Культура Греции классического периода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 21:29, реферат

Краткое описание

Актуальность выбранной мной темы реферата обуславливается тем, что достижения античного общества легли в основу современной европейской цивилизации и во многом предопределили пути ее развития. Огромен вклад античного общества и в мировую культуру. Культура античности по праву получила название классической, поскольку она стала образцом для последующего культурного развития человечества.
Целью данной работы является изучение культуры Греции классического периода.

Содержание

Введение
Глава 1. Особенности формирования греческой культуры.
Глава 2. Греческая религия и общественные празднества
2.1. Особенности греческой религии
2.2. Общественные празднества: Панафинейские празднества.
Глава 3. Искусство
3.1 Греческий театр и литература
3.2 Архитектура и градостроительство в V-IV вв. до н.э
3.3.Живопись и Скульптура
Заключение
Приложение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГАОУВП1.docx

— 379.91 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  ФГАОУВПО «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  
УНИВЕРСИТЕТ 
ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ИСТОРИИ И ВОСТОКОВЕДЕНИЯ 
ОТДЕЛЕНИЕ «ИНСТИТУТ ИСТОРИИ» 
КАФЕДРА ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

Культура Греции классического периода

 

                                                                                            

 


 

                                                                                    

              

 

 

 

 

 

 

 

Казань – 2014

 

Содержание

Введение 
Глава 1. Особенности формирования греческой культуры.

Глава 2.  Греческая религия и общественные празднества 
2.1. Особенности греческой религии 
2.2. Общественные празднества: Панафинейские празднества. 
Глава 3. Искусство 
3.1 Греческий театр и литература 
3.2 Архитектура и градостроительство в V-IV вв. до н.э 
3.3.Живопись и Скульптура

Заключение 
Приложение 
Список использованных источников и литературы 

 

Введение.

       Актуальность выбранной мной темы реферата обуславливается тем, что достижения античного общества легли в основу современной европейской цивилизации и во многом предопределили пути ее развития. Огромен вклад античного общества и в мировую культуру. Культура античности по праву получила название классической, поскольку она стала образцом для последующего культурного развития человечества.

Целью  данной работы является  изучение культуры Греции классического периода. 
Исходя из поставленной цели, я сформулировала следующие задачи:

  1. Описание и раскрытие особенностей  формирования греческой культуры классического периода.
  2. Выявление особенностей религии Древней Греции и рассмотрение общественных празднеств на примере Панафинейских празднеств .
  3. Описание и раскрытие  особенностей искусства Греции V-IVвв,  в ходе которых я попытаюсь сделать  краткий анализ  греческого театра и литературы,  архитектуры и градостроительства, а также живописи и скульптуры.

 

При написании данного реферата были использованы труды  и работы таких известных отечественных ученых, как Каллистов Д.П, Андреев Ю.В, Ляпустина Б.С. и Сурикова И.Е., а также труды и работы  И. Винкельман, П. Гиро, Марру А.-И, Виппер Б.Р, А. Боннар.

По культуре античной Греции создано огромное количество, как обобщающих трудов, так и работ, подробно освещающих различные сферы духовной жизни и художественного творчества. Основополагающим трудом по художественной культуре античности стала «История искусств древности» (1764) И. Винкельмана. Знаменитый немецкий ученый первым представил систематическое изложение развития стилей и их смены в древнегреческом искусстве. В центре его внимания – античный человек в его общественно-историческом окружении.

 

В 1897 г. в России был переведен труд П. Гиро (P Guiraud) «Частная и общественная жизнь греков», посвященный описанию учреждений, нравов, обычаев и быта эллинов.

В середине ХХ в. культура повседневности интересовала польских историков Л. Винничук (L. Winniczuk) и К. Куманецкого (K. Kumaniecki). Исследованием ментальности занимались У. фон Виламовиц-Меллендорф (U. Wilamowitz-Moellendorff), Е. Р. Доддс, Р. Онианс. Этой же теме посвящена работа «Цена свободы и гармонии» Ю. В. Андреева. Связь характера общества с формами мышления и особенностями духовной культуры рассматривается представителями школы «Анналов» Ж. – П. Вернаном (J.P. Vernant) и П. Видаль-Накэ (P. Vidal-Naquet). Обстоятельно и всесторонне рассматривается эллинская культура в исследовании швейцарского ученого А. Боннара «Греческая цивилизация».

