Концерт как ведущая форма активизации творческого развития детей в условиях общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 00:01, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность детских концертов, как формы культурно – досуговой деятельности школьников нельзя недооценивать, поскольку популярность концерта чрезвычайно велика. В условиях общекультурного кризиса, воспитание культурной личности, обладающей устойчивой системой ценностных ориентаций, способной сознательно строить свои отношения к природе, обществу, другим людям, самому себе, способной к творческой самореализации во всех сферах деятельности, представляется чрезвычайно важным. Среди разнообразных видов творческой деятельности детей наиболее часто встречающейся формой являются концерты.
И именно концерт является одним из значимых социальных институтов, способствующих культурному развитию и социализации личности.

Содержание

Введение ……………..……………………………………………………………3
Глава 1. «Развитие творческих способностей учащихся и создание условий для их реализации через концертную деятельность».

1.1 Творческие способности школьников……………………………………12
1.2 Сущность, понятие «концертная программа»……………………………23
1.3 Виды концертов и их характеристика……………………………………26
Глава 2. Технологический процесс подготовки концертной программы.
2.1 Сценарные основы подготовки концерта……………………………… 37
2.2 Выразительные средства в концертной программе………………………52
2.3 «Номер» как ведущий компонент концерта………………………………56
Заключение……………………………………………………………………64
Список изученной литературы……………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

РОГОЖНИКОВ СЕРГЕЙ.docx

— 114.99 Кб (Скачать файл)

Тем не менее, необходимо отметить, что организационное деление  концертного исполнительства на указанные два раздела в определенной мере соответствует и его делению с позиции современного искусствоведения. Знание ее жанрового содержания необходимо, в первую очередь для понимания как сути концертного творчества, так и технологии организации концертов. Ибо проблемы развития тех или иных жанров концертной деятельности, финансирования, планирования и учета различных направлений концертного творчества оказываются неразрывно связанными с проблемами изучения и систематизации жанровой спецификации репертуара, уточнения понятийного аппарата, глубокого понимания организационных и экономических условий проведения концертов.

      К филармоническим принято относить следующие жанры концертов:

–симфонические: концерты симфонических оркестров, исполняющих симфонии, кантаты, оратории, сюиты, увертюры, сцены из музыкальных спектаклей и т.д. Они могут проводиться с участием солистов-вокалистов, инструменталистов, либо хора;

–камерные: концерты камерных оркестров или ансамблей, исполняющих музыкальные произведения малых форм – сонаты, трио, квартеты, квинтеты и т.д. Камерные концерты могут также проводиться с участием солистов-вокалистов или инструменталистов;

–концерты хоровых, танцевальных коллективов: хор, капелла, ансамбль песни и танца, ансамбль танца и т.д.;

–концерты духовых оркестров, оркестров или ансамблей народных инструментов;

–концерты выступающих с классическим репертуаром сольных исполнителей: чтецов – мастеров художественного слова, артистов-вокалистов (оперных и камерных), солистов-инструменталистов, артистов балета. Они могут проводиться в сопровождении аккомпаниаторов-концертмейстеров, ансамблей и оркестров;

– музыкально-литературные концерты, в которых исполняются  музыкальные и литературно-драматические  произведения силами инструменталистов, вокалистов, чтецов – мастера художественного  слова, артистов балета;

–концерты-лекции: тематические лекции о творчестве композиторов, писателей, выдающихся исполнителей, о музыкальных и литературных произведениях, сопровождающихся исполнением соответствующих произведений и отрывков из них.

    К эстрадным концертам относятся:

– концерты эстрадно-симфонических  и эстрадных оркестров, джазоркестров  и ансамблей, эстрадно-инструментальных ансамблей, исполняющих легкую инструментальную музыку;

–концерты вокальных, вокально-инструментальных и вокально-танцевальных ансамблей. Ансамблей оперетты, исполняющих легкие вокальные музыкальные произведения;

–концерты артистов-вокалистов музыкальной комедии, эстрады и исполнителей народных песен;

–концерты артистов разговорного жанра (артисты драмы, театров кукол, эстрады, фельетонисты, куплетисты и др.);

–театрализованные эстрадные представления, а также концерты эстрадных коллективов с театрализованной программой (театры миниатюр, мюзик-холлы, ансамбли эстрадного танца, пантомимы, балета на льду, кукольные группы);

–концерты коллективов эстрадно-народного плана, исполняющих легкий, развлекательный репертуар;

– концерты артистов спортивно-цирковых, или эстрадно-цирковых жанров.

