Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 00:01, дипломная работа
Актуальность детских концертов, как формы культурно – досуговой деятельности школьников нельзя недооценивать, поскольку популярность концерта чрезвычайно велика. В условиях общекультурного кризиса, воспитание культурной личности, обладающей устойчивой системой ценностных ориентаций, способной сознательно строить свои отношения к природе, обществу, другим людям, самому себе, способной к творческой самореализации во всех сферах деятельности, представляется чрезвычайно важным. Среди разнообразных видов творческой деятельности детей наиболее часто встречающейся формой являются концерты.
И именно концерт является одним из значимых социальных институтов, способствующих культурному развитию и социализации личности.
Введение ……………..……………………………………………………………3
Глава 1. «Развитие творческих способностей учащихся и создание условий для их реализации через концертную деятельность».
1.1 Творческие способности школьников……………………………………12
1.2 Сущность, понятие «концертная программа»……………………………23
1.3 Виды концертов и их характеристика……………………………………26
Глава 2. Технологический процесс подготовки концертной программы.
2.1 Сценарные основы подготовки концерта……………………………… 37
2.2 Выразительные средства в концертной программе………………………52
2.3 «Номер» как ведущий компонент концерта………………………………56
Заключение……………………………………………………………………64
Список изученной литературы……………………………………………...
б) вокальную (солисты-вокалисты, эстрадные певцы, вокальные ансамбли, ВИА, народные певцы-солисты, народные хоры, академические хоры);
в) танцевальную ( музыка в номерах классического балета, бальные танцы, народные танцы – парные и групповые);
г) музыку в речевых жанрах (музыкально-литературная композиция, куплет, музыкальный фельетон);
д) музыку в оригинальных жанрах (пантомима: сольная, групповая, массовая, иллюзионный номер, физкультурно-акробатический номер, клоунада).
3. Вокальный номер. Среди многочисленных средств воздействия на сердце человека важное место занимает песня. Слушая и исполняя песни, люди глубже воспринимают музыку, активно выражают свои чувства, настроение; постигая мир музыкальных звуков, учатся слышать окружающий мир, выражать свои впечатления, свое отношение к нему. Пение, как активная исполнительская музыкальная деятельность, очень способствует этому.
4.Хореографический номер. Умение опоэтизировать любое танцевальное движение или трюк, сделать его выразителем духовной жизни артиста движет развитием современной хореографии властно и целенаправленно. Однако следует помнить, что при создании хореографической композиции, отдельный хореографический трюк, оставаясь главенствующим, все же не является единственным. Как известно, в балете подготовка к движению, - с силой затем развертывающемуся, стилизуется и как бы выносится за скобки в виде отдельных preprations (фр.- приготовления; так в балете именуются подготовительные движения для исполнения сложных движений.) В современной эстрадной хореографии нечто подобное почти не наблюдается.
К пульсирующим, четким, ритмичным движениям большинства современных танцев уже неприменимы понятия «грации» и «элегантности», хотя они и включают эти свойства в высшей их степени. Но здесь уже нет «красивости», к которой приучил нас театр и балет, а налицо, какая-то совершенно иная «красота», отмеченная громадным волевым напряжением и мощной силой инерции тела.
5. Спортивно-цирковой номер. Само понятие «искусство цирка» в равной мере распространяется и на все виды представлений на манеже, в том числе на пантомиму, и на все спортивно-цирковые жанры, где дрессура равноценна с гимнастикой, акробатика – с иллюзией, а клоунада – с жонглированием или эквилибристикой. Несмотря на издавна и постоянно совершенствующуюся постановочную работу на манеже, изначально стремящуюся к созданию крупных целостных спектаклей, основой зрелища цирка продолжает оставаться номер.
Построение спортивно-цирковых
номеров во многом
Специфические
особенности концертных
Выстроить драматургию акробатического номера, номера иллюзионного или манипуляции (а номера каждого из этих жанров строятся на определённой драматургической конструкции, решённой специфическими средствами данного жанра – трюками, пластикой, аппаратурой) не сможет никакой наиталантливейший драматург, ибо он не будет знать «условной игры».
Какой драматург подсказал
С.А.Каштеляну сценарий
Режиссёр-драматург на основе
созданного им сценария ставит
номер, т.е. переводит
Язык концертных номеров. В драматургии концертного действия, при всей его специфичности, продолжают действовать основные силы единой драматической структуры. Однако все эти элементы выражены в сценарии массового празднества или эстрадного зрелища специфическим языком данного жанра.
Необходимо отметить,
что номер в данном случае
имеет большую
Концертный номер – это симбиоз профессиональных знаний, умений и навыков артиста с его сценической культурой. И в то же время, это, по сути своей, законченная сценическая миниатюра с интересной драматургией, яркой и понятной формой отражения сюжета исполняемого произведения, точно определённым жанром. Именно в концертном номере наиболее ярко проявляется стиль исполнителя, благодаря которому он становится, узнаваем и любим миллионами слушателей и зрителей. Но вот, наконец, у певца или музыканта уже есть в арсенале достаточное количество концертных номеров или его репертуар по объёму уже может составить целую программу. И встаёт вопрос: а как это сделать? Понятно, что сам артист без специального образования и надёжной команды с этой задачей не справится. А наша режиссёрско-постановочная группа поможет Вам сотворить особого рода синтетическое действо из сочетания слова, пластики, музыки, света, цвета, особой звуковой структуры и т.д. И вся эта красота только для того, чтобы все увидели Вашу творческую индивидуальность, оценили Ваши способности и стали Вашими поклонниками и единомышленниками.
