Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 10:21, курсовая работа
История Испании в классическое средневековье ассоциируется прежде всего с реконкистой, процессом отвоевания христианами территорию перинейского полуострова у арабов-мусульман. Сам термин Re concista в переводе с испанского обозначает «отвоевание»
Реконкиста представляла собой не только освободительную войну, в отечественной и зарубежной медиевистике реконкисту рассматривают с различных сторон: это был многогранный процесс, оказавший влияние как на политическую историю полуострова, так и на социально-экономический строй Испании этого периода. Изучение реконкисты включает в себя и экономический, и религиозный, и этнографический аспект.
Подведем некоторые итоги рассмотренного материала. Основные выводы, которые можно сделать по первой главе сводятся к следующим положениям.
Реконкиста многоплановый и неоднозначный процесс, в котором задействованы все слои испанского общества, она проникает во все сферы жизни и так или иначе влияет на положение сословий.
Особая роль городов в реконкисте прослеживается с самого начала, в процессе колонизации основываются новые города и преобразуются старые, как элемент колонизации они представляют собой «христианское поселение», которое в суловьях жесткой политической борьбы, происходящей между различными христианскими правителями и знатью преобретает определенный политический и социальный смысл, становится не только центром экономической жизни, что характерно для городов западной европы, но и активным элементом политики.
Теперь различные
стороны положения
ГЛАВА ВТОРАЯ: ВОЗВЫШЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ ГОРОДОВ
Города как самоуправляемые общины.
Что же представлял из себя испанский средневековый город?
Мы часто
можем встретить в литературе
термин «городская община», «самоуправляемая
община» или «консехос». Для начала
стоит разобраться в том, что
подразумевается под этими
Таким образом, понятно, что испанский город в эпоху реконкисты представлял собой самоуправляющуюся общину консехо, управление которой осуществлялось путем совета, «Непосредственная власть народа была представлена хунитами, или общими собраниями граждан, которые ведали делами, связанными с поддержанием порядка и благочиния, устанавливали положения о мерах и весах, ставках оплаты сельскохозяйственных работ», - пишет С. Д. Червонов22. Управление городом при этом осуществлялось через сложную систему должностных лиц. Рассмотрим её подробнее.
Р. Альтамира-и-Кревеа пришет: « В X-XI веках эта организация ( конесхо) получает дальнейшее развитие особо выдвигаются муниципальные судьи, получившие название алькальдов»23. В их обязанности входил разбор и уголовынх дел, судьи избиралисонсь по жребию, по коллациям, кварталам и приходам. Верховная судебная и распорядительная власть в городе, как заключает С. Д. Червонов, пренадлежала судье и алькальдам, которые сотрудничали и контролировали друг друга. Судья должен был принимать поручительство по гражданским и уголовным делам: собирать штрафы и те деньги, которые консехо должно выплатить королю, принимать залоги, осуществлять правосудие для всех желающих, кроме того, судья должен был руководить задержанием опасных преступников и держать их в заключении в своём доме24. Функции судьи и алькальдов были схожи, однако алькальды упоминаются в фуэро в связи с относительно маловажными судебными процедурами, в которых, в силу их обыденности участие судьи не требовалось, кроме того судья был один а алькальдов несколько. Число алькальдов в разных городах в разное время было различно, судя по тексту фуэро в Куэнкке их было не менее четырех.
С. Д. Червонов отмечает, что муниципальные должности в испанских городах делятся на 2 группы, часть магистратов сосредотачивают в своих руках административную и судебную власть, помимо упомянутых выше судьи и алькальдов он назвывает сайонов и квесторов и эскривано (нотариусы) Сайон - низший городской магистрат, который по требованию судьи должен был объявлять о заседании, он объявлял также о всех пропажах, участвовал в судебных заседаниях в качестве судебного исполнителя, присутствовал при взятии залога. В обязанности кветоров входило исполнение поручений судьи и алькальдов, они выезжали по их приказу из города, караклили преступников, пресутствовали на заседаниях, чтобы в любой момент исполнить любое задание высших магистатов.
