Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 00:01, дипломная работа
Актуальность детских концертов, как формы культурно – досуговой деятельности школьников нельзя недооценивать, поскольку популярность концерта чрезвычайно велика. В условиях общекультурного кризиса, воспитание культурной личности, обладающей устойчивой системой ценностных ориентаций, способной сознательно строить свои отношения к природе, обществу, другим людям, самому себе, способной к творческой самореализации во всех сферах деятельности, представляется чрезвычайно важным. Среди разнообразных видов творческой деятельности детей наиболее часто встречающейся формой являются концерты.
И именно концерт является одним из значимых социальных институтов, способствующих культурному развитию и социализации личности.
Введение ……………..……………………………………………………………3
Глава 1. «Развитие творческих способностей учащихся и создание условий для их реализации через концертную деятельность».
1.1 Творческие способности школьников……………………………………12
1.2 Сущность, понятие «концертная программа»……………………………23
1.3 Виды концертов и их характеристика……………………………………26
Глава 2. Технологический процесс подготовки концертной программы.
2.1 Сценарные основы подготовки концерта……………………………… 37
2.2 Выразительные средства в концертной программе………………………52
2.3 «Номер» как ведущий компонент концерта………………………………56
Заключение……………………………………………………………………64
Список изученной литературы……………………………………………...
В учебнике А.И.Чечетина
«Основы драматургии
Г.А. Аванесова «Культурно-
В своей научной статье Н.А.Ветлугина «Интерес к музыкальной деятельности» исследовала и всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества - накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником.
Другое условие детского музыкального творчества - накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.
На основании изученной и проанализированной литературы по данной теме, автор считает возможным отметить:
вмешиваться в художественное творчество детей можно по-разному.
Если научить ребенка соответствующим способам действий, положительно оценить то, что он сочинил, такое вмешательство только поощряет его к творчеству.
- изучение технологии постановки концертных программ творческое достаточно трудоемкое дело, требующее профессионального подхода;
- концертная программа
при соотвестсвующей и
- концертная программа это эмоционально - привлекательная досуговая ситуация, как для участников концерта, так и для зрительской аудитории.
-в процессе реализации
концертной программы ее
- сценарий концертной
программы не является
Однако необходимо отметить недостаточно полное освещение данного вопроса именно как детского концерта в учебно-методической литературе, учебных пособиях. В связи с этим мы и обратились к данной теме.
Глава 1. " Развитие творческих способностей учащихся и создание условий для их реализации через концертную деятельность ".
1.1Творческие способности школьников.
Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь “искру божью”, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания школы - задача для всего педагогического коллектива в тесном сотрудничестве с родителями, общественностью.
Сегодня первостепенной задачей в развитии творческих способностей необходимо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.
Для
более полного понятия о
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Данный критерий применим к оценке труда выдающихся ученых, художников, которые создают, общественно значимые продукты. Но элементы творчества проявляются и у детей в игре, труде, учебной деятельности, где имеет место проявление активности, самостоятельности мысли, инициатива, оригинальность суждений, творческое воображение.
Люди совершают
каждый день массу дел:
При решении
задач происходит акт
Творческие
способности – далеко не новый
предмет исследования. Проблема
человеческих способностей
Несмотря на большую значимость и продолжительную историю, проблемы творчества и творческих способностей до сих пор недостаточно разработаны и продолжают разрабатываться. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Если учесть
тот факт, что доля умственного труда почти
во всех профессиях постоянно растет,
а все большая часть исполнительской деятельности
перекладывается на машины, то становиться
очевидным, что творческие способности
человека следует признать самой существенной
частью его интеллекта, а задачу его развития
основной задачей в воспитании современного
человека. Ведь все культурные ценности,
накопленные человечеством это результат
творческой деятельности людей. И то, насколько
продвинется вперед человеческое общество
в будущем, будет определяться творческим
потенциалом подрастающего поколения.
