Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 00:01, дипломная работа
Актуальность детских концертов, как формы культурно – досуговой деятельности школьников нельзя недооценивать, поскольку популярность концерта чрезвычайно велика. В условиях общекультурного кризиса, воспитание культурной личности, обладающей устойчивой системой ценностных ориентаций, способной сознательно строить свои отношения к природе, обществу, другим людям, самому себе, способной к творческой самореализации во всех сферах деятельности, представляется чрезвычайно важным. Среди разнообразных видов творческой деятельности детей наиболее часто встречающейся формой являются концерты.
И именно концерт является одним из значимых социальных институтов, способствующих культурному развитию и социализации личности.
Введение ……………..……………………………………………………………3
Глава 1. «Развитие творческих способностей учащихся и создание условий для их реализации через концертную деятельность».
1.1 Творческие способности школьников……………………………………12
1.2 Сущность, понятие «концертная программа»……………………………23
1.3 Виды концертов и их характеристика……………………………………26
Глава 2. Технологический процесс подготовки концертной программы.
2.1 Сценарные основы подготовки концерта……………………………… 37
2.2 Выразительные средства в концертной программе………………………52
2.3 «Номер» как ведущий компонент концерта………………………………56
Заключение……………………………………………………………………64
Список изученной литературы……………………………………………...
ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.
Т. Г. ШЕВЧЕНКО
Факультет искусств и архитектуры
Кафедра социально-культурной деятельности и актерского искусства
Рогожников Сергей Иванович
Концерт как ведущая форма активизации творческого развития детей в условиях общеобразовательной школы.
(Выпускная квалификационная работа)
Специальность: 053100 Социально-культурная деятельность
Научный руководитель:
Адаменко Е.А.
преподаватель ПГУ
Заслуженный работник культуры ПМР
Тирасполь, 2010г.
Содержание
Введение ……………..……………………………………
Глава 1. «Развитие творческих способностей учащихся и создание условий для их реализации через концертную деятельность».
1.1 Творческие способности школьников……………………………………12
1.2 Сущность, понятие «концертная программа»……………………………23
1.3 Виды концертов и
их характеристика…………………………………
Глава 2. Технологический процесс подготовки концертной программы.
2.1 Сценарные основы подготовки концерта……………………………… 37
2.2 Выразительные средства
в концертной программе……………………
2.3 «Номер» как ведущий
компонент концерта……………………………
Заключение……………………………………………………
Список изученной
литературы……………………………………………...
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования. Интенсивное
социальное развитие Приднестровской
Молдавской республики невозможно без
роста творческого потенциала ее граждан,
без развития их активности, инициативы
и способностей. Образование – основа
интеллектуального, культурного и духовного,
социального и экономического развития
общества и в целом государства. Каждая
образовательная область вносит свой
вклад в формирование человека, который
будет жить в новом тысячелетии.
Образовательная область
искусство, предоставляет учащимся возможность
осознать себя как духовно-значимую личность,
развить способность художественного,
эстетического, нравственного оценивания
окружающего мира, освоить непреходящие
ценности культуры, перенять духовный
опыт поколений. Проблема формирования направленности
личности обусловлена все возрастающей
потребностью нашего общества в подготовке
социально активных граждан к участию
в дальнейшем общественном преобразовании
и в связи с этим на современном этапе
возникает необходимость поиска наиболее
современных методик воспитания подрастающего
поколения.
Искусство с первых дней
школьной жизни служит средством формирования
мировоззрения учащегося в целом, в
его эстетической и нравственной сущности,
развивает ассоциативное, образное мышление.
Именно в искусстве дети и подростки развивают
свои творческие способности, приобретают
опыт творческой деятельности, формируют
свою индивидуальность.
Современное общество накопило большой опыт по эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Работа с детьми ведётся в различных областях искусства и самых разнообразных формах.
Познания художественно-эстетического цикла начинаются, как правило, с утверждения исключительной важности создания в раннем детстве каждому ребёнку такой художественной среды, в которой он бы жил и развивался, постигая окружающий мир. Средства и формы эстетического воспитания различны.
Из массовых форм эстетического воспитания детей на сегодняшний день широкое распространение получили концерты, праздники искусств, выставки, фестивали, соревнования, конкурсы. В клубных учреждениях и общеобразовательных школах активно внедряются конкурсно-игровые, развлекательные программы, шоу-программы в силу их динамичности, деятельности и практичности.
Сегодня трудно представить школу, в которой нет драматического кружка, редко проводятся концертные программы, вечера, дискотеки, практически везде есть талантливые ребята, которые своими выступлениями на сцене украшают праздники, знаменательные события в жизни своей школы, города, республики. Именно данная проблема вызвала особый интерес в изучении творческих способностей школьников через концертную деятельность.
Актуальность детских концертов, как формы культурно – досуговой деятельности школьников нельзя недооценивать, поскольку популярность концерта чрезвычайно велика. В условиях общекультурного кризиса, воспитание культурной личности, обладающей устойчивой системой ценностных ориентаций, способной сознательно строить свои отношения к природе, обществу, другим людям, самому себе, способной к творческой самореализации во всех сферах деятельности, представляется чрезвычайно важным. Среди разнообразных видов творческой деятельности детей наиболее часто встречающейся формой являются концерты.
