Системы массового обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

Теория массового обслуживания — область прикладной математики, занимающаяся анализом процессов в системах производства, обслуживания, управления, в которых однородные события повторяются многократно, например, на предприятиях бытового обслуживания; в системах приема, переработки и передачи информации; автоматических линиях производства и др.
Предметом теории массового обслуживания является установление зависимостей между характером потока заявок, числом каналов обслуживания, производительностью отдельного канала и эффективным обслуживанием с целью нахождения наилучших путей управления этими процессами. Задачи теории массового обслуживания носят оптимизационный характер и в конечном итоге включают экономический аспект по определению такого, варианта системы, при котором будет обеспечен минимум суммарных затрат от ожидания обслуживания, потерь времени и ресурсов на обслуживание и от простоев каналов обслуживания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Системы массового обслуживания…………………………………….…….3
1.1 Многоканальная СМО с отказами в обслуживании……………………8
1.2 Многоканальная СМО с ограниченной длиной очереди……………..11
1.3 Многоканальная СМО с неограниченной очередью………………….15
2. Анализ системы массового обслуживания супермаркета………………..19
Заключение………………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курс.docx

— 152.21 Кб (Скачать файл)

 

Анализ данных этой таблицы  показывает, что не учет фактора  «Структура потока покупателей по типу кассового обслуживания» на стадии технологического проектирования может  привести к увеличению зоны расчетного узла на 22-33%, а отсюда соответственно и к уменьшению установочных и выставочных площадей торгово-технологического оборудования и товарной массы, размещаемой в торговом зале.

Проблема определения  мощности кассового узла представляет собой цепочку взаимосвязанных  характеристик. Так, увеличение его  мощности сокращает время покупателей  на ожидание обслуживания, уменьшает  вероятность потери требований и, следовательно, потери товарооборота. Наряду с этим необходимо соответственно уменьшить  зону самообслуживания, фронт торгово-технологического оборудования, товарную массу в торговом зале. В то же время увеличивается  затраты на заработную плату контролеров-кассиров и оборудование дополнительных рабочих  мест. Поэтому необходимо проводить оптимизационные расчеты. Рассмотрим характеристики системы обслуживания в кассовом узле универсама торговой площади 650м , рассчитанные по моделям СМО с ограниченной длиной очереди для различных мощностей его кассового узла в табл. 5.

На основе анализа данных табл. 5 можно сделать вывод, что  по мере увеличения количества касс время  ожидания покупателей в очереди  растет, а затем после определенного  момента резко падает. Характер изменения  графика времени ожидания покупателей  понятен, если параллельно рассматривать изменение вероятности потери требования Вполне очевидно, что когда мощность кассового узла чрезмерно мала, то более 85% покупателей будут уходить необслуженными, а оставшаяся часть покупателей будет обслужена за очень короткое время. Чем больше мощность кассового узла, тем вероятность потери требований будет дожидаться своего обслуживания, а значит, и время их ожидания в очереди соответственно будет расти. После того как ожидания и вероятность потерь будут резко уменьшаться.

Для универсама торговой площадью 650 этот предел для зоны обычных касс лежит между 6 и 7 кассовыми аппаратами. При 7 кассовых аппаратах соответственно среднее время ожидания – 2,66 мин, а вероятность потери заявок очень мала – 0,1%. Таким образом, которая позволит получить минимальные совокупные затраты на массовое обслуживание покупателей.

В связи с этим следующим  этапом решения поставленной задачи является оптимизация мощности кассового  узла на базе применения моделей СМО  разных типов с учетом совокупных затрат и перечисленных выше факторов.

Табл. 5.

Тип кассового обслуживания

Количество кассовых аппаратов в  узле n, шт.

Характеристики системы обслуживания

Средняя выручка за 1 ч. руб.

Средняя потеря выручки за 1 ч. руб

Число покупателей в зоне расчетного узла

Площадь зоны расчетного узла, Sy, м

Удель ный вес площади зоны узла 650/ Sy

Среднее время ожидания, Т , мин

Вероятность потери заявок

Зоны Обычных касс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1,79

3,58

5,33

7,08

8,58

9,29

2,66

0,48

0,16

0,06

0,85

0,7

0,55

0,4

0,25

0,1

0,001

0

0

0

205

415

623

831

1039

1371,1

1384,8

1385

1385

1385

1180

970

760

554

346

13,9

0,13

0

0

0

90

360

800

1420

2150

2880

890

267

53,5

20

15

30

45

60

75

90

105

120

135

150

0,023

0,046

0,069

0,1

0,12

0,14

0,17

0,19

0,21

0,23

Зоны экспресс-касс

1

2

3

2,38

0,84

0,1

0,39

0,002

0

117

188

192

75

3,8

0

260

179

21,3

15

30

45

0,02

0,05

0,07


 

Заключение

 

На основе анализа данных табл. 5 можно сделать вывод, что по мере увеличения количество касс время ожидания покупателей в очереди растет. А затем после определенного момента резко падает. Характер изменения графика времени ожидания покупателей понятен, если параллельно рассматривать изменение вероятности потери требований Вполне очевидно, что когда мощность кассового узла чрезмерно мала, то более 85% покупателей будут уходить необслуженными, а оставшаяся часть покупателей будет обслужена за очень короткое время. Чем больше мощность кассового узла. Тем вероятность потери требований будет уменьшаться и соответственно тем большее число покупателей будет дожидаться своего обслуживания, а значит, и время их ожидания в очереди соответственно будет расти. После того как расчетный узел превысит оптимальный мощность, время ожидания и вероятность потерь будут резко уменьшаться.

Для универсама торговой площадью 650 кв. метров этот предел для зоны обычных  касс лежит между 6-8 кассовыми аппаратами. При 7 кассовых аппаратах соответственно среднее время ожидания- 2,66 мин , а вероятность потери заявок очень  мало - 0,1 % . Таким образом, задача состоит  в выборе такой мощности кассового  узла, которая позволит получит минимальные  совокупные затраты на массовое обслуживание покупателей.

В связи с этим следующим  этапом решения поставленной задачи является оптимизация мощности кассового  узла на базе применения моделей СМО  разных типов с учетом совокупных затрат и перечисленных выше факторов.

 


Информация о работе Системы массового обслуживания