Концерт как ведущая форма активизации творческого развития детей в условиях общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 00:01, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность детских концертов, как формы культурно – досуговой деятельности школьников нельзя недооценивать, поскольку популярность концерта чрезвычайно велика. В условиях общекультурного кризиса, воспитание культурной личности, обладающей устойчивой системой ценностных ориентаций, способной сознательно строить свои отношения к природе, обществу, другим людям, самому себе, способной к творческой самореализации во всех сферах деятельности, представляется чрезвычайно важным. Среди разнообразных видов творческой деятельности детей наиболее часто встречающейся формой являются концерты.
И именно концерт является одним из значимых социальных институтов, способствующих культурному развитию и социализации личности.

Содержание

Введение ……………..……………………………………………………………3
Глава 1. «Развитие творческих способностей учащихся и создание условий для их реализации через концертную деятельность».

1.1 Творческие способности школьников……………………………………12
1.2 Сущность, понятие «концертная программа»……………………………23
1.3 Виды концертов и их характеристика……………………………………26
Глава 2. Технологический процесс подготовки концертной программы.
2.1 Сценарные основы подготовки концерта……………………………… 37
2.2 Выразительные средства в концертной программе………………………52
2.3 «Номер» как ведущий компонент концерта………………………………56
Заключение……………………………………………………………………64
Список изученной литературы……………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

РОГОЖНИКОВ СЕРГЕЙ.docx

— 114.99 Кб (Скачать файл)

8. Организатору важно каждый номер концерта ставить в выгодные для выступающего условия, что бы юный исполнитель испытал чувство радости от выступления, имел успех.

9. Важно заботиться и о целостности впечатления от всей концертной программы, помнить о ее развитии, динамике, поэтому более «спокойные» номера открывали программу.

При организации и проведении новогоднего концерта «Зимняя сказка»  постановщику приходилось  сталкиваться с огромным количеством административных вопросов и проблем, от которых зависела судьба всего мероприятия. Это и приобретение детских подарков и сувениров, и изготовление и пошив костюмов, а для выездных шефских концертов необходимо было еще и подумать о транспортных расходах.

         Концерт любого вида может  иметь еще свою дополнительную  жанровую окраску, что сразу  же просматривается в его названии: например, митинг-концерт, концерт-бенефис  и т.д. В некоторые концерты  их авторами включаются такие  структурные части, как пролог  и эпилог, которые несут смысловую  и художественную задачу по  общему замыслу сценариста и  режиссера.

Не следует забывать, что  культурно – досуговая деятельность – педагогически организованная деятельность или, во всяком случае, должна быть таковой.

– Определение формы проведения программы, места и времени. Концертная программа

– Разработку подробного плана подготовки и проведения концерта, где четко будет обозначено: какие мероприятия надо осуществить, к какому сроку, кто персонально за это отвечает. Не следует забывать: когда отвечают все – не отвечает никто.

Второй этап подготовки концерта – этап составления, обсуждения и  утверждения программы. Программа  – это подробный перечень номеров  концертной программы. После принятых заявок от каждого класса и творческого коллектива сценарной группой студии «Гармония», была представлена программа концерных номеров в оргкомитет для обсуждения и утверждения

      Третий этап  подготовки концерта самый ёмкий  и сложный, – этап осуществления программы. Самым сложным моментом  на данном этапе явилось написание сценария.

      Многие  авторы, рассматривая сценарий как  продукт творчества, стремились  определить его как «особый  вид литературы», «особый вид  публицистики», драматургическое  произведение особого рода и  т.д.

      Слово  «сценарий» итальянского происхождения,  первоначально означало «декорация»  и функционировало в смысле  художественно-декоративного оформления  сценического пространства. В настоящее  время сценарий является драматургической основой концертных программ, эстрадно-цирковых и театрализованных зрелищ, всевозможных культурных и досуговых программ. Сценарий, функционируя как драматургическая форма в различных областях художественно-творческой деятельности, имеет и разнообразные толкования. Так, в словаре Брокгауза и Эфрона сценарий определяется как список лиц, участвующих в пьесе с указанием порядка их появления на сцене.

    В современных словарях понятие «сценарий», в первую очередь, употребляется в связи с искусством кинематографии, а также рассматривается как сюжетная схема, по которой создаются балетные спектакли, массовые зрелища, концертные программы и т.п. Становление и развитие сценария как драматургической формы культурно-досуговых программ восходит к началу 20-30 годов ХХ столетия, ко времени появления агитационно-художественных бригад.