   Неоценимый вклад в изучение культуры  классической Греции внесли и отечественные историки Ляпустин Б.С. и Суриков И.Е.  в «Истории Древней Греции». Авторы данной книги излагают историю возникновения и развития греческой цивилизации.

 

Глава 1. Особенности формирования греческой культуры.

В V-IV вв. до н. э. греческая культура стала одной из самых развитых систем древнего мира. Три важнейшие особенности придают ей исключительный характер: полнота, разнообразие и известная законченность составных частей культуры (литературы, искусства, философии); ее гуманистическая направленность; большой вклад греков в сокровищницу мировой культуры, создание шедевров, обогативших культурное творчество следующих поколений и прочно вошедших в жизнь народов Средиземноморья и Европы. Можно указать на несколько условий такого невиданного подъема.

Культура греков прежде всего создавалась на базе более динамичного способа производства, рационально организованного хозяйства. Греческая экономика с товарным производством, построенная на началах частной собственности, обеспечивала получение прибавочного продукта за счет более организованной и эффективной эксплуатации работников, создавала достаточные материальные возможности для культурного творчества.      
     Господствующий класс, состоящий из собственников относительно небольших поместий, мастерских, кораблей, должен был принимать деятельное участие в организации производства, был заинтересован в общем культурном прогрессе. Эта активная в социально-политическом отношении категория гражданства была больше готова к восприятию культурных ценностей, чем, например, бесправные общинники в странах Древнего Востока. 
     Процесс культурного творчества в разных полисах Греции имел свою степень интенсивности, причем был более плодотворным в государствах с демократическим устройством. Отсутствие замкнутого слоя правящей, отделенной от основной массы гражданства бюрократии и наемной армии, концентрация власти в руках Народного собрания, ежегодно сменяемый и контролируемый аппарат управления, ополчение как основа военной организации порождали близость государственных институтов и основной массы гражданства, предполагали активное участие граждан в государственных делах, воспитание культурной и политически мыслящей личности.  
    Постоянное участие в прениях, обсуждение законопроектов и решений в Народном собрании формировало политическое мышление гражданина, с одной стороны, а с другой — способствовало расцвету ораторского искусства. Не случайно именно в Греции V-IV вв. до н. э. появляются прославленные ораторы: Перикл, Клеон, Исократ, знаменитый Демосфен. 
    Развитию греческой культуры способствовало отсутствие в стране могущественной жреческой организации, такой, например, как в странах Древнего Востока, где процесс культурного творчества был взят ею под контроль. Характер греческой религии, простота культовых обрядов, проведение главных религиозных церемоний выборными магистратами исключали возможность складывания разветвленной и влиятельной жреческой корпорации. Это предопределило более свободный характер образования, системы воспитания, мировоззрения и всей культуры.  
       В этом же направлении действовал и еще один важный фактор: довольно широкое распространение грамотности, т. е. умения писать и читать, грекам были доступны замечательные произведения историков, философов, драматургов, писателей. Широкое распространение грамотности характерно для демократических государств, предполагающих политическую активность рядовых граждан, их участие в выборах, голосованиях, составлении решений, знакомстве с документами государственной важности. Именно возможность чтения и компетентного суждения о прочитанном была важным стимулом для творчества греческих мыслителей.

Одним из непременных условий формирования греческой культуры являются особенности ее природного окружения. В целом природные условия оказались на том этапе исторической жизни довольно благоприятными для расцвета греческой культуры. И дело не в том, что греческая природа очень щедра к человеку и легко предоставляет ему все блага, а в том, что она побуждала людей к труду, требовала от них трудолюбия как необходимого условия существования.  
      Холмистый рельеф, среднего плодородия земля, поросшая цепким кустарником, в классический период греческой истории стала приносить щедрые урожаи винограда, маслин, фруктов, овощей, а в ряде областей — и зерновых потому, что грекам пришлось расчистить от деревьев и кустарников посевные площади, взрыхлить и удобрить каменистую землю, ввести новые агротехнические приемы, вывести новые сорта.  
    На территории Балканской Греции много полезных ископаемых: железной и медной руды, высококачественной глины, строительного известняка и мрамора, серебра и золота. Однако они лежат глубоко в земле и, чтобы добыть их и использовать в производстве, нужно было прорубить глубокие шахты, провести от них разветвленные штреки, а все это требовало знаний, сметливости, трудолюбия, веры в созидательные силы человека. 
   Невозможно представить себе греческую природу без моря.  Морские связи не только обеспечивали получение продовольствия и сырья, но и способствовали взаимообогащению, обмену культурными достижениями. Греки овладели морем, оно стало частью их жизни, быта, культуры. Но чтобы овладеть капризной и могучей стихией, нужно было проявить отвагу, иметь специальные знания, приноровиться к капризам морских течений и ветров, разработать приемы кораблевождения, нужны были новые типы судов, которые могли бы пуститься в далекое плавание.