И именно концерт является одним из значимых социальных институтов, способствующих культурному развитию и социализации личности.
Концерт как форма культурной досуговой деятельности, в силу своей специфики обладает значительными потенциальными возможностями, что особенно важно в процессе развития и воспитания, особенно подрастающего поколения. Его социальные функции включают в себя культурно-просветительную и образовательно-воспитательную функцию.
Объектом исследования выступает творческое развитие детей в условиях общеобразовательной школы.
Предметом исследования является развитие творческого потенциала детей через вовлечение в концертную деятельность.
Концертные программы
являются эффектным средством
Перечисленные
положения подтверждают
Эта цель конкретизируется и достигается через постановку следующих задач:
концерта как социального - культурного проекта, а также
проанализировать результаты его реализации;
проведению концертных программ в общеобразовательной школе.
Степень разработанности проблемы
В процессе работы над данной темой была изучена и проанализирована литература в нескольких направлениях: культурологическая, психолого-педагогическая. Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского, Н.М.Болдырева, А.С.Макаренко, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания школьников.
Много сил и знаний вложили
в разработку педагогических проблем,
связанных с творческим развитием
личности, в первую очередь личности
ребенка, такие выдающиеся исследователи
как Л.С. Выготский, Б.М.Теплов, К.
Роджерс, П. Эдварде. Исследованием
проблем, касающихся актуализации творческого
потенциала учащихся, выявления общих
теоретических проблем
С.Л. Рубинштейн.
В исследовании проблем креативности особое внимание уделяют Г.В.Ковалева, Н.Ф.Вишнякова, Л.Дорфман, Н.А.Терентьева, А.Мелик-Пашаев, Л.Футлик.
Методическую
основу данной работы
Д.М. Генкин, П.Г. Богатырев, И.М. Туманов, А.И. Чечетин. Современные концепции представлены в работах А.А. Коновича, Н.В. Кротовой, И.Г. Шароева, В.А. Руднева, А.В. Бенифанц и др. Из зарубежных специалистов следует отметить К.Жигульского.
В настоящей выпускной квалификационной работе для интерпретации основных понятий, которые необходимы для правильного понимания изучаемого предмета, были использованы общепринятые научные определения понятий, содержащиеся в словарях, специальной методической литературе и других источниках информации. Также был проанализирован ряд периодических изданий разных лет (журналы «Праздник», «Дом культуры»), использованы материалы конференций, авторских лекций, публикаций, сведения из музыкальных, театральных и общих энциклопедий, справочников. Дополнением поиска информации стала всемирная компьютерная сеть Internet и ее электронная библиотека.
Проведенные научные исследования вышеуказанных авторов обладают большим потенциалом теории и методики по совершенствованию творческого развития детей в общеобразовательных школах через концертную деятельность.
Методы исследования - аналитический, экспериментальный.
1. Изучение и теоретический
анализ литературных
2. Применение в практической части передового педагогического опыта в воспитательном процессе школьников.
3. Наблюдения, беседы, интервью и теоретическое обобщение.
4.Сопоставление различных способов подготовки досуговых программ в общеобразовательных учреждениях.
5. Обработка полученной информации: художественного и документального материала, предшествующей созданию сценария.
Базой исследования выбрана общеобразовательная школа №2 города Бендеры
Методологическая база исследования.
Проблемы воспитания
и развития личности в
В ходе исследования были использованы труды Б.М. Теплова., Л.М Семенюк, Л.С. Выгодского, Н.А.Ветлугиной а также методические рекомендации по проведению культурно-досуговых мероприятий.
Практическая значимость работы.
Работа имеет широкий спектр практического использования, так как является поисковым исследованием систематизирующим материал по данной проблеме, в частности развитие творческих способностей школьников через концертную деятельность. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что отраженные в проекте результаты могут быть использованы при проведении обучающих семинаров на курсах повышения квалификации в первую очередь для завучей по внеклассной работе, а также специалистов культурно-досуговых учреждений.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования, и основной ее текст состоит из введения, двух глав разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Обзор научной литературы.
Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества, творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа.
Этой же точки зрения на значение результативной продуктивной деятельности, на роль творческого воображения и его особенностей придерживаются Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец.
К. Головская доказывает в своем исследовании, что дети проявляют творчество в такой близкой им деятельности, как музыкальные игры, хороводы, пляски, пение, во всех видах музыкального творчества.
с педагогической точки зрения
П. Волков и Л. Казанцев в своей статье “Развитие творческого начала школьников” пишут, что, ребенок наделен живой фантазией и потребностью творить. О реальности и даже необходимости раннего творческого развития детей и как их вовлечь в процесс творчества говорят не только психологи (П. Блонский, Л. Выготский, Б. Теплов), но и многие педагоги. В частности, эксперименты Н. Ветлугиной показали, что дети зачастую способны к импровизации, любят сочинять небольшие мотивы, ответные фразы на предложения и слова, заданные ритмические рисунки. Эти выводы подтверждает наблюдение М. Картавцевой, отмечающей уже у детей первых-вторых классов успешное развитие способностей к переживанию музыки. На природных творческих задатках детей основывают свои методики Г. Шатковский, Б. Шеломов, С. Мальцев и другие. Важно, чтобы имеющиеся предпосылки дали возможность творчеству стать нормой.