    Хотя само понятие этого определения простое.  Сценарий-это подробная литературная разработка культурно-досуговой программы. Многолетняя практика показывает, что проведение праздничных мероприятий любого учреждения начинается со сценария или сценарного организационного плана.

      Подготовка  концертной программы требует  значительного времени, из-за  большого объема работы. Тем более,  если концерт проводится на  школьном  уровне, организаторам  необходимо продумать все этапы  проведения, начиная с пробуждения интереса аудитории к мероприятию, написания сценария, работой над постановкой самого концерта и решением многих организационных вопросов.

Следующим важным этапом в  работе над концертной программой является репетиционно-постановочная  работа, в которую входило составление  репетиционного плана, он может быть составлен только после того как  все сроки подготовки к репетиционному периоду определены: отобранные творческие коллективы со своими концертными номерами, записаны фонограммы, изготовлено оформление сцены и только после этого началась непосредственная репетиционная работа.

Для проведения репетиционно-постановочного процесса был разработан график репетиций, куда вошли индивидуальные репетиции  каждого творческого коллектива с своим концертным номером, а  также общие репетиции всех участников концерта. 

Монтировочные репетиции  проводились с ответственными и  техническими работниками без исполнителей и коллективов. Здесь проверяется: звук, свет, перемещение декораций  и т. д.

   На прогонных репетициях  вырабатывались последние уточнения  действий исполнителей, проверялось  состояние костюмов.

    Завершилась подготовительная  работа над новогодним концертом  двумя главными репетициями: технической  и генеральной. На общих и  генеральных репетициях постановщиком,  готовые концертные номера  были  объединены в единую целостную  программу. На генеральной репетиции   необходимым  условием было  присутствие всех участников  концерта. Это дало возможность  составить целостную картину  программы, просчитать хронометраж,  чтобы избежать затянутости. 

 После того, как программа  составлена и утверждена, необходимо определить, какие затраты необходимы для осуществления задуманного проекта. Для этого необходимо составить смету расходов. Наличие программы и сметы расходов позволит начать непосредственную подготовку программы. Она включает в себя:

– работу с творческими коллективами (подбор исполнителей, проведение рабочих  репетиций, монтировочных и генеральной);

– подготовку сценической площадки ее оформление;

– подбор и изготовление реквизита  и костюмов;

– звуковое оформление – поиск  музыкального решения замысла программы  и работа с техническими средствами;

– работу над видеорядом (использование  кино, видео, слайдов);

После осуществления подготовительной работы наступает момент проведения концерта. Его успех зависит от многих факторов: умения организаторов  мероприятия создать праздничное  настроение; чёткой работы режиссера  и помощников режиссера, звукорежиссера, осветителя, рабочих сцены; готовности творческих коллективов, слаженности работы технических служб и т.п.

На данном этапе хотелось бы обратить внимание на роль режиссера в подготовке и проведении концертов.

Концертная программа  – это сценическое или площадное  произведение, которое по своей природе  должно иметь драматургию. Драматургический процесс заключается в выстраивании сюжета и поиска образного решения  концерта.

Драматургия – это сюжетно  образная концепция культурно –  досуговой программы, будь то концерт, спектакль, эстрадный номер и  т.д. драматургия –это сюжетно-образная концепция массового действа, где  само драматургическое действие создается  через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения концертной программы.

Режиссер культурно –  досуговых программ создает особого  рода действие из сложнейшего сочетания  движений, музыки, света, цвета, особой звуковой структуры, специфически освоенного огромного пространства, на котором действует огромное количество исполнителей.

Режиссер концерта сочиняет, композиционно выстраивает все  многочисленные звенья сценического произведения. Процесс сочинительства – главнейший этап на пути создания программы.

     В процессе обдумывания будущей программы, планируя его смысловую и эмоциональную структуру, режиссер проводит «оценку фактов».

В руках режиссера концерта огромный арсенал выразительных  средств, и от него целиком зависит, в какое русло они будут  направлены, какую цель будут преследовать, какие функции выполнять.

Режиссер программы может  и обязан во многом помочь исполнителю, выявить в исполнителе личность – самостоятельность человека, гражданина и художника. Раскрытие личности исполнителей – вот что придает  неповторимость произведению сценического искусства любого жанра. Все это  указывает на особо тесную связь  режиссуры и педагогики. Они настолько  связаны между собой, что трудно провести грань, где кончается одна профессия и начинается другая. А  педагог – прежде всего воспитатель. Режиссер обязан быть чутким воспитателем, обязан уметь разглядеть подлинное  дарование, поверить в него, помочь раскрыться. Это одна из главных  функций режиссера, предмет его  постоянных забот.