Глубокий эстетизм греческой культуры в значительной степени был порожден красотой окружающей природы. В Балканской Греции, этой небольшой стране с невысокими горами, расчленяющими территорию на множество маленьких долин, покрытых зеленью спускающихся с гор лесных массивов, и бесконечным морем, можно видеть уравновешенное сочетание разных типов ландшафта и разнообразных природных красок горных вершин, зеленых долин, синего моря, голубого неба.  
    Для мировоззрения древнего грека классического времени, для всей греческой культуры характерно тонкое чувство природы, заложенной в ней соразмерности и естественной гармонии, которое по-разному было реализовано в музыке, философии, архитектуре, скульптуре, литературе.1

Глава 2.  Греческая  религия и общественные празднества 
2.1. Особенности греческой религии.

    Религия была органической частью греческой культуры и оказывала на нее большое влияние. Так же как и у других народов древности, греческая религия определяла основы мировоззрения, нравственности, формы и направление художественного творчества, его разных проявлений в литературе, архитектуре, скульптуре, живописи, даже философии и науке. 
    Богатая греческая мифология, сложившаяся еще в архаический период, многочисленные сказания о взаимоотношениях богов, героев между собой и людьми создали богатый арсенал образов, которые стали отправной точкой для разработки художественных типов сильных людей, выступавших против слепых сил природы, против самих могущественных богов, послужили основой для создания замечательной греческой литературы V-IV вв. до н. э.2

Греки представляли богов и героев в образах красивых людей, это стало исходным рубежом для разработки скульптурного образа героизированного гражданина, полноправного члена полисного коллектива. Прекрасное божественное существо живет, по представлениям Греков, в прекрасном жилище, и греческие архитекторы направили свои усилия на разработку храмового здания как наиболее совершенного архитектурного сооружения и сделали его одной из исходных основ для развития всей греческой архитектуры.

2.2. Общественные празднества: Панафинейские празднества.

Духовная жизнь афинского общества была неразрывно связана с поклонением покровительнице полиса – богине Афине Палладе. В посвященном ей празднике Панафинеи (т. е. Всеафинские празднества) принимало участие все население полиса. Здесь наиболее полно проявился общеполисный коллективизм в религиозной сфере. 3Учрежденные, согласно легенде, Тесеем, ставшие традиционными при Писистрате, набольшей пышности празднества в честь Афины достигли в V в. до н. э.

     Праздник Великие Панафинеи проводился раз в четыре года в середине 4лета (Малые Панафинеи проводились ежегодно.). Начиналось празднество с ночного факельного шествия и музыкальных представлений с танцами. На следующий день совершалось торжественное шествие афинян с Агоры на Акрополь. Во главе процессии шли самые заслуженные и авторитетные граждане полиса. Участники шествия несли новые роскошные одежды для статуи Афины в храме Эрехтейон (их несколько месяцев ткали самые благонравные афинские девушки), вели жертвенных быков для заклания. По завершении религиозной церемонии начинались конные состязания. Со временем стали проводить также Панафинейские игры. Вначале это были только состязания атлетов. При Перикле праздник украсили поэтическими и музыкальными состязаниями, для которых построили специальное театральное сооружение – Оде он. Победитель состязаний на Панафинейских играх получал расписную амфору, наполненную оливковым маслом. О популярности этих состязаний свидетельствуют многочисленные находки панафинейских амфор. Особенно много этих призов найдено в Великой Греции, где в некрополях среди самых ценных вещей были и вазы – призы, завоеванные гражданином в состязаниях в честь Афины.

 

3. Искусство.5 
3.1. Греческий театр и литература.

