Учебно-методические пособия
должны обладать следующими основными свойствами:
- соответствовать образовательным стандартам;
- быть реализовано на основе современных инструментальных средств;
- иметь документацию для пользователя.
Учебно-методическое пособие, как
правило, представляет собой продукт,
который должен обеспечить эффективное
обучение школьников в режиме самообразования
и в режиме, при котором преподаватель
от обычного инструктированного переходит
к консультированию учащихся.
В процессе разработки учебно-методического
пособия возникают следующие проблемы:
- адаптация к уровню знаний и индивидуальным характеристикам обучаемых;
- повышение активности обучаемых на занятиях, разработка оптимальных тестов для контроля знаний по материалу модуля.
Все тексты готовятся с использованием
современных программных средств,
с учетом особенностей оформления текста:
выделение заголовков, подзаголовков,
определений, ключевых слов, перечислений,
кроме этого вставка графического материала,
который может содержать рисунки, графики,
а также в соответствии с принципами цветового
визуального восприятия информации и
наглядности подачи материала.
В соответствии с педагогическими
стандартами цветовая палитра программы
не должна содержать резких перепадов
цветовой гаммы и цветов, которые
способствуют быстрому утомлению глаз
и не позволяют сосредоточиться
на изучаемом материале.
Требования к созданию учебно-методического пособия можно
разбить на три основные категории требований: к содержанию, структуре
и техническому исполнению. Выделим основные требования.
- интерактивное взаимодействие (позволяет повысить роль и эффективность
самообучения, расширить диапазон направлений
поиска новых знаний; возможность проверки
знаний);
- реализация на основе современных инструментальных средств;
- соответствие эргономическим требованиям (отсутствие резких перепадов цветовой гаммы и цветов,
шрифт удобный для чтения);
- модульность представления материала, возможность как пополнения так и исключения
модулей.
Содержание учебного
материала базового курса информатики
В Государственном образовательном стандарте
основного общего и среднего общего образования
по информатике и информационным технологиям
(базовый и профильный уровень), 2004 выделены
требования к уровню подготовки учащихся,
обязательный минимум содержания учебного
материала.
Обязательный минимум содержания
учебного материала
Изучение учебного материала
данной содержательной линии обеспечивает
учащимся возможность:
- пользоваться простыми программами;
Требования
к уровню подготовки учащихся
знать
Учащиеся должны уметь:
- строить простейшее векторное изображение с помощью программ;
- самостоятельно выполнять на компьютере простое задание, используя основные функции инструментальных программных средств, прикладных программ.
Примерная программа базового
курса «Информатика и ИКТ» рассчитана
на 105 часов.
Практические работы:
- Создание векторного изображения с помощью инструментов в программах. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.
- Конструирование векторных графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.
- Ввод векторных изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.
Содержание
материала рекомендуется разбивать
на модули. Важна не только последовательность
изложения, но и порядок перехода от одной
информации к другой.
Усвоение
учащимися материала проверяется
контрольными вопросами, самостоятельными
работами.
Достоинства и недостатки
существующих учебно-методических пособий
В результате проведённого анализа
были выделены следующие достоинства учебно-методических
пособий:
- возможность контроля знаний;
- возможность самостоятельного обучения, а также в комплексе с традиционными методиками;
- содержание рассчитано как на начинающих пользователей, так и на профессионалов;
Также были обозначены недостатки изученных учебно-методических
пособий:
- существующие учебно-методические пособия являются в своём большинстве самоучителями, не учитывающими требования государственного образовательного стандарта по информатике. Их сложно использовать в реальном учебном процессе;
- учтены далеко не все эргономические требования, поэтому работа с пособием приводит к повышенной утомляемости человека;
- практически отсутствуют задания и упражнения для самостоятельного выполнения;
- не учитывают в полной мере психологических индивидуальных особенностей учащихся;
- нет возможности для дальнейшей расширяемости программы, возможности редактирования и подключения новых модулей;
Практическая часть.
Учебно-методическое
пособие для изучения векторной графики.
Создание учебно-методического
пособия
Учитывая достоинства и недостатки
рассмотренных учебно-методических пособий
было создано учебно-методическое пособие
для изучения векторной графики.
Создание учебно-методического
пособия происходило в несколько этапов:
- Подготовительный этап: были обозначены цель работы, объект и предмет исследования,
выявлена актуальность работы, выдвинута
гипотеза и намечены этапы работы над
проектом.
- При создании учебно-методического пособия были изучены государственные образовательные
стандарты по информатике и нормативные
документы, содержание школьных учебников
по базовому и профильному курсу информатики,
литература и электронные ресурсы по компьютерной
графике, примерные экзаменационные билеты
для проведения итоговой аттестации, методические
подходы к обучению информатике в школе,
специальная литература. На данном этапе
были определены требования к созданию
учебно-методического пособия для изучения
векторной графики в соответствии с требованиями
Госстандарта по информатике.
- Этап анализа учебно-методических пособий для изучения векторной графики: были рассмотрены
некоторые учебно-методические пособия,
изучены общие требования к созданию учебно-методического
пособия.
- На этапе разработки учебно-методического пособия было выполнено:
- разработан макет учебно-методического пособия;
- создан теоретический материал для изучения
векторной графики;
- подготовлены контрольные вопросы;
- подготовлены практические задания в программах (Microsoft Word, Power Point, CorelDraw).
- Этап отладки и тестирования учебно-методического пособия. Этап апробации программы: были определены возможные
области применения учебно-методического
пособия:
- изучение векторной графики в базовом и профильном курсе информатики;
- самостоятельная работа учащихся;
- элективные курсы, факультативы.
