Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 02:40, реферат
Особая культурно-географическая область—Мезоамерика — представляет собой северный район зоны высокоразвитой цивилизации Нового Света и включает в себя Центральную и Южную Мексику, Гватемалу, Белиз. В этой области, отличающейся разнообразием природных условий и пестрым этническим составом, к концу I тыс. до н. э. произошел переход от первобытнообщинного строя к раннеклассовому государству, что сразу же выдвинуло местных индейцев в число наиболее развитых народов Древней Америки. Н
У индейских народов и племен доколумбовой Америки для графической передачи сообщений применялись различные пиктографические системы. Практически у всех народов существовала система календарной символики.
В регионах расцвета высочайших культур – Мезоамерике и Андах – было известно фонетическое письмо. Иногда оно скрещивалось с пиктографией, при которой фиксировались не фразы и слова, а конкретные ситуации, способные передаваться различными фразами.
Знаки всех систем письма Мезоамерики сохраняют изобразительность. Значительная часть, вероятно, восходит к древним пиктографическим знакам. Знаки изображают различные объекты- людей и животных, тела и их части, мифические персонажи, растения, постройки, утварь, оружие, одежду и прочее. Все изображаемые объекты взяты из окружающей жизни, что лишний раз подчеркивает местное происхождение американских систем письма.
Все знаки мезоамериканских систем письма (за исключением так называемых ключевых, или детерминалов) являются фонетическими, т.е передающими определенные сочетания фонем. Среди них существуют следующие разновидности:
Во всех мезоамериканских системах письма отдельные знаки объединяются в сочетания- «иероглифы». Иероглиф обычно передает слово, но часто также словочетание (предлог- существительное, прилагательное- существительное). В письме майя знаки в иероглифе пишутся в строго определенном порядке слева направо и сверху вниз, так же, как иероглифы в строках. В ацтекском письме нет определенного порядка написания знаков, если не считать попыток следовать пиктографической традиции расположения знаков соответственно расположению объектов в ситуации. (Приложение №2)
Все народы Мексики и центральной Америки, имевшие письмо, пользовались сходным календарем и летоисчислением. Майя записывали названия месяцев и дней фонетическими знаками, науа - пиктографическими. Посредством сложной системы календарной корреляции, названной позже дополнительной серией, они привели этот год в соответствие с действительной длительностью солнечного года, которая, по современным подсчетам, равна 365, 2422 дня. Этот счет оказался более точным, чем летосчисление с високосным годом, введенное согласно календарной реформе папы Григория XIII спустя 900 или даже 1000 лет, в последней четверти XVI в. Морли составил следующую таблицу:
Год майя состоял из 18 месяцев по 20 дней каждый. На языке майя периоды времени назывались: 20 дней – виналь; 18 виналей - тун; тун равнялся 360 кинам (дням). Для выравнивания солнечного года добавлялись 5 дней, называвшихся майеб, буквально: «неблагоприятные». (Приложение № 3) Считалось, что в эту пятидневку «умирает год», и потому в эти последние дни древние майя ничего не делали, чтобы не навлечь на себя беду.
Тун не был последней единицей времени в календаре майя. При
увеличении в 20 раз начинали формироваться циклы: 20 тунов составляли
катун; 20 катунов – бактун; 20 бактунов – пиктун; 20 пиктунов – калабтун;
20 калабтутов – кинчильтун и т.д. В алаутун входили 23 040 000 000 дней.
Для записи чисел в Мезоамерике употреблялись цифры. Олмеки, майя, сапотеки и толтеки обозначали единицу точкой, а число пять - чертой, используя их комбинации для записи любой цифры до 20. Ацтеки употребляли только точки (кружки) для обозначения единиц. Для записей больших чисел олмеки и майя употребляли позиционную систему, в которой значение менялось в зависимости от положения: так, первая цифра снизу обозначала единицы, вторая снизу - двадцатки, третья снизу – 20*18,четвертая снизу -20*18*20*20 и т.д.; ноль обозначался специальным знаком. (Приложение № 4).[7;17-21]
Среди сохранившихся текстов письма наибольшую группу составляют майяские, встречающиеся более чем в 100 городах, расположенных на территории Гватемалы, Белиза, Сальвадора, Гондураса и мексиканских штатов Чиапас, Табаско, Юкатан и Кинтана – Роо. Важным источником текстов майя являются иероглифические рукописи. Эти книги представляли собой сложенную гармошкой длинную полосу бумаги, изготовлявшейся из коры определенного вида фикуса; коричневый фон бумаги покрывался белой грунтовкой, и уже по ней волосяной кисточкой наносились текст и многоцветные рисунки.
В настоящее время известны 4 сохранившиеся рукописи майя:
Основное содержание рукописей – это списки 260- дневных циклов с краткими указаниями, которые относились к местопребыванию богов, знамениям, 4-летним циклам, 20-летиям, метеорологическим явлениям, сельскохозяйственным работам, обрядам, бракам, охоте, пчеловодству. В Парижской рукописи имеются предсказания, написанные до разрушения Майяпана и содержащие ряд исторических совпадений.