Важную роль в системе управления играли нотариусы, называемые эскривано, в должностой лестнице они стояли следом за судьёй и алькальдами, В их обязанности входило ведение городской администрацией, в частности списков поручителей и налогоплательщиков и хранение правовых актов. К нему применимы те же правовые нормы, что и к высшим магистратам — судье и алькальдам25.
Ко второй группе
магистратов относились смотрители
сьерры и альмутасаф. В их руках
концентрировалась
Смотрители съерры, т. е. муниципальных пастбищ, лесов и гор должны были следить за тем, чтоб не вырубались леса, не сучались лестные пожары, не нарушались сроки и порядок охоты, рыбной ловли, не запахивались без разрешения городские пасбища26. Таким образом, вторая группа магистратов выполняла контрольно-исполнительные функции власти и действовали достаточно автономно, в связи с установлениями фуэрос.
Политический строй городов не был единообразным. В некоторых городах имелись представители короля, они назвались domini, dominates, merinos, potestades. То есть, контрольная функция от лица короля принадлежала высшей знати, чем и определялось их особое положение ( см. предыдующую главу). Существовали вольные города в которых знать имела своих представителей в органах самоуправления и наряду с этим города, где все должностные лица были плебеями27. С. Д. Червонов упоминает в своей работе должность корредора, продавца городского имущества, как единственную, которую мог занимать как христианин, так сарацин и иудей, из этого следует что в некоторых испанских городах (по крайней мере, в Куэнкке) нехристиане принимали ограниченное участие в управлении городом, ( при том, что являясь «весино» они всего скорее могли вхоздить в совет и являться хунитами), что опять же добавляет некий штрих к их положению, рассмотренному выше. В некоторых местах должности распределялись между знатью и народом поровну, например в Леоне было четыре алькальда, двое из которых назначались королем, а двое других — церковью.
Помимо вышеупомянутых важнейших должностных лиц имелись главный альгавасил, хранивший знамя города, альферес, командовавший муниципальным ополчением, которое уже в 1137 году имели города: Авила, Толедо, Саламанка, Талавера, Мадрид, Сеговия, фьелес — буквально — верные лица, которые заботились о поддержании порядка на рынке и скрепляли печатами акты городского совета, аламины, обязанности которыхх входил надзор за качеством товаров, аларифы — инстпекторы общественных и частных работ, веладоры — ночные сторожа28.
Итак, мы видим, что управление в испанском городе осуществлалось общиной, но по средставам системы должностных лиц, фунцкии которых были строго определены и регламентированы фуэрос — актами городского права. Напрашивается любопытное заключение. Естественно, что средневековый мир не знал ещё принципа разделения властей, однако при внимательном разборе системы управления испанским городом мы можем увидеть зачаточную модель такого разделения. Выделенные С. Д. Червоновым две группы магистратов в той или иной степени представляли судебную и административную ( контрольную, исполнительную — называть её можно по разному) ветви власти. Система конечно была очень условной и четко регламентировалась фуэрос, в этом отношении король, посредством фуэрос осуществлял законодательную власть.
Города и королевская власть.
В более ранних главах неоднократно затрагивался вопрос о так называемом «союзе короля с городами» и о взаимоотношениях, которые складывались меду короной и «консехо». Теперь пришло время разобраться в этом вопросе более детально. Для начала скажем несколько слов о сути испанской монархии и положении короля.
Испанская монархия в средневековье переживает эволюцию. Прослеживается изменение роли короля и королевского двора в политической жизни. В 11-12 веках в Испании не сложилась законченная ленная монархия, она имела значительные черты раннефеодальной. Полномочия короля были существенно органичены, основным его оружием были фуэрос, которые как правило представляли из себя санкционирование существующих обычаев и законов. Радикальным способом управления для короля было право созывать церковные соборы29. Существенную роль в условьях децентрализации играла знать, а именно «приближенные» к королю знатные фамилии, однако условья реконкисты меняют ситуацию. В данной главе нам нужно разобраться почему возникает так называемый «союз короля с городами» и как взаимоотношение короны и консехос влияли на усиление политической роли друг друга. Во-первых стоит обратить внимание, на исключительное право короля созывать церковные соборы, которое было обусловлено Реконкистой и особым статусом духовенства в эпоху религиозной войны. В прошлой главе было отмечено, что фуэро 11 века, в частности фуэро Леона, принимаются на соборах, где ведущую роль играет духовенство.