     Отметим, тем не менее, что деление концертов на филармонические и эстрадные подчас оказывается весьма условным.

     Исследовав  литературу по данной проблеме, возникла необходимость систематизировать классификацию концертных программ.

Устраивая самый обычный, так называемый текущий, концерт, мы должны знать, ради чего, с какой целью он организуется и проводится.

Концерты по целевому назначению бывают отчетными (например, творческий коллектив отчитывается перед школой за прошедший сезон, или за какую либо поездку),  смотровыми (участие в смотре художественной самодеятельности), праздничными (выступление в честь праздника), юбилейными (юбилей школы, юбилей коллектива художественной самодеятельности и т.п.)

       Концерты также отличаются местом проведения. Они бывают стационарными (выступление на своей привычной сцене) и выездными (гастрольными). Например, в последнее время в общеобразовательных школах Приднестровья сложилась замечательная традиция выезжать с концертными программами в дома ребенка, интернаты для престарелых людей в подшефные детские сады.

         Концерты бывают различными по составу участников. В программе могут быть задействованы и взрослые и дети, профессиональные исполнители вместе с любителями. Ярким тому примером являются многочисленные концерты Приднестровского Государственного симфонического оркестра и лучших учащихся детских музыкальных школ.

       В зависимости от числа участников концерты подразделяются на следующие виды:

-сольные (выступление одного исполнителя-бенефис);

-групповые (выступление группы исполнителей - ансамбль, коллектив и т.п.)  -смешанные или коллективные (выступление в одной концертной программе и отдельных солистов, и групп, и ансамблей, и творческих коллективов).

    Концерты различаются  и в зависимости от числа  жанров. Известны одножанровые концерты (только литературные или только  хореографические, музыкальные концерты) и многожанровые, которые чаще  всего называются сборными. В таком концерте встречаются песни, стихи, проза, танцы, цирковые номера, отрывки из спектаклей и т.д.

       Вид концерта зависит и от состава аудитории, для которой он проводится. На практике чаще всего встречаются такие виды:

-концерты для взрослой аудитории;

-концерты детской аудитории;

-концерты для смешанной аудитории.

     Организатору необходимо это учитывать, поскольку сегодняшние требования зрителей завышены.  Наибольшую сложность представляют собой концерты для смешанной аудитории. Трудно учесть интересы всех возрастных категорий зрителя, а в школе чаще всего в зале находятся и дети, и взрослые во время общих торжеств, праздничных концертов. Как лекцию или фильм, рассчитанный на взрослого слушателя и зрителя, нельзя демонстрировать в одно и тоже время для детей и взрослых.

     По способу построения программы: концертная программа или как

по-другому называют «сборный» концерт (дивертисменты) - одна из распространенных разновидностей  эстрадного зрелища, является, как правило, гибким и  мобильным. Его программы лишены тематического единства, составлены из произведений разных жанров и видов искусства в исполнении представителей разных художественных коллективов. При постановке такого концерта необходимо установление точной, оправданной по жанрам очередности номеров. В сборном концерте номера используются те, что есть.

    Сценарий его не отличается большой сложностью. Это, в основном, текст для ведущего  или конферансье между концертными номерами.   На данную роль необходимо обратить внимание, так как он несет на себе основную сюжетную и идейную нагрузку. Поэтому создание репертуара ведущего, а также «размещение» этого репертуара по всему концерту, «подача» номеров, нахождение кульминации конферанса, соответствующей кульминации всего концерта в целом должны находится в центре внимания постановщика, ставящего концертную программу.

    Каждая концертная  программа выстраивается постановщиком  по драматургической конструкции,  общей для всех видов зрелищных  искусств: экспозиция, развитие действия, кульминация и развязка.

     Кульминационная  точка любого «сборного» концерта  должна быть точно определена  постановщиком совместно с ведущим.  Ею, как правило, в «сборном  концерте» является выступление  артиста или группы артистов, представляющих высокий художественный  уровень среди участников данного  концерта. Режиссер выстраивает  отдельные номера в логической  последовательности, «играющей» на  главный эпизод концерта - его  кульминацию.

     Концертная  программа может быть театрализована: в плане ведущего, «подачи» номеров,  поисков драматургических «ходов»,  связывающих различные номера. Однако  театрализация должна быть направлена  на синтез концертных номеров  и при этом оставались основными  звеньями концерта.

Режиссер-постановщик концертной программы должен помнить, что каждый эстрадный номер требует своей  «подачи» - текстовой, музыкальной, особого  света, который создается с учетом характера и стиля номера.

Определенное внимание уделяется  оформлению сценической площадки.