Для детской аудитории необходим точный расчет времени концерта, поскольку дети быстро устают; важно очень тщательно продумывать подбор номеров, их расстановку, потому что дети любят зрелищность, разнообразие, хотят больше веселых и смешных номеров. Взрослая аудитория более восприимчива к глубинно-содержательным номерам, более терпима к проблеме протяженности по времени концерта, если он для них интересен.
Также не желательно показывать одни и те же номера для смешанной аудитории, без учета разницы восприятия. Различия в возрасте, уровне социальной зрелости, адаптации к жизни, уровне культуры, возможностях осмысления художественного материала, представленного на сцене, требуют продуманности и соответствующей подачи каждого номера.
также не желательно показывать
одни и те же номера для смешанной
аудитории, без учета разницы
восприятия. Различия в возрасте, уровне
социальной зрелости, адаптации к
жизни, уровне культуры, возможностях
осмысления художественного материала,
представленного на сцене, требуют
продуманности и
Разумеется, охарактеризовать все жанровые разновидности номеров было бы невозможно, да, и вряд ли нужно, так как они, отражая различные стороны действительности, являются наиболее “текучими”, изменчивыми, особенно в искусствах, синтезирующих в себе разнородные выразительные средства.
Таким образом, исследователи до сих пор не пришли к единому мнению относительно типологии жанров концертных номеров. Поэтому в литературе встречаются и другие наименования жанров и другая типология. Подобную ситуацию в относительно слабой концертной деятельности, можно считать естественной
Изучив и проанализировав
материалы главы второй
1. Любой концертный номер должен
вызвать в исполнителе и
2. Создание сценария концерта–
дело сложное, трудоемкое. И осуществлять
его необходимо со всей
3.Каждый новый сценарий
4. Специфика этого вида творчества заключается в том, что оно рассчитано не на чтение глазами, а на слуховое и зрительное восприятие, которое требует броскости, афористичности, занимательности и одновременно предельной ясности высказываний.
Заключение.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы «Концерт как ведущая форма активизации творческого развития детей в условиях общеобразовательной школы» автором была изучена научная литература по развитию творческих способностей детей через концертную деятельность. В качестве практического примера представлена творческая студия «Гармония» общеобразовательной школы №2 города Бендеры, на базе которой была осуществлена постановка новогоднего концерта «Зимняя сказка» .
Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности постигать знания, как в привычной, так и в нестандартной ситуации. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство со стороны педагогов. Роль учителя — создать обстановку отсутствия страха, пробудить в нем фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу и веру в свои силы, подвести его к мысли, высказанной Уолтом Уитменом: “Ни у кого нет таких дарований, которых бы не было у тебя, ни такой красоты, ни такой доброты, какие есть у тебя, ни дерзанья такого, ни терпенья, какие есть у тебя!» [15]
Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.
Детский возраст
имеет богатейшие возможности
для развития творческих
Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда — порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать.
Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики — это вопрос о творчестве детей и о значении творческой работы для общего развития ребенка. Существует распространенное мнение, что творчество является уделом избранных и что только тот, кто одарен особым талантом, должен его развивать в себе, и может считаться призванным к таланту. Однако этот вывод является спорным, а с точки зрения школы — недопустимым.
Успешное развитие
творческих способностей
В сложившихся
современных условиях детям и
подросткам не всегда интересен
традиционный подход, который
не способствует созданию
В ходе исследования была изучена основная форма культурно-досуговой программы-концерт, охарактеризованы виды и жанры концерта и выявлена специфика режиссерских технологий постановки концерта.
Концертное выступление – это
конечный результат проделанной
подготовительной репетиционной работы.
Это один из важнейших аспектов работы
с исполнителем и коллективом. Это
всегда праздник не только для публики,
но и для самого артиста. И для
того, чтобы не затеряться в толпе
таких же талантливых, смелых и решительных
нужно не только умение что-то делать
профессионально (например, петь или
танцевать), но и «преподнести себя»,
показать свою творческую индивидуальность
с самых «выгодных сторон». То есть облечь
«ремесло» в красивую форму.
Так как сегодняшнее
время диктует нам свои условия существования
артиста на сцене, выходит, что визуальный
ряд бывает порой даже важнее каких-то
профессиональных навыков артиста. В этом
проявляется «сценическая культура» артиста,
в понятие которой входит не только поведение
на сцене, но и форма одежды (концертный
костюм), умение двигаться на сцене, общаться
с публикой, танцевать. Основной принцип
сценической культуры заключается в том,
что, показывая свою работу на сцене, артист
одновременно показывает свой интеллектуальный
уровень перед публикой. Для артиста это
происходит подсознательно, но публика
никогда не обманывается, она всегда всё
видит и подмечает.
Бесспорно, художественно-эстетические
свойства концертной программы безграничны.
Художественно-эстетическими свойствами
обладают, в первую очередь, базисные компоненты
программы - эмоционально привлекательная
тема, событие, проблема, смыслообразующий
контекст программы, оригинальное сюжетно-композиционное
построение, с помощью разнообразных приемов
монтажа организованная структурная целостность
программы.
Драматургия концерта – своеобразное и интересное явление в развитии эстрадного искусства и культуры в целом.
В ходе исследования, автором квалификационной работы сделаны следующие выводы:
1.В данной работе была предпринята попытка изучения проблемы творческих способностей. Для этого были рассмотрены проблемы творчества, творческих возможностей, творческой деятельности, творческих способностей.