теоретический материал для изучения 
  векторной графики;
 
  - подготовлены контрольные вопросы;
 
  - подготовлены практические задания в программах (Microsoft Word, Power Point, CorelDraw).
 
  
  - Этап отладки и тестирования учебно-методического пособия. Этап апробации программы: были определены возможные 
  области применения учебно-методического 
  пособия:
 
  - изучение векторной графики в базовом и профильном курсе информатики;
 
  - самостоятельная работа учащихся;
 
  - элективные курсы, факультативы.
 
 Таким образом, разработанное 
мною учебно-методическое пособие, 
имеет следующие достоинства:
  - многофункциональность. Программа состоит из отдельных модулей, что позволяет модифицировать отдельные модули, не затрагивая других;
 
  - пополняемость всех модулей (как теоретические модули, так и базы вопросов).
 
  - интерактивность.
 
 
Структура учебно-методического 
пособия
 
Для разработки учебно-методического 
пособия были выбраны программы 
такие как Microsoft Word, Power Point, Corel 
Draw. почему?
Модуль «Теория» представлен 
из 4 глав.
Глава 1. Общие сведения о векторной 
графике.
1.1. Из истории.
1.2. Виды компьютерной графики, 
их особенности.
1.3. Контрольные вопросы.
Глава 2. Изучение векторной графике 
в текстовом редакторе Microsoft 
Word.
2.1. История.
2.2. Запуск.
2.3. Горячие клавиши.
2.4. Возможности работы в Microsoft 
Word.
2.5. Контрольные вопросы.
2.6. Самостоятельная работа.
Глава 3. Изучение векторной графике 
в Microsoft Power Point.
3.1. История
3.2. Запуск
3.3. Горячие клавиши
3.4. Основные операции над элементами 
векторного изображения
3.5. Контрольные вопросы.
3.6. Самостоятельная работа.
 Глава 4. Изучение векторной 
графики в Corel Draw.
 4.1. История
 4.2. Основные возможности программы 
Corel Draw.
 4.3. Рисование основных инструментов 
программы Corel Draw.
4.4. Контрольные вопросы.
4.5. Самостоятельная работа
 
Модуль «Контрольные 
вопросы»  включает в себя вопросы 
по темам курса изучения. Данный модуль 
можно использовать как для контроля знаний 
учащихся, так и для самоконтроля обучающегося.
Модуль «Примерные практические 
задания» 
Модуль содержит примерные задания 
практических работ для реализации в 3 
программах.
Работу с учебно-методическим пособием 
рекомендуется проводить в следующем 
порядке: 
  - работа с теоретическим материалом; 
 
  - ответы на контрольные вопросы;
 
  - выполнение практических работ. 
 
 
апробация 
Заключение
 
Целью данной работы было создание учебно-методического 
пособия для изучения учебно-методического 
пособия. В ходе проведённого исследования 
были решены следующие задачи:
  - проведён анализ учебно-методических пособий для 
  изучения векторной графики;
 
  - проанализированы учебно-методические пособия для 
  изучения векторной графики, что позволило 
  выявить их основные достоинства и недостатки 
  и учесть их в дальнейшей работе по созданию 
  учебно-методического пособия;
 
  - проведена классификация учебно-методических пособий и рассмотрены 
  требования, предъявляемые к их разработке;
 
  - создан программный продукт – учебно-методическое пособие для 
  изучения векторной графики;
 
Разработанное учебно-методическое пособие 
содержит следующие модули: теория, контрольные 
вопросы, примеры практических заданий.
Достоинствами 
программы являются:
  - многофункциональность. Программа состоит из отдельных модулей, что позволяет модифицировать отдельные модули, не затрагивая других;
 
  - пополняемость всех модулей (как теоретические модули, так и базы вопросов).
 
  - интерактивность.
 
Разработанное учебно-методическое 
пособие может быть использовано преподавателями 
при организации учебного процесса в школе, 
организации самостоятельной работы учащихся, 
элективных курсов, факультативов, компьютерных 
курсов, для индивидуального обучения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Библиографический 
список
  - Информатика [Текст]: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ А.В.Могилев, Н.И.Пак, Е.К.Хеннер; Под ред. Е.К.Хеннера. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2003. – 816с.
 
  - Информатика [Текст]: учебник/ Л.А.Матвеев [и др.]; 
  под ред. Н.В.Макаровой. – 3-е перераб. изд. 
  – М.: Финансы и статистика, 2006. – 768с.: ил.
 
  - Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]/ Под ред. Е.С. Полат. – М., Просвещение, 1999. – 375с.
 
  - Тарасов, В.А. Организация тестирования обучаемых в условиях локальной сети  [Текст]// Информатика и образование. – 2003. - №2. – С. 77 – 83.
 
  - Бочкин, А.И. О возможностях применения текстовых ответов при обучающем тестировании [Текст]//  Информатика и образование. – 
  2006. - №4. – С. 88-91.
 
  - Панкова, Е.В. Методика организации тестирования средствами текстового процессора Word [Текст]//  Информатика и образование. – 
  2006. - №4. – С. 92 -  96.
 
  - Герасимова, Г.Е. Компьютерное тестирование на уроках информатики [Текст]//  Информатика и образование. – 
  2006. - №9. – С. 113-  114.
 
  - Кизнецов, В.М. Правила практического педагогического тестирования (с примерами по информатике) [Текст]//  Информатика и образование. – 
  2005. - №9. – С. 80-94.
 
  - Догадин, Н.Б. Построение обучающее-тренировочных тестов с помощью Excel [Текст]//  Информатика и образование. – 
  2006. - №6. – С. 87-94.
 
  -  Лубский, А.В. Методологические проблемы исследования ИКТ в образовательном пространстве высшей школы [Текст]// Информатика и образование. – 2007. - №6. – С. 10-14. 
 
  - Темербекова, А. А. Формирование профессиональных компетенций будущего педагога с помощью информационно-коммуникационных технологий в обучении. – Режим доступа: http://www. e-lib.gasu.ru/nit/archiv/2005/3/2.html
 
  - Тришина, С. В. Средства информационно-коммуникативных технологий при обучении информатике. – Режим доступа: 
  http://www.ito.edu.ru/2004/Moscow/VIII/VIII-0-4305.htmI
 
  - Шатова, И.В. Возможности компьютерного тестирования // Ученые записки ИИО РАО. – 2005. – №  17. – С. 80-82.
 
  - Галанов, А.Б. Эвристические дистанционные олимпиады 
  "Эйдос" - эффективное средство организации 
  учебной деятельности школьников средствами 
  компьютерных телекоммуникаций. – Режим 
  доступа: http://www.eidos.ru/journal/1999/0818.htm