Режиссура, постановка программы  – это всякий раз сотворение нового мира, в котором исполнители роли – тоже всякий раз входят в новый  мир, отличный от повседневного. Режиссура  не только замысел, постановочная идея и не просто создание программы, но и непременное формирование творческой личности исполнителя в самом  процессе создания культурно – досуговой  программы. И происходит этот процесс  воспитания, педагогического воздействия  режиссера на актера-исполнителя  в каждой программе.

А. Довженко считал, что режиссерская профессия «это больше, чем профессия, это деятельность, деятельность очень сложная, требующая целого ряда данных.

Режиссер концерта создает  особого рода действие из сложнейшего  сочетания движений, музыки, света, цвета, особой звуковой структуры, специфически освоенного огромного пространства, на котором действует огромное количество исполнителей.

Технология работы режиссера  концертной программы характеризуется  единством драматургически-режиссерского  замысла.

Нет ничего труднее, чем изложить на бумаге сложнейший процесс возникновения  и претворения в жизнь замысла  концерта, сохранив в этом изложении  логическую стройность и последовательность. Дело в том, что практически этот процесс необычайно сложен. Часто, когда  концерт проведен, просто невозможно определить, что появилось раньше, а что позже, где причина, а  где следствие, – почему родилось именно данное, а не какое-то иное конкретное решение. Ясным и точным остаются только отправленные идейные позиции, а дальше начинаются поиски, сомнения, мучительные трудности рождения художественного образа.

После проведения концерта наступает  четвёртый этап – этап подведения итогов и анализа результатов. Этому  этапу, как правило, уделяется недостаточное  внимание, а между тем, он очень  важен. Во-первых, после окончания  мероприятия необходимо привести в  порядок территорию, на которой оно  происходило. Во-вторых, привести в  надлежащее состояние реквизит, декорации, костюмы.

Затем, наступил момент обсуждения и  анализа проведенного концерта. В  ходе этого обсуждения организаторы концерта обсуждали все хорошие  и неудавшиеся моменты, также  предстояло  выяснить, была ли достигнута цель или нет, какие принципиальные ошибки были допущены, или, наоборот, что  нового и интересного было достигнуто.

По итогам проведенной  концертной программы  и её обсуждения, нами был оформлен методический материал, куда вошли:

– протоколы заседания оргкомитета;

– план подготовки и проведения программы;

– программа концерта;

– эскизы оформления зала и костюмов;

– видеоматериал (фотографии, видеосъемки);

– отзывы средств массовой информации и зрителей;

– протоколы или иные документы с материалами обсуждения анализа проведенного мероприятия.

    Особенное внимание  режиссеру постановщику необходимо уделить подготовке ведущего концертной программы. Зачастую в новогодних мероприятиях   в качестве ведущих выступают персонифицированные герои: Дед Мороз, Баба Яга, Зима и т.д.  Режиссер-постановщик  должен наделить каждого героя особыми качествами, а также поставить четкие задачи актерской игры.

   В данной работе  автор изучал историю появления ведущих на сценических площадках и пришел к выводу, что первые ведущие появились в концертах сугубо филармонических. Единственной обязанностью их было верно и внятно произнести имя исполнителя и назвать произведение. В 30-е годы концертная деятельность стала бурно развиваться, концертные организации, а так же филармонии, берут на себя не только развлекательные, но и образовательные функции (познавательные) через концерт. Все это заставило ведущих больше разговаривать со слушателями, казалось бы сблизило их с конферансье. Однако ведущего никто не обязывал веселить публику, если ведущий и позволит себе шутку и вызовет смех слушателей, то это он делает по доброй воле.

С развитием концертной деятельности расширяется сфера деятельности ведущих. Ведущие сегодня, как правило  выступают в симфонических, камерных, тематических концертах. Многие из них дают информацию и с помощью этой информации расширяют зону общения со слушателями.

Ведущий концерта должен обладать острым чувством современного мышления, склада речи, манеры поведения, костюма, всего  внутреннего и внешнего облика. Он должен хорошо владеть словом и импровизацией, должен уметь подстраиваться под  данный концерт, улавливать состав и  настроение данной аудитории, настроить  публику доброжелательно, внушить  ей доверие к себе. Главное условие  его успеха – раскрепощенность. Ведущий должен чувствовать себя хозяином на концерте, принимающим  уважаемых гостей и уметь создавать  праздничное настроение. У ведущего кроме зрителя, слушателей, сидящих  в зале есть еще один объект деятельности – это актеры, артисты, участники  концерта.

Информация о работе Концерт как ведущая форма активизации творческого развития детей в условиях общеобразовательной школы