Растущая популярность театральных представлений привела к тому, что они не только заняли доминирующее место в религиозных и общественных празднествах, но отделились от религиозных церемоний, стали самостоятельным видом искусства, занявшим особое место в жизни древних греков. В архаический период театральные представления давались в разных местах, в V в. до н. э. появляется специально предназначенная для сценических действий площадка. Как правило, она выбиралась у подножия пологого холма, склоны которого обрабатывались в виде каменных ступенек, на которых рассаживались зрители (места для зрителей назывались театрон от слова теаомай - смотрю). Ступени располагались полукругом, разделялись на ярусы, возвышающиеся друг за другом, и сектора, разделенные проходами, как на современных стадионах. 
   Само сценическое действие проходило на утрамбованной круглой площадке, впоследствии вымощенной мраморными плитами и называемой орхестрой. В центре орхестры находился жертвенник Дионису.6 На орхестре выступали актеры и хор. Позади орхестры находилась палатка, где актеры переодевались, откуда они выходили на публику. Эта палатка называлась скена. Впоследствии вместо небольшой и теряющейся на фоне обширной орхестры палатки для переодевания стали строить постоянное высокое сооружение, на выступающей к зрителям' стене которого рисовались декорации, изображавшие, как правило, фасад дворца, храма, крепостные стены, городскую улицу или площадь. 
  Сценическое действие разыгрывалось как диалог между одним актером и хором. В V в. до н. э, на сцену были введены еще два актера, и сценическое действие усложнилось, а роль хора уменьшилась. Актеры выступали в масках, которые покрывали не только лицо, но и голову. Маски изображали людей самого различного типа, возраста, общественного положения, даже передавали душевное состояние и нравственные качества. Мифологические герои или боги изображались значительно более крупными, чем обыкновенные люди, для этого актеры надевали специальную обувь с высокими подошвами-котурнами, носили высокий головной убор и подкладывали под одежду прокладки, чтобы казаться мощнее.7 Этот реквизит был необходим еще и потому, что при очень больших размерах греческих театров и отдаленности зрительских мест от орхестры актеры в таких костюмах становились заметнее, легче было следить за их игрой. Они играли в длинных одеяниях, в которые, по преданию, облачались в древности цари и жрецы. Применялись и некоторые механические приспособления. Например, если нужно было показать действие внутри дома, на орхестру выкатывали специальную деревянную платформу, где и располагались актеры. Если по ходу действия нужно было показать парящего в небе бога, то использовали специальное приспособление. Особое шумовое устройство могло воспроизводить удары грома. 
Греческие театры были рассчитаны практически на все население города и насчитывали несколько десятков тысяч мест.  
Театральные представления стали органической частью повседневной жизни. 8В Афинах, например, был учрежден специальный государственный фонд, так называемые "театральные деньги", который предназначался для раздачи бедным гражданам, чтобы они могли купить театральные билеты. И этот фонд не трогали даже при самых больших финансовых затруднениях государства, даже в случае военных действий. 
     В театрах играли пьесы прославленных греческих драматургов, в которых ставились животрепещущие вопросы современной жизни. Поскольку в театрах присутствовала обычно большая часть гражданского населения, зрители бурно одобряли или порицали автора.9 Греческие драматурги попадали, таким образом, в центр внимания своего полиса, и это, естественно, стало мощным стимулом для их творчества. V в. до н. э.- время необычайного расцвета классической греческой драматургии, появления титанов греческой и мировой литературы, великих трагиков Эсхила, Софокла и Еврипида, автора бессмертных комедий Аристофана. Их творчество знаменовало новый этап в мировом литературном процессе. 
  Отцом греческой трагедии считается Эсхил из Элевсина 10(525-456 гг. до н. э), ему приписывали создание 90 трагедий, из которых сохранилось семь. Наиболее известные - "Персы" (472 г. до н. э.), "Прикованный Прометей" (470 г. до н. э.) и трилогия "Орестея" (458 г. до н. э.), состоящая из трагедий "Агамемнон", "Хоэфоры" и "Эвмениды". Сюжетами трагедий Эсхила становятся давно известные мифологические сказания о титане Прометее, о преступлениях аргосских царей из рода Атридов. Только в "Персах" речь шла о реальных событиях - победе греков над персами в морской битве при Саламине. Однако Эсхил переосмысливает общеизвестные и незамысловатые мифы, вносит новые сюжетные линии, наполняет рассказ идеями своего времени, отражая в своих произведениях торжество полисного порядка и его идеологии.  В трилогии "Орестея" его творчество пронизано философскими рассуждениями о смысле человеческого существования, отношениях людей и богов. Для Эсхила свободная и нравственная жизнь возможна только в огражденном справедливыми законами полисном коллективе. Здесь нет места тем тягчайшим преступлениям, которыми насыщена предшествующая дополисная эпоха. Такая устроенная жизнь угодна и богам. Творчество Эсхила прославляло политические, идейные и нравственные устои греческого полиса. 
    В творчестве Софокла из Афин поднимаются важнейшие вопросы бытия (496-406 гг. до н. э.). Софокл, по преданию, написал свыше 120 трагедий, из которых дошло только семь. Среди них самыми знаменитыми стали две: "Царь Эдип" (429-425 гг. до н. э.) и "Антигона" (442 г. до н. э.). В них Софокл говорит о месте человека в обществе и мире. Что такое человек - марионетка в руках всесильных богов или творец своей судьбы? В образах фиванского царя Эдипа и его дочери Антигоны Софокл намечает свое решение этой темы. Софокл утверждает идею всемогущества человека, беспредельности его сил, возможности противостоять неотвратимой судьбе.