Анализ проблемы развития творческих
способностей во многом будет предопределяться
тем содержанием, которое мы будем вкладывать
в это понятие. Очень часто в обыденном
сознании творческие способности отождествляются
со способностями к различным видам художественной
деятельности, с умением красиво рисовать,
сочинять стихи, писать музыку петь и танцевать
и т.п.
Таким образом,
в самом общем виде
Так как элемент творчества
может присутствовать в любом виде человеческой
деятельности, то справедливо отметить,
что существуют не только о художественные
творческие способности, но и о технические
математические творческие способности
и т.д.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование.
В данной выпускной
квалификационной работе нами рассмотрена
проблема развития универсальных творческих
способностей детей, которые необходимы
для успешного осуществления творческой
деятельности в общеобразовательной школе,
те м более, что в таких школах обучаются
дети с разными видами способностей и
с различным уровнем их развития;
Очевидно, что рассматриваемое нами понятие
тесным образом связано с понятием "творчество",
"творческая деятельность". Под творческой
деятельностью мы понимаем такую деятельность
человека, в результате которой создается
нечто новое – будь это предмет внешнего
мира или построение мышления, приводящее
к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее
новое отношение к действительности.
С психологической точки зрения школьное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И педагоги, и родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление школьников более свободно, чем мышление более взрослых. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Детство также является сенситивным периодом для развития творческого воображения.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина, Л.Кэррола мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие ребенка: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития творческих
способностей является создание обстановки,
опережающей развитие детей. Необходимо,
насколько это возможно заранее окружить
ребенка такой средой и такой системой
отношений, которые стимулировали бы его
самую разнообразную творческую деятельность
и исподволь развивали бы в нем именно
то, что в соответствующий момент способно
наиболее эффективно развиваться. Например,
еще задолго до обучения ребенка хореографическому
искусству необходимо включать телевизор
с трансляцией танцевальных конкурсов,
концертов. Это способствует раннему увлечению
и овладению мастерством танца.
Третье, чрезвычайно
важное, условие эффективного развития
творческих способностей вытекает из
самого характера творческого процесса,
который требует максимального напряжения
сил. Дело в том, что способности развиваться
тем успешнее, чем чаще в своей деятельности
человек добирается "до потолка"
своих возможностей и постепенно поднимает
этот потолок все выше и выше. Такое условие
максимального напряжения сил легче всего
достигается, когда ребенок имеет определенные
навыки в какой либо области. Процесс познания
мира в это время идет очень интенсивно.
Поэтому в этот период дети вынуждены больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для них задач.
Четвертое
условие успешного развития творческих
способностей заключается в предоставлении
ребенку большой свободы в выборе деятельности,
в чередовании дел, в продолжительности
занятий одним каким-либо делом, в выборе
способов и т.д. Тогда желание ребенка,
его интерес, эмоциональный подъём послужат
надежной, гарантией того, что уже большее
напряжение ума не приведет к переутомлению,
и пойдет ребенку на пользу.
Но предоставление
ребенку такой свободы не исключает, а,
наоборот, предполагает ненавязчивую,
умную, доброжелательную помощь взрослых
– это и есть пятое условие успешного
развития творческих способностей.
Самое главное здесь - не превращать свободу
во вседозволенность, а помощь в подсказку.
К сожалению, подсказка - распространенный
среди родителей способ "помощи"
детям, но она только вредит делу. Нельзя
делать что-либо за ребенка, если он может
сделать это сам. Нельзя думать за него,
когда он сам может без чьей либо помощи
догадаться или сообразить.
Известно, что
для творчества необходима комфортная
психологическая обстановка и наличие
свободного времени, поэтому шестое условие
успешного развития творческих способностей
– тёплая дружелюбная атмосфера в школе,
семье и детском коллективе. Взрослые
должны создать безопасную психологическую
базу для возвращения ребенка из творческого
поиска и собственных открытий. Важно
постоянно стимулировать ребенка к творчеству
проявлять сочувствие к его неудачам,
терпеливо относиться даже к странным
идеям несвойственным в реальной жизни.
Нужно исключить из обихода замечания
и осуждения.