Второй момент, на который стоит обратить внимание, также связан с условиями, продиктованными реконкистой. Вспомним материалы предыдущей главы, в которой говорилось о реконкисте как процессе безостановочной колонизации. Не нужно забывать, что процесс колонизации, основным элементом которой на определенном этапе становится консехос, сопровождался военным завоеванием той или иной территории. Испанский монарх рассматривался также как военночальник и военные функции короля в условьях реконкисты также преобретают важное значение. С 11 века реконкиста утратила свой спонтанный характер. Она преобретает отчетливый вид королевских компаний, за которыми следует заселение отвоёванных земель. В решающие для реконкисты 11 – 13 века ценность городов и осознание её королевской властью не подлежат сомнению, захваченные или заново основанные города почти всегда остаются в составе королевских владений. Сложить к ногам короля отвоеванный у мусульман город лучший способ примириться с государем30 . Таким образом, отвоеванные земли и основанные на них города становятся плацдаром для укрепления королевской власти и оказываются в юрисдикции короля, что закрепляется фуэро. Именно с появлением фуэрос возникает вопрос о зависимости городов от короны. Именно в этом вопросе нам и предстоит теперь разобраться.
Города обладали значительным суверенитетом значительной территории, конесхо считался собственником территории самого города и его округи. Город, как правило, пользовался налоговым иммунитетом, в городе существовала собственная правовая система и иерархия судебных инстанций. Город обладал собственными вооруженными силами. Тем не менее у А. Р. Корсунского читаем: «Города Леона и Кастилии никогда не добивались полной независимости от королевской власти. Фуэрос не освобождали городов от обязанностей пускать на свою территорию королевских должностных лиц 31.
Для того чтобы полностью понять статус города и уточнить его политическое устройство необходимо предметно разобраться в этом вопросе. Начнем по порядку. Первый и важный в условьях феодализма вопрос — вопрос о земле, в чьей собственности она была
В первой статье фуэро Куэнкки говорится о свободе города и о передачи территории жителям города. Однако это не значит, что королевская власть не сохранила никаких владений в городе и лишилась право распоряжения землями, которые перешли в есобственность консехо. Такой вывод делает С. Д. Червонов, опираясь на документальные источники о передачи земель Альфонсо VIII, которое пироисходило как до так и после издания фуэро32 .Соответственно издание фуэро — формальный акт передачи, подчеркивающий автономию города, но не его полную независимость от короны. Так получается, что собственность консехо на землю была условной и ограниченной, это подтверждает и то, что король играл роль верховного арбитра в поземельных тяжбах, которые велись в консехо. С. Д. Червонов приводит следующие примеры: Санчо IV в 1239 году рассмотрел тяжбу между консехос Мадрида и Сеговии, приняв решение в пользу Сеговии; в 1243 году Фернандо III рассмотрел тяжбу между консехо Альтараса и орденом Сантьяго, который захватил 39 деревень, считавшихся консехо Альтараса своими. Король возвратил городу 2 деревни, оставив остальные за орденом.33 Как видим король принимал решения по собственному усмотрению, что говорит о его праве распоряжения землями, а соответственно о королевской собственности на эти земли, которые он предоставил в пользование консехо с формальным правом распоряжения.
Теперь рассмотрим вопрос касающийся льготного положения городов и их автономии. Р. Альтамира-и-Кревеа сообщает: «Муниципалитеты частно действовали совершенноо независимо. Подобно дворянам города вели войну без разрешения короля, вторгаясь на мусульманскую территорию на свой страх и риск, Они воевали друг с другом или против соседних сеньоров. Для ведения таких войн или поддержания порядка в какой-нибудь местности несколько городов объединялись образуя эльмандаду, или федерацию. Примером таких федераций явлись эрмандады Эскалоны и Сеговии , Эскалоны и Авиллы34»