3.2.Аритектура и градостроительство  в V-VI вв до н.э.

Наиболее полно духовную атмосферу жизни классической Греции с ее гражданственностью и гармонией отразила архитектура. Политическое и социальное устройство греческого полиса классической эпохи потребовало адекватной организации центра всей жизни гражданской общины. Архитектор Гипподам из Милета (V в. до н. э.) предложил отказаться от хаотичной застройки городов и ввести их регулярную планировку. В ее основе лежала разбивка городской территории на прямоугольные кварталы пересекающимися под прямым углом улицами и выделение нескольких функциональных центров. В соответствии с теорией Гипподама был застроен Олинф, возрожден после персидского разрушения Милет и перестроен афинский порт Пирей.11

        Важнейшей частью полиса были священные участки, в центре которых воздвигались величественные храмы богам-покровителям. Наиболее значительными сооружениями, созданными в дорическом ордере, были храм Посейдона в Пестуме и храм Афины Афайи на острове Эгина. В святилище Зевса в Олимпии на священном участке (Альтис) находился ряд храмов, самый величественный из которых был посвящен громовержцу. Фронтон храма, построенного архитектором Либоном, был украшен скульптурной группой, изображавшей кентавромахию – битву кентавров с лапифами[21]. А внутри находилась знаменитая скульптура Зевса работы Фидия. Выполненная из дерева, инкрустированного золотом и слоновой костью, она была признана одним из семи чудес света.

 

3.3Живопись и скульптура12

На рубеже двух эпох — архаической и классической — стоит скульптурный декор храма Афины Афайи на острове Эгина. Скульптуры западного фронтона относятся ко времени основания храма, скульптуры второго восточного, заменившие прежние, — к раннеклассическому времени. Центральный памятник древнегреческой скульптуры ранней классики — фронтоны и метопы храма Зевса в Олимпии. Другое значительное произведение ранней классики — так называемый «Трон Людовизи», украшенный рельефами. От этого времени дошел также ряд бронзовых оригиналов — «Дельфийский возничий», статуя Посейдона с мыса Артемисий, Бронзы из Риаче. Крупнейшие скульпторы ранней классики — Пифагор Регийский, Каламид и Мирон. О творчестве прославленных греческих скульпторов мы судим, главным образом, по литературным свидетельствам и поздним копиям их произведений. Важнейшие произведения древнегреческой скульптуры поздней классики — декорация храма Асклепия в Эпидаврехрама Афины Алей в Тегее, храма Артемиды в Эфесе и Мавзолея в Галикарнассе.

   Среди известных мастеров имя Фидия затмевает собой всю скульптуру последующих поколений. Скульптурный декор работы Фидия прославлял богиню Афину и ее город.13 В храме стояла деревянная скульптура Афины, инкрустированная золотом и слоновой костью. Фронтоны храма были украшены скульптурами на темы двух мифов – о споре Афины и Посейдона за обладание Аттикой и о рождении Афины из головы Зевса. Рельефы на метопах (плитах фриза) изображали битвы греков с амазонками и кентаврами, что символизировало борьбу добра и прогресса со злом и отсталостью.  Фриз Парфенона считается вершиной греческого искусства эпохи высокой классики. Фидий также создал бронзовую скульптуру Афины Воительницы, которая была установлена на площади перед Парфеноном.

Информация о работе Культура Греции классического периода