Наибольшее количество сапотекских текстов обнаружено в захоронениях – в росписях стен и потолков склепов, а также на предметах погребального инвентаря.
Из всех народов, говоривших на науатл, первыми в исторических источниках упоминаются толтеки. Уже у них были пиктографические рукописи, о которых сохранились свидетельства. Ацтекские рукописи подразделяются на две группы: теночтитланскую (карта Тепечпан, «кодекс Ботурини» 1576 г и «Мексиканская история» 1590 г) и тескоканскую (карта Тлоцин, карта Кинацин, карта Сигуэнса, «Кодекс Шолотл»). Некоторые ацтекские рукописи относятся ко времени после испанского завоевания. Другую важную группу составляют миштекские рукописи, в числе которых есть как доиспанские (кодекс Беккер, Колубминус), так и колониальные (льенсо из Сакатепека, Амольтепека, льенса Фишер). Все рукописи науа являются пиктографическими. В некоторых нет иероглифов. Там, где они встречаются, они только комментируют рисунок, указывают дату или название местности.
Древнее письмо инков называлось «килька». Иероглифическое письмо того же названия и поныне распространено в Боливии и на большей части Перу. Это письмо употребляется во всей зоне распространения языков аймара и кечуа и используется почти исключительно для записи католических молитв. В настоящее время знатоками местной письменности являются профессиональные писцы (часто женщины). Пишут соком кактуса или анилиновыми красками, с помощью палочки. Текст обычно начинается справа внизу и идет в бустрофедоном порядке. Слова не разделяются. Общее количество знаков достигает нескольких сотен, причем они сильно варьируются в различных местностях.
В настоящее время известны три андские надписи:
Опубликовано много записей молитв на кильке. Самые ранние относятся к 19 веку (тексты из Паукатамбо, Перу, из Сикасики, Боливия и другие).
В связи с тем, что в американских системах письма знаки имеют изобразительный характер и во многих случаях легко опознаются, их легко принять за пиктографию, однако это не так. В записях молитв употребляются фонетические знаки, переходящие в сочетания фонем, соответствующей одной морфеме. При этом имеются такие разновидности фонетических знаков, как и в мезоамериканских системах письма- от чисто идеографических до чисто фонетических.
Знаки, употребляемые в настоящее время, сильно отличаются от старых, насколько можно судить по надписям. Многие знаки, связанные с христианскими образами, появились в колониальное время. Возможно, что вся система письма сохранилась в сильно измененном виде. Запрещение письма инками и использование его в дальнейшем исключительно в мнемотехнических целях для напоминания слов молитв, не могли не привести к значительной деградации. [6;118-121]
В доколумбовой Америке словесное
искусство целиком
Для ацтеков, майя и инков-кечуа характерны, напротив, четкая дифференциация памятников словесной культуры как результат социального расслоения, начинающаяся канонизация жанров и их специализация для различных общественных групп. В Мезоамерике к этому прибавляется и становление письменно - литературной культуры, которая, однако, была еще теснейшим образом связана с устной стихией и далеко не во всем от нее отделилась. Устная традиция, запоминание и передача текста от поколения к поколению сопутствовали развивавшейся письменной традиции.
У мезоамериканских народов имелась разработанная жанровая система. Существовали мифологический и исторический эпос, поэтические произведения на темы военной доблести, философская и любовная лирика, были известны состязания поэтов, создавались антологии; значительное развитие получила драма; весьма разнообразной в жанровом отношении была проза - от лаконичных эпиграмматических надписей до развернутых повествований.
3.1 Народы науа
В силу чисто исторических причин литературные памятники народов науа сохранились главным образом у ацтеков. В их литературе можно выделить исторические тексты, дидактические произведения, этнографо- географические сочинения, мифологический эпос, гимны богам, лирическую поэзию и драму.
Особенностью ацтекской
Самыми известными собраниями дидактических текстов являются «Уэуэтлатолли», или «Назидания старцев» и книга «Беседы двенадцати францисканцев», обобщившие огромный опыт ацтеков и предшествовавших им народов в самых различных областях жизни. Средства осмысления мира в дидактических сочинениях ацтеков еще чисто фольклорные, поэтому они часто имеют вкрапленные в них мифы, поговорки, притчи. Очень сильны в этих тестах и нравственные критерии, стремление укрепить и упорядочить существовавшие в ацтекском обществе моральные принципы.
Дидактические тексты можно разделить на несколько групп:
В текстах этой группы описываются социальные слои ацтекского общества, их права и обязанности от рождения и смерти, а также профессиональные гильдии, причем приводятся, в частности, , подробные сведения о работе ремесленников- ювелиров, изготовителей мозаики, одежд и украшений из перьев. Сюда же можно и отнести и этические наставления, исполненные поэзии и ярко характеризующие высокий гуманистический уровень ацтекского общества.
Содержит изложенные сухим языком деловые сведения о ближайших соседях ацтеков, их языке, условиях жизни, привычках, географической среде, в которой они обитают. Сохранились такого рода сочинения о чичимеках, тотонаках и других народах и племенах Мезоамерики.