Таким образом, разработанное
мною учебно-методическое пособие,
имеет следующие достоинства:
- многофункциональность. Программа состоит из отдельных модулей, что позволяет модифицировать отдельные модули, не затрагивая других;
- пополняемость всех модулей (как теоретические модули, так и базы вопросов).
- интерактивность.
Структура учебно-методического
пособия
Для разработки учебно-методического
пособия были выбраны программы
такие как Microsoft Word, Power Point, Corel
Draw. почему?
Модуль «Теория» представлен
из 4 глав.
Глава 1. Общие сведения о векторной
графике.
1.1. Из истории.
1.2. Виды компьютерной графики,
их особенности.
1.3. Контрольные вопросы.
Глава 2. Изучение векторной графике
в текстовом редакторе Microsoft
Word.
2.1. История.
2.2. Запуск.
2.3. Горячие клавиши.
2.4. Возможности работы в Microsoft
Word.
2.5. Контрольные вопросы.
2.6. Самостоятельная работа.
Глава 3. Изучение векторной графике
в Microsoft Power Point.
3.1. История
3.2. Запуск
3.3. Горячие клавиши
3.4. Основные операции над элементами
векторного изображения
3.5. Контрольные вопросы.
3.6. Самостоятельная работа.
Глава 4. Изучение векторной
графики в Corel Draw.
4.1. История
4.2. Основные возможности программы
Corel Draw.
4.3. Рисование основных инструментов
программы Corel Draw.
4.4. Контрольные вопросы.
4.5. Самостоятельная работа
Модуль «Контрольные
вопросы» включает в себя вопросы
по темам курса изучения. Данный модуль
можно использовать как для контроля знаний
учащихся, так и для самоконтроля обучающегося.
Модуль «Примерные практические
задания»
Модуль содержит примерные задания
практических работ для реализации в 3
программах.
Работу с учебно-методическим пособием
рекомендуется проводить в следующем
порядке:
- работа с теоретическим материалом;
- ответы на контрольные вопросы;
- выполнение практических работ.
апробация
Заключение
Целью данной работы было создание учебно-методического
пособия для изучения учебно-методического
пособия. В ходе проведённого исследования
были решены следующие задачи:
- проведён анализ учебно-методических пособий для
изучения векторной графики;
- проанализированы учебно-методические пособия для
изучения векторной графики, что позволило
выявить их основные достоинства и недостатки
и учесть их в дальнейшей работе по созданию
учебно-методического пособия;
- проведена классификация учебно-методических пособий и рассмотрены
требования, предъявляемые к их разработке;
- создан программный продукт – учебно-методическое пособие для
изучения векторной графики;
Разработанное учебно-методическое пособие
содержит следующие модули: теория, контрольные
вопросы, примеры практических заданий.
Достоинствами
программы являются:
- многофункциональность. Программа состоит из отдельных модулей, что позволяет модифицировать отдельные модули, не затрагивая других;
- пополняемость всех модулей (как теоретические модули, так и базы вопросов).
- интерактивность.
Разработанное учебно-методическое
пособие может быть использовано преподавателями
при организации учебного процесса в школе,
организации самостоятельной работы учащихся,
элективных курсов, факультативов, компьютерных
курсов, для индивидуального обучения.
Библиографический
список
- Информатика [Текст]: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ А.В.Могилев, Н.И.Пак, Е.К.Хеннер; Под ред. Е.К.Хеннера. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2003. – 816с.
- Информатика [Текст]: учебник/ Л.А.Матвеев [и др.];
под ред. Н.В.Макаровой. – 3-е перераб. изд.
– М.: Финансы и статистика, 2006. – 768с.: ил.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]/ Под ред. Е.С. Полат. – М., Просвещение, 1999. – 375с.
- Тарасов, В.А. Организация тестирования обучаемых в условиях локальной сети [Текст]// Информатика и образование. – 2003. - №2. – С. 77 – 83.
- Бочкин, А.И. О возможностях применения текстовых ответов при обучающем тестировании [Текст]// Информатика и образование. –
2006. - №4. – С. 88-91.
- Панкова, Е.В. Методика организации тестирования средствами текстового процессора Word [Текст]// Информатика и образование. –
2006. - №4. – С. 92 - 96.
- Герасимова, Г.Е. Компьютерное тестирование на уроках информатики [Текст]// Информатика и образование. –
2006. - №9. – С. 113- 114.
- Кизнецов, В.М. Правила практического педагогического тестирования (с примерами по информатике) [Текст]// Информатика и образование. –
2005. - №9. – С. 80-94.
- Догадин, Н.Б. Построение обучающее-тренировочных тестов с помощью Excel [Текст]// Информатика и образование. –
2006. - №6. – С. 87-94.
- Лубский, А.В. Методологические проблемы исследования ИКТ в образовательном пространстве высшей школы [Текст]// Информатика и образование. – 2007. - №6. – С. 10-14.
- Темербекова, А. А. Формирование профессиональных компетенций будущего педагога с помощью информационно-коммуникационных технологий в обучении. – Режим доступа: http://www. e-lib.gasu.ru/nit/archiv/2005/3/2.html
- Тришина, С. В. Средства информационно-коммуникативных технологий при обучении информатике. – Режим доступа:
http://www.ito.edu.ru/2004/Moscow/VIII/VIII-0-4305.htmI
- Шатова, И.В. Возможности компьютерного тестирования // Ученые записки ИИО РАО. – 2005. – № 17. – С. 80-82.
- Галанов, А.Б. Эвристические дистанционные олимпиады
"Эйдос" - эффективное средство организации
учебной деятельности школьников средствами
компьютерных телекоммуникаций. – Режим
доступа: http://www.eidos.ru/journal/1999/0818.htm