      Жесткой связи между номерами в сборном концерте нет, и при необходимости умелый конферансье может что-либо поменять даже по ходу концерта. Подготовкой и проведением именно сборных концертов чаще всего приходится заниматься художественному руководителю досугового учреждения  или организатору школы по внеклассной работе.

          Тематический концерт строится по тем же законам, что и сборный, но его номера объединены какой-либо темой. В тематическом концерте все номера подбираются в соответствии с темой. Программа составляется из имеющихся в репертуаре коллективов, произведений или готовятся новые. Между номерами в таком концерте должны быть тематические связки ведущего. Подготовить такой концерт сложнее, организатору порой не хватает имеющихся номеров и специально готовятся номера, подходящие к данной теме.

Ведущий таких концертов  является связующим звеном, он через  все номера проводит основную мысль, нанизывает на нее каждое исполняемое  произведение. Тематические концерты, в свою очередь, подразделяются на сюжетные и несюжетные. В первом случае все номера все номера подчинены единому сюжетному ходу, а во втором случае - номера определяются другими мотивами организатора.

       Концерт  народного творчества - это распространенная форма эстрадного представления как для взрослых так и для детей. Такие концерты построены на подлинно фольклорной основе, имеют большое значение в эстетическом воспитании подрастающего поколения.

    Жанровое чередование  песенного и танцевального народного  материала, оркестр народных инструментов  и его использование в общем  решении концертного представления,  место и действенные функции  текстового материала, возможности  театрализации, являются исходной  позицией для создания концертного  представления на основе народного  творчества.

     Необходимо отметить включение в программу таких концертов юмористических номеров. В первую очередь это относится к жанру частушек, рассказов, шуточных танцев.

     Режиссер концерта народного творчества должен определить главную мысль, его сверхзадачу, сквозное действие, а затем построить концерт так, что бы его драматургию, обусловленную характером чередующихся номеров подчинить общему решению. Требуется найти точную экспозицию концерта, его развитие, кульминацию и финал. Другими словами  построить концерт по принципу музыкально-драматургического действия, основой которого являются номера.

…..Среди всех названных видов концертов, особое внимание надо уделить театрализованному концерту, поскольку этот вид самый зрелищный, яркий, масштабный, но самый трудный по замыслу, организации и воплощению. Они готовятся и ставятся по специально разработанному сценарию, в то время как традиционный (обычный) концерт лишь на основе составленной концертной программы. Театрализованный концерт рождается как бы дважды

– на столе драматурга

– на сцене под руководством режиссера

    Организатору  важно видеть, то каким по содержанию  является концерт, который он  готовит: тематическим (посвященный  одной теме) или политемным (с  разными тематическими блоками  и направлениями).

    Театрализованный концерт всегда являлся тематическим в своей основе. Главная тема определяет его сценарное и режиссерское  решение, своеобразную драматургию, где все компоненты концертно-сценического действия подчинены основной идее, объединены общим сценарно-режиссерским замыслом. Такие концерты чаще всего посвящаются значительной дате, большому празднику, торжеству. Это придает концерту большой размах, используются многие технические средства, участвуют  многочисленные  исполнительские коллективы, задействуется большая сценическая площадка. Такой концерт чаще всего имеет свою сюжетную линию, сквозных героев. Именно по этим основным признакам театра - он и назван театрализованным.

     Театрализованный концерт принес с собой мобильное членение действия на короткие эпизоды и номера с характерной динамичностью монтажной структуры. В данном случае сказалось влияние смежных искусств-кино, эстрады, цирка.  В таком концерте во главу угла ставится концертное действие обусловленное номерами различных жанров. На сегодняшнем этапе театрализованный концерт представляет собой органический сплав различных видов искусства: музыки, литературы, театра (музыкального и драматического), эстрады, кино и цирка. Он властно утвердился и в телевидении, приобретая различные формы, например «Голубой огонек».

В построении театрализованного  концерта окончательно утвердилась  в своих основных положениях концертная драматургия.

     В культурной жизни народа театрализованный концерт стал заметным явлением, так как он применяется во всех праздничных мероприятиях: день республики и день  города, юбилей школы, День Победы новогодние и рождественские праздники и мн.др..

Детские концерты. Основы воспитывающей миссии детской эстрады были заложены в 50-е годы Натальей Ильиничной Сац. При рассмотрении детских концертов следует уточнить, что имеются в виду концерты не для детей, где обычно исполнителями бывают взрослые, а концерты где все исполнители-дети.

Информация о работе Концерт как ведущая форма активизации творческого развития детей в условиях общеобразовательной школы